Статья Формирование контрольно- оценочной самостоятельности обучающихся, являющейся основой учебной самостоятельности школьников, как средство достижения нового качества образования.

Формирование контрольно- оценочной самостоятельности обучающихся, являющейся основой учебной самостоятельности школьников, как средство достижения нового качества образования.

В программе ФГОС второго поколения говорится: «Образование должно быть ориентировано на развитие индивидуального потенциала каждого ученика, создание условий, обеспечивающих полноценное развитие индивидуальных способностей каждого ученика, психологический комфорт, выполняющий творческий настрой и мотивацию учения и других видов деятельности». В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится: в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.» В разделе «Ключевые направления развития общего образования» сказано: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире». Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
Для того, чтобы современная школа смогла достичь поставленную перед нею цель, она должна последовательно решать свои задачи на всех ступенях образования.
Ключевая задача начального этапа школьного образования -это формирование контрольно- оценочной самостоятельности младших школьников. В письме министерства образования и науки РФ « Об обеспечении успешной адаптации при переходе со ступени начального общего образования на основную» от 21ю05.2004г. № 14-15-140/13 отмечается, что для успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования на основную у обучающихся должна быть сформирована учебная самостоятельность. А центром развития учебной самостоятельности, ее ядром и основной формой проявления является контрольно- оценочная самостоятельность.
Целенаправленная работа учителя должна быть направлена на становление у ребенка способности к оценке границ своих знаний и умений.
Этапы и уровни использования системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС.

1.Начальный уровень использования системы оценки.
На этом этапе вводятся правила, которые составляют основу оценивания и без опоры на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы оценки.
1-е правило (Различие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку-знак за трешение учебной задачи (предметной или метапредметной).
В первом классе вместо бальных оценок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.

· В последующих классах при появлении бальных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за общую активность, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи.
2-е правило (Самооценка). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
В первом классе алгоритм состоит из четырех вопросов:
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? ( Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей- то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т. д.
2.Стандартный уровень использования системы оценки.
3-е правило (Одна задача- одна оценка)- используется. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок ,это делается на основе отдельных отметок за решенные задачи ( например, среднее арифметическое).
4-е правило (Таблицы результатов и «Портфель достижений»)- используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работ по предметам (один раз в четверть) и диагностика метапредметных результатов ( примерно один раз в год. После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (например, экран успеваемости , АСУ РСО). Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно ( консультируясь с учителем).
5-е правило (Право отказа от отметки и право пересдачи)- новое правило. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор- получать текущую отметку или нет, пересдавать задание или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний. К которому они могут и хотят стремиться на данный момент.
Способность обучающегося самостоятельно успешно осваивать новые знания,
формировать умения и компетентности, включая самостоятельное формирование контрольно- оценочного процесса , является основой учебной самостоятельности школьников, как средство достижения нового качества образования.
Благодаря этим усилиям ученики приобретут умение самооценки, ряд качеств контрольно- оценочной самостоятельности; администрация, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, получат необходимые данные для комплексной накопительной оценки. Однако поскольку используется неполный набор правил оценивания, показатели комфортности и осознанного отношения учеников к учебной деятельности изменятся не столь значительно.
Анкетирование проведенное среди учащихся 1-4 классов показало, что у 86% обучающихся контрольно -оценочная самостоятельность сформирована на оптимальном уровне ( они умеют адекватно себя оценивать, увидеть себя в рейтинге). У остальных учащихся котрольно- оценочная самостоятельность сформирована на низком уровне.

15