Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой Тема: Л.Н.Толсьой Прыжок

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Учитель: Кожевникова Л.Ю.
Тема: А.Н.Толстой «Прыжок»
Тип урока: урок знакомства с новым материалом
Цели: отрабатывать навык чтения вслух и про себя, учить делить текст на структурные части, составлять план текста, обогащать читательский опыт, расширять круг чтения учащихся путем включения в учебный процесс, работы с книгами-справочниками и энциклопедиями, учить определять авторскую точку зрения (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора).
Задачи: развивать у учащихся умение обосновывать свою точку зрения, активизировать познавательную мотивацию на основе постановки учебной задачи;
обогащать и активизировать словарный запас учащихся;
способствовать формированию языковой и коммуникативной культуры, воспитывать самостоятельность, взаимопомощь
Формировать УУД:
- Личностные УУД: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить; определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Ресурсы:
Основные: учебник « Литературное чтение» 3 класс
Дополнительные:
карточки с планом, компьютер, мультимедиа проектор, экран, компьютер, электронные физкультминутки, маркеры и маркерная доска, презентация к уроку, алгоритм самооценки.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах.
Ход урока
Содержание урока Виды деятельности учащихся
по уровням Дидактический комментарий
1 2 3 1.Ориентировочно-мотивационный этап
1.Организацонный этап
-Все приготовились к уроку?
Тогда настройтесь на работу.
Постарайтесь быть внимательными, активными, старательными.
2.Проверка домашнего задания
-На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Л.Н. Толстого «Лев и собачка», у вас были индивидуальные задания, проверим, как вы с ними справились.
-Выберите чувства, которые испытывает лев к собачке в рассказе «Лев и собачка»
(слайд)
ЖАЛОСТЬПЕЧАЛЬНЕГОДОВАНИЕЛЮБОВЬПРЕДАННОСТЬБЕЗЗАБОТНОСТЬЛИЦЕМЕРИЕ
3.Постановка учебной задачи, формулировка темы урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Л.Н.Толстого «Прыжок» и проследим, как автору удается передавать чувства людей так, что мы, читающие, становимся непосредственными участниками событий.
-Прочитайте название еще раз. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?
-Одной из главных героинь является обезьянка. Каким вы представляете этого зверька?(слайд)
-Отправимся вместе с обезьянкой в мореплавание на красивом паруснике. (слайд)
2.Операционно-исполнительный этап
1.Слушание рассказа «Прыжок».
-Во время слушания определите жанр произведения.
Методический приём «Дерево предсказаний» (используется во время первичного чтения )
Групповая работа. (На столах карточки с заданием).
Подумайте и дайте ответы на вопросы.
1.Что будет дальше?
2.Чем закончится текст?
3.Как могут развиваться события?
Дети обмениваются идеями, распределяют деятельность в группе по «Дереву предсказаний».
-Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).
-У кого другой вариант?

2.Выявление первичного восприятия (беседа).
После чтения рассказа. Мозговой штурм.
-Совпали ли предположения?
- Определите жанр произведения. Какой это рассказ?
- Что поразило?
-Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа? От чьего лица ведется повествование? Какое место в рассказе заставило переживать? А хотелось ли вам перечитать еще раз рассказ еще раз?
3.Словарная работа
Иначе ловчее тотчас же
задор вдребезги аршин
палуба каюта мачта
двенадцатилетний
макушка (мачта)
самый (верх)
реи (перекладины)
-Есть ли среди этих слов слова синонимы?
(макушка-верх мачты)
Замените слово «иначе» другим словом. Подберите родственные слова к слову «ловчее».
«Тотчас же». Как сказать по-другому?
Вспомните, что обозначает слово «аршин»?
Что объединяет слова каюта, мачта, реи?
(части парусника).
Что вы знаете о парусниках? (Необходимо уточнить каких размеров достигают парусники, чтобы дети поняли весь трагизм ситуации)
4. Самостоятельное чтение рассказа и выполнение самостоятельной работы.
(слайд)
3.Рефлексивно-оценочный этап
Аналитическое чтение: чтение по частям
Проверка самостоятельно выполненной работы
- На сколько частей разделили рассказ? Перечитайте последнее предложение первой части.
Как вела себя обезьянка? Перечитайте глаголы, которые вы отметили при чтении
(дети читают и сверяют на слайде)
корчилась прыгала
передразнивала расходилась
надела взобралась
сорвала
стала рвать
2.Физминутка
-Перечислите глаголы, указывающие на обычное поведение обезьянки (корчилась, передразнивала, прыгала…)
-На какое поведение указывают оставшиеся глаголы - расходилась, сорвала, стала рвать? (агрессивное)
-Что вызвало агрессию у обезьяны? (Находят ответ в тексте).
-Почему, по-вашему мнению, мальчик бросился в погоню за обезьянкой?
-Попробуйте назвать все действия обезьяны одним словом.
-Как озаглавим 1 часть?
-Прочитайте последнее предложение 2 части. Осознавал ли мальчик опасность в тот момент, когда поднимался вверх по мачте? Почему он не мог остановиться? Как говорит об этом автор?
-Что заставило людей на палубе прекратить смеяться и замереть от страха? Прочитайте в тексте. Каким тоном будем читать этот напряженный момент?
-Каким словом в предложении: «Стоило ему оступиться – он бы вдребезги разбился о палубу» можно заменить слово «вдребезги»? (насмерть) Почему автор выбрал слово «вдребезги»?
Как озаглавим 2 часть?
-Какое решение принял отец, увидев сына на перекладине? Прочитайте. Почему он принял такое решение? Как бы вы поступили на его месте? Почему отец заплакал, когда сына вытащили из воды?
-Как озаглавим 3 часть?
Почему Л.Н. Толстой озаглавил свой рассказ « Прыжок»?
-Лев Толстой заставил пережить нас и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – радость и облегчение.
-Какое чувство двигало отцом в момент спасения своего сына? (Любовь)
-Сравните чувства, которые испытывает лев к собачке в рассказе « Лев и собачка» и отец к сыну в рассказе «Прыжок». Какое чувство объединяет героев рассказов? (любовь)
-Прочитайте слова на слайде:
«Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
И.С. Тургенев
- Кто автор этих слов? Можно ли согласиться с тем, что эти слова отражают главную мысль рассказа «Прыжок»? Почему?
3.Домашнее задание
4.Подведение итогов. Рефлексия.
-С каким произведением познакомились? Почему бы вы посоветовали прочитать его своему другу (подруге)?
Оцените свою работу на уроке, продолжив фразы:
Сегодня на уроке я узнал…….
Сегодня на уроке я почувствовал…..
Сегодня я достиг…..
Сегодня я помог….
Мне хочется….
Делят текст на части в соответствии с данным планом (на карточках)
Выразитель-ное
чтение
рассказа.
Рассказывают о пережива-ниях льва после смерти собачки от лица льва.
Делят текст на структурные части по смыслу.
Пересказ по плану.
Читают отзыв о прочитанном рассказе.
Читают вместе с учителем.
Работа со справочным материалом
Сообщают энциклопеди-ческие сведения.
Читают и работают в парах. Из первых 3 абзацев рассказа находят глаголы, указывающие на поведение обезьяны.
Пересказ от лица мальчика, отца, обезьянки (на выбор) Фронтальная работа с классом.
Развитие мотивационного компонента учебной деятельности через постановку учебной задачи.
Фронтальная работа. Выявление умения определять жанр произведения.
Словарная работа. Выявление лексического значения слов. Пополнение и активизация словарного запаса.
Метод обобщения
Самостоятельная работа, работа в парах.
Использование поуровневого обучения.
Проверка самостоятель-ной работы.
Метод обобщения.
Вопросно-ответная форма. Фронтальная работа.
Вопросно-ответная форма. Фронтальная работа.
Активизация мыслительной деятельности через создание проблемной ситуации.
Фронтальная работа.
Активизация мыслительной деятельности через создание проблемной ситуации.
Прием сравнения
Аналитико-синтетический метод