ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №15 ОАО « РЖД»
Выступление на тему
ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Подготовила
учитель начальных классов
АТУРОВА ВИКТОРИЯ АНАТОЛЬЕВНА
Г. ЧЕЛЯБИНСК 2014
ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
АТУРОВА ВИКТОРИЯ АНАТОЛЬЕВНА
учитель начальных классов
ПЕРВОЙ категории
ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА №15
ОАО «РЖД»
Г.ЧЕЛЯБИНСКА
«Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться»
Начало школьного обучения и воспитания ребенка является существенным переломным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента обнаруживаются в ее организации, в новых обязанностях ребенка как ученика. Однако этот переломный момент имеет глубокое внутреннее основание - с приходом в школу ребенок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания - науки, искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей. Усвоение азов этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми такой деятельности, которая адекватна исторически воплощенной в них человеческой деятельности.
Переход к школьному обучению знаменует собой коренное изменение содержания и процесса усвоения знаний. Усвоение принимает новую форму - форму учебной деятельности. Учебная деятельность с самой существенной стороны характеризует вполне определенный период психического развития ребенка - период, относящийся к его младшему школьному возрасту.
Задача формирования и развития учебной деятельности школьников имеет особую значимость. Она должна решаться с первых дней пребывания детей в школе, так как именно «учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте» и, следовательно, от характера её становления будет зависеть успешность дальнейшего обучения учащихся.
Д.Б. Эльконин рассматривал учебную деятельность как особую деятельность школьника, сознательно направленную им на осуществление целей обучения, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Это деятельность, предметом которой является сам ученик, деятельность по самоизменению ученика. Самое главное в учебной деятельности – поворот человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом. Оценка собственных изменений в процессе овладения знаниями - есть собственный предмет учебной деятельности. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают. Через оценку происходит выделение себя как предмета изменений в учебной деятельности. А чем же можно измерить изменение? Сопоставлением желаемого и достигнутого.
В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся.
Авторы, пользующиеся понятием самоконтроля, понимают его далеко не всегда одинаково. Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия - его хода, или его результата, или того и другого вместе - с эталоном, образцом. Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Во всех работах также утверждается, что самоконтролю следует обучать специально.
Обратимся к тому, как определяют самоконтроль некоторые исследователи.
“Самоконтроль- это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил? Очень близко к этому определению самоконтролю определение В.И.Страхова, который считает, что “самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов”.
Д.Б. Эльконин немного иначе формулирует понятие самоконтроля, но смысл его остается тем же: “Действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ”.
В двух следующих определениях самоконтроль рассматривается более широко. Так, в определении, данном И.И. Кувшиновым самоконтроль, отождествляется с сознательной деятельностью вообще: “Самоконтроль- это сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа происходящих в предмете труда изменений, позволяющее достичь поставленной цели”. Г.А.Соболева считает, что “самоконтроль - это умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Самоконтроль связан с личностью в целом”.
Виды самоконтроля.
В учебной деятельности самоконтроль – это процесс сопоставления достигнутых результатов с заданной программой на данном этапе обучения.
По мнению Галустяна О.В. существует три важных компонента самоконтроля: мотивационный, процессуальный и волевой.
Под мотивационным компонентом самоконтроля мы понимаем внутренние побуждения, возникающие в результате осознания противоречия между имеющимися у студентов знаниями, умениями и навыками и необходимостью овладения новыми более объёмными и качественно совершенными.
Процессуальный компонент самоконтроля включает в себя овладение системой базовых знаний и способов учебно-познавательной деятельности.
В основе волевого компонента лежит готовность к совершению волевого усилия по преодолению познавательного затруднения и его осуществление в деятельности. Каждый из компонентов играет определённую роль, и если нет в наличии одного компонента, то и самоконтроль не может быть осуществлён в полной мере.
В соответствии с уровнем сформированности действия контроля выделяют несколько видов самоконтроля:
Лукьянова М.И. и Калинина Н.В. выделяют два вида контроля: аффективный и когнитивный самоконтроль.
При аффективном самоконтроле человек акцентирует внимание на своих эмоциональных процессах и побуждениях (чувствах, желаниях).
Предметом когнитивного самоконтроля является собственные представления, мысли.
Поскольку совершаемые человеком действия не всегда бывают адекватными наличному эмоциональному состоянию, неискренними по “отношению” к своим мыслям, то целесообразно говорить еще и о третьем виде самоконтроля - поведенческом.
Как правило, в учебной деятельности преобладает контроль по результату или так называемый итоговый контроль. Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка. Мы сами учим детей именно такому контролю. Проверяется не правильность проведения отдельных операций и их последовательность, а полученный результат.
Функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий. Этот вид контроля в психологической литературе определяется как пошаговый. Он в первую очередь обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия.
Овладение планирующим контролем свидетельствует о том, что учебная деятельность приобрела необходимые черты саморегуляции. Ученики сознательно строят свою учебную деятельность, предвидят возможность возникновения ошибок и затруднений, своевременно намечают меры по их предупреждению.
При формировании пооперационного контроля также используется графическое моделирование. Но, в отличие от «контроля результата», внимание учеников акцентируется на самом процессе. Устанавливаются связи между каждым этапом деятельности.
Еще более сложной формой контроля является предваряющий (прогнозирующий) контроль, дающий учащемуся как субъекту деятельности возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия. Проигрывая во внутреннем плане последовательность действий, необходимых для решения учебной задачи, прогнозируя возможные результаты деятельности, учащиеся с помощью этой формы контроля могут выделить наиболее трудные этапы решения учебной задачи, наметить пути своего совершенствования. «По входящим в него элементам различают самоконтроль констатирующий и корректирующий; по способам получения информации о протекании выполняемой операции - непосредственный и опосредованный контроль; по типу, какие органы чувств участвуют в оценке выполняемой операции, выделяют мышечно-двигательный, зрительный, слуховой, комбинированный.
Существует также классификация самоконтроля по формам организации работы учащихся. Согласно этой классификации самоконтроль делится на фронтальную, индивидуальную и взаимную проверки. При фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения в классе или дома. Такая форма является наиболее простой и применяется, как правило, для начального обучения учащихся самоконтролю.
Взаимный контроль проводится при проверке письменных и графических работ, а также при рецензировании устных ответов и сообщений. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия контроля, представляющая собой средство обучения учащихся самоконтролю.
К индивидуальному контролю относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы самостоятельно.
Одним важнейшим условием формирования самоконтроля является вовлечение школьников в разнообразные формы проверки.
Разные приемы проверки обладают неодинаковыми возможностями в формировании различных видов самоконтроля. Но, обучение детей приемам проверки – есть средство формирования самоконтроля как компонента учебной деятельности.
Уровни сформированности самоконтроля.
Уровни сформированности действия самоконтроля разработаны Г.В. Репкиной и Е.В.Заика. Они выделяют шесть уровней сформированности самоконтроля, но при этом следует учитывать, что в «чистом виде» они встречаются крайне редко.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – отсутствие контроля.
Совершаемые учеником действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются.
Часто допускаются ошибки даже при выполнении хорошо знакомых заданий. Не умеет исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не способен свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствия. Неоднократно повторяет одни и те же ошибки после их исправления учителем. Не может объяснить, почему действие надо совершать именно так, а не иначе.
Ошибок, допущенных другими учениками, так же не замечает. Обращает внимание лишь на нарушение внешних требований («грязно», «загнуты углы»).
При просьбе учителя проверить свою работу и исправить ошибки действует хаотично, не придерживаясь никакого плана проверки и не соотнося свои действия ни с какой схемой.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – контроль на уровне непроизвольного внимания.
Контроль выполняется неустойчиво и неосознанно.. Хорошо знакомые действия ученик может совершать безошибочно, а если допустит ошибку, может обнаружить ее самостоятельно или по просьбе учителя, однако делает это не систематически. Не может объяснить ни саму ошибку, ни правильный вариант, дает лишь формальные ответы типа: «так неправильно».Что касается новых, недостаточно хорошо усвоенных действий, то ошибки в них допускаются часто, и при этом не замечаются и не исправляются.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – потенциальный контроль на уровне произвольного внимания.
Выполняя новое задание, ученик может допустить ошибку, однако, если учитель просит его проверить свои действия или найти и исправить ошибку, ученик, как правило, находит ее и исправляет и может при этом объяснить свои действия. Что касается хорошо освоенных или неоднократно повторенных действий, то в них ребенок почти не допускает ошибок, а если допустит, может самостоятельно найти и исправить.
Во всех случаях, исправляя ошибку, ребенок может обосновать свои действия, ссылаясь на усвоенную и осознаваемую схему действия.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
В процессе выполнения действия ученик ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия и успешно соотносит с ней процесс решения задачи. Это приводит к тому, что действия выполняются, как правило, безошибочно. Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, причем случаи повторения одних и тех же ошибок крайне редки. Может правильно объяснить свои действия.
Может безошибочно выполнять большое число разнообразных упражнений, построенных на основе одного и того же способа действия, умело соотнося их с усвоенной схемой. Осознанно контролирует действия других учеников при совместном выполнении заданий.
Однако, столкнувшись с новым видом упражнения или изменением условий выполнения, требующими внесения корректив в саму схему действия, ученик оказывается беспомощным и не может отступить от заданной схемы. Другими словами, ученик может успешно контролировать не только итог, но и процесс выполнения действий и по ходу его выполнения сверять совершаемые действия с готовой наличной схемой, однако проконтролировать соответствие самой схемы действий имеющимся новым условиям он не может.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – потенциальный рефлексивный контроль.
Столкнувшись с новым заданием, внешне похожим на то, которое выполнялось ранее, ученик точно выполняет учебные действия в соответствии с прежней схемой, не замечая того, что схема оказывается неадекватной новым условиям. Допущенные ошибки может обнаружить с помощью учителя и, отвечая на его наводящие вопросы, может объяснить их источник – несоответствие примененного действия новым условиям задачи. Обычно после этого ученик пытается исправить свои действия, перестроить применяемый способ, тем не менее, это ему удается сделать только с помощью учителя.Задания, соответствующие применяемой схеме действия, как знакомые ему, так и незнакомые, выполняет регулярно и безошибочно, контролируя свои действия непосредственно в процессе выполнения. Уверенно отстаивает результат своих действий, обосновывая его анализом примененных способов.
ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – актуальный рефлексивный контроль.
Выполняя новое задание, внешне похожее на выполняемые ранее, ученик может самостоятельно обнаружить ошибки, возникающие из-за несоответствия применяемого им обобщенного способа действия (или схемы) новым условиям задачи и в связи с этим самостоятельно вносить коррективы в применяемую схему действия за счет поиска и выявления еще более общих оснований действия, т.е. принципов его построения. Другими словами, ученик умеет контролировать не только соответствие выполняемых действий обобщенной их схеме, но и соответствие самой обобщенной схеме изменившимся условиям задачи.
Если учащийся владеет актуальным рефлексивным контролем, может самостоятельно обнаруживать и исправлять ошибки, отслеживать и контролировать свои действия, если он может проанализировать деятельность с точки зрения полноты ее компонентов и вычислить, каких именно звеньев не хватает в составе его умений, то можно сказать, что у учащегося происходит формирование одного из компонентов учебной деятельности – самоконтроля. Упражнения на развитие умений самоконтроля, творческие задания, упражнения на развитие психических процессов и другие формы и методы работы могут применяться на любых уроках, органично вплетаясь в их контекст.
В подготовительный период и в I четверти 1 класса (в период адаптации) действия на развитие самоконтроля интегрируется в курсе «Введение в школьную жизнь». Работа по этой программе позволяет наблюдать за поведением детей, более глубоко изучить и познать их характер и, учитывая эти знания, направлять развитие детей.
Задачей учителя начальных классов является не только развитие умственной активности у учащихся, выработка прочных и глубоких знаний, но и формирование навыка самоконтроля.
Современный урок должен обеспечить усвоение основ науки, выработку умений и навыков, специфических для каждого предмета, развивать эмоциональную восприимчивость, мотивировать на самостоятельное добывание знаний и использование их в теоретических и практических задачах.
Развитие навыка самоконтроля немыслимо без развития таких психических качеств как внимание, воображение, мышление и память. Поэтому на уроках целесообразно использовать задания по их формированию и совершенствованию.
Именно поэтому можно предложить детям памятки “Как учить стихотворение”, “Как решать задачу”, “Как правильно списывать” и т. п.
Предлагаемые приемы позволяют учителю так организовать урок, чтобы дети практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навык самоконтроля:
сверка с написанным образцом;
проверка по словесной инструкции;
взаимопроверка с товарищем;
сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;
коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
сочетание коллективной и индивидуальной работы;
самостоятельное придумывание заданий;
выполнение задания по алгоритму;
выполнение задания по наводящим вопросам;
выполнение задания по образу;
проверка с помощью сигнальных карточек;
подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;
проговаривание “про себя” объяснения выбора
Самоконтроль — один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Специальная проверка показала, что навык самоконтроля фактически не сформирован у учащихся 1 класса. Учащиеся не всегда умеют самостоятельно найти ошибки в своей работе и исправить их на основе сопоставления собственных действий с конкретным или обобщенным образцом. В то время как умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) — важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.
Поскольку ученики 1 класса еще плохо осознают роль самоконтроля в решении поставленных перед ними задач, то необходим систематический и последовательный контроль за учащимися со стороны учителей, родителей, всего классного коллектива. Контроль извне является тем обязательным условием, соблюдение которого создает необходимую основу для формирования самоконтроля. Таким образом, самоконтроль учащихся не отменяет контроля учителя и не снижает его роли, а наоборот усиливает его. Учитель должен систематически изучать и анализировать ошибки учащихся, обращать внимание на внутреннее содержание, должен выявлять причины их появления и принимать меры к предупреждению ошибок.
Очень важным приемом обучения первоклассников самоконтролю является применение коллективных проверок в сочетании с контролем педагога, т. к. в первую очередь школьника нужно научить находить ошибки у человека (контроль). Со временем ученик начнет переносить полученные умения на собственную деятельность (самоконтроль). Таким образом, формирование контроля идет от контроля за действиями других к самоконтролю. Наиболее естественная ситуация возникает тогда, когда весь класс слушает ответ ученика у доски. Под руководством учителя проводится разбор ответа или выполненного на доске упражнения, устанавливаются допущенные ошибки и проводится коллективное их исправление. На первых порах классу по окончании ответа можно задать следующие вопросы: Верен ли окончательный ответ? Верен ли ход решения?
Так в 1 классе дети учатся:
- сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
- воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;
- выполнять действия по развернутой инструкции;
- осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;
- использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.
Самоконтроль – самостоятельная процедура. Психолого-педагогический словарь рассматривает самоконтроль как осознание и оценку субъектом собственных действий, предполагающих наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.
Оценка – процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
Отметка – результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение.
Самооценка – как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего с баллами.
Самооценка включает самоконтроль и самопроверку.
Основные функции самооценки:
- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Школьник должен овладеть приемами учебной работы, осознать себя самостоятельным в выборе способа усвоения знаний, т. е. научиться пользоваться учебной и справочной литературой, наглядными материалами, овладеть приемами, которые помогают воспринимать учебный материал (наблюдение, запоминание, создание образов, логических связей, ассоциаций).
Особое внимание уделяется работе по воспитанию у обучающихся реалистического уровня притязаний, навыкам самоконтроля. Процедура самооценки, выполняемая школьником, может состояться только в том случае, если ее предусматривает и педагогически организует учитель.
Таким образом начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Уровень сформированности навыков самоконтроля во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции.
Работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки, обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.
Также умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.Приведу некоторые упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.
Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
а) квадрат из треугольников по заданному образцу:
152402483485б) елочку из треугольников:
в) узор из геометрических фигур:
г) композицию:д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:Задания легко видоизменяются. Например, задание с пирамидкой: взрослый ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома детям, только в основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размеров колец).Каждый ребенок должен собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например, ученику дается карточка с нарисованными цветными кольцами и с учетом их размеров:Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу. Это же задание усложняется. Каждому ученику дается карточка с нарисованными незакрашенными кружочками. Ученики должны их закрасить, ориентируясь на образец:5 - красный4 - синий3 - желтый2 - коричневый1 - черныйВыполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.
2. Игра "Лесенка".Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан:Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.3. Игра "Число-контролер".Ученики получают карточки с примерами:Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10. Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.4. Игра "Сохрани слово в секрете".Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши. Примерный список слов:окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое.
Варианты:1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;3. нельзя повторять названия животных;4- нельзя повторять имена девочек;5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.Например:1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.5. Игра "Спрячь букву от буквоежки".За несчастной буквой "а" охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что "а" - самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы "а".Наступила ранняя весна.
А теперь задание потруднее. Нужно переписать рассказ, только вставляй точки вместо буквы "ы".1. Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.А здесь вставляй точки вместо буквы "р".2. Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила хитрую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мёртвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Белочка чуть не очутилась в лапах хитрой лисицы. Условие в этом задании может быть любое. Например, вставлять точки вместо букв "о" или "е", вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.6. Как превратить "о" в "и".Ученик доброй феи говорил: "Я не волшебник, я только учусь". Эти слова относятся и к нам: мы еще не умеем делать серьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу. Попробуем? Ниже напечатаны слоги. Не просто читай их, но во всех случаях, когда встречается звук [о], меняй его на [и].
Столбики со слогами: Работая с этим упражнением, можно задать ребенку самые разнообразные задания:1. пропускать (не читать) все слоги, начинающиеся на звук [п] или [к] или на гласный звук. Вместо этого надо произносить слово "лишний";2 менять в слогах звук [п] на звук [с];3 слоги, оканчивающиеся на гласный, читать наоборот.7. Помоги пчёлке собрать урожай.Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.Начинать игру можно с любого места. Заранее продумать, какое слово должно получиться, и составьте "пространственную" инструкцию.Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.Ниже, в качестве примера, мы приводим несколько вариантов игры.Вариант 1.Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?Вариант 2.Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее. Дальше она полетела так:468630070485 Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка.Направо, направо, направо, вверх, остановка.Налево, налево, налево, остановка.Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?8. Можешь ли ты делать два дела сразу?Как ты думаешь, можно ли одновременно читать и про себя, и вслух? Еще как можно! Убедись сам. Читай рассказик про себя, но каждое второе слово произноси громко.Сказка об умном мышонке.В это время по дорожке Шел зверёк страшнее кошки,Был на щётку он похож. Это был, конечно, ёж. А навстречу шла ежиха, Вся в иголках, как портниха. Закричал мышонку ёж:- От ежей ты не уйдёшь!Вот идет моя хозяйка,С ней в пятнашки поиграй-ка, А со мною - в чехарду. Выходи скорей - я жду. А мышонок это слышал, Да подумал и не вышел- Не хочу я в чехарду, -На иголки попаду.Долго ждали ёж с ежихой,А мышонок тихо-тихоПо тропинке меж кустов, Прошмыгнул - и был таков.С. Маршак Для выполнения задания можно использовать тексты, приведенные как в этом упражнении, так и в упражнении №5, а также небольшие рассказы из учебника по чтению.Правила чтения также можно менять:1. называть вслух каждое 3 слово;2. произносить вслух последнее слово в предложении;3. произносить вслух все имена собственные;4. произносить вслух все слова, начинающиеся на звук [к] или, например, на гласный.Если ребенку трудно справиться с заданием, помогите ему, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию необходимо будет произносить вслух.9. Как сказать слово, не произнося ни звука.Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать. Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово "КОТ". Начинаем играть. Надеюсь, ты не прохлопал мои объяснения.Попробуем прохлопать слово "ТОК", "СОК", "КИСА".А теперь внимательно послушай, что за слово прохлопаю я.Загадывайте любые слова, которые можно составить из этих букв: коса, сито и т. д. Варианты сокращенных алфавитов:
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.
Литература.
1. Артюхова И. Устойчивость внимания //Нач. шк.(приложение)- 2002.- №8.
2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных - М.: Просвещение, 1995, с.85-87.
3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
4. Князева Т.Н. Я учусь учиться. М.: АРКТИ, 2004.
5. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования учебных навыков //Нач. шк.-1986.-№ 2.
6. Мисс М.Ю. Автоматизация самоконтроля в начальной школе.- Интернет.
7. Некоторые особенности формирования действия контроля в 1-м классе//Нач. шк.(приложение)-2002.- № 17.
8. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников//Нач.шк.-2004.-№1.
9. Цукерман Г.А. Проверьте своих учеников//Нач. шк. – 1993. - № 1, с. 46-47.