Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы ФГОС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КУЩЁВСКОГО РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20
ИМЕНИ МИЛЕВСКОГО Н.И.



УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от ____________ 2014 года
Председатель педсовета
_____________ Пунда Н.А.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По обществознанию


Ступень обучения основное общее, класс 5-9

Количество часов 175 Уровень базовый


Учитель Осадчая Виктория Викторовна

Программа разработана на основе Примерных программ по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).











1.Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 5 - 9 классов составлена на основе Примерных программ по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (1015 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Особенность данной рабочей программы в том, что она составлена для учащихся пилотных школ на основе ФГОС ООО второго поколения с учётом всех требований, отличающихся от стандартов 2004 года.
Образовательно-воспитательные цели данного учебного предмета могут быть достигнуты с использованием различных моделей построения содержания курса для основной школы.
Начинать изучение содержания примерной программы по обществознанию как самостоятельного учебного предмета целесообразно, как показывает опыт, с того, что наиболее близко и понятно младшим подросткам: собственного их «социального лица» и ближайшего социального окружения (семья, друзья). При этом особое внимание следует уделять нравственным основам межличностных отношений. Эта тематика доминирует в 5 классе.

Следующая логическая ступень формирование у учащихся пока первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности. Важнейшей частью этой картины выступают элементарные знания о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале XXI в. Изучение этой тематики должно содействовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, общероссийской идентичности. Это задачи курса 6 класса.
Центральной темой в содержании курса по обществознанию в 7 классе выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни. Переход к их рассмотрению логически оправдан: ученики уже осознали упорядоченность общественной жизни. Пришло время разобраться в некоторых ключевых механизмах, обеспечивающих этот порядок. Задача изучения содержания примерной программы по обществознанию на этом этапе не может сводиться к простому ознакомлению учеников с набором основных социальных норм, правил различного характера и механизмом их действий, она предполагает воспитание уважения к ним. Важно подвести учащихся к выводу о необходимости руководствоваться установленными нормами и правилами, проанализировать с ними типичные модели этических и правовых ситуаций, рассмотреть социально приемлемые способы поведения в них, дать опыт оценки собст-венного поведения и поступков других людей с нравственно-правовых позиций.
Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: экономики, политики, социальных отношений, культуры происходит в 89 классах. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития. Знания и представления, формируемые на этой ступени изучения содержания курса по обществознанию, должны способствовать освоению старшими подростками на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей в пределах их дееспособности, а также подвести выпускников основной школы к лучшему пониманию возросших возможностей, перспектив, международной роли нашего Отечества.
При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 59 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 59 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.
«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.

2. Учебно-тематический план.

№ п/п
Содержание
(разделы, темы)
Количество часов



Примерная программа
Рабочая программа




5
кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.
9 кл.


Введение
-
1(р)





1.
Раздел 1.Человек в социальном измерении.
18
12
(9+3р)





2
Раздел 2.Ближайшее социальное окружение.
Не менее 9
7
(5+2р)





3
Раздел 3. Общество – большой «дом» человечества.
Не менее 12
6






4
Раздел 4. Общество, в котором мы живём.
Не менее 15
9
(7+2р)





5
Раздел 5. Регулирование поведения людей в обществе.
Не менее 16






6
Раздел 6.Основы российского законодательства.
Не менее 11






7
Раздел 7.Мир экономики.
Не менее 12






8
Раздел 8. Человек в экономических отношениях.
Не менее 6






9
Раздел 9. Мир социальных отношений.
Не менее 8






10
Раздел 10. Политическая жизнь общества.
Не менее 16






11
Раздел 11.Культурно-информаци-онная среда общественной жизни.
Не менее 8






12
Раздел 12. Человек в обновляющемся обществе.
Не менее 3






13.
Резерв.
40
8
8
8
8
8


Итого
135
35
35
35
35
35





3.Содержание тем учебного курса.
Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с Примерной программой по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы.


4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениям.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий
и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

5. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы. Учебники.
Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М. «Просвещение», 2012.
Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М., 2013.
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М., 2013.
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.,
Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.,
II. Дополнительная литература для учеников
Практикум по обществознанию. М.: Рольф, 2002..
Боголюбов Л.Н. Рабочие тетради по обществознанию. 5-9 класс. М., 2010
Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике.  М., 1997.
Драчук B. C. Рассказывает геральдика / B. C. Драчук.  М., 1977.
Кишенкова О. В. Путешествие юного гражданина: 5 кл. М., 1997.
Коломинский Я. Л. Человек: психология: кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1986.
Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2001.  Ч. 2.
Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике. М., 1990.  Разд. Гармония труда, счастья и долга.
Что такое. Кто такой. В 3 т.  М.: Педагогика-Пресс, 1994.
Шведова И. Т. Азбука для детей и взрослых. М., 1992.  Вып. 1. Экономика.
Я познаю мир: Психология. М., 2001.
III. Методическая литература для учителя
Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 – 11 класс. М., «Просвещение», 2009
Боголюбов Л.Н. Поурочные разработки. 6 кл. М., 2009
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIVXVII вв. М., 1985.  Ч. 2, 3. Богданов В. В. Истории обыкновенных вещей. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
Боханов А. И. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.
Лакиер А. Б. Русская геральдика. М., 1990.
Маркуша А. М. Книга для сыновей и пап. М.: Педагогика, 1990.
Пекелис В. Д. Твои возможности, человек!  М., 1975. 
Протасевич Т. А. Начала экономики: учеб.-метод. пособие для учителя. М., 2001.
Симоненко В. Д. Семейная экономика. М., 2000.  Гл. 1, 2.
IV. Нормативные документы.
1. Примерная программ по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)

6.Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

1.Учебник « Обществознание 5 кл.» Боголюбов Л.Н.: М. « Просвещение» 2012г.
2. Рабочая тетрадь к учебнику « Обществознание 5 кл.» Боголюбов Л.Н.


Экранно – технические средства

Ноутбук ICL
Интерактивная доска SMAPT Board
Мультимедийный проектор SONY


Технические средства обучения( средства ИКТ)

Телевизор samsung CS -29M20
DVD-комбо LG DVR 573 X
Документ –камера AVerVision CP 135
Принтер OKI B431dn


Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1. Диск « Обществознание 8-11», мультимедийное учебное пособие


Демонстрационные пособия
Набор таблиц 8-9 кл.
Человек, природа, общество.
Социальный прогресс.
Социализация человека.
Экономика.
Социальная сфера.
Политика и право.
Духовная культура
Рыночная экономика
Развитие общества
Человек, природа, общество.
11.Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации.



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания заместитель директора
методического объединения по УВР
естественнонаучных и МБОУ СОШ №20
обществоведческих дисциплин _____________ Розман Н.Г.
МБОУ СОШ №20 №1. « »________ 2014 г.
от «29» августа 2014 г.

_______________________________________ ФИО руководителя





















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Заголовок 315