Опыт работы по теме: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИМИ НОРМАМИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ
ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ
ОРФОЭПИЧЕСКИМИ НОРМАМИ
Автор опыта: Соляникова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ Верхососенская средняя общеобразовательная школа
2010
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА
Красногвардейский район,Белгородская область
(наименование района области)
Соляникова Лариса Михайловна
(фамилия, имя, отчество полностью)
· "" "!
· :
МОУ Верхососенская средняя общеобразовательная школа
,учитель русского языка и литературы с 1989 г.
(место работы, должность в настоящий момент, с какого года в ней работает, параллели, в которых преподает)
Дата рождения: 4 марта 1972 г,
Место рождения: Белгородская область. Красногвардейский район,
с. Красное
Базовое образование: Белгородский государственный педагогическийуниверситет им. М.С. Ольминского, филология, учительрусского языка и литературы, 1995 год
(название учебного заведения, специальность, квалификация, дата окончание)
Послужной список:
Педагогический стаж и квалификационная категория: 21 лет, II категория_Звания, награды, премии, научные степени:
Участие в научных педагогических конференциях, конкурсах:
Обобщался ли ранее опыт, по какой проблеме (теме) «Овладение орфоэпическими нормами на уроках русского языка и
литературы»
Дата внесения опыта, в районную (городскую) базу данных
Имеются ли публикации (выходные данные)
Увлечения художественная литература
Дополнительные сведения. Факты, достойные упоминания:
Рабочий адрес: село Верхососна, улица Центральная,20
Домашний адрес: село Веселое, улица Куйбышева, дом №107
Рабочий телефон: 6-74-17 Домашний телефон: 2-34-26
Факс: Электронная почта
Содержание
I. Информация об опыте...3
II. Технология опыта5
Результативность опыта. 16
Библиографический список. 19
v.Приложение.20
I. Информация об опыте
1. Тема опыта
«Совершенствование речевой грамотности учащихся через овладение орфоэпическими нормами»
2. Сведения об авторе
Учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения Верхососнская средняя общеобразовательная школа Красногвардейского района Соляникова Лариса Михайловна.
3. Условия возникновения опыта
«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому- то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». Эти слова Куприна кажутся особенно актуальными сегодня, когда речевая культура испытывает сильный натиск жаргона и заимствованных слов.
Красивая и грамотная речь издавна считается признаком хорошего тона и воспитания. Недопустимо, когда русский человек коверкает произношение слов и неверно расставляет в них ударение. Беседа с таким человеком не только не приятна, но и порой может испортить общее впечатление о нём. Умение, верно, выражать свои мысли, грамотно оперировать языковыми оборотами способствует утверждению личности в обществе.
4. Актуальность моего опыта проявляется сейчас как никогда ранее.Эта проблема актуальна потому, что выполнение экзаменационной работы порусскому языку, да и по другим предметам, требует от выпускника школыопределенные умения, Умение анализировать, классифицировать языковыефакты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности:оценивать языковые явления с точки зрения нормативности. Анализироватьязыковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности ихупотребления; использовать основные приёмы переработки текста,проводить лингвистический анализ текстов различных стилей, создаватьсобственные речевые высказывания в соответствии с поставленнымизадачами, осуществлять речевой контроль. Поэтому целью моей работы поданной проблеме стало следующее: развитие устной и письменной речиучащихся.
В своей работе я определила следующие основные задачи:
1. Диагностика знаний, умений и навыков, учащихся в сфере речевойдеятельности,
2, Формирование и развитие основных компетенций.1) коммуникативной:
овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
формирование осмысленных умений и речевых навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся.
2) языковой и лингвистической:
овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса, грамматического строя речи,
3) культуроведческой:
совершенствование владениями различными видами речевой деятельности, повышение уровня грамотности учащихся, овладение нормами русского речевого этикета;
5. Ведущая идея педагогического опыта.
Русский язык, пожалуй, один из самых сложных в мире. Именно поэтому владение им - настоящее искусство. В ходе работы выяснилось, что наиболее целесообразным в данной ситуации оказалось следующее:
ежедневная работа со словом, словосочетанием, предложением, текстом (разных стилей и типов речи, особенно с текстами произведений, изучающихся на уроках литературы) на уроках русского языка и литературы;
использование элементов технологии В.Н. Зайцева, которые повышают скорость чтения и письма;
использование элементов технологии активного обучения, включающей в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся;
кружок « Речевая культура»;
внеклассная работа по русскому языку и литературе.
проанализировать методическую литературу с целью выявления таких технологий обучения, таких форм и методов, которые позволили бы в кратчайшие сроки достичь поставленной цели.
6. Длительность работы над опытом.
Работая учителем русского языка и литературы в Верхососенской средней школе, я пришла к этой теме столкнувшись с проблемами у большинства учащихся (а работать, пришлось в 5- 11 классах) в выражении своих мыслей, как в устной, так и в письменной форме. Стало ясно, что без усиленной систематической работы по развитию речи учащихся (на специальных уроках по развитию речи, при изучении других тем, во внеурочное время) ни о каком прочном усвоении знаний и приобретении навыков не может идти и речи. Над этой проблемой я работаю с 2007года.
7. Диапазон опыта.
Данный опыт можно использовать в любом общеобразовательном учреждении. Его могут внедрять в свою деятельность, как начинающие педагоги, так и педагоги со стажем работы.
8. Теоретическая база опыта.
В основе опыта лежит методика развития речи М. М.Разумовской. На основе этой научной идеи я разработала курс обучения в виде целенаправленных этапов.
II. Технология опыта
Соответствие целей и задач опыта социальному заказу общества, реальных потребностей практики.
В последние годы всё чаще, стремясь обозначить новые подходы кпреподаванию русского языка в школе, употребляют словакулътуроведческий, кулъторологический(культуроведческая
направленность, культурологический аспект (подход), культуроведческая компетенция, кулътуроведческий характер, кулътуроведческий фон).
Культуроведческая компетенция предполагает понимание того, что: родной язык является основой национальной культуры и важнейшим средством приобщения к её разнообразным богатствам; отношение к языку, взгляд на родной язык - это отражение духовно - нравственных качеств личности; язык, речь не только отражает важнейшие качества человека, но и формирует его как личность;
владеть языком как средством общения - это значит владеть культурой речи (культурой общения, речевого поведения); речевое поведение каждого человека - это то, что должно создавать речевую среду как основу приобщения к культуре, как основу сохранения культуры;
изучать русский язык - это значит изучать русскую национальную культуру; понимание того, что родному языку мы учимся всю жизнь, - это убеждённость и в том, что в процессе изучения языка мы в течение всей жизни приобщаемся к богатствам национальной культуры: к литературе, искусству, традициям, обычаям, к духовно - нравственным ценностям,
Напротив, создание при обучении русскому языку культуроведческой среды на основе целенаправленно отобранных текстов и заданий к ним обеспечивает единство процесса формирования всех видов речевой деятельности, единство обучения и воспитания.
Если естественная речевая среда, окружающая нынешнего школьника отторгает его от культуры, то в качестве лекарства, которое исцеляет, врачует, мы можем противопоставить ей среду обучающую, создаваемую целенаправленными усилиями учителя, воспитателя, - развивающую речевую среду, способную приобщать ребенка к культуре, вызывать у него потребность постоянного общения с текстами - «целебными источниками нашего русского языка» - и не только на уроках... Важнейшим средством создания такой речевой среды является текст.
При определении содержания работы по развитию речи нельзя не учитывать, что, приходя в школу, ученики практически уже владеют родным языком. Однако их речь требует совершенствования с самых различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно-образовательные задачи, поставленные перед современной школой государством и обществом.
Процессы, происходящие в современном русском языке, не раз становились предметом обсуждения ученых, литераторов, педагогов, публицистов. Не раз указывалось на то, что в современной русской устной и
письменной речи проявляются тревожные тенденции, которые нужно преодолеть для того, чтобы сохранить русский язык во всем его разнообразии, богатстве и красоте. Необходимость поддержки русского языка была признана и на уровне высших органов государственного управления.
Правительство России разработало целевую федеральную программу «Русский язык» на 2006-2010 гг. Она направлена на «сохранение, укрепление, развитие и распространение русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, интеграции государств участников СНГ, вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство».
Организация учебно-воспитательного процесса
Важнейшей педагогической целью своей
деятельности я считаю необходимость средствами предмета, включающего разные учебные курсы, работу по совершенствованию речевой грамотности учащихся, что вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащихся, их бережное отношение к родному слову.
При определении содержания работы по совершенствованию речевой грамотности учеников учитываю то, что, приходя в школу, они уже владеют практически родным языком. Однако их речь требует совершенствования с самых различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно-образовательные задачи школы.
Я поставила перед собой следующие задачи:
- овладение нормами литературного языка: ученики должны соотноситьтакие понятия, как культура, культура речи, культурный человек;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речиучащихся: воспитать у школьников потребность выбирать наиболееуместные для каждого конкретного случая языковые средства;
обучение различным видам речевой деятельности;
по смысловому восприятию текста - обучение слушанию, чтению;
по созданию текста - устного и письменного.
Средства учебно-воспитательной работы. Уже в 5-6 лет дети практически владеют грамматикой родного языка. Их естественная обиходно - разговорная речь выразительна и эмоциональна.
За период обучения в начальной школе речь школьников обогащается за счёт книжных конструкций, что отражает интеллектуальное развитие учащихся, которого они достигают, овладевая элементарными знаниями по русскому языку, математике, природоведению и т.д.
На всех уроках - особенно при объяснении нового материала - ученики слышат учебно-научную разновидность речи и, отвечая на вопросы учителя, пользуются самыми разнообразными конструкциями, с помощью которых
выражаются определительные, причинно - следственные, сопоставительно-сравнительные и другие отношения.
Однако речь учащихся требует ещё большой работы по её совершенствованию. Проводя свои уроки, опираюсь на следующие принципы:
1. Экстралингвистический принцип предполагает сопоставлениеединиц и реалий. Работа по русскому языку с учётом данного принципаформирует у детей материалистический взгляд на язык, на его назначение вобществе.
Функциональный принцип заключается в показе функций языковых явлений в языке и в речи, Так, функция слов - быть средством наименования реалий, предложений - средством отражения событий.
Структурно - семантический принцип определяет рассмотрение языковых явлений с двух точек зрения: с точки зрения структуры и с точки зрения значения, которыми обладает данная языковая структура. Необходимость в этом принципе объясняется тем, что в языке реально существует связь формы и значения, и её следует детям раскрывать, какое бы языковое явление ни изучалось.
Принцип межуровневых и внутриуровневых связей предполагает установление зависимости, с одной стороны, между единицами одного уровня и, с другой стороны, между единицами разных уровней ( возможность или невозможность функционирования).
Раскрытие этих связей обеспечивает, помимо усвоения сути явления* предупреждение различных речевых ошибок - коммуникативных некоммуникативных.
Нормативно стилистический принцип заключается в раскрытии механизма выбора в речи языковых явлений со стороны их норм употребления и уместности употребления в зависимости от ряда условий* например адресата, замысла, жанра и стиля речи. Соблюдение нормативно -стилистического подхода к языковым явлениям в процессе их изучения обеспечивает учащимся правильную и эмоционально-выразительную речь.
Исторический принцип предполагает учёт исторических изменений, которые в той или иной форме сохранились в современном литературном языке. Исторические пояснения, даваемые учителем в процессе изучения языка, формируют материалистический взгляд на язык, способствует лучшему осознанию сущности языковых явлений.
Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.
Проводя учебные занятия, необходимо выполнять следующие упражнения и речевые задачи, которые помогают достичь поставленных целей. Остановлюсь подробнее на каждом из этапов работы.
СЛОВО - СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ТЕКСТ
Практически каждая тема даём возможность работать на уроке по этой схеме.
Мы знакомились с новыми словами, данными в разделах учебника "Пиши правильно", "Произноси правильно", "Толковый словарь". В ходе работы стало ясно, что удобнее их объединить в тематические группы, что поможет сэкономить время. Например, объединила слова по теме "Спорт": бассейн, дистанция, кросс, медленный, ориентироваться, отразить, по трое, с разбегу, чемпион, километр, грамота, марафонец, пенальти. Данная группа слов может быть использована для составления словосочетаний, предложений, текста; даёт возможность поработать и с правописанием, и с произношением, и со значением слов.
диктанты: по памяти; "Угадай словечко"; "Реклама нового слова", лексический; "немой", зрительный и др.;
сочинение-миниатюра по опорным словам;
игра "Объясни разницу";
построй (составь, сконструируй) словосочетания (предложения, текст) по графической схеме или по данному образцу;
"Собери мозаику" из рассыпанных слов, предложений.
Еще К.Д. Ушинский рекомендовал после прочтения текста проводить непринужденную беседу в связи с прочитанным, поэтому я старалась как можно чаще вовлекать ребят в обсуждение текста, используя метод эвристических вопросов (элемент технологии активного обучения). Часто это тексты стихотворений, дополненные моими иллюстрациями. Со временем мы продолжили вместе с ребятами на "Декоративно-оформительском" кружке создали 2 альбома такого дидактического материала: "Времена года", "Песнь о берёзе".
Не буду подробно останавливаться на создании текстов традиционных сочинений и изложений. Приведу примеры творческих работ, вызвавших наибольший интерес учащихся: сочинение-репортаж на экологическую тему; интервью с литературным героем; отзыв о просмотренном фильме; сочинение-эссе "Природа и мы в XXI веке"; - сочинение - портретный очерк "Моя мама (бабушка, сестра)", подготовка и защита докладов, например, "Русские лингвисты", на одну из тем курса русского языка, о родном крае.
Склонность к творчеству вообще присуща ребенку, поэтому я старалась помочь каждому ребенку на пути от пассивно-подражательной к активно-подражательной деятельности, и, наконец, к творческой. Чтобы облегчить этот переход, я создала (конечно же, используя многочисленную методическую и справочную литературу) пособие для работы над сочинениями и изложениями на уроках русского языка и литературы.
ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЙЦЕВА В.Н.
Применяю я и элементы технологии В.Н.Зайцева, который рекомендует обучать учащихся оптимальному чтению - в темпе разговорной речи, обеспечивающему осмысление. Это темп 120-150 слов в минуту. А для письма норма - 60-90 букв в минуту.
Как же добиться оптимальной скорости чтения и письма?
Я провожу работу со скороговорками (тренировка артикуляционного аппарата), высказываниями лингвистов, иллюстрированными поэтическими
текстами, беседы для активизации речевой деятельности, предоставляла возможность детям самостоятельно формулировать тему и цель урока. Т.е., давала им возможность чаще и больше читать и говорить на уроке.
Кроме того, стараюсь использовать ежедневно тренировочные упражнения, рекомендуемые для повышения скорости чтения: поиск непонятного слова, "Жужжащее чтение", "Буксир", многократное чтение, ежеурочные пятиминутки чтения.
Например, в начале каждого урока выделяла 5 минут на чтение любимой книги вслух (особенно хорошо действует этот приём в 5-7 классах).
На уроке литературы также использовала упражнения, рекомендуемые Зайцевым В.Н.: чтение по цепочке (по 1-2 предложению), беседа по прочитанному в парах, оценивание друг друга.
Для повышения скорости письма, рекомендовала учащимся дома переписывать небольшие по объёму тексты художественных произведений, уменьшая высоту букв до 2 - 2,5 мм.
А чтобы не падала осмысленность чтения, использовала пересказ (самостоятельный, в парах) лингвистических (тексты брали из учебников М.М.Разумовской.) и художественных текстов.
Каждую четверть мною проводятся контрольные замеры скорости чтения и письма, результаты которых заносятся в диагностическую ведомость, доводятся до сведения родителей. Многие родители, зная, что чтение 150 слов в минуту - это на "5", стараются чаще заставлять детей читать дома.
ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый учащийся имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленных перед группой познавательных задач. Включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
Я использую такие её элементы, как драматизацию в обучении, эвристические вопросы, театрализацию в обучении, метод инверсии.
На уроке детям предлагается инсценировать и разыгрывать по ролям учебный материал. Например, на первом уроке по изучению темы "Наречие" перед ребятами может появиться Наречие и выступить с речью, которая напомнит ребятам основные грамматические признаки этой части речи, покажет перспективу изучения темы.
Интересно использование и такого приёма, как инверсия. Известно, что ребята часто теряются, если им задать вопрос не так, как они его ждут. Справиться с этим затруднение помогает применение инверсии при формулировке правил, изучаемых на уроке. Например, учащиеся знают, что "причастный оборот - это причастие с зависимыми словами". Вопрос может звучать следующим образом: Как называется причастие с зависимыми словами? Такое "инверсирование" (переворачивание, перефразирование) помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся.
А вот эвристические вопросы помогают упорядочить деятельность учащихся в проблемной ситуации, в процессе решения творческих задач. Например, использование эвристических вопросов на уроке по теме "Деловые документы" (9 класс) при обучении написанию заявления:
кто? (субъект) - учащийся, заявитель
что? (объект) - заявление, деловой документ
зачем (цель) - чтобы что-то попросить, о чём-то заявить
где? (место) - в классе
как? (метод) - стандартная форма написания заявления
когда? (время) - сейчас, на уроке, 5 минут или
кто? (субъект) - заявитель, отец или мать школьника
что? (объект) - заявление, деловой документ
зачем (цель) - записать сына в секцию по баскетболу
где? (место) - в спортивной школе
как? (метод) - стандартная форма написания заявления
когда? (время) - сейчас, на уроке, 5 минут
Кроме того, для создания проблемной ситуации, для привлечения внимания учащихся использую иллюстрации (за основу взяты рисунки из книги В.М. Бурмако "Русский язык в рисунках"), в изготовлении которых принимали участие и старшеклассники.
Текст как основное средство совершенствования речевой грамотности учащихся.
Комплексная работа с текстом - это многоаспектная деятельность,включающая элементы лингвистического, стилистического,
литературоведческого анализа, задания речеведческого характера, разные виды разбора, вопросы по орфографии и пунктуации, подготовку к выразительному чтению текста, к пересказу, к изложению. Формулируя такие задания, следует придерживаться определённой последовательности. Сначала - вопросы и задания, направленные на осмысление содержания, связанные с непосредственным читательским восприятием текста как речевого произведения, как единого целого. Затем - задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как «текст», «стиль», «тема», «основная мысль», «способы, средства связи» между предложениями. Непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: то, что воспринималось на интуитивном уровне, становится более осмысленным. За речеведческими заданиями следуют задания языкового характера, отражающие изучение системы языка, - по фонетике, лексике, грамматике... Наконец - вопросы по орфографии пунктуации, разные виды разбора. Завершающим при работе с текстом обычно является задание
Подготовьтесь к выразительному чтению.
«Прочитайте отрывок из повести В. Железнякова. Докажите, что это художественный текст.
Наша школа находится в переулке. А сам я диву на всемирно известном Арбате, рядом с домом, на котором висит серая мраморная доска с указанием, что здесь в 1831 году жил Александр Сергеевич Пушкин.
Раньше я пробегал мимо этого дома в день по сто пятьдесят раз и не замечал этой знаменитой надписи. Жил целых тринадцать лет и не замечал. А тут, в конце прошлого года, к нам пришел новый учитель по литературе и спросил меня как-то, где я живу. Я ответил. А он говорит: «Знаю, это рядом с домом Пушкина». Я как дурачок переспросил: «Какого Пушкина?» Вроде бы у нас с ним общих знакомых с такой фамилией нет. «Александра Сергеевича, говорит он. Того самого, главного... Ты, когда сегодня пойдешь домой, сделай одолжение, подыми голову и прочитай надпись на мемориальной доске». Я потом около этой доски час простоял, глазам своим не верил...
Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
Объясните значение слова мемориальный. Как оно образовано?
3.Понаблюдайте за использованием в тексте предложений с прямой и косвенной речью. Какие предложения помогают более выразительно передать характер разговора?
Какие особенности разговорного стиля можно проиллюстрировать примерами из текста?
Произведите разные виды разбора.
Выпишите словосочетания, в состав которых входят наречия. Произведите разбор одного из словосочетаний*
Объясните орфограммы и пунктограммы.
8. Запишите предложение, соответствующее схеме:[ ], (на котором), (что).
9. Подготовьтесь к пересказу отрывка.Напишите изложение.Ю.Выполните задание по выбору.
а) выпишите слова, в которых число звуков и букв не совпадает;
б) найдите в тексте несколько многозначных слов, укажите, в какихзначениях они употребляются (обратитесь к словарям);
в) выпишите из текста глаголы; укажите наклонение, время.Напишите, используя воображение и жизненный опыт, сочинение на
одну из тем:
а) «Глазам своим не верил...»;
б) Об этом рассказала мне мемориальная доска...;
в) Если внимательно посмотреть вокруг...
Проанализируйте формулировки тем. Какая из них предполагает, что сочинение может быть написано с использованием элементов разговорного стиля.
Тестирование.
Одной из современных технологий, которая позволяет интенсифицировать деятельность учащихся, обеспечить более объективную проверку знаний, является тестирование.
Сегодня уровень речевой подготовки учащихся определяет успешность сдачи единого государственного экзамена. В связи с этим на этапе закрепления речевого навыка использую тест.
Тест характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата, позволяет выявить уровень языковой или речевой компетенции тестируемых.
1. Орфоэпический тест,красивее вы правыистёкший истекший годкаталог углубленный углублённый диспансерсвёкла свекла
христианин намерение
медикаменты приданое ходатайство
2. Определите род имен существительных, подобрав именаприлагательные:
рояль, повидло, мозоль, тюль, вуаль, картофель, лебедь, кенгуру, шампунь, плацкартная, манжета
3. Образуйте форму множественного числа:
пара (ботинки, валенки, носки, сапоги, чулки, туфли, дела, места); 5 кг (апельсины, мандарины, томаты); отряд (солдаты, гусары, минеры, саперы).
Образуйте форму повелительного наклонения. Положить, класть, поехать, махать, скакать, лечь.
Образуйте формы глаголов 3-го лица ед. и мн. числа.
Лечь (ляжет лягут), ездить, ехать, брызгать, роптать, плескать, сыпать, махать, дремать, выздороветь, колыхаться.
6. Образуйте краткую форму прилагательных.
Бесчувственный бесчувствен, бесчисленный, свойственный, мужественный, ответственный, воинственный, торжественный.
7. Образуйте форму простой сравнительной степени именприлагательных:
бойкий, звонкий, ловкий, сладкий, хлесткий.
8. Исправьте нарушения языковых норм:
Пирожок с повидлой, нет сапогов, юбка длиньше, узнать у библиотекарши, с отчетом за проделанную работу, двое подружек, с обеими государствами, возникнула мысль, три щипца, скучать по вам, ихний пример, двадцать двое суток (надо: двадцать два дня, так как составные числительные не могут включать собирательные); не уйду, пока не убедюсь; я тебя победю; иметь важную роль, играть особое значение, ложи на место, из полтора метров материи, я одела шапку, новой шампунью.
9. Редактирование.
1) «Прождя два часа, мы разошлись». 2) «Возвращаясь домой, шел дождь». 3) «Прочитав произведение, меня одолели мысли». «Разгрузивши машины, они стали отдыхать».
Другая сторона формирования культуры речи - речевое мастерство. Часто в отзывах о стиле хороших писателей можно услышать: «Какой богатый язык!» Самый первый критерий - количество слов, но нельзя забывать и о многозначности слова. Так при изучении раздела «Лексика» перед учащимися открываются неисчерпаемые возможности словоупотребления. Дидактические игры-упражнения развивают память, внимание, сообразительность, общий кругозор.
«Переводчик». Замените иноязычное слово русским. Дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм. И т. д.
Замените старославянизмы современными эквивалентами. Перст, уста> чело, рамена (плечи), вежды, ваятель и т. д.
3. Паронимы. Составьте словосочетания и объясните разницу в значениислов:
адресат адресант, сытый сытный, праздный праздничный, эффектный эффективный, невежа невежда, фамильный фамильярный, духовный душевный и т. д.
4. Расположите синонимы по степени возрастания или уменьшениякачества:
свирепый, жестокий, злой, лютый, бессердечный, безжалостный (враг); оскорбительный, резкий, обидный, грубый, бестактный (поступок); увлечение, энтузиазм, воодушевление, подъем.
Кружковая работа
Проведение занятий на кружке способствует развитию умения учащихся правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме, помогает приобщить школьников к работе над книгой и другими источниками знаний, помогающими выработать самостоятельность мышления, способствует формированию мировоззренческих идей, умения отстаивать свои убеждения.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ
Немаловажную роль в достижении поставленных целей сыграла и внеклассная работа по русскому языку и литературе. Активное участие школьников во внеклассных мероприятиях дало им возможность проверить свои знания и умения на практике. Мною были проведены следующие мероприятия: "Вечер русского языка", игру "Я деловой человек", познавательную игру "Этих дней не смолкнет слава", конкурс стихотворений и песен, посвященных Великой Отечественной войне, "Свою игру", литературную встречу с поэтом Мариной Цветаевой.
Ребята стали не только их участниками, но и организаторами, ведущими, членами жюри, ассистентами, актёрами.
Таким образом, осуществляя работу по развитию речи на уроках русского языка по традиционным учебникам, но с использованием новых образовательных технологий, более совершенных форм и методов, я увидела, что она приносит свои результаты: учащиеся лучше овладеют языковыми нормами, легче выражают свои мысли в устной и письменной речи, правильно используют нужные языковые средства в соответствии с целью,
содержанием и условиями общения, чаще выбирают из вариантов домашнего задания творческую работу, меньше испытывают трудности при конструировании словосочетаний и предложений, лучше стали писать сочинения и изложения; увеличилась скорость чтения и письма
Использование диагностики для отслеживания результатов деятельности.
Диагностика - это общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе.
Для анализа возьмём два класса
1-й 2003 (7), 2004 (8), 2005 (9);
2-й 2004 (7), 2005 (8), 2006 (9)
Объектом нашего наблюдения будет учебная и внеклассная деятельность учащихся до конца обучения в школе.
Данные фиксировались в диагностических ведомостях, которые создавались в процессе работы. Оказалось, что ребята несколько завышают уровень своих ЗУНов.
Самыми проблемными для обоих классов оказались следующие вопросы (менее половины от максимального количества (3) баллов):
1-й
2-й
класс
0,4
класс
0,6
0,6
1,2
0,7
1,2
1,3
1,5
1,3
1,3
1,3
1,3
1,3
1,4
1,4
1,5
ЗУНы
редактирование текста
использование средств связи предложений в тексте
выделение абзацев
знание о тексте, его признаках и способах связи частей
создание текстов разных стилей речи
определение темы, основной мысли текста
знание стилей речи, их разновидностей и признаков
Анализ скорости чтения и письма показал следующие результаты:
Средние результаты по классу
1-й класс
2-й класс
Скорость чтения (количество слов в минуту)
112,4
121,3
Скорость письма (количество букв в минуту)
68
72,4
1. Улучшились показатели диагностики ЗУНов:ЗУНы 1-й класс 2-й класс
редактирование текста с 0,4 до 1,6 с 0,6 до 2
использование средств связи предложений в
с 0,6 до 1,6
с 0,7 до 2
тексте
выделение абзацев
знание о тексте, его признаках и способах
с 1,2 до 1,8
с 1,2 до 1,7
с 1,3 до 1,6
с 1,5 до 2,3
связи частей
создание текстов разных стилей речи
определение темы, основной мысли текста
с 1,3 до 1,6
с 1,3 до 2,2
с 1,4 до 2,2
с 1,3 до 1,8
знание стилей речи, их разновидностей и
с 1,4 до 1,8
с 1,5 до 2,3
признаков
Целенаправленное решение поставленных задач позволило улучшить показатели диагностики ЗУНов
Улучшились показатели скорости чтения и письма:
Средние результаты по классу 1-й класс 2-й класс
Скорость чтения (количество слов в с 112,4 до 148,5 с 121,3 до 140,8 минуту)
Скорость письма (количество букв в с 68 до 96,5 с 72,4 до 89
минуту)
Увеличилось количество учащихся, получающих 4 и 5 за содержание сочинения: с 3 до 5 (1-й класс); с 4 до 7 (2-й класс).
Для сдачи итоговых экзаменов за 9 класс учащиеся выбрали такие гуманитарные и устные предметы, как обществознание (8 чел.), история, биология (по 2 чел.) - 1-й класс; обществознание (2 чел.), история, физика (4 чел.), черчение (2 чел.), ОБЖ (13 чел.), что говорит о коммуникативной готовности учащихся к ситуации экзамена.
III. Результативность опыта.
Уровень обученности учащихся при отсутствии неуспевающих:
Учебный год
класс
Количество учащихся
Успеваемость
На «4» и «5»
%
На «3»
%
2007-2008
8
20
Русский язык – 11 человек
55
9
45
2008-2009
9
22
Русский язык – 12человек
55
10
45
2009 - 2010
10
18
Русский язык – 11 человек
56
7
44
Учебный год
класс
Количество учащихся
Успеваемость
На «4» и «5»
%
На «3»
%
2007-2008
8
20
Литература – 11 человек
77
5
23
2008-2009
9
22
Литература – 12человек
76
6
24
2009 - 2010
10
18
Литература – 11 человек
75
5
25
2. Уровень орфографической грамотности учащихся.
(Диктанты, контрольные работы, контрольные срезы)
Учебный
год
Класс
Кол-во уч-ся
«5»
%
«4»
%
«3»
%
«2»
%
2007-2008
8
20
39
11%
164
48%
135
40%
3
1%
2008-2009
9
22
20
11%
88
50%
66
38%
2
1%
2009-2010
10
18
12
11%
56
52%
40
37%
1
1%
3. Результаты итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9-го класса.
Учебный год
Кол-во уч-ся
на "5"
на "4"
на "3"
чел.
%
чел.
%
чел.
%
2007-2008
22
2
9%
11
50%
9
41%
9%
ё
4. Результаты ЕГЭ по русскому языку выпускников 11-го класса.
Учебный год
Кол-во
уч-ся
на "5"
На «4»
на "3"
чел.
%
чел.
%
чел.
%
2007-2008
25
1
4%
7
28%
17
68%
5. Результаты районных олимпиад.
Учебный год
Предмет, класс
Место
2007-2008
русский язык 9
3
2009-2010
русский язык 9
3
IV. Библиографический список
Васильева А. Н. Основы культуры речи. Москва, 1990 год. с. 189-193
Введенская М. А. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1996 г, с. 3-10
Введенская М. А.Культура речи. Ростов-на-Дону, 2000 г. с. 192-194
Введенская М. А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Справочное пособие. Ростов-на-Дону, 2002 год. с. 222
Граудина Л. К., Ширяев Е. Н. Культура русской речи. Москва, 2005 г. с. 27
6) Григорян Л. Т. Язык мой - друг мой. Москва, 1987 год. с.28-29
Розенталь Д. Э. Практическая стилистика. Москва, 1987 год. с. 156
Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. Москва.,1996 год. с. 89
Приложение
Приложение №1 Разработки уроков
Приложение №2 Внеклассное чтение «Вся жизнь - один чудесный миг»
Приложение №3 Лингвистический вечер «Праздник славянской письменности и культуры»
Урок № 1
Тема урока: Характеристика понятия "культура речи".
Цели:
Дать полную характеристику понятию культуры речи.
Развитие устной речи учащихся.
3) Способствовать совершенствованию культуры речи учащихся,воспитание уважения и любви к своему языку.
Оборудование: Словари и справочники по русскому языку.
Девиз: "Умение правильно говорить - ещё не заслуга, а неумение - это уже позор, потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора» сколько свойство каждого гражданина". (Цицерон)
Ход урока
Проверка домашнего задания Учитель о целях и задачах урока. Беседа по вопросам:
Что означает слово "культура"?
Составьте словосочетания с данным словом (культура речи, культура поведения, культура быта, музыкальная культура и т.д.)
Сравним с определением словаря.
4) Что вкладываем мы в понятие "культура речи"? Сравним нашепонимание с определением словаря. (Культура речи - это раздел науки оязыке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм иуместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимостиот разных условий общения людей.)
Слово учителя:
Итак, культура речи - это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Речевая культура - это показатель нашей профессиональной пригодности. Культура речи и культура в целом не передаются биологическим путем, только в результате определенной учебы, определенного труда.
На доске записываются основные качества речи:
1) Нормативные (правильность речи)
2) Коммуникативные (точность речи, понятность и ясность, чистота, выразительность речи, богатство и разнообразие речи)
3) Этические (речевой этикет)
Совместно с учащимися разбираем каждое понятие и приводим примеры.
Правильность речи - это соблюдение норм литературного языка. (Орфоэпические, лексические, акцентологические, морфологические, синтаксические)
Точность речи - строгое соответствие слов, обозначаемым предметам, явлениям, действиям. Все, что нас окружает, что познано или изобретено, все, о чем хотят спросить или рассказать, имеет свое название. Чем больше человек знает слов, тем точнее он может выразить свою мысль. Точность речи определяется знанием предмета, логикой мышления, умением правильно выбирать нужные слова
Понятность - доступность, доходчивость речи для тех, кому онаадресована. По мнению исследователей, понятность речи определяетсяпрежде всего отбором речевых средств, использованием слов, известныхслушателям. Понятность речи зависит от правильного использования в нейтерминов, иностранных слов, диалектизмов, жаргонизмов,
профессионализмов.
Богатство и разнообразие речи зависит от того* насколько человек осознает, в чем заключается самобытность языка. Богатство любого языка заключается в богатстве словаря. По подсчетам многих ученых словарь современного человека достигает 11-13 тысяч слов. Необходимо постоянно заботиться о пополнении своего словарного запаса.
Чистота речи - незасорённость ее внелитературными элементами, борьба со словами- "сорняками". Причиной появления слов-"сорняков" в речи бывает волнение, неумение мыслить публично, бедность индивидуального словаря говорящего.
Выразительность - наличие в языке изобразительно-выразительных средств. Выразительной называется речь, способная поддержать внимание и интерес слушателя или читателя. Слова способны передавать тончайшие оттенки чувств, движение человеческой души и мысли, вызывая тем самым ответную реакцию слушателей, читателей.
Речевой этикет- система устойчивых формул общения, совокупность принятых правил речевого поведения. Соблюдение речевого этикета способствует повышению общей культуры человека.
Делаем выводы;
Каждый, кто желает повысить культуру речи, должен понять, что такое национальный русский язык, в каких формах он существует, что представляют собой функциональные стили, усвоить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе общения, овладеть нормами литературного языка,
Тренировочные упражнения на уроке:
Составить предложения со словом "культура".
Игра "Кто больше?" (подобрать как можно больше слов с корнем -уч-)
Подобрать русские синонимы к иностранным словам:
Амбиция, анализ, библиотека, вестибюль, вокальный, детальный, диалог, лексикон, мемуары, флора, фауна, экспорт,
4) Расположить синонимы в порядке усиления признака и действия;
Неприятный, отталкивающий, омерзительный, отвратительный, противный.
Оцепенеть, остолбенеть, окаменеть, окоченеть, окостенеть, застыть, замереть.
Зажечься, запылать, загореться, вспыхнуть, засветиться, воспламениться,
5) Исправить предложения:
Жителям пострадавшего района от засухи была оказана своевременно помощь. К сильному шуму, будившим нас, мы потом привыкли.
Пушкин выразил характеры того времени.
Фонвизин изображает свои взгляды в критических статьях.
Простакова груба со своими придворными*
Постановка пьесы "На дне " заняла у зрителей большой успех.
Стукнул по голове волка Яша.
Вот такая разноязыковая наша страна.
Он не пускал туман в глаза.
Подведение итогов урока. Беседа по повторению. Выводы.
Домашнее задание: выписать из словаря иностранных слов понятие "культура", с помощью словаря дать объяснение словам: атташе, афера, баккара, бартер, брокер, баллотироваться., составить с ними предложения.
Урок № 2
Тема урока: Сила слова - беспредельна.
Цели урока:
Выяснить, какую роль в языке играют фразеологизмы, пословицы и поговорки.
Способствовать развитию речи учащихся через общение и игры.
Девиз: "Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово"- Н.В.Гоголь
Оборудование: словари и справочники, рисунки учащихся.
Ход урока
Повторение пройденного материала. Беседа по вопросам:
Всегда ли понятна наша речь? Расскажите об использовании в речи профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов. Приведите примеры.
Как вы относитесь к употреблению в речи иностранных слов?
Какие ошибки встречаются в речи при их использовании?
- Дайте толкование запомнившихся иностранных слов.Слово учителя:
Сегодня на уроке мы поговорим с вами о фразеологических сочетаниях, пословицах и поговорках, об их роли в языке. Зачитывается девиз урока. Что же такое фразеология? Для чего она служит?
Сообщение учащегося:
Фразеология служит для создания образности и эмоциональности в речи. Она необыкновенно богата и разнообразна по своему составу, обладает большими стилистическими возможностями. Фразеология - это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Фразеологизмы помогают немногими словами сказать многое, поскольку они определяют не только предмет, но и действие, признак, обстоятельства. Фразеология привлекает выступающих своими возможностями положительно или отрицательно оценивать явления, выражать одобрение или осуждение, иронию или насмешку Поэт В.Брюсов писал:
Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века, В отточенной и завершенной фразе.
Фразеологические сочетания характерны для каждого народа, носят национальный характер. Например, значение "поздно" у русских - "после ужина горчица", у французов -" после смерти лекарство", у греков - "после войны - союзники". Значение "никогда" - у русских - "когда рак на горе свистнет", у киргизов - "когда хвост верблюда коснется земли", у англичан -"когда луна превратится в зеленый сыр", у болгар - "когда свинья в желтых
шлепанцах на грушу вскарабкается", у немцев - "когда собаки залают хвостами", лезгины скажут - "когда камень зацветет".
Ученик зачитывает фразеологизмы, связанные с языком:
Боек на язык, держать язык за зубами, длинный язык, злой язык, вертеться на языке, находить общий язык, придержать язык, остёр на язык, распустить язык, сорвалось с языка, просится на язык, язык не поворачивается сказать, чесать языком, молоть языком и т.д.
Вопрос учителя:
Какую роль в нашей жизни играют пословицы и поговорки?
Сообщение учащегося:
Пословица - это краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Поговорка - краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.
Пословицы и поговорки - это сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную временем, многовековой историей народа. Собирали пословицы и поговорки многие ученые, среди них создатель словаря великого русского языка В.И. Даль. (Показывается словарь Даля, зачитываются отдельные пословицы).
Наряду с пословицами и поговорками красочность и выразительность придают крылатые слова. Это меткие образные выражения писателей, знаменитых людей, получившие широкое распространение, ставшие общеупотребительными. Так еще Гомер "крылатыми" называл слова, которые быстро срываются с уст говорящего и летят к уху слушающего. Как правило, крылатые слова имеют книжное происхождение. "Как белка в колесе" - Крылов, "Как бы чего не вышло" -Чехов. Интересный материал об истории крылатых выражений содержит книга Н.С.Ашукина и М.Г. Ашукиной "Крылатые слова". (Приводит примеры из книги.)
Учащийся зачитывает пословицы о языке.
Язык дружину водит, язык до Киева доведет, языку больше дай каши, нежели воли. Язык мой -враг мой, прежде ума рыщет .Язык впереди ног бежит. Не спеши языком, торопись делом. На языке мед, а под языком лёд. Ешь пирог с грибами, а язык за зубами. Никто за язык не тянет. Язык собачий, а ум телячий. У дурака, что на уме, то и на языке. У него язык как бритва и т. д.
Игры на уроке;
Сколько фразеологизмов в тексте?
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног бросился домой. Еле ноги унес, зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше не будет у него. Да, ведет он себя из рук вон плохо, надо взять его в руки. И дать по рукам, чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестанет распускать руки! Спору нет - горячая голова. Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы долонты сделать в первую голову. У меня голова идет
кругом, но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что мы всегда сумеем намылить ему голову! (А.Шибаев)
Игра " Кто быстрее?"
Задание - подобрать по десять фразеологизмов с общим для них словом
Нос - задирать нос, вешать нос, зарубить на носу, встретиться нос к носу, клевать носом, остаться с носом.
Язык - язык проглотил, прикусить язык, найти общий язык, развязать язык, сорваться с языка.
Голова - человек с головой, морочить голову, вскружить голову, не сносить головы, отвечать головой, как снег на голову
Нога - унести ноги, встать на ноги, встать с левой ноги, сбиться с ног, путаться под ногами, ног под собой не чуять.
Зуб- говорить сквозь зубы, иметь зуб, положить зубы на полку, ни в зуб ногой, скалить зубы, зубы заговаривать.
Ухо - держать ухо востро, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, ушки на макушке, навострить уши.
Рука - отбиться от рук, все валится из рук, на скорую руку, умывать руки, своя рука владыка, сходить с рук.
Игра "Кто больше?"
За установленное время записать больше устойчивых сочетаний по одному из признаков:
имеющих в составе название животного или птицы (волком смотрит, как с гуся вода)
начинающихся глаголами (например, делать из мухи слона, толочь в ступе воду)
- имеющих в составе числительные (семь пятниц на неделе...)Закончи пословицы:
Тише едешь-..., любишь кататься- ..., свет победит тьму, а мир..., неспеши языком- ,лучше умереть с честью, чем....
Раскрой смысл данных пословиц:
Труд всегда даёт, а лень берет. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Где обман, там правды нет.
Сообщения учащегося "Почему мы так говорим?"
Спустя рукава - старинная русская одежда была с длинными, опускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать, отсюда и пошло выражение "работать засучив рукава" (хорошо) и "работать спустя рукава" (плохо).
Ни зги не видно. Зга - старинное русское слово. Оно произошло от "стьга" - стёжка, тропинка.
Поэтому "ни зги не видно" означает буквально "не видать тропинки"
Чучело гороховое - выражение "чучело гороховое" мы употребляем, когда говорим о человеке, безвкусно одетом, вызывающем общие насмешки. Исстари так называли путала, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц.
По Сеньке и шапка. Знатность рода бояр старой Руси можно легко установить по высоте их меховых шапок. Чем знатней и сановней был вельможа, тем выше поднималась над его головой такая шапка. Простой народ не имел права на ношение этих роскошных шапок из куньего, бобрового или соболиного меха. Отсюда и родилось выражение по Сеньке тапка или по Ерёме кафтан.
Ни кола. В старину в некоторых местностях колом называли полосу пахотной земли шириной в две сажени, не иметь ни кола означало "не иметь маленького клочка земли"
Подведение итогов урока. Выводы.
Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки о труде, дружбе, и любви. Выписать крылатые слова.
Внеклассное чтение
Вся жизнь - один чудесный миг» (Образ А. С. Пушкина в литературе и живописи)
Оформление: портреты А. С. Пушкина работы В. Тропинина, О. Кипренского, И, Линева, П, Соколова и других, репродукции с картин Н. Ге («Пушкин и Пущин в селе Михайловском»), А. Наумова («Дуэль Пушкина с Дантесом»), П. Бореля («Возвращение Пушкина с дуэли») и другие, выставка книг о Пушкине.
Цели урока: в сжатой форме напомнить учащимся об основных этапах жизненного и творческого пути А. С. Пушкина; показать гениальную одаренность, внутреннюю силу и стремительность творческого развития поэта; углубить знания о жизни и творчестве Пушкина; развивать умение самостоятельно анализировать художественное произведение; постигать суть авторской интерпретации пушкинского образа; рассказать учащимся об истории создания известных портретов поэта и определить свое отношение к ним.
Предварительное домашнее задание:
Прочитать книгу о Пушкине (по выбору), рассказать о наиболее ярких, запомнившихся «страницах жизни» поэта.
Выписать интересные высказывания современников о Пушкине и его творчестве.
3. Индивидуальное задание:
Сообщение: портреты А. С. Пушкина, история их создания (2-3 человека).
Выучить (наизусть) стихотворение современного поэта, посвященное А. С. Пушкину (2-3 человека).
Эпиграф к уроку:
Следы исчезнут поколений, Но жив поэт, бессмертен гений.
Ф. Глинка
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
«Писать о Пушкине - значит писать о целой русской литературе...» -сказал В. Г. Белинский. Действительно, Александр Сергеевич Пушкин -наследник всего нашего литературного прошлого и, по словам А. М. Горького, «начало всех начал» новой русской литературы. Он имел на литературу многостороннее и плодотворное влияние. В личности поэта, в самой его жизни, в небывалой стремительности творческого развития
выразилась замечательная одаренность и могучая творческая сила породившего его великого народа.
Еще при жизни поэта Н. В. Гоголь писал о нем: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер...»
А. С. Пушкин - гениальный русский поэт и гениальный мастер жизни. Ему был дан необыкновенный дар быть счастливым даже в самых драматических обстоятельствах. Все было в жизни поэта: огорчения и трудности, и безумная усталость, и поиски смысла жизни, и любовь, и горькие разочарования... и всегда надежда.
Поэт пришел к нам из ХГХ века как современник, друг, советчик. Он и нам завещал, советовал:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
И действительно, в поэзии Пушкина каждый сможет найти для себя или радость, или урок, или утешение. Вопросы:
Каким был Пушкин?
Как его изображали русские художники?
Учитель показывает учащимся портреты Пушкина, созданные русскими живописцами.
II. Портреты А. С, Пушкина. (Индивидуальное сообщение. Рассказ ученика о художнике, о портрете.)
1. Василий Андреевич Тропинин написал портрет в 1827 году. В Москве, на квартире художника Пушкин каждый день позировал Тропинину. «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта», - писал Н. А. Полевой . Тропининский портрет хорош оригинальной трактовкой внешности Пушкина, изображенного в домашней обстановке и в то же время в вдохновенной позе.
2.0рест Адамович Кипренский написал портрет Пушкина в 1827 году по заказу барона Антона Дельвига (лицейского товарища поэта). Пушкин отозвался на этот портрет стихотворением «Кипренскому»:
Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, юлшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,
-И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз,
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид".
Так, Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид. Лицо поэта полно значительности, через плечо перекинут шотландский плед, который обычно носили поэты-романтики. За спиной Пушкина -фигурка музы, богини, покровительствующей искусству. Вот любопытное свидетельство современника: «Кипренский очень удачно уловляет сходство: это качество - отличительная черта в портрете Пушкина, им недавно написанного: мастерское произведение! Гений поэта как будто бы одушевил художника; огонь вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум»
М.В. Юзефович считал, что Пушкин на портрете «похож безукоризненно».
Акварельный портрет Пушкина работы Петра Федоровича Соколова (одни исследователи датируют 1830 г., другие - 1836 г.). На этом портрете Пушкину свойственны изящная легкость, естественность, аристократизм. Современники «расходились» в оценке портрета.
Портрет Пушкина, написанный Иваном Логиновичем Лицевым в 1836 году, иллюстрирует страшную хронику последнего года жизни поэта. Г. Барабтарло: «С темного мрачного фона смотрит бледный человек, очевидно страдавший хронической бессонницей (воспаленные веки), с сильно поредевшими волосами, уставший, измученный».
Александр Алексеевич Козлов и Федор Антонович Бруни выполнили посмертные изображения с натуры. Эти зарисовки у гроба поэта имеют значение документа. Они потрясают.
Акварель Петра Федоровича Бореля «Возвращение Пушкина с дуэли» (1885).
Картина Алексея Аввакумовича Наумова «Дуэль Пушкина с Дантесом» (1885).
Николай Павлович Ульянов написал несколько пушкинских работ. Самая известная - «Пушкин с женой на придворном балу» (1936). Талантливый живописец изобразил трагическое одиночество поэта при помощи своеобразного приема: и Наталья Николаевна, и все люди на балу -не реальные лица, а просто отражения в зеркале. Пушкин же, «повернувший к нам от зеркала нервное, умное, гневное, страдающее лицо, - реальный, живой». На картине подчеркнут контраст между внешностью поэта и внешностью его жены.
Александр Михайлович Опекушин создал в 1875 году первый памятник поэту в России. Этот памятник стал символом Москвы, он вдохновлял поэтов (Маяковского, Есенина).
Ш. Каким был Пушкин? (Учащиеся зачитывают выдержки из воспоминаний людей, знавших поэта.)
В. П. Горчаков: «Человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым и наблюдательным взором, необыкновенно живой...».
Л. С. Пушкин (брат поэта): «... был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевлено, ростом он был мал, но сложен необыкновенно крепко и соразмерно».
М. В. Юзефович (литератор): «... как теперь вижу его, живого, простого в обращении, хохотуна, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими чистыми и ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами... Он вовсе не был смугл, ни черноволос, как уверяют некоторые, а вполне белокож и с вьющимися волосами каштанового цвета».
Сам же А. С. Пушкин был подчеркнуто невысокого мнения о своей внешности («мое арапское безобразие», «потомок негров безобразный»), но, как пишут исследователи, в этой нарочитости была своего рода игра; во всяком случае, его «автопортреты, разбросанные по рукописям, доказывают, что Пушкин о внешности своей был лучшего мнения, чем говорил вслух».
В. П. Бурнашов (литератор): «...в лице его было что-то необыкновенное, будто напоминавшее наружность мулата., губы очень красные и широкие, а обнаженные веселой улыбкой зубы -белизны необыкновенной»*
М. П. Погодин (историк): «... без всяких притязаний, с живыми, быстрыми глазами, с тихим приятным голосом».
Но сколько бы ни говорили мы о Пушкине, каким он был, сколько бы книг ни прочитали о нем, - главный источник у них один: творчество поэта, его письма к друзьям и близким, письма к нему, драгоценные факты его биографии, оставленные нам в воспоминаниях современников.
Обратимся и мы к этим драгоценным фактам биографии Пушкина, оставленным нам в воспоминаниях современников.
IV. Жизнь и творчество А. С. Пушкина. (Краткие рассказы учащихся.)
А. С. Пушкин (1799-1837 гг.)
Необыкновенным было само происхождение поэта...
· Биографы Пушкина пишут о замечательной бабушке поэтаМарии Алексеевне Ганнибал и знаменитой крепостной няне АринеРодионовне...
П. А. Вяземский: «Пушкин был родовой москвич. Нет сомнения, что первым зародышем дарования своего... обязан он был окружающей его атмосфере, благоприятно проникнутой тогдашней московскою жизнию».
· Творческие силы Пушкина проявились с кипучей энергиейуже в Царскосельском лицее...
К. Н. Батюшков: «О, как стал писать этот злодей!»
И. И. Пущин: «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохой народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года Эти события сильно отразились на нашем детстве».
В. А. Жуковский: «Это надежда нашей словесности... Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».
Лучшие стихи, написанные Пушкиным в лицее: «Воспоминание в Царском Селе», «Моему Аристарху», «К другу стихотворцу» и другие. Лицейский период -пора ученичества и поисков самостоятельного пути. Дружба с И. Пущиным, А. Дельвигом, В. Кюхельбекером.
· А. С. Пушкин в Петербурге. Он создает вольнолюбивые,насыщенные декабристскими идеями стихотворения (оду «Вольность», стихи «К Чаадаеву», «Деревня», эпиграммы).
Н. П. Огарев: «Кто во время оно не знал этих стихотворений? Какой юноша, какой отрок их не переписывал?»
· Южная ссылка, и новые яркие впечатления, запомнившиеся поэту надолго...
Создание романтических поэм: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»; начало работы над «Евгением Онегиным»,
· И опять ссылка. Село Михайловское. А. С. Пушкин своим друзьям: «Чувствую, что... могу творить...» Поэт написал «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Борис Годунов», «Пророк» и другие прекрасные произведения.
· Пушкин в Москве. Николай I пытался использовать поэта винтересах своей политики.
Из письма поэта к А. X. Бенкендорфу: «Ни один из русских писателей не притеснен более моего». Тревожное состояние поэта... Но плодотворная работа продолжается («Чернь», «Поэту», «Поэт», «В Сибирь», «Анчар», «Я вас любил...», работа над «Евгением Онегиным»).
Болдинская осень... Осень всегда была любимым временем года поэта. Пребывание в Болдине «отмечено» невиданным взлетом пушкинского гения. Сказки, стихи, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», роман «Евгений Онегин» - итог болдинской осени 1830 года!
В царском плену... Время жизни в Петербурге - трагический рубеж в жизни поэта. Жизнь Пушкина и его красавицы жены, окутанная интригами, сплетнями, становится невыносимой. Работа спасала поэта. Он написал стихотворение «Осень», повесть «Пиковая дама», романы «Дубровский», «Капитанская дочка», сказки.
Дуэль и смерть Пушкина. 27 января 1837 года на берегу Черной речки (близ Петербурга) состоялась дуэль Пушкина с Дантесом.
Из воспоминаний Л. Озерова: «... А я, сбиваясь с ног, все бегу, как ошалелый, по зимнему Питеру за санями, увозящими поэта на Черную речку, чтобы догнать, настигнуть эти сани у Комендантской дачи и волей своей,
волей всех, всех вас, дорогие современники мои, преградить этот смертный путь и вырвать из рук секундантов Данзаса и д'Аршиака пистолеты: «Не сметь, не позволю, не будет!» Не успел, поздно, навсегда поздно. Знаю это и все еще бегу, бегу...»
В одной из своих статей Валентин Непомнящий написал о Пушкине: «Есть что-то глубоко значительное в том, что он погиб, защищая честь женщины и свое достоинство человека и поэта, а не в казематах или в политических баталиях. Ни та, ни другая гибель не «лучше» и не «хуже», но «та» была его гибелью, а «другая» - не его. Ее смысл в том, что он, будучи прекрасным стрелком, не поменялся со своим противником местами и не стал его убийцей, пусть убийцей человека ничтожного. Защищая свою честь, он не убил другого, а погиб сам. Потому что поэт-убийца - это еще больший парадокс, чем скупой рыцарь».
Прощаясь с великим русским поэтом, П. А. Вяземский и В, А. Жуковский бросили в гроб Пушкина по перчатке... в знак дружбы, последнего рукопожатия, верности братству поэтов.
Евгений Баратынский, разбиравший с В. Жуковским черновые рабочие тетради поэта, выразил свое изумление его творческой мощью: «Он только еще созревал! Но и в том, что он сделал, ясно, Пушкин - явление уникальное в русской литературе».
О жизни Пушкина и его творчестве написаны интересные художественные книги, подробные монографии и коллективные сборники, страстные исследования, воспоминания, стихотворения, имеется огромнейшее количество стихотворений русских и зарубежных поэтов... Иначе нельзя. Под влиянием произведений великого Пушкина в нас пробуждаются самые светлые, добрые, самые благородные чувства.
V. «Мой Пушкин». (Выступления учащихся (по прочитанным книгам)о Пушкине. Выявление авторской трактовки образа поэта и отношение к нейвыступающего.)
VI. Стихотворения о Пушкине. (Выразительное чтение учащимися или учителем.)
1. Виктор Боков «У Черной речки возле леса...».
2.Михаил Дудин «В чем пушкинского гения оенова...» и другие.
В чем пушкинского гения основа
И в чем его прозренья хороши?..
-В свободном изъяснении души
Единственной раскованностью слова.
И если воспринять его готова
Твоя душа, не опоздай, спеши
Поймать его и в творческой тиши
Своей судьбой его наполнить снова
Что из того, что лжепророки живы? Извечная поэзия с тобой За жизнь и честь ведет смертельный бой.
И мир живет, пока в том мире живы Твоей души прекрасные порывы, Оплаченные пушкинской судьбой.
VII. Викторина «Что ты знаешь о жизни и творчестве А. С. Пушкина?». Вопросы: 1. «Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас; он воспитал наш пламень...» Кто такой Куницын? (А. П. Куницын - любимый преподаватель лицеистов. Он преподавал логику, право, психологию, финансы - те науки, из которых лицеисты узнавали о правах и обязанностях человека и гражданина.)
2. Граф Разумовский по своему обыкновению задал пышный обед для почетных гостей. Приглашен был отобедать и С. Л. Пуш кин. Все поздравляли его с успехом. А министр заявил: «Я бы же лал, однако, образовать вашего сына в прозе».
«Ах, оставьте его поэтом!» (Из книги Васиной М. Я. «Жизнь Пушкина».) О каком успехе идет речь? Кому принадлежат последние слова? {Речь идет о выступлении юного Пушкина со стихотворением «Воспоминание в Царском Селе» на переводном экзамене в лицее в 1815 году. Последние слова принадлежат Г. Р. Державину.)
З.По какому поводу В. Кюхельбекер вызвал А. С. Пушкина на дуэль? Чем она закончилась?
(За ужином объелся я, А Яков запер дверь оплошно Так было мне, мои друзья, И кюхельбекерно, и тошно.
За эту эпиграмму В. Кюхельбекер вызвал А, С, Пушкина на дуэль, хотя они были близкими друзьями. На дуэли Пушкин продолжал шутить, предложил секунданту А. Дельвигу занять свое место. Кюхельбекер нервничал и прострелил... Дельвигу фуражку... Противники помирились)
4. Кто был рядом с Пушкиным всю жизнь - от рождения до смертного часа?
(Всю жизнь рядом с поэтом был его крепостной «дядька» Никита Козлов.)
5.Где и когда А. С. Пушкин встретил А. П. Керн? (Впервые поэт встретил А. П. Керн в 1819 г. в доме Олениных. Керн приходилась племянницей хозяйке дома.)
6. Кому Пушкин посвятил стихи «Талисман», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман»?
(Елизавете Воронцовой, с которой поэт встретился в Одессе в 1823 г. Перед разлукой она подарила Пушкину перстень с красным сердоликом -символом любви.)
7. Кому адресовано стихотворение «Я вас любил...»(1829)?
(Анне Олениной, к которой поэт сватался, но получил отказ.)
8.3а какое произведение Пушкин, для которого литература была профессией, получил первый большой гонорар?
(За поэму «Бахчисарайский фонтан» - три тысячи рублей. В издании поэмы помогал П. А. Вяземский.)
9. Что бросили в гроб А. С. Пушкина поэт В. А. Жуковский и П. А. Вяземский?
(Прощаясь с поэтом, Жуковский и Вяземский бросили в гроб по перчатке - в знак дружбы, последнего рукопожатия, верности братству поэтов. Оставшаяся перчатка Вяземского сегодня хранится в музее-квартире А. С. Пушкина на Мойке.)
10.К кому обращено стихотворение Пушкина, написанное в 1826 году в Михайловском? Как оно называется?
Алина! Сжальтесь надо мною, Не смею требовать любви: Быть может, за грехи мои, Мой ангел, я любви не стою!..
(Стихотворение «Признание» посвящено Александре Ивановне Осиповой, падчерице П: А. Осиповой-Вульф, хозяйке Тригорского, где поэт любил бывать и весело проводить время.)
11. Кто сказал о Пушкине?
Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!
(Ф. И. Тютчев, 29января 1837г.)
Овцы стадятся, А лев ходит один.
(Ф. Глинка)
Пушкин! Он в лесах не укроется: Лира выдаст его громким пением.
(А. Дельвиг «Пушкину»)
Ялюблювас,
Но живого,
А не мумию.
(В. Маяковский «Юбилейное».)
12. Назовите авторов знаменитых памятников А. С. Пушкину. Где находятся эти памятники?
(А. М Опекушин. Памятник А. С. Пушкину в Москве на Тверском бульваре. Р. Р. Бах. Памятник А. С. Пушкину в г. Пушкине. М. К. Аникушин. Памятник А. С. Пушкину в Петербурге)
Домашнее задание. Сочинение «Мой А. С. Пушкин
Лингвистический вечер для учащихся V-VI классов «Праздник славянской письменности и культуры».
1-й ведущий. Начинаем вечер, посвященный Празднику славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита великих просветителей Кирилла и Мефодия.
2-й ведущий До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.
1-й ведущий. Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый славянский алфавит.
2-й ведущий. Создатели славянской письменности не ограничились лишь алфавитом. Они писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.
1-й ведущий. Жизнь великих братьев была служением культуре.
2-й ведущий. Братья Константин (после принятия монашества - Кирилл) и Мефодий родились в Византийском городе Солуни в семье военачальника. Детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде -греческой и славянской. Только латинский язык не был известен солунцам.
1-й ведущий. В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была «Энеида» Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.
2-й ведущий. После долгих поисков Кириллу наконец посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.
Сценка.
Кирилл. Я слышал, что вы хорошо знаете славянскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.
Приезжий человек. Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы объяснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много мне пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные веши. М я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.
Кирилл. И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.
Приезжий человек. Попробуй, только я тебе в этом не помощник.
Кирилл и Приезжий человек уходят, затем вновь возвращаются.
1-й ведущий. Через год приезжий снова повстречал на улице Кирилла.
Приезжий человек. Послушай, мальчик! Ты по- прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своем желании?
Кирилл. Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.
Приезжий человек. Как можно самому научиться незнакомому языку?
Кирилл. Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фраза с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только «Энеида», но и другие латинские книги мне понятны.
Кирилл и Приезжий человек уходят,
2-й ведущий. Вскоре Кирилл освоил греческий и арабский языки и прославился своей ученостью.
1-й ведущий. После Солуни Кирилл продолжал учение в Константинополе. Знания, полученные в то время, пригодились в будущем.
2-й ведущий. Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию: знания, полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом,
1-й ведущий. По поручению византийского императора Михаила Ш Константин-Кирилл приступил к созданию славянской письменности -непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию. Брат Мефодий был самым близким его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему меньшим братом.
2-й ведущий. После создания азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.
1-й ведущий. В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры.
2-й ведущий. После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, потерпели неудачу у западных славян, но зато прочно утвердились в Болгарии, а оттуда было перенесено в Сербию, Румынию и на Русь.
1-й ведущий. Ученики Кирилла и Мефодия открывали свои школы, и к концу IX века уже тысячи людей читали и писали на славянском языке.
2-й ведущий. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший
их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.
1-й ведущий. Лишь в Петровское время, понадобилось внести в алфавит изменения.
На сцену выходит военный в треуголке.
Военный в треуголке* Господа! Царским указом велено упростить правописание и отменить буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «пси», «зело», «омегу», которые стали обузой в русском алфавите.
Убирает со стенда названные буквы и уходит за кулисы, а затем возвращается.
2-й ведущий. Во второй половине XVIII столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.
Военный в треуголке. Это буквы «и краткое» и ё.
Прикрепляет на стенд карточки с названными буквами и уходит.
1-й ведущий. В начале XX века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году.
Выходит красноармеец в буденовке.
Красноармеец. Товарищи! Указом Наркома просвещения упраздняются буквы: «i десятеричное», «ять», «фита», «ижица» и буква «ер» на конце слов.
Подходит к стенду, снимает устаревшие буквы с алфавита.
2-й ведущий. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук [ч] изображается двумя буквами - ch, [ш] - двумя sh. В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков [jy]>[ja].
1-й ведущий. Наша азбука удивительна! И сейчас она поражает нас простотой и удобством.
2-й ведущий. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.
Конкурс знатоков русского языка.
1. Рассмотрите азбуку - кириллицу. Сколько букв она содержит?
2. Сколько букв в современном алфавите? Какие буквы кириллицыустарели и в наше время не употребляются?
Когда возникла письменность у славян?
Почему славянскую азбуку называют кириллицей?
5. Как чтят память Константина (Кирилла) и Мефодия в славянскихстранах?
6. Есть ли памятники братьям? Где они установлены?
7. Прочитайте слова, написанные по-старославянски. Попробуйтеперевести их на современный русский язык. Подберите к ним родственныеслова, которые используют в наши дни.
прьст, шеломъ, тыцета, ловитва, дружина, бръзгъ, въдати, длань.
8. Объясните происхождение слов азбука и алфавит.
Загадки-складки.
Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он
А называется ...(перрон).
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я ...(хоккей).
На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце с два с,
Называется ...(экспресс).
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я ...(конец).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь... (тишина).
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем вас ...(антракт);
На время что-то прекратив,
Мы объявляем... (перерыв);
В борьбе, в труде устали слишком
Дают уставшим... (передышку);
После урока непременно
Нужна ребятам ...(перемена).
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада
А зовут меня... (прохлада).
13PAGE 15
13PAGE 14415
Соляникова Лариса Михайловна
Соляникова Лариса Михайловна Приложение №1
Соляникова Лариса Михайловна Приложение №2
Соляникова Лариса Михайловна Приложение №3
15