Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания при однородных членах предложения» (4 класс УМК Начальная школа 21 века)
Технологическая карта урока по русскому языку.
Организационная информация
Предмет русский язык
Класс 4 АТема урока «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Учитель Буторина К.С.
Образовательное учреждение МБОУ СОШ № 4 Невьянского городского округа
Методическая информация
Тип урока открытие новых знаний и способов действий
Цель урока продолжить работу над развитием умений и навыков постановки знаков препинания при однородных членах предложения;
совершенствовать умения применять знания на практике.
Задачи урока 1. Повторить правило о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами;
2. Познакомить с постановкой знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
Формы деятельности Индивидуальная, фронтальная, парная
Информационно - методические Учебник «Русский язык» 1 часть (авт. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.), тетрадь, рабочая тетрадь на печатной основе «Пиши грамотно» (ч.1.), схемы – предложений с обобщающим словом.
Материально – технические Презентация, мультимедийная установка.
Планируемые результатыПредметные Метапредметные УУД Личностные
Регулятивные Коммуникативные Познавательные Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Наблюдать за предложениями с обобщающими словами при однородных членах.
Знакомиться с постановкой знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
Находить в тексте предложение, соответствующее схеме. Р-1 – принимать и сохранять учебную задачу
Р-2 – оценивать предложенный в учебнике ответ.
Р-3- осуществлять взаимный контроль.
Р-4- контролировать собственные действия при постановке знаков препинания.
Р-5- контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. К-1- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
К-2- формулировать результаты наблюдения.
К-3- доказывать постановку знаков препинания в предложениях.
К-4- сотрудничать в совместном решении проблемы. П-1 – участвовать в поиске ответа на поставленный вопрос.
П-2- понимать информацию, представленную в виде текста и в виде схемы. Л-1 – формировать положительное отношение, к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Л-2- осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания.
Л-3 – учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения.
Структура урока
Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Осуществляемые действия 1. Самоопределение к деятельности
(1-2 мин) Фронтальная. Словесный. Слово учителя Цель: Включение учащихся в деятельность на личностном уровне.
Приветствие учащихся.
- Проверим готовность к уроку. Я рада Вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое на уроке. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Л – 1
Р – 1
2. Актуализация знаний.
(4-5 мин) Индивидуальная, парная. Практический. Письмо. Цель: Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
Воздух пахнет молодыми травами свежей зеленью берёз ароматом цветов.
Радуга была не цветная а молочно-белая.
Пошёл мелкий но сильный дождь.
- Проверим выполненную работу, по образцу.
- Поднимите руку, кто справился с заданием полностью и правильно.
- У кого одна ошибка.
- Какую ошибку допустили?
- Что необходимо сделать, для того чтобы не допускать ошибок?
- С какой целью выполняли данное задание? Списывают предложения, расставляют знаки препинания. Р – 3, Р – 4,
Р – 5, К – 1,
К – 2, Л - 2
3. Постановка учебной задачи.
(4-5 мин) Фронтальная. Словесный. Беседа Цель: Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
Именами цветов называются даже улицы: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков.
Сады, луга, леса – всё зазеленело в майские дни.
- Прочитайте 1 предложение.
- Какой знак препинания, кроме запятых вы заметили?
- Почему же там стоит двоеточие?
- Каковы ваши предположения?
- Прочитайте 2 предложение.
- Какой знак препинания, кроме запятых есть в этом предложении?
- Как вы думаете, почему там стоит тире?
- Что или кто нам поможет узнать об этом?
- Какой возникает вопрос? Что надо узнать? Слушают учителя, формулируют задачу урока.
Определяют учебную задачу.
Высказывают свои предположения, выдвигают гипотезу. Р – 1, К – 2,
К – 3, П – 1, Л – 1
4. Открытие нового знания. (построение проекта выхода из затруднения)
(7-8 мин)
Фронтальная.Словесный. Беседа, работа с текстом. Цель: Решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.
Давайте в учебнике узнаем, в каких случаях в предложении ставится двоеточие, а когда тире.
Откройте учебник на 76 странице найдите рубрику «Тайна языка», прочитайте.
- Когда же в предложении ставится двоеточие?
- Объясните постановку знаков препинания в 1 предложении.
- Когда ставится тире?
- Объясните расстановку знаков препинания во 2 предложении.
- Ещё встречаются предложения, в которых ставится и двоеточие, и тире.
- Давайте прочитаем правило.
- Какой вывод мы можем сделать? Работают с рубрикой. Отвечают на вопросы.
Делают вывод по прочитанному правилу. Р – 1, Р – 2,
К – 2, П – 1, Л - 2
5. Первичное закрепление.
(4-5 мин)
Фронтальная, индивидуальная. Практический. Упражнение. Цель: Проговаривание нового знания, в виде опорного сигнала.
(Вывешиваются опорные таблицы в виде схем).
Выполним упражнение 1 устно.
- Прочитайте задание.
- Как мы можем ответить на наш вопрос?
- Найден ли ответ на наш вопрос?
- Повторите правило постановки знаков препинания при однородных членах. Выполняют упражнение, комментируют с места свой ответ.
Подводят итог выполненной работы. К – 2, К – 3,
К – 4, П - 2
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
( 4-5 мин) Индивидуальная.
Практический. Цель: Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Упражнение 2 самостоятельно.
1. Сады, луга, леса – всё зазеленело в майские дни.
2. Все мои родные: мама, папа, брат и сестра – ждали моего возвращения.
3. Шапка, куртка, брюки – вся одежда была мокрой от дождя.
4. Удивительные звуки: громкий звон колоколов, чудесное пение – раздавались совсем рядом.
5. Пете понравилось всё: и пирожки, и ватрушки, и кексы, и леденцы.
- Проверьте свою работу по образцу.
- Какова была цель выполнения данного упражнения?
- Для чего выполняли данное упражнение? Выполняют самостоятельно упражнение, проверяют по образцу.
Проговаривают вывод по проделанной работе. Р – 4, Р – 5,
К – 2, К – 4,
Л – 2
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
(7-8 мин) Индивидуальная.
Практический.
(Дифференцированные задания) Цель: Выполнение упражнений, в которых новое знание используется вместе с изученным.
На партах у вас лежат карточки: красного, зеленого и жёлтого цвета.
- Прослушайте задание:
Выберите карточку одного цвета.
Красный - вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания, составь схему предложений.
Зелёный – соедини каждое предложение со схемой, которая ему соответствует.
Жёлтый – расставь знаки препинания.
Выберите, ту карточку с заданием, которой вы сможете справиться полностью.
Проверка по эталону.
- Справились ли с выбранным заданием полностью и правильно?
- Или не полностью, с ошибкой?
- Какой, где была допущена ошибка? Выполняют задания на карточках. П – 2, Л – 2,
Л - 3
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(2-3 мин) Фронтальная. Словесный. Беседа. Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов своей деятельности и всего класса.
- Какую задачу ставили?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Какие получили результаты?
- Где можно применить новое знание? Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке. Р – 3, Л - 2
9. Домашнее задание. Фронтальная. Словесный.
Объяснение учителя. - ПТ с 29 упр. 3
учебник с. 76-77 выучить правило. Слушают объяснение учителя.