РОЛЬ И МЕСТО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (из опыта работы ГБОУ СПО МО «Люберецкий политехнический техникум», г. п. Красково)
РОЛЬ И МЕСТО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
(из опыта работы ГБОУ СПО МО «Люберецкий политехнический техникум», г. п. Красково)
Корнеев А. В., преподаватель
В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества общего и профессионального образования, базирующегося на ключевых компетенциях, и это напрямую касается системы НПО, где реализуются программы профессиональной подготовки и за курс одиннадцатилетней школы.
А поскольку качество образования это цель, к которой должен стремиться педагог то педагогическую деятельность можно рассмотреть через универсальную схему любого вида деятельности: Цель – Содержание – Средство – Результат. Педагогическая цель определяется социальным заказом общества на образование, содержание - государственными образовательными стандартами и изменениями в личности обучаемого. Средства педагогической деятельности – в нашем случае сам дидактический процесс (методы, формы обучения), должен определять сам педагог [4, с. 5-6].
Исходя из выше сказанного инженерно-педагогический коллектив ГОУ НПО ПЛ № 82 МО выбрал одним из ключевых методов организации педагогического процесса и достижения качества образования технологию научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Научно-исследовательская работа учащихся – это одна из наиболее важнейших форм организации учебного процесса. Творческие объединения по интересам, проблемные лаборатории, ученические научные сообщества, конференции – всё это позволяет учащимся начать плодотворную, полноценную научно-исследовательскую работа. Эта работа является одной из форм самовыражения личности учащегося, его стремления к жизненному самоутверждению, развивает творческие способности, самостоятельность, умение разбираться в потоках информации, отбирать и перерабатывать нужную, знакомит с методами научной и творческой работы, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях [1, с. 4]. Важнейшими особенностями научно-исследовательской деятельности учащихся являются:
подчинённость её целей учебным задачам;
основными её мотивами являются познавательные;
она осуществляется под руководством преподавателей, мастеров производственного обучения;
в процессе научно-исследовательской работы у учащихся формируется профессиональная самостоятельность, способность к творческому решению практических задач с началом работы после окончания учебного заведения;
научно-исследовательская деятельность учащихся способствует расширению сведений для успешного разрешения различных проблемных ситуаций, с которыми можно столкнуться в будущем.
Мотивами научно-исследовательской деятельности выступают:
понимание её личной значимости;
любознательность;
стремление внести посильный вклад.
Одним из факторов формирования мотивов научного творчества является воздействие на обучаемых со стороны преподавателей, мастеров производственного обучения, администрации, товарищей по учёбе. При этом тема научно-исследовательской работы должна содержать элемент новизны, давая тем самым учащимся возможность провести небольшое самостоятельное исследование. А руководитель данной работы должен учитывать особенности и склонности учащихся, помогая им остановить свой выбор на той или иной теме.
Всю научно-исследовательскую работу, которую выполняют учащиеся лицея, можно разделить на две большие групп:
работы, предусмотренные действующим учебным планом;
исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.
Основными и наиболее важными формами научно-исследовательской работы в рамках учебного плана, охватывающей всех учащихся в период обучения, являются:
учебно-исследовательская работа, курсовое проектирование и курсовые работы;
производственная и преддипломная практика, дипломное проектирование.
Основными формами научно-исследовательской работы, выполняемой во внеурочное время являются:
творческие объединения по интересам;
проблемные группы;
творческие лаборатории;
участие в научно-практических конференциях внутри учебного заведения, города, района и т.д.
В современной педагогике выделяют три уровня реализации исследовательского обучения:
педагогический работник ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, а само решение предстоит найти учащимся самостоятельно;
педагогический работник ставит проблему, но сам метод её решения ученик ищет самостоятельно (допускается возможность коллективного поиска);
постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно [6, с. 409-410].
Как и всякую работу, процесс исследования целесообразно начать с планирования. Цель такого планирования – создать для студента ситуацию успеха независимо от результатов работы. План должен включать в себя следующие моменты:
составление технологической карты по работе над исследовательским проектом;
подготовка проспекта проекта;
выполнение проекта по утверждённому проспекту;
работа над устным выступлением и мультимедийным сопровождением к нему;
презентация (защита) учащегося.
В технологической карте обозначены цели и задачи для учащегося и преподавателя (или мастера производственного обучения), выделены этапы работы.
Письменный вариант научно-исследовательской работы должен иметь определённую структуру, то есть аппарат исследования, а именно:
цель исследования;
задачи и предмет исследования;
гипотезу;
краткое описание исследования;
анализ полученных результатов;
выводы.
Невозможно обойти вниманием и такой вопрос, как факторы способствующие внедрению и организации основ научно-исследовательской работы в учреждениях НПО (и СПО), то есть влияющие на подготовку квалифицированных специалистов, востребованных на современном рынке труда. Эти факторы можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К внешним условиям относится состояние материально-технической базы, которая на сегодняшний день устарела не только физически, но и морально. И судя по всему, данный фактор не будет устранён ещё долгое время, особенно в учреждениях НПО. К внутренним факторам можно отнести, например, формирование мотивации к профессионализму у учащихся, что соответствует возможностям педагогического коллектива. Педагог, не будучи сам исследователем, не способен развивать эти качества в других.
Согласно компетентностному подходу в логике модернизации, основной целью образования должно стать содействие формированию и развитию компетентности учащегося, которая даёт возможность, справится с различными многочисленными ситуациями и работать в группе. В нём сделан акцент на применение знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях.
Компетентностный подход и «деятельностное» содержание образования.
Что и как должен демонстрировать учащийся по окончании обучения?
Классический «знаниевый
подход» Традиционный «зуновскийподход»
Инновационный
«компетентностный подход»
Учащийся должен только показать владение знаниями; Учащийся должен показать владение умениями и навыками; Учащийся должен продемонстрировать готовность использовать полученные знания и умения в прежде не знакомой жизненной ситуации;
Например: ответить на вопросы контрольной работы, теста, экзаменационных билетов; Например: написать реферат, сочинение, решить задачу, выполнить опыт; Например: выполнить ранее не встречавшуюся задачу, реализовать и защитить исследовательский проект, представить портфолио;
В этих условиях развитие исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе интерпретируется как действенное средство его личного развития, что отражает глобальную цель современного образования. Подготовка специалиста, способного мыслить творчески, самостоятельно принимать решение в трудных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, - приоритетное направление в современном образовании постиндустриального общества. Достичь таких результатов возможно при помощи развивающих технологий, к которым относится проектная деятельность (метод проектов) [3, с. 42].
Проект в переводе с латинского означает «Брошенный вперёд». Метод проектов возник в начале ХХ в. в США. В этот период в России разрабатывались идеи проектного обучения под руководством русского педагога С. Т. Шацкого, но в силу недостаточной продуманности и последовательности этот метод был осуждён и до недавнего времени в нашей стране не применялся, в то время как широко использовался и развивался во всём мире.
Почему же метод проектов востребован сегодня? Главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных дисциплин для решения одной проблемы и применить полученные знания на практике. При этом у учащихся появляется простор для творчества.
Выделяются следующие стадии работы над проектом и определённые роли в деятельности преподавателя и учащегося.
стадии Деятельность педагога
Деятельность студента
Разработка проектного задания Отбирает возможные темы и предлагает их студентам Обсуждают и принимают решение по выбору темы
Выбор проекта Предлагает учащимся совместно отобрать темы проектов Группа учащихся совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает их всей аудитории для обсуждения
Участвует в обсуждении тем, предложенных студентами Самостоятельно подбирают темы и предлагают в группе для обсуждения
Выделение исследовательской части в темах проекта Предварительно вычленяет исследовательскую часть и предлагает её учащимся для выбора Каждый сам выбирает себе тему исследования. Активно обсуждают.
Формирование творческих групп Проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные темы исследований и виды деятельности Определив свои темы, группируются в соответствии с ними в малые команды
Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, отбор литературы, работа в Интернете Если проект объёмный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу Отдельные учащиеся принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в группе с последующим обсуждением
Определение форм выражения итогов проектной деятельности Принимает участие в обсуждении в группе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности
Разработка проекта Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Осуществляют поисковую деятельность
Оформление результатов Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Учащиеся оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
Презентация
(защита проекта) Организует экспертизу Докладывают о результатах своей работы
Рефлексия Оценивает своё руководство деятельностью учащихся, учитывает их оценки Осуществляют рефлексию процесса, оценивают себя в нём с учётом мнения других. Желательна групповая рефлексия
Метод проектов в форме курсового проектирования по учебным дисциплинам «История костюма» (профессия художник по костюму), «Технология и организация столярных работ» (профессия мастер столярного и мебельного производства), «Технология парикмахерских услуг» даёт возможность закрепить технологические знания и умения в процессе проектного создания какого-либо столярного изделия, коллекции одежды или причёски, нестандартного технологического решения. Проектирование как метод познания помогает учащимся осознать, какую роль играют знания и практические умения в жизни и обучении, когда они перестают быть абстрактными знаниями и становятся практически полезными и необходимыми для овладения секретами и тайнами профессии. Метод проектов способствует интеграции профессиональной и образовательной подготовки учащихся с установлением более прочных межпредметных связей (материаловедение, дизайн, черчение, математика, физика и др.).
Курсовая работа по «Истории костюма» помимо описательной составляющей по истории того или иного костюма содержит в себе и исследовательский момент, а также элементы проектирующей деятельности. Материальным результатом деятельности становится написанная курсовая работа, практически изготовленный исторический костюм на куклу-маникен, создание современной коллекции одежды по мотивам костюма, а также изготовление плоского наглядного пособия по истории костюма. Это внешний результат деятельности. Но помимо внешнего существует и внутренний результат данной деятельности, который проявляется в уровне сформированности базовых, ключевых и специальных компетенций. Здесь на лицо процесс интериоризации.
Курсовой проект по теме «Технология изготовления тумбы под бытовую технику» по характеру используемых умений – технологический проект. Будущий столяр разрабатывает дизайн конструируемого объекта, выполняет технологические чертежи, выбирает материал, рассчитывает выбор материалов и себестоимость готового изделия, определяет технологическую последовательность изготовления и обработки каждого элемента конструируемого объекта, порядок сборки готового изделия. То же самое можно сказать и по курсовым проектам, связанным с моделированием и созданием одежды.
В дипломный проект по профессии «Автомеханик» был включён такой раздел как «Принципы изготовления наглядного пособия». Учащийся должен был решить несколько задач стоящих перед ним. А именно: найти конструктивно верное решение (определить его содержание и форму), технически и технологически его воплотить и при этом позаботится о эстетичности, а также максимальной простоте использования пособия для демонстрации принципа его действия.
В ПЛ №82 на протяжении длительного времени сложилась система интегральной реализации проектной деятельности учащихся. Так в среднем в год на организацию данного вида деятельности администрация выделяет более 3 тысяч часов, преимущественно в виде творческих объединений по интересам. Стабильно работает 10 - 12 таких объединений в год. А именно:
«Компьютерная грамотность»;
«Театр причёски»;
«Театр одежды»;
«Стиль»;
«Мода и мы»;
«Дизайн причёски»;
«Дизайн одежды»;
«Краеведение»;
«В мире танца»;
«Декоративно-прикладное искусство» и т. д.
Причём между творческими объединениями по интересам наблюдается тесная взаимосвязь. Так «Театр моды» объединил и направил в единое русло усилия таких творческих объединений как: «Театр одежды», «Стиль», «Мода и мы», «В мире танца», «Дизайн одежды», «Декоративно-прикладное искусство» (то же самое можно сказать и о «Театре причёски»). Без этого было бы невозможно создать целостный, законченный образ музыкально-сценического действия, а учащихся ориентировать на новые проекты.
Многолетний положительный опыт работы коллектива лицея в данном направлении даёт право с полной уверенностью утверждать, что акценты в работе с учащимися были расставлены, верно. Это подтверждается наличием у 85% педагогов первой и высшей квалификационных категорий, почти 95% педагогов имеют высшее педагогическое образование; 14 человек имеют звание «Почётного работника НПО» РФ, более 20 человек грамоты Министерства Образования РФ, 15 человек звание «Ветеран труда», 5 человек лауреаты премии Губернатора Московской Области, 80% имеют различные виды поощрения регионального уровня. Лицей не раз становился победителем и лауреатом областных конкурсов профессионального мастерства, лауреатом и победителем Всероссийского конкурса модельеров «Экзерсис», лауреатом Открытого всероссийского конкурса парикмахеров «Московские берега».
Таким образом, подводя итог выше сказанному необходимо отметить, что исследовательская деятельность учащихся выступает важным элементом технологии активного обучения. Не зря единой общелицейской методической темой была выбрана тема: «Обучение и воспитание успехом». Практикоориентированный подход помогает превратить процесс обучения в результативную созидательную творческую работу, тем самым стимулируя стремление к самоактуализации, переоценке утилитарных ценностей, способных воспрепятствовать полноценному самоопределению, значительно повышая конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Таким образом, учащийся должен получить не законченную сумму знаний, умений, навыков, а некую компетентность, которая позволяла бы ему научиться познавать, делать, жить вместе и самореализовываться в быстро меняющемся постиндустриальном обществе [5, с. 37]. А это и есть сущность инновационного обучения [2, с. 27-28].
Достигнутые успехи вселяют уверенность и призывают к новым свершениям педагогический и ученический коллектив ПЛ №82.
Список использованной литературы:
Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001. – 48 с.;
Новиков А. М. Методология учебной деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2005. – 176 с.;
Новиков А. М. Постиндустриальное образование. – М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 136 с.;
Организация методической деятельности в профессиональных образовательных учреждениях. Методические рекомендации / Подготовлены Г. Е. Прохоровой. М.: Изд-во «Маршрут», 2005.- 48 с.;
Образование: сокрытое сокровище. Доклад международной комиссии по образованию для ХХI века, представленный ЮНЕСКО. Издательство ЮНЕСКО. 46 с.
Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. /Под ред. С. Я. Батышева. – М., АПО. 1998. – 568 с., ил. Т.1 – А – Л – 1998.;