Педагогические приёмы формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы


Педагогические приёмы формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы
Сложившаяся сегодня система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу.
Перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на общеучебные умения, на развитие самостоятельности учебных действий повлёк за собой изменение системы оценивания. Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни.
Для этого необходимо перейти на такую систему оценивания учебных достижений школьников, которая требует отказа от отметки, а оценку делает более доступной и содержательной. В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. Данный подход к оцениванию позволяет устранить негативные моменты в обучении, способствует индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации, сохранению и укреплению здоровья
Отметка – это зафиксированный результат процесса оценивания.
Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-нибудь. Это есть сравнение результата с эталоном.
Рассмотрим общие подходы к оцениванию при безотметочном обучении.
В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы:
что оценивать? (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);
как оценивать? (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);
каким образом оценивать? (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления);
что нужно учитывать при таком оценивании? (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).
В ходе учебного процесса необходимо использовать правила оценочной безопасности, разработанные Г.А. Цукерман.
1. Градация трудности учебного материала:
на основе любого учебного материала должны быть предусмотрены различные виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся любого уровня подготовки.
2. Свобода выбора учеником уровня трудности учебных заданий:
позволяет учащимся осознать свою ответственность за результат учебной деятельности и формировать адекватную самооценку.
3.Постепенное накопление достижений («учебное портфолио»):
означает, что темп накопления достижений у каждого ученика может быть индивидуален. При этом нельзя ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.
4. Принцип свободы для улучшения учеником своих учебных достижений:
означает, что учащиеся имеют возможность улучшить свои старые достижения.
В 1 классе ребёнок способен оценивать себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребёнком по коррекции формирования умений.
Во 2 классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определять границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку.
В 3 классе школьник может определять соответствие своих знаний заявленному уровню и определить те критерии, которым он не смог соответствовать в том или ином виде деятельности. Ученик по тексту работы может определить, сформированность каких умений проверяет эта работа, подобрать материал для отработки тех умений, уровень оценки которых не соответствует высокому. После анализа работы они может сам построить индивидуальный график работы над ошибками.
Четвероклассники имеют возможность видеть свой «рост», что говорит о совершенствовании контрольно-оценочной деятельности ребёнка.
Остановлюсь на способах дифференцированного оценивания.
В качестве одного из способов дифференцированного оценивания, использую оценочные шкалы – «Волшебные линеечки» Данный способ позволяет оценить действия детей не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в парах или группах. Критерии оценивания различны.

Существует три варианта самооценки письменных работ:
- оценка учеником уже выполненной, но непроверенной учителем работы. Данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке;
- оценка учеником уже проверенной, но неоцененной учителем работы. Эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля;
- прогностическая оценка – является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя.
Ребёнок работает со шкалой непосредственно перед выполнением работы. Чаще всего этот способ оценивания применяется на самостоятельных, проверочных работах. Такому оцениванию предшествует следующая работа:
1) выбор критерия, по которому оценивается данная работа, и работа со шкалой;
2) самостоятельная работа;
3) сравнение (анализ) выполненной работы с образцом (эталоном);
4) оценивание, работа со шкалой.
Например, перед выполнением самостоятельной работы прошу детей начертить шкалу оценивания. Детям говорю: «Прежде, чем вы приступите к работе, спрогнозируйте, насколько правильно вы её выполните. Для этого поставьте крестик карандашом на шкале». Ученик ставит крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. После этого прошу детей приступить к выполнению задания. После выполнения задания дети приступают к проверке. Идёт сравнение (анализ) выполненной работы с эталоном. Образец для самопроверки может быть либо на экране, либо на доске или карточке.
«После того, как вы проверили, оцените теперь успешность своей работы в виде крестика на шкале, но уже ручкой». Идёт оценивание. Если успешность работы и прогноз совпали, то ученик обводит крестик.
«У кого успешность работы оказалась выше прогноза? Совпала? Ниже? У кого всё правильно?»
При проверке ставлю свой крестик красного цвета в то место, где, по моему мнению, он должен находиться. Если оценка ученика и моя совпали, обвожу крестик кружком.
Получая работу, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть ли расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Несовпадение оценок – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.
Учитель всегда должен помнить, что ученик имеет право на ошибку. Право на сомнение или незнание может быть выражено не только устно, но и письменно. Для этого я ввожу знак сомнения (?).
Например, ученик поработал самостоятельно и выполнил проверку по образцу для самопроверки. Спрашиваю: «Как оценить, правильно выполнено задание или нет? («+» или «?»).
«Кто оценил себя плюсом? У кого возникли сомнения и затруднения?»
Обязательно спрашиваю: «Что означает для тебя знак сомнения (?)? (ставлю задачу: ещё поработать с такими заданиями, повторить таблицу умножения или потренироваться в определении падежей существительных).
Следующий вид работы, который я использую в своей практике, - это тестово-диагностическая работа. Она состоит из ряда заданий по определённой теме и оценочного листа.
Например, в первом классе на уроке математики провожу тестово-диагностическую работу по теме: «Уравнения». Оценочный лист выглядит так:
Оценочный лист
Основные умения Прогностическая оценка Итоговая оценка
1. Умею находить часть и целое 2.Умею составлять алгоритм решения уравнения 3. Умею решать уравнения всех видов
4. Умею выполнять сложение и вычитание в пределах 9 Для самооценки используем три цвета:
кр - не знаю, прошу помощи
ж - сомневаюсь, не уверен
з - знаю, умею
Перед выполнением работы просим оценить каждое умение, нарисовав кружок соответствующего цвета.
«Как вы предполагаете, сделайте прогноз», - обращаемся детям. Ученики заполняют второй столбик. К этому листу мы возвращаемся уже после завершения работы, проставив итоговую оценку.
Итогом работы по оценочному листу является совместная беседа учителя и ученика об адекватности самооценки ребёнка.
Можно ввести, предварительно оговорив с детьми, четырехцветный индикатор: зелёный, жёлтый, красный и белый.
- Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня.
«Я всё хорошо выполнил и могу идти дальше».
Жёлтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок.
«Я всё хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок».
Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему следует заново изучить материал.
«Мне нужно ещё раз все повторить».
Белый цвет означает, что ученик повторно выполнил задание с несколькими ошибками. С данным учеником организуется индивидуальная работа по данной теме.
Итак, приведу некоторые педагогические приёмы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки (контрольно-оценочной самостоятельности).
· приём «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
· приём «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
· приём «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);
· приём «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
· приём «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
· приём «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задаче);
· приём «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия);
· приём «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
· приём «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
· приём «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника», с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);
· приём «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
· приём «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);
· приём «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);
· приём «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);
· приём «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).