Доклад Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы


Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы
Достаточно часто встречаются ситуации, когда слышишь: «У меня столько отличных идей, интересных мыслей, я очень хочу изменить свою жизнь, но…». И дальше следует известный перечень с «НЕ» – «нет времени, денег, желания, сил, времени, меня не поймут, не оценят, я не знаю как, мне страшно». Этот список каждый может дополнить по своему усмотрению и исходя из своего жизненного опыта. Есть мысль о действии, желание действовать, но нет самого действия. Понимание этого разрыва может стать отправной точкой совместной работы тьютора и тьюторанта.
Потребность в тьюторе возникает тогда, когда человек что-то очень хочет сделать, изменить в окружающей его реальности, но у него не хватает воли преодолеть внутренние препятствия. Какой предмет преподает тьютор? Такой вопрос часто задается при первой встрече с тьюторской практикой. Ответ парадоксален – никакого. У тьютора нет предмета преподавания, у него есть, выражаясь языком М.Хайдегера, предмет его заботы.
Предметом заботы тьютора является содержание самосознания, личной мыследеятельности тьюторанта – его цели, его успехи и неудачи, отношение тьюторанта к самому себе в образовательной реальности. Иными словами, тьютор имеет дело с мыслями и действиями, оценками и переживаниями тьюторанта в отношении самого себя. Тьютору «интересно», что такое сам ученик. Каковы его цели, желания? Как он относится к собственным образовательным победам и неудачам? Простой пример. Если задача учителя – заинтересовать собственным предметом учеников, то задача тьютора – помочь ученику понять, что ему интересно и как он может реализовать свой интерес в образовательном настоящем и актуальном образовательном будущем. В этом принципиальная разница. В первом случае предмет интереса не подвергается сомнению. Во втором – необходим активный поиск собственного, подлинного интереса, поиск, который не может ограничиваться только предлагаемым, к примеру, в школе предметным содержанием.
Современному учителю начальных классов необходимо не только хорошо знать предмет и методику его преподавания, но и хорошо владеть технологиями личностно-развивающегося взаимодействия с детьми младшего школьного возраста, учитывая закономерности их развития, в том числе создавать условия для формирования учащимися своего образовательного заказа. Основой такого заказа может и должен стать познавательный интерес ребенка.
Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Младший школьный возраст является периодом накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Согласитесь, что важно не упустить возможность развития познавательных интересов. Особенность младшего школьного возраста – наличие большого числа стихийных познавательных интересов, которые не отличаются глубиной и устойчивостью. Тьюторское сопровождение помогает учащимся реализовать свои познавательные интересы, освоить новые способы действия, приобрести компетенции, важные для учебы, исследовательской и проектной деятельности.
Вспомним мысль Я. А. Коменского: «Альфой и омегой школы должно быть изыскание способа, при котором учащие (т. е. учителя) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились». Эти слова достаточно точно характеризуют тьютора в исследовательской и проектной деятельности.
Итак, тьютор в исследовательской деятельности - сопровождает исследование учащихся, помогает в оформлении исследования, в нахождении форм его представления (конкурсы, конференции). С помощью рефлексивной технологии помогает учащимся проанализировать свою деятельность, ее результаты, скорректировать ход, направление или проблематику исследования и продолжить работу в выбранном направлении.
Основной технологией в деятельности являются технологии исследования, консультирования как группового, так и индивидуального.
Тьютор в проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находить варианты путей и способов их решения. Основная форма деятельности – это индивидуальное и групповое консультирование.
Рассмотрим этапы реализации модели тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся.