Конспект урока по русскому языку на тему Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов (1 класс)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановская специализированная школа I – III ст. № 3»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ
НА ТЕМУ: «ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ: ОФОРМЛЕНИЕ АДРЕСА НА КОНВЕРТЕ ИЛИ ОТКРЫТКЕ. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ»
Подготовила:
учитель начальных классов
Мещерина О.С.
Стаханов
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: познакомить детей с правилами переноса слов.
Задачи: формировать представление о правилах переноса слов; учить оформлять конверт или открытку, применяя на практике правила переноса;
формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; развитие речи, мышления, воображения;
воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах.
Ход урока:
Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний.
На экран с помощью проектора и документ-камеры Ken-a-vision спроецировано изображение двух конвертов со страниц учебника (с. 46,с.48).
- Сравните адреса на конвертах. Что вы заметили? (На конверте с. 48 есть дополнительная информация.)
- О чем говорит дополнительная информация? ( О стране, куда посылается письмо)
- Как вы думаете, зачем нужно указывать на конверте название страны?
(Чтобы письмо не потерялось и пришло по адресу.)
- В какой стране мы живем?
- Рассмотрите на втором конверте, куда отправляется письмо? (В республику Беларусь.)
- Найдите разницу в записи названий улиц на обоих конвертах. (Названия улиц записаны не на одной строке, а на двух, и разделены на 2 части.)
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что вы сегодня узнаете? (Предположения учащихся)
- Сегодня мы будем учиться делить слова для переноса, познакомимся со значением слова «Родина», научимся писать название нашей страны.
II. Работа над темой урока
1. Словарно – орфографическая работа
- Прочитайте, какие значения есть у слова «Родина». ( Материал рубрики «Обрати внимание» на с.49 учебника)
- Когда слово нужно писать с большой буквы? Приведите примеры. Когда с маленькой? Приведите примеры.
- Запишите в тетради название нашей страны. Откуда будете его списывать?
(Из учебника на с. 48)
- Что вы должны запомнить в написании этого слова? ( Оно пишется с большой буквы, безударная непроверяемая гласная о, в слове есть удвоенная согласная с.)
- Разделите это слово на слоги. (Рос-си-я).
2. Проблемная ситуация
- Как вы поступите, если начали писать это слово, а места на строке не хватает?
-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить как кому захочется? Что бы вы предложили? Для решения этой проблемы выполним задания.
Задание 1.
Учащиеся делятся на группы, каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса. Задача группы – сформулировать и озвучить правило переноса слов.
После выполнения задания выслушивается ответ каждой группы.
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа
Ро-ди-на, ра-бо-та, де-ти.
Вывод: слова переносятся по слогам.
Трой-ка, зай-ка, вой-на.
Вывод: буква й остается в предыдущем слоге.
Ма-лень-кий, день-ки, отъ-езд.
Вывод: ь и ъ не переносятся на следующую строку.
Кас-са, Ан-на, мас-са.
Вывод: удвоенные согласные буквы разделяются при переносе
Рос-сия, яго-да, Аля.
Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.
Физкультминутка
Если слово можно перенести, поднимите руки вверх. Если нельзя перенести, то приседайте.
Конь, носки , дом, Аня, буква, слог, слова, осень, окно, яма.
Задание 2. Работа по учебнику с.50, упр.3.
Фронтальное комментируемое выполнение работы.
Задание: разделите слова для переноса. Какие слова нельзя перенести? Почему?
Страна, родина, народ, язык, пальто, лейка, въезд, деньки.
IV. Диагностика качества освоения темы.
Задание 1. Работа с мультимедийной презентацией. Форма работы: фронтальная. Учитель выводит на экран с помощью проектора презентацию с сайта «Архив учебных программ и презентаций»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задание 2. Работа в парах. Выполнение задания с доски.
- Разделите слова для переноса, подчеркните слова, которые нельзя перенести.
Лодка, большой, умывайся, друзья, лось, дуб, яма, человек, страна, ребята.
V. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Задание 1. Индивидуальная работа по карточкам.
Задание 2. Тестовая работа по теме «Перенос слов». Фронтальная работа.
VI. Рефлексивная деятельность.
- Над какой темой урока мы работали?
- Что нового вы узнали?
- Какие правила переноса слов вы знаете?
- Какие у вас возникли затруднения?
- Оцените свою работу на уроке: покажите смайлики.