Сообщение по теме Педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы
Педагогические приёмы формирования
контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы
«Тот, кого я учу, это, прежде всего, живой человек, ребенок, а потом ученик. Оценка, которую я ставлю ему это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку» (В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).
Именно с таких слов мне бы хотелось начать своё выступление, потому что от правильной организации действий контроля и оценки во многом зависит успех образования и обучения ребенка. Ведь основная цель этих действий – улучшать образовательные результаты, а не только их измерять.
В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем и учеником должны быть отношения сотрудничества и понимания. Оценка не должна являться орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей.
В 1 классе ребёнок способен оценивать себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребёнком по коррекции формирования умений.
Во 2 классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность предъявлять результат. Ученик может определять границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку.
В 3 классе школьник может определять соответствие своих знаний заявленному уровню и определить те критерии, которым он не смог соответствовать в том или ином виде деятельности. Ученик по тексту работы может определить, какие умения проверяет эта работа, подобрать материал для отработки тех умений, уровень оценки которых не
соответствует высокому. После анализа работы он может сам построить индивидуальный график работы над ошибками.
Четвероклассники имеют возможность видеть свой «рост», что говорит о совершенствовании контрольно-оценочной деятельности ребёнка.
Приведу некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки учащихся в начальной школе:
всем известный приём «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов;
приём «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);
прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации). Такие виды заданий в учебниках и рабочих тетрадях как «Найди ошибки, исправь», «Кто из героев прав? Почему?», рубрика «Давай подумаем» и подобные им являются «заданиями-ловушками» на рефлексию освоенного способа действия. Это позволяет вести работу над выделением критериев оценивания. В дальнейшем это дает возможность развивать у учащихся умение определять или видеть возможные
ошибкоопасные мес
·та или места, имеющие разные варианты решений и использовать прием «составление заданий с ловушками»;
прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);
прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);
прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю»);
приём оценивания своей работы знаками (+ и -) на полях тетради;
одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы: Что самое главное ты узнал сегодня? Какие вопросы остались для тебя непонятными?
Для формирования потребности учащихся в самоконтроле используется прием «разноцветные поправки». Учащимся после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, просматриваются, но не оцениваются. Через некоторое время предлагается взять тетради и внести исправления карандашом другого цвета (мы используем зелёный). Затем работы вновь собираются и анализируются. На основании полученных данных можно сделать выводы о наличии потребности в самоконтроле.
Приём «Пирамида знаний». Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на листочке записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока. Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания,
положительные эмоции и т.д. Например, пирамида знаний по теме: «Вода» может выглядеть так:
Воду нельзя загрязнять.
Без воды нет жизни на планете.
Вода может переходить из одного состояния в другое.
Вода бесцветная.
Особое внимание учителю необходимо уделять «портфелю достижений». «Портфель достижений» включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт.
Система контроля и оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Она рассматривается как одна из важных целей обучения, где учитель и ученик вместе определяют результаты деятельности. Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль. В ходе совместной деятельности по оцениванию авторитет учителя только возрастает. Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению.
Контрольно - оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание ребёнка, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность.
«Оценка – это правильное кровообращение, без нее неизбежны застой и болезненные явления» (Н .Островский).
15