Тема: «Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по теме: «Правописание букв О – Ё после шипящих в корне слова». УМК « Начальная школа ХХIвека», 3класс».
Урок русского языка , 3 класс
Тема: «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне слова».
Цели урока:
1. Формирование представления учащихся о способах написания букв о – ё после шипящих в корне слова;
2.Развивать умение выражать собственное мнение, аргументировать, делать выводы;
3.Воспитывать культуру речи.
Средства обучения: учебник, картинки с иллюстрациями, презентация.
Оборудование: компьютер,DVD –проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
I Организационный момент.II Актуализация ЗУН и известных способов действий
1.Минутка чистописания.
На доске : ш, с, ж, з, ц, ч, х, щ
-Выпишите буквы , обозначающие шипящие звуки.
-Что вы можете сказать про эти звуки? (всегда твёрдые ж-ш, всегда мягкие ч-щ)
-Какие орфограммы мы знаем с этими звуками? (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
Приведите примеры.
-Почему получилось справиться с заданием?(знали способ как найти шипящие звуки)
2.Постановка учебной проблемы.
Работа в парах по плану.
-Давайте вспомним правила работы в парах.
Рубрика «Давай подумаем», учебник стр.111.
-У каждого на столе лежит план работы. Прочитайте план и приступайте к работе.
План .
1.Прочитай задание.
2.Попробуйте ответить на вопросы.
3.Если не можешь ответить на вопросы, то понаблюдай на стр.112
-Вы сможете ответить на поставленные вопросы? Объясните.
-Кто не может ответить ? Почему? ( не знаем способ определения закономерности.)
-А кто хочет узнать о закономерности выбора написания букв О-Ё после шипящих в корне слова?
-У кого возникли трудности при рассмотрении слов на стр.112?
- Теперь сможете объяснить закономерность выбора?
- Сформулируй тему урока? (правописание букв О-Ё после шипящих в корне слова)
-Давайте сделаем вывод. (в корне слова после шипящих под ударением звук О, обозначается буквой Ё ,если в родственных словах в этом корне пишется буква Е, в остальных случаях звук О обозначается буквой О)
- Приведите примеры. (пчёлы – пчела, шёпот – шепчет, шорты )
-Прочитайте рубрику «Тайны языка» .-А какой вывод сделали мы? Обо всём ли мы сказали? Что вы можете сказать.(в русском языке есть слова у которых нет однокоренных слов, поэтому в них пишется буква О)
-Приведите примеры.(крыжовник, шорты, шорох, трущоба, шов)
-Теперь вы сможете правильно вставить букву О или Ё после шипящих в корне слова.
III.Открытие нового знания.Упражнения в применении правила и алгоритма действий.
1)Знакомство с алгоритма «Учись применять правило», учебник, стр.112.
-Прочитайте рубрики «Тайны языка» и «Обрати внимание».
-А какой вывод сделали мы? Обо всём ли мы сказали? Что вы можете сказать.(в русском языке есть некоторые заимствованные слова в корнях которых после шипящих букв без пишется буква О)
-Приведите примеры.(крыжовник, шорты, шорох, трущоба, шов) .
2)Письмо с комментированием на доске по алгоритму. Упр.1, стр.113
ФизминуткаФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1)Исходное положение (далее – и.п.) - сидя на стуле,1-2-отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4- голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2) И.П.- сидя, руки на поясе.1-поворот головы направо, 2- и.п., 3- поворот головы налево, 4- и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3) И.П. – стоя или сидя, руки на поясе, 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2- и.п., 3-4- тоже правой рукой . Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
IV.Закрепление.1)Работа в парах с помощью алгоритма. Упр.2
-Объясните почему слова жёстко, шофёр, щётка являются лишними?
-Какое способ вы применяли при выполнении упражнения ?2)Словарная работа ( на доске написаны слова)
ш_колад, ш_фёр, ж_нглёр
-Вставьте пропущенные букву в корне слова ,подберите и запишите родственные слова к слову и разберите их по составу.
Фронтальная проверка.
-Кто справился? Что вам помогло быть успешным? (знали способ определения закономерности написания букв О-Ё в корне слова после шипящих)
-Есть кто испытал затруднение? Почему? ( не смогли определить закономерность написания букв О-Ё в корне слова после шипящих)
-Посоветуйте , что нужно сделать этим ребятам, чтобы исправить свои ошибки ( нужно обратится к правилу или к орфографическому словарю)
-Исправьте ошибки в словах.
V.Контроль.Самостоятельная работа.
Упражнение 3, стр.114
-Какие правила пришлось вспомнить для правильного написания слов?
Самопроверка по шаблону.
- Кто справился? Что вам помогло быть успешным? (знали способ определения закономерности написания букв О-Ё в корне слова после шипящих)
-Кто испытал затруднение? Почему? ( не смогли определить закономерность написания букв О-Ё в корне слова после шипящих)
-Посоветуйте , что нужно сделать этим ребятам, чтобы исправить свои ошибки ( нужно обратится к правилу или к орфографическому словарю)
-Исправьте свои ошибки в словах.
VI. Итог урока.
-Какую проблему мы сегодня решали на уроке?
-В начале урока вы могли определить , какую букву пишем в корне слова после шипящих О или Ё? (нет)
А сейчас? (да)
Почему? (узнали способ определения закономерности написания букв О-Ё в корне слова после шипящих)
Итак, попробуйте ещё раз ответить на вопросы, начиная свой ответ так: «Теперь я знаю способ…»
41338514351000Что
4133851638300034861516383000Где надо проверять?
Как
-А теперь сможете выполнить самостоятельно домашнюю работу? (да)
VII. Д/З
1.Запомнить алгоритм правописания орфограммы О-Ё после шипящих в корне слова.
2.Р.Т. стр. 30, упр. 1 или упр.2. (по выбору)