Статья Роль ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетентностей младших школьников при обучении по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

РОЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ПО СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В.ЗАНКОВА
Буткина И.Ю. г.Казань, МБОУ «Гимназия №8»
e-mail:irina.butсkina2011@yandex.ru, тел.: 8(845)276-71-68

В настоящее время в связи с реализацией средствами федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования личностной ориентации обра- зования, его деятельностной и культурологической составляющей необходимо определить общепредметное содержание образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельност- ный подход к обучению. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
* личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
* метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные дей- ствия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение клю- чевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными поня- тиями;
* предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Поэтому, когда 16 лет назад мы, педагоги, на базе нашей гимназии только начали овла-девать методами преподавания по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, уже пони- мали, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков, воспитывать у школьника умение учиться, форми- ровать предметные и универсальные способы действия, обеспечивать индивидуальный про- гресс ребёнка в эмоциональной и познавательной сферах. Ведь, цель обучения по системе Л.В.Занкова – оптимальное общее развитие каждого ребёнка, а её дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль те- оретических знаний; осознание процесса учения; работа над развитием каждого ребёнка; то есть всё то, что заложено в новом Стандарте. Значит, школа должна формировать опыт са- мостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования. Разграничим понятия ком- петенция и компетентность. В словаре под редакцией Д.Н.Ушакова «компетенция» (лат. Competentio) – круг вопросов, явлений, в которых лицо обладает авторитетностью, «компе- тентность» - отвлечённое существительное к слову «компетентный» и синоним к «осведом- лённость», «авторитетность». Значит, компетенция – это объединение знаний, умений и навыков обучающегося в некое интегральное единство, которое будет включать и мировоз- зренческий, ценностный результат обучения. Под компетентностью понимается некая инте- гральная способность человека действовать, решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы.
Компетентность - это способность и готовность человека овладевать теми или иными способами деятельности и применять их на практике. Эту способность можно только сфор-
мировать, передать ее, как знания, невозможно. Вот почему говорить о компетентности мож- но только применительно к деятельности, т.к. вне опыта реального дела быть компетентным в этом деле невозможно. Уровень компетентности проверяется также только в деятельности. Когда размышляют о том, как помочь школьнику стать потенциально компетентным в лю- бом виде деятельности, с которым его может столкнуть жизнь (стать жизнеспособным), употребляют понятие «ключевые компетентности». Это особые способности, которые позво- ляют человеку максимально эффективно становиться компетентным в тех или иных областях деятельности. Если ключевые компетентности сформированы, значит, школьник способен достичь высокого уровня компетентности в любом виде деятельности.
Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Как в усло- виях модернизации Российского образования помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходи- мость мыслительной деятельности и коммуникативность, где учитель выступает как учитель -сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее удачными являются технологии, связанные с раз- личными формами интерактивного обучения, продуктивного обучения, проектной деятель- ностью, нестандартными уроками.
При компетентностном подходе школьное образование ориентировано не на знания, а наконечный продукт обучения - освоение разных видов ключевых компетентностей. На наш взгляд именно технологии продуктивного обучения способствуют формированию и разви- тию ключевых компетентностей у учащихся начальных классов. Идеологи компетентност- ного подхода говорят о том, что школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она долж- на подготовить его к жизни. Научить ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяи- ном своей жизни. Из чего видно, что именно начальная школа создаёт основу для формиро- вания компетентного человека.
Также важно выделить определение А.В. Хуторского, подразделяющего «компетенцию» и « компетентность» по принципу общего и индивидуального. «Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отноше- ние к ней и предмету деятельности». В своей работе А.В. Хуторской указывает перечень ключевых образовательных компетентностей, определенных на основе главных целей обще- го образования в России, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следу- ющие группы ключевых компетентностей:
- Ценностно-смысловые.
- Общекультурные.
- Учебно-познавательные.
- Информационные.
- Коммуникативные.
- Социально-трудовые.
- Компетентность личностного самосовершенствования.
Компоненты компетентности:
а) готовность к проявлению компетентности (т.е. готовность к проявлению личностного
свойства в деятельности, поведении человека – это мотивационный аспект);
б) владение знанием содержания компетентности (т.е. знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления пра- вил и норм поведения, что составляет содержание компетенций- это когнитивный аспект);
в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуа- циях (т.е. опыт реализации знаний, умений- это поведенческий аспект);
г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысло- вой аспект, его личностная значимость);
д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности (т.е. эмоционально-волевая регуляция как способность адекватно ситуациям социального и про- фессионального взаимодействия регулировать проявления компетентности.
Объясним важность формирования ценностно-смысловой компетентности младшего школьника, обучающегося по системе Л.В.Занкова. Это компетентность в сфере мировоз- зрения, связанная с ценностными представлениями ученика. Младший школьник должен приобрести способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осоз- навать свою роль и предназначение, умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, способность принимать решения. Данные компетенции обеспе- чивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедея- тельности в целом.
Ценностно-смысловая компетентность предполагает умения:
формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Одной важнейшей компетентностью школьника, обучающегося по системе Л.В.Занко- ва, является учебно-познавательная компетентность (УПК), которая представляет собой со- вокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности,
включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотне- сенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной дея- тельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проб- лем. Учебно-познавательная компетентность – это такие качества, как - способность осу- ществлять учебную деятельность (целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, само- контроль и самооценку);
- владение умением выполнять инструкции, точно следовать простейшим алгоритмам, само- стоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;
- умение определять способы контроля и оценки деятельности, причины возникающих труд- ностей и пути их устранения, предвидеть трудности, находить ошибки в работе и исправлять их;
- готовность к решению творческих задач, созданию творческих работ;
- способность добывать недостающие знания и умения, пользуясь различными источниками информации.
Учебно-познавательная компетентность предполагает умения:
ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познаватель- ной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения на- блюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измеритель- ными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статис -тических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
иметь опыт восприятия картины мира.
Формирование учебно-познавательной компетентности младших школьников - это сам познавательный процесс, позволяющий каждому участнику выстроить свое знание, свое по- нимание. Результат работы описывается не словами получил, овладел, узнал, запомнил, за- писал, а словами сделал, открыл, понял, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался выбрал, приблизился, или, сделаю, подумаю, почитаю, рассмотрю, понаблюдаю, проанали- зирую. Как известно, роль познавательного интереса в обучении и воспитании очень вели- ка: он обладает возможностями анализировать наиболее важные элементы знаний, содей- ствовать успешному приобретению обучающимися умений и навыков, является мотивом учения и активной деятельности, способствует формированию личности, необходимой современному обществу – пытливой, активной, творческой.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении. Формирование позна- вательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определённой организации познавательной деятельности учащихся. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о ми- ре. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богат- ства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интере- са к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, ко- торый является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, че- ловек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то ново- го. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Поэтому для поддержа- ния познавательного интереса нужно учить школьников умению в знакомом видеть новое, нужно помочь прийти к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружа- ющего мира множество удивительных сторон, о которых можно узнать на уроках. Т.е., нуж- но стараться перевести школьников со ступени чисто житейских, достаточно узких и бед- ных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания законо-
мерностей. Значит, важная задача представляется не в передаче детям максимально возмож- ного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться.
Становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся и повышение интереса к учению нуж- ны на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упраж- нения, логические и творческие задания, которые мы используем, обучая детей по системе Л.В.Занкова, вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развива- ют сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.
Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса нужно использовать следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изу-чение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной ат- мосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности;
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагмен- тов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Для обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации (мотивационно – целевой блок) нужно применять:
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жиз -ненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности в системе развивающего обучения Л.В.Занкова, нужно реализовать посредством следующих приёмов:
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения пробле- мы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу;
2) необычная форма преподнесения материала;
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоре- чий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков пред- метов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, исполь- зование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выс-
тавку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Такие формы работы помогают развивать у ребят интерес к учению, желание самостоя- тельно добывать знания, оказывать помощь товарищу, тренировать память, мышление, воображение, добиться хороших результатов в овладении предметом.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностный подход, яв- ляется метод проектов, так как именно он позволяет наименее затратным способом создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся и решения проблем. Нужно использовать исследовательский метод, метод практических ситуаций на уроке, метод моде- лирования и т.п. Главный акцент должен быть поставлен на активном включении в деятель- ность самих детей. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. И здесь на помощь приходят игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Включение детей в игровую деятельность усиливает интерес к урокам, игра использу- ется и как приём, активизирующий мыслительную деятельность, стимулирующий детей к познанию. Игры могут быть интеллектуальные, учебные, умственные, обучающие, дидакти- ческие. Например, в процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя вы- полняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять ариф- метические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, соб- ранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. На уроках можно использовать игры «Лесенка», «Поле чудес» или «Угадай слово», «Лабиринт», «Молчанка» и другие. Такие формы работы помогают развивать у ребят интерес к учению, желание само- стоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение.
При деятельностном подходе обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний осу- ществляется в форме поиска, исследования, открытия. Учитель должен стараться задейство- вать разум, мысль ребёнка, сделать их активными. Миссия учителя заключается в том, чтобы разблокировать способности ребёнка, создать условия для раскрытия и реализации его твор- ческого потенциала. Конечный продукт обучения (КПО) - это освоенный учащимся опреде- лённый вид творческой деятельности, часто имеющий профессиональный характер. Напри- мер, в начальных классах продуктивное обучение - это легкое и свободное владение матема- тическими операциями, умение самостоятельно составлять творческие учебные задания по математике для партнера, умение читать тексты с большой скоростью, владение навыком иллюстративно-чувственного чтения, владение навыками сценического чтения, умение сочи- нять разного типа рассказы и т.д. Такая деятельность представляет собой сплав знаний, уме- ний и навыков, которые учащийся продуктивно творчески использует для выполнения данной деятельности.
В системно-деятельностном подходе в обучении учебный материал (учебная тема) последовательно осваивается учащимися по определенным ступеням, этапам обучения до уровня самостоятельного творческого самовыражения.
Имеется четыре ступени в дидактическом цикле системы развивающего обучения:.
I ступень - проблемное знакомство и усвоение учебной дозы программы. Учащиеся продук- тивно осваивают учебный материал, формируя мотив его изучения, изучают его особеннос -ти; самостоятельно формулируют некоторые важные сведения (открывают правила, особен- ности учебного задания).
II ступень - исследование особенностей учебного задания, выявление его структуры, правил составления. Этот этап называется исследовательским. На этом этапе учащийся осмыслива- ет природу творческого задания, который ему был предложен на этапе презентации.
III ступень - конструирование творческого задания для себя или партнера. И все это направ-лено на то, чтобы практически использовать накопленный на этапе исследования творческой деятельности опыт. В основе конструирования лежит эксперимент.
IV ступень - моделирование творческой деятельности в той или иной профессии. Примером такой модели может быть: «я - учитель, ты - ученик; ты – учи- тель, я - ученик». Завершаю- щий этап дидактического цикла часто называют этапом творческого самовыражения.
Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Например, на уроках окружаю- щего мира при изучении воды и её свойств, круговорота воды в природе, воздуха и его свойств ученики, увлёкшись этими темами, продолжают их изучение в виде исследования. Работая над формированием учебно-познавательной компетентности нужно создавать благо- приятную образовательно-развивающую среду, которая помогает учащимся быть конкурент- ными, активными, способными адаптироваться в школе на второй ступени образования. Это позволяет уверенно сказать, что у выпускников начальных классов будет сформировано стремление к познанию:
умение самостоятельно работать с источником знаний.
понимание и принятие учебных заданий, умение проверять свою работу и работу напарни- ка, умение проводить контроль над своими действиями;
умение проводить грамотное сравнение, анализ, обобщение, классификацию и систематиза- цию материала;
умение участвовать в диспутах, грамотно вести диалог;
умение вырабатывать особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Благодаря открытости, коллективности с одной стороны, и обособлению, сохранению индивидуальности, самоутверждению с другой стороны, ребёнок становится личностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государствен- ный образовательный стандарт начального общего образования. 2-е издание.// Москва «Просвещение», 2011г., с.4-10.
2. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Педагогика, 1968. Развитие школьников в процессе обучения. М.: Просвещение, 1967.
3. Трубайчук Л.В. Компетентностная модель обучения в начальной школе. //Начальная шко- ла плюс до и после.2008г., №12. – с.39-42.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной па- радигмы образования. //Народное образование, 2003г., №2. – с.58-64.
5. Чипышева Л.Н. Формирование общеучебной компетентности младшего школьника в ус- ловиях безотметочного обучения. // Начальная школа плюс до и после.2008г., №4. – с.21-26.