КТП по технологии 2 класс. УМК «Начальная школа 21 века»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
(общеобразовательный уровень)
Класс: 2
Учитель:
На I полугодие – 16 ч.
На II полугодие 18 ч.
Всего: из расчета на 34 учебные недели 34 ч.
В неделю: 1 ч.
на 20132014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии (труду) составлена на основе следующих нормативных документов:
Закон об образовании.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г., №373).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с внесенными изменениями (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 26.11.2010г., №1241).
Примерная образовательная программа начального общего образования, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ
Федеральный перечень учебников (утверждён Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. №2080)
Тип класса: общеобразовательный
По учебному плану – 1 ч в неделю
в том числе
по федеральному базисному плану – 1 ч.
Кол-во часов по программе за год – 34ч
в том числе
по федеральному базисному плану – 34 ч.
Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединёнными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Однако, эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.
В связи с этим задачами курса являются:
Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, профессий и важности правильного выбора профессии;
Формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
Использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений
Курс реализуется, прежде всего, в рамках предмета «Технология», но сочетается с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный компонент (концепция образовательной модели «Начальная школа ХХI века», научный руководитель – чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова).
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении нескольких учебных предметов (изобразительного искусства, математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, основ безопасности жизнедеятельности), создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, позволяет реализовать полученные знания в интеллектуально-практической деятельности ученика.
Так, изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Знания, приобретенные детьми на уроках математики, помогают моделировать, преобразовывать объекты из чувственной формы в модели, воссоздавать объекты в материальном виде, мысленно трансформировать объекты, выполнять расчеты, вычисления, построения форм с учетом основ геометрии, работать с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера происходит на уроках окружающего мира. Природа становится источником сырья, а человек – создателем материально-культурной среды обитания с учетом этнокультурных традиций.
На уроках технологии в интеграции с образовательной областью «Филология» на уроках русского языка развивается устная речь детей на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение дает возможность ребенку работать с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Основы безопасности жизнедеятельности формируют личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.
Продуктивная деятельность второклассников на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Дети, включенные в специально организованную учителем проектную деятельность, могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный продукт. Это способствует закладке основ трудолюбия и способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации. Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Содержание учебного предмета 2 класс (34ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (10 ч)
Значение трудовой деятельности в жизни человека: труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).
Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материалы.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).
Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы. схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, выставки.
Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 ч)
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья.
Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы ми обращения с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая).
Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.
Сборка изделия: подвижное проволочное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
Конструирование и моделирование (9 часов)
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия.
Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов. Конструирование и моделирование транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения предмета во 2 классе
Личностные результаты изучения курса «Технология»
У второклассника продолжат формироваться умения:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты изучения курса «Технология»
Регулятивные универсальные учебные действия
У второклассника продолжат формироваться умения:
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать (из числа освоенных) конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные универсальные учебные действия
У второклассника продолжат формироваться умения:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У второклассника продолжат формироваться умения:
слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты освоения курса «Технология»
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Второклассник узнает (на уровне представлений):
- об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия. Асимметрия, равновесие, динамика);
- о гармонии предметов и окружающей среды;
- о профессиях мастеров родного края, характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Второклассник научится:
- самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
- выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
- самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения; делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другими;
- уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Второклассник узнает:
- обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- происхождение натуральных тканей и их виды;
- способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
- основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
- линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Второклассник научится:
- читать простейшие чертежи (эскизы);
- выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
- оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
- решать несложные конструкторско-технологические задачи;
- справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Конструирование и моделирование
Второклассник узнает:
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
- отличия макета от модели.
Второклассник научится:
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
- определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
Учебно-тематический план
№
п/п
Содержание программного материала
Количество
часов
1.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
10
2.
Технологии ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
15
3.
Конструирование и моделирование
9
ИТОГО:
34
Используемые образовательные технологии для реализации данной программы:
1. Технология модульного обучения (деятельностный подход, системный подход). 2. Технология оценивания учебных достижений.
3. Информационные технологии.
Учебно-методический комплект:
Технология: Ступеньки к мастерству: 2 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ/ Е.А. Лутцева; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Технология: учимся мастерству: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Лутцева. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Технология: Ступеньки к мастерству: 2 кл.: методическое пособие/ Е.А. Лутцева; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Средства обучения:
Инструкционные карты
раздаточный материал (шаблоны)
образцы работ
Материально-техническое обеспечение:
Специфическое сопровождение (оборудование)
Индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
Инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы со скруглёнными концамии ножницы с острыми концами в чехле, линейка. Угольник, циркуль, иглы в игольнице, дощечки для лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками;
Материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, цветная односторонняя и двусторонняя, бумажные салфетки), картон (обычный, цветной, гофрированный), пластилин или пластика, природные материалы (плоские и объёмные), «бросовый» материал, набор «Конструктор»
Прохождение программы по окружающему миру, 2 класс
за 2013-2014 учебный год
Четверти
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учебный год
Класс
2
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
8
8
8
8
7
11
34
Реализация в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса:
1 четверть 2012-2013 учебного года (02.09.2013-26.10.2013г)
предмет
Сентябрь
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
4
предмет
Октябрь
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
4
предмет
1 четверть
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
8
2 четверть 2013-2014 учебного года (05.11.2013- 30.12.2013г.)
предмет
Ноябрь
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
4
предмет
Декабрь
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
4
предмет
2 четверть
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
8
3 четверть 2013-2014 учебного года(13.01.2014- 22.03.2014 г.)
предмет
Январь
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
3
предмет
Февраль
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
4
предмет
Март
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
-
предмет
3 четверть
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
7
4 четверть 2013-2014 учебного года ( 31.03.2014- 28.05.2014)
предмет
Март
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
3
предмет
Апрель
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
4
предмет
Май
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
4
предмет
4 четверть
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
11
предмет
2013-2014 учебный год (34 учебных недели –
объем образовательной программы 34 ч.)
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
34
Календарно-тематическое планирование по предмету "Технология"
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
Основные вопросы рассматриваемые на уроке
Планируемые результаты обучения
Тип урока
Вид контроля
план
факт
план
факт
предметные
метапредметные
личностные
Технологии ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (5ч)
1.
Материалы и их свойства. Экскурсия.
1
5/09
Создание условий для наблюдения за окружающим миром и материалами, которые нас окружают. Наблюдение за свойствами некоторых материалов.
Получение знаний (на уровне представлений) о гармонии предметов и окружающей среды. Знание названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе.
Называть используемые для рукотворной деятельности материалы. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.
Объяснять свои ощущения от восприятия объектов природы, результатов трудовой деятельности человека-мастера.
Урок вхождения в новую тему
Текущий
2.
Изделия из природного материала. Аппликация "Давай дружить"
1
12/09
Создание условий для получения знаний (на уровне представлений) об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия. Равновесие, динамика).
Получение знаний (на уровне представлений) об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность,удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика).
Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступать в беседу и обсуждение на уроке.
Положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам.
Урок изучения нового материала
Индивидуальный
3.
Разные материалы - разные свойства. "Чайная посуда"
1
19/09
Создание условий для самостоятельного отбора материалов и инструментов для работы. Знание названий и свойств некоторых материалов (пластилина).
Самостоятельный отбор материалов и инструментов для работы. Знание названий и свойств материалов, которые учащиеся используют в своей работе.
Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления
Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение.
Урок-исследование
Текущий
4.
Инструменты-помощники. "Пирожные к чаю"
1
26/09
Создание условий для формирования знания некоторых особенностей применения инструментов и правил безопасной работы с ними, знания названий, устройства и назначения чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль); знания основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различие.
Знание особенностей применения инструментов и правил безопасной работы с ними. Знание названий, устройства и назначения чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль). Знание основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различие
Учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения; вступать в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи).
Понимать исторические традиции ремесел. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение.
Комбинированный урок
Индивидуальный
5.
Каждому делу - свои инструменты. "Образы природы"
1
3/10
Создание условий для формирования способности справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Получение знаний (на уровне представлений) о профессиях мастеров родного края. Способность справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке.
Уважительно относиться к результатам труда мастеров. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам.
Урок применения знаний на практике.
Фронтальный
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (2ч)
6.
Симметрично - несимметрично.
1
10/10
Создание условий для получения знаний об обобщенных названиях технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
Получение знаний об обобщенных названиях технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Умение выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж. (эскиз).
Учиться предлагать (из числа освоенных) конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике). Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.
Уважительно относиться к чужому мнению. Умение участвовать в диалоге, сотрудничать в паре. Воспитание и развитие внимательности и доброжелательности.
Урок-исследование
Фронтальный
7.
Композиция из симметричных деталей
1
17/10
Создание условий для развития умения решать несложные конструкторско-технологические задачи, умения читать простейшие чертежи (эскизы).
Знание (на уровне представлений) о существовании гармонии предметов и окружающей среды. Умение оформлять изделия, соединять детали. Умение решать несложные конструкторско-технологические задачи. Умение читать простейшие чертежи (эскизы).
Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия.
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.
Урок применения знаний на практике. Практическая работа
Индивидуальный
Технологии ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (1ч)
8.
Панно из круглых деталей "Слон"
1
24/10
Создание условий для формирования умения готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок. Выполнение практической работы по разметке деталей.
Умение готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок. Знание обобщенных названий технологических операций: разметеа, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Знание основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различие.
С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектоыв Уметь вести познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.
Воспитание и развитие готовности прийти на помощь. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.
Комбинированный урок
Индивидуальный
Конструирование и моделирование (3ч)
9.
Способы соединения деталей. "Открытка с сюрпризом"
1
7/11
Создание условий для формирования знаний о наподвижном и подвижном способах соединения деталей. Развитие умения определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
Умение убирать рабочее место. Умение выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности. Знание неподвижного и подвижного способов соединения деталей. Умение определять способ соединения деталей
С помощью учителя искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступать в беседу и обсуждение на уроке.
Воспитание и развитие заботливости. Умение сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Комбинированный урок
Индивидуальный
10.
Собираем изделие. "Игрушки-подвески"
1
14/11
Создание условий для развития умения самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту: соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими.
Умение самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту; соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими.
Учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельнсти на уроке.
Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.
Урок закрепление полученных знаний
Фронтальный, индивидуальный
11.
Украшаем изделие. "Подносы"
1
21/11
Создание условий для развития умения применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
Знание (на уровне представлений) о гармонии предметов и окружающей среды. Умение применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
называть используемые для рукотворной деятельности материалы. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия.
Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций.. Умение сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Урок применения знаний на практике. Практическая работа
Индивидуальный
Технологии ручной обработки материалов (9ч)
12.
Линейка-труженица. Линии, виды линий
1
28/11
Создание условий для развития умения вычерчивать различные линии в рабочей тетради и на нелинованной бумаге.
Знание названий, устройства и назначения чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль). Знание линий чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемов построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментоа
Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жихни.
Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее; объяснять свои чувства и ощущуния от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера.
Урок-исследование
Индивидуальный
13.
Работа с линейкой. Складывание бумаги по чертежу.
1
5/12
Создание условий для развития практических навыков работы с чертежными инструментами.
Знание обобщенных названий технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Знание линий чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемов построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов.
Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления).
Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.
Урок применения знаний на практике.
Текущий
14.
Работа с линейкой . "Домино"
1
12/12
Создание условий для закрепления знаний о линиях чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемах построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов.
Знание линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с апомощью контрольно-измерительных инструментов. Умение решать несложные конструкторско-технологические задачи. Умение читать простейшие чертежи (эскизы).
Учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения; Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи).
Умение сотрудничать в малых группах, положительноотноситься к труду людей ремесленных профессий.
Комбинированный урок
Фронтальный, индивидуальный
15.
Чертежи и эскизы. Поздравительная открытка
1
19
Создание условий для формирования знаний основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различия, для знания линий чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемов построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов. Развитие умения читать простейшие чертежи (эскизы).
Знание основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различия. Знание линий чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемов построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов. Умение читать простейшие чертежи (эскизы).
Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке.
Умение участвовать диалоге, высказывать свое мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудвой деятельности человека-мастера.
Урок-исследование
Индивидуальный
16.
Чертежи и эскизы. Поздравительная открытка
1
26
Создание условий для формирования знаний основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различия, для знания линий чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемов построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов. Развитие умения читать простейшие чертежи (эскизы).
Знание основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различия. Знание линий чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемов построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов. Умение читать простейшие чертежи (эскизы).
Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке.
Умение участвовать диалоге, высказывать свое мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудвой деятельности человека-мастера.
Урок-исследование
Индивидуальный
17.
Образцы тканей из растительного сырья (хлопок, лен). "Помпон"
1
16/01
Создание условий для выполнения практической работы по выявлению свойств пряжи и изготовления помпона.
Знание происхождения натуральных тканей и их видов.
Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Осуществлять контроль точности выполнения операций
Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Воспитание и развитие чуткости. Воспитание и развитие доброжелательности, общительности.
Урок вхождения в новую тему
Фронтальный, индивидуальный
18.
Образцы тканей из животного сырья (шерсть, шелк). "Игрушка из помпона".
1
23
Создание условий для формирования знаний (на уровне представлений) нескольких профессий мастеров родного края.
Знание (на уровне представлений) нескольких профессий мастеров родного края. Знание происхождения некоторых натуральных тканей и их видов.
С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектоыв (графических и реальных). Уметь коллективно анализировать изделия. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера.
Урок-исследование
Фронтальный, индивидуальный
19.
Изготовление лекала. Разметка деталей. Выкройка деталей футляра.
1
Создание условий для создания разметки, выкройки футляра.
Знание названий, устройства и назначения чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
С помощью учителя искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем
Умение сотрудничать в малых группах, положительноотноситься к труду людей ремесленных профессий.
Урок изучения нового материала
Фронтальный
20.
Изготовление футляра.
1
Созлание условий для выполнения практической работы по оформлению футляра.
Знание (на уровне представлений) некоторых характерных особенностей изученных видов декоративно-прикладного искусства. Знание обобщенных названий технологических операций: разметка, получение деталейиз заготовки, сборка изделия, отделка.
Учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельнсти на уроке.
Воспитание и развитие готовности прийти на помощь. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.
Урок применения полученных знаний на практике.
Индивидуальный
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (5ч)
21.
Что любят и что не любят растения
1
Создание условий для осознания некоторых особенностей жизнедеятельности растений и формирования умений ухаживать за некоторыми комнатными растениями.
Знание некоторых особенностей жизнедеятельности растений. Умение ухаживать за комнатными растениями.
Называть используемые для рукотворной деятельности материалы. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия.
Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Умениесотрудничать в соместном решении пролемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.
Урок-диалог.
Фронтальный
22.
Влияние освещенности, температуры, влаги на комнатные растения.
1
Создание условий для проведения практической работы по наблюдению за влиянием освещенности, температуры и влаги на развитие растения (переносная лаборатория).
Умение самотоятельноотбирать материалы и инструменты для работы. Знание некоторых особенностей жизнедеятельности растений. Умение ухаживать за комнатными растениями.
Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира., результаты творчества мастеров родного края. Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.
Воспитание и развитие толерантности. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера.
Урок-исследование.
Текущий
23.
Как вырастить растение
1
Создание условий для организации наблюдений за развитием растений с применением переносной лаборатории.
Знание некоторых особенностей жизнедеятельности растений. Умение ухаживать за комнатными растениями.
Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Работать по составленному совместно с учителем плану,
Воспитание и развитие трудолюбия. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.
Урок-проект.
Фронтальный, индивидуальный
24.
Как размножаются растения
1
Создание условий для выполнения практической работы по размножению растений (в переносной лаборатории).
Знание некоторых особенностей жизнедеятельности растений. Умение ухаживать за комнатными растениями.
Учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения; вступать в беседу и обсуждение на уроке.
Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Умение сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Урок-путешествие.
Текущий
25.
Уход за комнатными растениями
1
Создание условий для обобщения, закрепления умений и применения знаний по уходу за комнатными растениями.
Знание некоторых особенностей жизнедеятельности растений. Умение ухаживать за комнатными растениями.
Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке.
Воспитание и развитие эмпатии, самостоятельности, ответственности. Умение участвовать в дилоге, высказывать свое мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию, перерабатывать ее.
Урок применения полученных знаний на практике.
Фронтальный
Конструирование и моделирование (6ч)
26.
Делаем макеты. Автомобиль.
1
Создание условий для развития умений конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу.
Умение конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. Знаниеотличий макета от модели. Знание обобщенных названийтехнологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия,отделка.
Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. Умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке.
Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями, . участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.
Урок-проект.
Индивидуальный
27.
Делаем макеты. Самолет.
1
Создание условий для осознания неподвижного и подвижного способов соединениядеталей, для формирования умения определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
Умение конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу.. Умение определять способ соединениядеталей и выполнять подвижное и неподвидное соединенияизвестными способами.Знание отличий макета от модели. Умение решать несложные конструкторско-технологические задачи.
Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Осуществлять контроль точности выполнения операций
Умение сотрудничать в малых группах, положительноотноситься к труду людей ремесленных профессий.
Урок-проект.
Индивидуальный
28.
Делаем макеты. Лодочка.
1
Создание условий для формирования умения конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу.
Умение конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. Знание отличий макета от модели. Умение решать несложные конструкторско-технологические задачию
С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектоыв (графических и реальных).
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера.
Урок-проект.
Индивидуальный
29.
Мини-проект "Улицы моего города"
1
Создание условий для формирования умения решать несложные конструкторско-технологические задачи.
Знание (на уровне представлений) о гармонии предметов и окружающей среды. Знание отличий макета от модели. Умение решать несложные конструкторско-технологические задачи.
С помощью учителя искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий).
Умение сотрудничать в малых группах, положительноотноситься к труду людей ремесленных профессий.
Урок-проект.
30.
Мини-проект "Праздник авиации"
1
Создание условий для осознания неподвижного и подвижного способов соединениядеталей, для развития умения определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
Умение конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. Знание неподвижного и подвижного способов соединения деталей.
Учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.
Воспитание и развитие желания трудиться, умения уважительно относиться к чужому мнению.
Урок-проект.
Фронтальный, индивидуальный
31.
Мини-проект "Наш флот"
1
Создание условий для развития умений конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу.
Умение конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. Знание неподвижного и подвижного способов соединения деталей. Умение определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. Знание отличий макета от модели.
Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. Умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления).
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера.
Урок-проект.
Фронтальный, индивидуальный
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (3ч)
32.
Макет "Как жили древние люди"
1
Создание условий для формирования знаний названий и свойств материалов, которые учащиеся используют в своей работе, для развития умения решать несложные конструкторско-технологические задачи.
Знание отличий макета от модели. Знание названий и свойств материалов, которые учащиеся используют в своей работе. Умение решать несложные конструкторско-технологические задачи.
вступать в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи).
Воспитание и развитие уважительного отношения к своему и чужому труду и результатам труда.
Урок-путешествие.
33.
Жилище первобытного человека.
1
Создание условий для формирования знаний (на уровне представлений) об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика).
Знание (на уровне представлений) об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика). Знание отличия макета от модели.
Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке.
Понимать исторические традиции ремесел. Уметь сотрудничать в малых группах. Положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Урок применения полученных знаний на практике.
Текущий
34.
Изготовление одежды первобытного человека.
1
Создание условий для формирования знаний (на уровне представлений) об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика).
Знание (на уровне представлений) об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика). Знание отличия макета от модели.
Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке.
Понимать исторические традиции ремесел. Уметь сотрудничать в малых группах. Положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Урок применения полученных знаний на практике.
Текущий