ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВА-НИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»


Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Республики Татарстан»
Кафедра общей и коррекционной (специальной) психологии
и педагогики
Проектная работа в рамках образовательной программы:
«Тьюторское сопровождение преподавания учебного предмета «Математика» в условиях введения ФГОС ООО»
«Программа тьюторского сопровождения ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНого ПРЕДМЕТа «МАТЕМАТИКА» в ВАХИТОвском и приволжском муниципальном районе г. Казани Республики Татарстан»
Автор проекта:
Горшкова Галина Александровна
учитель математики
МАОУ «Школа № 39» Вахитовского района г.Казани РТ
Научный руководитель:
Куратор:
Кадырова Фарида Задитовна, к.п.н.,
заведующая лабораторией
естественно-математических дисциплин
Проект допущен к защите:
«28» апреля 2015 г.
Казань, 2015
Актуальность проекта
Системные изменения, происходящие в российском образовании, требуют от методических служб новых, современных, актуальных и востребованных педагогической общественностью подходов к организации работы, способствующей повышению качества и степени адаптивности системы образования региона к современным требованиям образовательной политики.
Тьютор – это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования. Основным направлением тьюторской практики в системе образования можно считать сопровождение профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации в общеобразовательных организациях Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Инновация подобного масштаба требует полной мобилизации кадрового потенциала: в короткие сроки от учителя требуется пересмотреть цель профессиональной деятельности, принять идеологию нововведений, освоить новые знания и педагогические технологии. Немаловажным является информационно-методическое обеспечение инновационных процессов. В этих условиях тьюторское сопровождение является оптимальной формой методической работы, позволяющей включить в сетевое взаимодействие максимальное количество педагогических кадров.
Цель и задачи проекта
Цель данного проекта – разработка программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Математика» в условиях введения ФГОС ООО для Вахитовского муниципального района г. Казани Республики Татарстан.
Задачи:
Разработать диагностический материал для выявления индивидуального уровня готовности педагогов Вахитовского муниципального района г. Казани к реализации ФГОС ООО.
Наметить ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
Определить необходимую методическую ресурсную базу для эффективной реализации ФГОС ООО в Вахитовского муниципальном районе г. Казани
Целевая группа проекта
Учителя-предметники, руководители ШМО, методисты районных отделов образования.
Проектное решение
Каждый учитель – индивидуален. Поэтому на момент введения ФГОС каждый педагог оказался на индивидуальном уровне готовности. Программа предполагает создание среды тьюторского сопровождения, то есть оптимальных условий для реализации личности и профессионализма каждого отдельного учителя на основе его индивидуальных особенностей и образовательных особенностей и образовательных потребностей. Программа призвана развивать и совершенствовать профессиональную компетентность педагогов по вопросам и технологиям формирования личностных универсальных учебных действий. Для координации действий тьюторов в районе будет создана инициативная группа, которая будет работать по реализации комплексной программы тьюторского сопровождения учителей района, как в целом, так и по предмету «математика».
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: апрель-ноябрь 2015 года.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный;
II. Диагностико-мотивационный;
III. Проектировочный;
IV. Реализационный;
V. Аналитический;
VI. Коррекционный.
Программа проектных мероприятий
№ Комплекс мер Место
проведения Срок проведения Ответственный
Этап 1 Подготовительный
1 Круглый стол по теме: «Тьюторское сопровождение преподавания в условиях введения ФГОС ООО в Вахитовском муниципальном районе г. Казани РТ» МАОУ «Школа № 39» Вахитовского района г.Казани РТ
май Методист УМС ИМО по Вахитовскому и Приволжскому районам Павлова В. С.
Тьюторы района
2 Прохождение курсов «Тьюторское сопровождение преподавания предмета «Математика» в условиях введения ФГОС ООО» ИРО РТ Апрель-август 3 Создание и внедрение мониторинга психологического статуса педагога ОУ района Апрель-ноябрь УМС ИМО по Вахитовскому и Приволжскому районам
Этап 2. Диагностико-мотивационный
1 Определение стартового уровня готовности педагогов района к введению ФГОС ООО. Самооценка. Выявление педагогических затруднений ОУ района Апрель-май Методист УМС ИМО по Вахитовскому и Приволжскому районам Павлова В. С.
Руководитель РМО
Руководители ШМО
учителя
2 Семинар руководителей ШМО учителей математики по теме: «Критерии готовности педагогов к введению ФГОС ООО. Самооценка. Выявление педагогических затруднений» МАОУ «Школа № 39» Вахитовского района г.Казани РТ
Апрель Методист УМС ИМО по Вахитовскому и Приволжскому районам Павлова В. С.
Руководитель РМО
тьютор
Этап 3. Проектировочный
1 Семинар «Повышение качества образовательного процесса через внедрение инновационных технологий. Обновление содержания методики преподавания предмета в основной школе при переходе на ФГОС»
МБОУ «Гимназия №6» г. Казани Май Методист УМС ИМО по Вахитовскому и Приволжскому районам Павлова В. С.
Руководитель РМО
тьютор
2 Разработка индивидуального плана
профессионального развития учителя при введении ФГОС ОУ района Август-октябрь Зам.директора школ по УР
Руководитель ШМО
Учителя района
Этап 4. Реализационный
1 Заседание районного методического объединения учителей математики Вахитовского и Приволжского районов г. Казани
«Обновление содержания методики преподавания математики в основной школе при переходе на ФГОС» МАОУ «Школа № 39» Вахитовского района г.Казани РТ
Апрель-май Методист УМС ИМО по Вахитовскому и Приволжскому районам Павлова В. С.
Руководитель РМО
2. Разработка на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования основных образовательных программ ОУ, подготовка рабочих программ по предметам, программ внеурочной деятельности, программы мониторинга образовательных результатов. ОУ района Май – август 2015 г Руководители ОУ
Учителя района
3 Районный семинар «Предварительные итоги работы пилотного ОУ по введению ФГОС ООО в 5 классах» МБОУ
«Гимназия №6» г.Казани август УМС ИМО по Вахитовскому и Приволжскому районам УМС ИМО по Вахитовскому и Приволжскому районам
Руководители пилотных ОУ
4 Организация преемственности введения и реализации ФГОС в ОУ ОУ района Апрель-ноябрь Замдиректора по УР
Учителя нач. классов
Учителя, преподающие в 5 классах
Этап 5. Аналитический
1 Анализ и подведение итогов деятельности апробационных площадок введения ФГОС ОО. Подготовка рекомендаций по итогам апробации. Май-июль ММК УО,
администрация пилотных площадок
2 Организация обобщения и распространения опыта работы по ФГОС НОО и ООО в виртуальном методическом сообществе на сайте Электронное образование в Республике Татарстан «Управление качеством образования. Сообщество учителей математики Вахитовского и Приволжского районов г. Казани РТ» Сайт Электронного образования в Республике Татарстан http://edu.tatar.ru Апрель-ноябрь 2015 г. Руководитель РМО
Учителя пилотных школ
3 Этап 6. Коррекционный
1 Создание и внедрение мониторинга психологического статуса педагога ОУ района Апрель-ноябрь УМС ИМО по Вахитовскому и Приволжскому районам
Ожидаемые результаты реализации проекта
Краткосрочные результаты –«Тьюторское сопровождение преподавания предмета «Математика» в условиях введения ФГОС ООО»создание проекта программы.
Долгосрочные результаты - пополнение общих и профессиональных знаний педагога, совершенствование учебно-познавательных и профессиональных умений в условиях перехода к ФГОС. Внедрение ФГОС учителями района на средней ступени обучения.
Оценка эффективность проекта
Предполагаю, что программа будет эффективной, так как в программе предусмотрены диагностические шаги по определению уровня компетентности педагогов и их готовности к переходу к ФГОС ООО, а также запланированы ряд мер, направленных на формирование потребностей и мотивов, способствующих формированию учебно-познавательных и профессиональных умений педагогов. Также проект в дальнейшем поможет успешному переходу к ФГОС в средней школе. Рабочие программы учителей будут соответствовать требованиям ФГОС ООО, все учителя будут охвачены курсовой подготовкой по повышению квалификации по реализации ФГОС ООО. Учителя научатся проектировать и проводить уроки в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Риски реализации проекта и пути их преодоления
Риски Условия возникновения Пути преодоления
Недостаточный уровень теоретико-методологической подготовки учителей Не осознание себя как учителя «нового типа», отсутствие мотивации, профессиональная усталость Прохождение повышения квалификации или профессиональной переподготовки для работы в соответствии с ФГОС;
Проведение тренингов, мастер-классов.
Неготовность педагогов к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС Традиционный подход к профессии, консервативность мышления Проведение тренингов, мастер-классов, обучающих семинаров
Неумение пользоваться Интернет-ресурсами Недостаточное владение ИКТ Организация практических занятий в школе по овладению ИКТ
Негативное отношение педагогов к организации введения ФГОС Стабильность результатов работы при традиционном подходе
Проблема мотивации Оказание информационно-технологической поддержки
Показать положительную динамику результатов деятельности после введения ФГОС
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта:
Критерий Показатель
1. Нормативное обеспечение ФГОС СОО 1. Наличие пакета нормативно-правовых документов
2. Методическое сопровождение педагогов и руководящих работников
2. Есть опыт формирования ресурсно-методических сетей по ФГОС НОО и ООО в рамках апробации новой модели
3. Повышение квалификации педагогов и руководящих работников
3. Прохождение курсов повышения квалификации педагогов и руководящих работников, подготовка тьюторов не менее 75%.
4. Создание рабочих программ, программ курсов внеурочной деятельности Разработаны примерные рабочие программы по всем предметам, курсам учебного плана
Дальнейшее развитие проекта
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как требуется практическое рассмотрение возникших при апробации проблем. Введение ФГОС в основной школе выявит новые проблемы, решение которых потребует методологической, консультативной и корректирующей деятельности. Именно поэтому я считаю, что необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.
Результаты этого проекта могу быть использованы в дальнейшем при введении и реализации ФГОС в средней школе.
Заключение
Таким образом, реализация данного проекта поможет скоординировать работу всех участников образовательного процесса по введению и реализации ФГОС ООО на начальном этапе.
Поставленные в начале задачи, я считаю, выполнены в полном объёме, а именно:
Разработан диагностический материал для выявления уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.
Намечен ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
Определена необходимая методическая ресурсная база для эффективной реализации ФГОС ООО в муниципальном районе
Список использованных документов и источников информации
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования СК» // Под науч. ред. А.А. Волкова, доктора психологических наук – Ставрополь, 2012
Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. ФГОС. -Волгоград: Учитель, 2014
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? -М.: Просвещение, 2014.
Приложение №1
Диагностика выявления образовательных запросов педагога,
реализующего ФГОС ООО
Анкета для педагога № 1
Уважаемые коллеги!
Пожалуйста, оцените уровень своей подготовки по 10 бальной шкале
Нормативный компонент:
1 Наличие у Вас знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2 Способность самостоятельно разрабатывать необходимые для реализации ФГОС ОО документы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Методологический компонент
4 Владение знаниями о системно-деятельност-ном подходе, учебной деятельности, универсальных учебных действиях 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Технологический компонент:
5 Владение проектированием урока, формирующего УУД 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6 Умение самостоятельно разрабатывать задания, направленные на решение учебно-познавательных и учебно-практических задач Владение технологией проектной деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Владение технологиями дифференцированного обучения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Владение технологией критического мышления 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Владение технологиями работы с детьми, испытывающими сложности в обучении 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7 Владение технологиями работы с одаренным детьми 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Аналитический компонент:
8 Способность к анализу и самоанализу урока с позиций системно-деятельностного подхода 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9 Способность определить проблемные точки и зоны риска своей профессиональной деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10 Способность проектировать индивидуальный маршрут профессионального развития 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Анкета для педагога №2«Готовность к введению ФГОС»
Уважаемые педагоги!
Просим вас принять участие в анкетировании по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС). Выберите один из предложенных вариантов ответа на вопрос или запишите свой ответ (на обороте)
1. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся?
а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.
2. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении?
а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.
3. Как вы считаете, какие положительные изменения произойдут в образовательных учреждениях с введением ФГОС?
4. Перечислите основные требования к рабочим программам учебных предметов (курсов).
5. Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС?
7. По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС?
8. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС?
а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.
9. Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете?
10. Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?
11. На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС?
а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.
Благодарим за участие в анкетировании!
Диагностическая карта«Критерии готовности педагога к введению ФГОС»
Уважаемые педагоги, просим вас заполнить диагностическую карту.
Отметьте знаком «+» те критерии готовности к введению ФГОС, которые вам соответствуют.
Критерий Самооценка педагога Оценка эксперта
Когнитивный аспект
Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе    
Знание основных документов, связанных с введением ФГОС:
• Национальная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;    
• ФГОС, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»    
Знание особенностей технологии системно-деятель-ностного подхода в образовании    
Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС    
Мотивационный аспект
Понимание значения ФГОС для современного образования    
Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС    
Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС    
Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем    
Настойчивость в преодолении затруднений    
Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя    
Личностный аспект
Умение выстраивать субъект-субъектные отношения    
Демократический стиль общения с обучающимися    
Индивидуальный подход к обучающимся    
Толерантность    
Технологический аспект
Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем:
• элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера;    
• элементов развивающего характера;    
• проблемы (противоречий);    
• возможности организовать учебное исследование;    
• вариативности    
Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности:
• целеполагания;    
• контроля и оценки;    
• учебного интереса;    
• содержательной рефлексии    
Умение организовать учебное исследование    
Умение организовать проектную деятельность обучающихся    
Умение предоставлять самостоятельность обучающимся    
Умение использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная)    
Умение работать с ошибками учеников    
Умение предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.)    
Умение включать обучающихся в учебный диалог (полилог)    
 
Анализ результатов диагностики
Обработка результатов диагностики осуществляется по двум направлением:
определение готовности педагогов к введению ФГОС на основе их самооценки (наиболее ярко отражает уровень когнитивной и мотивационной готовности педагогов);
сравнительный анализ ответов педагогов и экспертов, выявление адекватности самооценки педагогов (наиболее ярко отражает уровень развития рефлексивных навыков педагогов).
По итогам диагностики целесообразно разработать систему выявления уровня готовности педагогов к введению ФГОС по тому или иному аспекту. Например, соответствие педагога пяти критериям когнитивного аспекта свидетельствует о высоком уровне когнитивной готовности педагогов к введению ФГОС, трем – среднем, менее одного – низком. При этом учитывается уровень адекватности самооценки педагога, который определяется совпадением отметок учителя и эксперта.
Приложение №2
Индивидуальтный план профессионального развититя педагога, реализующего ФГОС ООО
(примерная форма)
Тема: Внедрение ФГОС второго поколения в педагогическую деятельность через формирование универсальных учебных действий самостоятельной работы на уроках математики.
Срок работы 2015-2017
Цели профессионального развития:
Приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Задача 1.
Изучить нормативные документы, регламентирующие исполнение требований федерального государственного стандарта второго поколения по математике.
Задача 2. И так далее
Разделы плана
Изучение нормативно-правовой базы, связанной с проблемами реализации ФГОС
Литература, нормативные правовые документы
Задачи использования
литературных источников
Сроки
Форма отчетности Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы
Начало Окончание Конституция РФ, ст.43 – Содержание и гарантии права на образование. Знакомство с основополагающим документом В течение года Итоговый педагогический совет
Конвенция о правах ребенка (02.09.1990) Знакомство с основополагающим документом В течение года Портфолио учителя
Закон РФ «Об образовании». Знакомство с основополагающим документом В течение года Портфолио учителя
И так далее 2. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса
Задачи или содержание деятельности Сроки
Форма представления результатов работы Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы
Начало Окончание Корректировка рабочих
программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС Август Май Рабочие программы МС по проблеме
«Организация
образовательного процесса в условиях введения ФГОС»
Разработать конспекты уроков в 5 классе с учетом требований ФГОС второго поколения.
(технологические карты) Технологические карты
Сайт
И так далее 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Задачи или содержание деятельности Сроки
Форма представления результатов работы Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы
Начало Окончание Открытые уроки и внеурочные мероприятия Открытый урок Рефлексия
Участие в школьной методической выставке Разработанные материалы по ФГОС
Портфолио учителя Методический конкурс
Сайт
И так далее 4. Участие в системе школьной методической работы
Школьное мероприятие
Сроки
Выполняемые виды работ
(решаемые задачи) Форма представления результатов работы
Начало Окончание Заседание МО учителей физико-математического цикла методическая взаимопомощь,
представление опыта работы. Выступление
Семинар в рамках плана научно-
методической работы школы Подготовка выступления в соответствии с темой семинара;
Оказание помощи коллегам в подготовке к выступлению Выступление согласно теме семинара
И так далее 5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы
Темы курсов Место прохождения курсов Форма прохождения курсов ПК Сроки Форма отчета о результатах подготовки
Начало Окончание Развитие личностных и профессиональных ресурсов в условиях ФГОС ИПКРО Очная Ноябрь Удостоверение
ФГОС МБОУ Внутришкольное
ПК сентябрь Май Материалы в Портфолио учителя
И так далее 6. Работа в составе органов управления школой и рабочей группы проекта введения ФГОС
Органы разработки и реализации проекта Виды выполняемых работ Сроки исполнения работ
Результаты
Член рабочей группы
Разработка ООП ООО Программа УУД Начало Окончание ООП основного общего образования