Технология формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Технология формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о несовершенствовании существующей системы оценивания учебных достижений обучающихся.
Работая по традиционной системе оценивания, мы убедились, что она имеет ряд недостатков:
она не даёт полноценной возможности для формирования оценочной самостоятельности, как одного из компонентов учебной деятельности. Не предполагает ни оценки обучающимся собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней (оценкой учителя, других школьников).
затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребёнка в сравнении с предыдущим результатом его обучения.
является малоинформативной. По отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний, и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий.
часто имеет травмирующий характер.
Всё это приводит, как известно, к снижению интереса в обучении, росту психологического дискомфорта, искажению учебной мотивации.
Как показывает практика, система безотметочного обучения даёт большие возможности для решения важнейшей задачи начальной школы – формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников.
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения оценочной деятельности.
Контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития учащихся.
Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для формирования адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной ( оценка выполненной работы).
Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащихся. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения. Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребёнка была представлена и учителям, и учащимся класса, и их родителям. Это могут быть сменные выставки, публикации в школьной газете, участие в конкурсах.
Такой подход к оцениванию побуждает школьников к ответственному оценочному действию, снижает тревожность, повышает интерес к учению. Организация работы по формированию контрольно-оценочной самостоятельности.
1. Реализация критериального подхода к оценке знаний учащихся.
По нашему мнению критерии, применяемые для оценки знаний, можно разделить на следующие группы:
содержательные:
критерии – образцы;
алгоритмичные;
обобщённые.
личностные.
Самооценка обучающегося должна складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. Ребенок, таким образом, учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
Для оценивания выбираются только задания, в которых существует объективный однозначный критерий оценивания.
Содержательные критерии выделяются из сущности задания.
Начиная с первых уроков обучения грамоте, мы учили первоклассников оценивать себя по критериям. Работу начинали с понятного и необходимого ученикам критерия – образца.
На первых этапах обучения критерии для оценивания предлагал учитель.
После оценивания обучающийся сравнивал свою работу с образцом. Обязательно поощрялся факт совпадения самооценки с оценкой учителя (адекватность самооценки) и подлежала анализу ситуация несовпадения в оценке обучающегося и учителя.
После образца вводятся алгоритмичные критерии, которые выводятся из алгоритма правила.
Например: звукобуквенный анализ слова.
- умение делить слово на слоги.
- умение ставить в слове ударение.
- умение находить и обозначать на схеме гласные звуки.
- умение находить и обозначать на схеме твёрдые и мягкие согласные звуки.
В конце изучения темы вводятся обобщённые критерии.
Например: - умение правильно выполнять звукобуквенный анализ слова.
В тех случаях, когда материал усвоен недостаточно прочно, продолжают применяться алгоритмичные критерии.
Личностные критерии – это дополнительные критерии, применяются в тех случаях, если задание по основному критерию выполнено на низком уровне.
Например:
-умение аккуратно выполнять работу;
-умение быть старательным при выполнении
-умение внимательно читать задание.
Разработка критериев оценки результатов учебной деятельности происходит поэтапно от класса к классу по мере усложнения.
Нами были выделены следующие виды работ по реализации критериального подхода к оцениванию:
1). Критерии оценки предлагает учитель.
2). Выбор из предложенных учителем критериев нужного.
3). Выработка критериев к заданию обучающимися в коллективно – организованной деятельности.
4). Самостоятельная разработка критериев до выполнения задания.
5). Подбор задания к предложенному критерию
6). Восстановление определённого порядка в предложенных критериях( составление алгоритма).
Значение критериального подхода к оценке знаний:
делает контроль более объективным и точным;
обеспечивает лучшее понимание смысла задания;
отражает реальный уровень знаний обучающихся;
даёт возможность формирования учебной самостоятельности.
С учётом критериального подхода для отслеживания уровня усвоения знаний и умений нами разрабатываются следующие виды работ.
Вид работы Цель работы
Стартовая
работа - определить актуальный уровень знаний обучающихся, необходимый для продолжения обучения;
- наметить «зону ближайшего развития» и предметных знаний;
- организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний.
ТДР № 1
« на входе» - выявить уровень освоения обучающимися отдельных предметных операций;
- наметить помощь обучающимся в рамках решения частных задач.
ТДР № 2
« на выходе» - определить уровень сформированности усвоения общего способа действия;
- выявить уровень сформированности умения находить единственно правильное решение и умения обосновать ошибочность других вариантов решения.
Проверочная
работа типа А - проверить использование обучающимися освоенного действия (способа) при решении конкретно – практических задач.
Проверочная
Работа типа Б - определить уровень развития познавательного интереса;
- проследить уровень формирования компонентов учебной деятельности в динамике.
Итоговая
работа - выявить развивающий эффект обучения;
- определить уровень усвоения учащимися учебной деятельности «инструментов учения».
Результаты работ мы фиксируем в диагностических журналах по направлениям:
- актуальный уровень знаний и умений обучающихся;
- количество заданий выбранных учащимися и уровень их выполнения;
- адекватность прогностической оценки;
- определение границ « знания – незнания» обучающихся.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение учащихся в освоении всех умений и навыков, мы заносим в специальный «Лист индивидуальных достижений», который заведён для каждого ученика.
2. Приёмы. методы и средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности.
В своей практике мы используем следующие приёмы формирования учебных действий самоконтроля и самооценки.
Приём « волшебные линеечки».
При оценке знаний обучающихся нами используются « волшебные линеечки» (этот инструмент самооценки предложен Т. Дембо и С. Рубинштейном). Они представляют собой вертикальные линии (отрезки), которые обучающиеся чертят в тетради рядом с работой.
Оценивая себя, они ставят « Χ»(крестик) на «линеечке» в соответствии с тем, какое место занимает его результат по выбранному критерию.
Данный приём побуждает обучающихся к ответственному оценочному действию, позволяет анализировать и контролировать свои возможности в учебной деятельности.
Приём «прогностической оценки».
Суть данного приёма состоит в том, что самооценка ребёнка предшествует оценке учителя. На «волшебной линеечке» перед выполнением задания по определённому критерию, обучающийся отмечает прогностическую оценку, то есть оценивает свои возможности. Дети задают себе вопросы: - Справлюсь ли я?
- На каком уровне?
- Имею ли я необходимые знания, чтобы выполнить задание?
Далее обучающиеся выполняют задание, проверяют по образцу и оценивают себя после проверки (рефлексивная оценка).
Систематическое использование на уроках данного приёма оказывает благоприятное влияние на становление адекватной самооценки и умение контролировать свои действия.
Приём « умных вопросов».
Данный приём может быть использован на любом этапе урока. Мы чаще всего применяем его на этапах актуализации знаний, постановки учебной задачи и закреплении.
Приём «умных вопросов» мы используем, работая с картой знаний. Карта знаний – это специальное место в классе (на стенде, на листе ватмана), где в схематичной форме фиксируются основные предметные области курса. Она является средством планирования, удержания предметной логики в течении учебного года и рефлексии индивидуального движения обучающихся в учебном предмете.
Данный приём позволяет учителю проследить осознанность усвоения учебного материала обучающимися.
Вышеописанные приёмы, на наш взгляд, формируют у обучающихся способность контролировать свои действия и адекватно оценивать свои возможности.
В своей практике мы также используем методы, способствующие формированию учебных действий самоконтроля и самооценки.
Выбор места на оценку и место на сомнение.
Обучающиеся должны иметь право на сомнение и незнание. Это право оформляется в классе особым образом.
Ученик, неуверенный в себе, в своих силах, выбирает место на сомнение и его работа не может быть оценена ни учителем, ни одноклассниками. Однако после проверки выполненного задания ученику могут быть сделаны словесные рекомендации.
Ученик, выбравший для работы место на оценку, оценивает себя по предложенному критерию, а также имеет право предложить свой критерий для оценивания. Далее выполненная работа, оценивается учителем или обучающимися класса, высказываются устные пожелания в адрес исполнителя.
Таким образом, соблюдается важный принцип оценивания – взрослыми и детьми оцениваются только достижения, предъявленные самим ребёнком. Ученику даётся право самому выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю (или одноклассникам) для оценки.
Портфель достижений ученика.
Это способ предъявления учеником собственных достижений для их оценки. Он представляет собой подборку личных работ обучающегося:
творческие работы, отражающие его интересы;
лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой – либо области знаний;
самостоятельно найденные материалы из дополнительных источников;
доклады, сообщения;
размышления о своём продвижении и другие материалы.
Метод составления « Портфеля достижений» позволяет осмыслить свои знания, возможности, поступки. Кроме того, просматривая последовательность своих работ в течение года, ребёнок получает полное и ясное представление о ходе совместной деятельности, которая привела к успешному результату. Данный метод помогает школьникам научиться анализировать собственную работу, объективно оценивать свои возможности, видеть способы преодоления трудностей и своё продвижение.
Умелое использование «Портфеля достижений ученика» предоставляет учителю и родителям богатую информацию об индивидуальном развитии ребёнка.