«ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» (УМК Развивающая система Л. В. Занкова)

«ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
(УМК Развивающая система Л. В. Занкова)
Перестенко М. Н.,
учитель начальных классов
МБОУ – лицей № 32
Контроль и оценка результатов обучения являются обязательным компонентом  процесса обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту.
    Сложившаяся годами система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый санкциями, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Новая система оценивания должна: развивать у школьников умение, проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
Урок по окружающему миру «Древние государства» направлен на формирование УУД по основной содержательных линий курса и самооценивание учащихся посредством листа оценивания «Маршрутный лист».
Система развивающего обучения Л.В.Занкова, 3класс
Учитель начальных классов: Перестенко Марина Николаевна
Тема урока: «Древние государства».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель урока: систематизация предметных знаний на основе умений формулировать вопросы, делать обобщённый вывод и умении работать в группе.
Предметные задачи урока: обобщить знания учащихся о наследии Древнего мира; способствовать расширению кругозора детей, развитию наблюдательности, умению делать выводы.
Метапредметные задачи урока:
- познавательная: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
- регулятивная: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний, сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
- коммуникативная: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
- личностная: умение строить логическую цепь рассуждений
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению истории, бережное отношение к предметам, представляющую историческую ценность; умение общаться- «ученик»-«ученик», «ученик»-«учитель».
         Использование программного обеспечения: «Мы и окружающий мир», 3 класс, Н.Я.Дмитриева.,2013г.   Самара: Издательство «Учебная литература».(система Л.В. Занкова), компьютер, мультимедийный проектор, презентации.

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методический комментарий

1.Организационный этап
- Каким бы вы хотели видеть наш урок?
-Я желаю вам, чтобы этот урок прошел так как вы хотите: интересным, увлекательным, познавательным.
- От чего это зависит?
 
-Интересным, познавательным
  -От того, как мы будем отвечать, слушать друг друга и учителя.
Дети сами настраивают себя на урок.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Сегодня мы с классом идем в Эрмитаж. В Эрмитаже все экспонаты разделены на отделы: первобытной культуры, античного мира (Древняя Греция и Древний Рим), культуры народов Востока, истории русской культуры и др.
-Мы сегодня представим экспозицию «Наследие Древнего мира» и определили такие залы-отделы: Древний Египет; Вавилония; Древняя Греция; Древний Рим.
Для посещения музея, вам понадобятся маршрутные листы, которые помогут оценить работу посетителем «Эрмитажа»
 
Дети рассматривают фотографии музея. (Презентация: «Эрмитаж».)
Самооценивание 










Листы самооценивания

3.Актуализация знаний.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
Работа   в группах.
1.Устанавливают заранее подготовленные средства наглядности -иллюстрации, фотографии, рисунки, презентации.
2. Уточнение плана урока и тему урока
«Путешествие в античность»
Определение очередности посещения залов музея во время экскурсии.
-Мы подошли к музею. Прежде, чем мы пройдём в Эрмитаж, давайте вспомним правила поведения в музеи.
-Молодцы! Пройти в Эрмитаж мы уже готовы. Осталось распределить роли. Напомним,   какова роль «экскурсовода», «посетителей»

Дети распределяются на группы, готовят свои выступления, презентации. -нельзя кричать, громко разговаривать, руками трогать экспонаты.
- нужно внимательно слушать.
-«Экскурсоводы» знакомят «посетителей» с экспонатами своего зала; «посетители» задают вопросы.


 
Дети регулируют своё поведение во время урока.
 
   
«Вхождение» детей в роли на уроке.

4. Обобщение и систематизация знаний.
 
- У вас на партах лежат карточки с описанием древних государств. Ваша задача: определить по описанию название государства, которые мы изучили.
-Прочитайте задание, посовещайтесь и подготовьте ответ.
(1 группа: Первыми придумали, как записать слова и мысли. Писали они на «дощечках» из сырой глины, и называлась их письменность «клинописью», потому что значки были похожи на маленькие клинышки.
2 группа: -Какое древнее государство подарило человечеству бумагу?
3 группа: Цивилизация появилась на основе небольших общин, образовавшихся в долине Инда около 3000 г. до н. э.
4 группа: Люди были настоящими воинами, искусными строителями, возводя великолепные города с храмами и дворцами. Мужчины носили длинные одежды и бороды. Женщины одевались в туники с рукавами, непременной в их костюме была шаль. Известно, что мужчины продавали своих жен и детей в рабство в уплату за долги.)
- Время вышло. 1 группа ваш ответ.
  -2 группа. -3 группа.-4 группа.
Оценивание групп
 
- Мы считаем, что это Шумеры.
 
 
- Наш ответ. Китай.
 
Мы посовещались и решили, что это Индия.
 
- Наш ответ. Ассирия.
 
- Древний Египет; Вавилония; Древняя Греция; Древний Рим.

 

5.Применение знаний и умений в новой ситуации
Заочная     экскурсия   по   залам     исторического музея начинается.
 - У вас есть вопросы по прослушанному? (Если у учащихся возникли вопросы, они задают выступающим. Если вопросов нет- работа с учебником).
-Обратимся к учебнику. Откроем учебник на с.55. Ответим на вопрос.
-Молодцы.
 - У вас есть вопросы по прослушанному? (Если у учащихся возникли вопросы, они задают выступающим. Если вопросов нет- работа с учебником).
-Обратимся к учебнику. Откроем учебник на с.56. Ответим на вопрос.
-Молодцы.
- У вас есть вопросы по прослушанному?   (Если у учащихся возникли вопросы, они задают выступающим. Если вопросов нет- работа с учебником).
-Обратимся к учебнику. Откроем учебник на с.62. Ответим на вопрос.
-Молодцы.
- У вас есть вопросы по прослушанному?   (Если у учащихся возникли вопросы).
-Молодцы.
 
1 группа рассказывает о Древнем Египте.
 
 
2 группа рассказывает о Древней Греции.
 
 
 3группа рассказывает о Древнем Риме.
 

4группа рассказывает о Вавилонии.

Каждый ребёнок пробует себя в той роли, которую он определил.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
 
- Спасибо большое «экскурсоводам» за интересный рассказ.
- Сейчас мы проверим на сколько внимательными были наши «посетители».   Поиграем в игру «Угадай государство».
- В каком государстве кошка является священным животным?
- В каком государстве ценилось красноречие?
- В каком государстве ученики проходили суровую закалку?
- В каком государстве проходили бои гладиаторов?
- В каком государстве были «висячие»   сады?
-Молодцы.

Задание: соотнесите изобретение или достопримечательность с древней цивилизацией.
Колизей  Сфинкс Семирамиды Пирамиды Вавилонская башня
Древняя Греция  Шумер Древний Египет Вавилон Древний Рим
колесо битвы гладиаторов Олимпийские игры клинопись иероглифы


-Древний Египет.
 
- Афины.
 
- Спарта.
 
-Рим.
-Вавилония.
 

6.Рефлексия (подведение итогов занятия)
 
-Сегодня мы совершили заочное увлекательное путешествие в античность. Вы, ребята, подобрали интересный материал к уроку, за что мы очень благодарны вам.
- Какие впечатления остались у вас от урока?
- Оцените работу каждой группы
Маршрутный лист
№ группы
Название государства
Оценка

1
Др. Египет 
 

 2
 Др. Греция
 

 3
 Др. Рим
 

 4
 Вавилония
 

Итоги собственной работы подводятся на «Маршрутном листе»










- узнали много интересного о Древних государствах;
- с большим интересом рассматривали залы Эрмитажа,
- захотелось в «живую» посетить Эрмитаж.
Самоанализ учащихся.

 Маршрутный лист

Итоги работы «Древних государств»

№ группы
Название государства
Оценка

1
Др. Египет 
 

 2
 Др. Греция
 

 3
 Др. Рим
 

 4
 Вавилония
 



Итоги собственной работы































Приложение 1
     В Древнем Египте обожествляли многих животных. Бык Хапи служил символом реки Нил. Одним из важнейших богов был сокол Гор. Самым же любимым домашним животным была кошка. Жрецы объявили еёсвященным животным и посвятили богине Луны Бастет, которую изображали в виде женщины с кошачьей головой.
В храм этой богини приносили тысячи статуэток из глины, серебра, золота. Во время пожара в первую очередь спасали кошку, а потом имущество и детей. Когда любимица умирала, в знак печали члены семьи выбривали брови, стригли волосы. Чтобы тело животного защитить от тления, его бальзамировали как и тела фараонов Египта. Законы Египта сурово наказывали каждого, кто причинял вред кошке. Как вы думаете, почему? Объяснение очень простое. В Египте было много мышей, которые уничтожали запасы зерна.
До сих пор поражают людей пирамиды - гигантские усыпальницы египетских фараонов (царей). Самая высокая из них и одна из самых древних - пирамида Хеопса - достигает 146 метров в высоту. Это почти сорокаэтажный дом!

Приложение 2
Древняя Греция
Древняя Греция состояла из многих маленьких государств. Одно из них - Спарта. Даже в мирное время она была похожа на военный лагерь. Её граждане почти постоянно жили в казармах и лишь изредка навещали свои семьи. Такая готовность войска нужна была для защиты от внешних врагов и подавления выступлений рабов.
Сыновья граждан Спарты в семь лет поступали в школы, где проходили суровую закалку. Чтобы приучитьмальчиков безропотно переносить тяготы военной службы, их раз в год жестоко секли в храмах, при этом они не должны были даже стонать. Воинская доблесть почиталась в Спарте как высшая добродетель.
В другом греческом государстве - Афинах - тоже почитали храбрость и мужество, но придавали не меньшее значение наукам и искусствам. Здесь учёный Платон создал свою школу - Академию, а его ученик Аристотель -школу Ликей (отсюда - лицей). Очень любили в Афинах театр. Актёры выступали на открытых площадках. Чтобы увеличить свой рост, они носили сандалии на очень высокой подошве - котурны.
За этим примером кроется главное различие в государственном устройстве и общественной жизни двух городов.
В Афинах была демократия - власть народа (рабы народом не считались). Красноречие требовалось гражданам для убеждения народного собрания - высшего органа власти города. В нём мог выступить каждый афинянин (кроме рабов), а для этого надо было уметь красиво и убедительно говорить.
Спарта осталась в истории как пример очень жестокой формы рабовладельческого государства. В долгих войнах ей удалось разбить своего главного соперника - Афины и установить господство над всей Грецией. Но вскоре Спарта сама попала под власть знаменитого завоевателя Александра Македонского.


Приложение 3
Древний Рим
В легенде об основании Рима говорится, что двух младенцев- близнецов, брошенных в реку Тибр, вынесло на берег, где их нашла и выкормила волчица. Как Маугли - если вы знакомы со сказкой Киплинга.
Когда близнецы выросли, они основали город. Первым го правителем стал один из них - Ромул. Он назвал город по своему имени - Рим (Roma – по -латински).
Древние римляне прославились своим мужеством и преданностью городу. Рассказывают, что один из римских юношей, Муций Сцевола, во время войны пробился в лагерь врагов, чтобы убить их царя. Сцеволу схватили и обрекли на жестокую казнь. Тогда, желая доказать своё презрение к смерти и боли, он сам положил руку на раскалённую жаровню и, не дрогнув, терпел страшную боль. Царь был так потрясён мужеством героя, что возвратил ему свободу.
Древний Рим отличала простота нравов, почётен был труд, особенно сельский. Во главе города стояли дваправителя, которых выбирали на один год. Но в трудные времена назначался диктатор, которому вручалась почти беспредельная власть. Однажды таким диктатором избрали Цинцинната. Когда к нему пришли с этим известием, Цинциннат пахал своё поле. Выслушав посланцев, oн отёр пот с лица, надел тогу (одеяние римских граждан) и отправился спасать город. Выполнив порученное дело Цинциннат опять вернулся на своё поле.
В 73 году до н.э. вспыхнуло восстание рабов. Его возглавил гладиатор Спартак. Восстание было подавлено с великим трудом.
Позже к власти в республике пришёл Юлий Цезарь. После него в Риме утвердилась императорская единоличная власть, а цезарями стали называть верховных правителей Римской империи.
Императорам удалось продлить существование Рима. Но через некоторое время империя распалась на две половины - Восточную и Западную. Западная скоро рухнула под натиском кочевых народов. Восточная империя - Византия - просуществовала до 1453 года. Но это уже другой исторический период – Средневековье.
 
Приложение 4
Почти все сведения по астрономии, которые вам пока известны, были знакомы астрономам древней Вавилонии. В центре города Вавилона стоял огромный храм, одно из чудес Древнего мира, - Вавилонская башня. Там приносились жертвы богам, но одновременно башню использовали как обсерваторию, где жрецы наблюдали за небесными телами.
     Огромный вклад в мировую культуру внёс Древний Египет. Египтяне нашли более пригодный материал для письма, чем глина, - папирус. Это тростник, который в изобилии растёт по берегам реки Нил.
       В Вавилонии развивалось множество ремесел: дубление кожи, изготовление мыла и др. Здесь работали кузнецы, выдувалось стекло. Широкой известностью пользовались врачи, они проводили очень успешные операции.
Вавилоняне создали огромную империю, достигшую вершины своего могущества при царе Навуходоносыре II. В жены он выбрал красавицу Семирамиду, дочь царя горной страны Мидии. Семирамида очень тосковала по своей родине, которая так не похожа была на пыльный и шумный город, где ей пришлось жить с мужем. Навуходоносор любил свою жену, он решил сделать все, чтобы развеять ее печаль. По приказу царя в город были согнаны тысячи пленных, захваченных на недавней войне, и закипела работа. Рядом с дворцом было построено четырехэтажное здание из камня и кирпича. На каждом этаже насыпали слой плодородной земли и посадили деревья и цветы. Этажи соединялись между собой лестницами. Для поливки садов использовалось специальное устройство. Все это сооружение поддерживали мощные колонны, но издали казалось, что прекрасные сады висят прямо в воздухе- потому их и назвали «висячими садами».
К сожалению, это чудо света просуществовало недолго - около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садами, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло. Так погибло одно из чудес света.
Вавилоняне ввели систему счета, основанную на числе 60, из этой системы до нас дошло число минут в часе, а также число градусов (60 х 6) в окружности.

ОТКРЫТИЕ


АКТИВНОСТЬ


ЦЕЛЬ

ПОМОГУ ДРУГУ


ОЦЕНКА. САМООЦЕНКА

ФОРМА РАБОТЫ

УЧЕБНИК

ЗАДАЧИ

ЗАДАЧИ

УЧЕБНИК

ФОРМА РАБОТЫ

ОЦЕНКА. САМООЦЕНКА

ПОМОГУ ДРУГУ


ЦЕЛЬ

АКТИВНОСТЬ


ОТКРЫТИЕ




15