Календарно-темсатическое планирование по математике УМК Перспектива автор Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в развитии младших школьников: ребёнок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. Математика открывает младшим школьникам удивительный мир чисел и их соотношений; геометрических фигур, величин и математических закономерностей.
В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических. В ходе изучения математики у детей формируются регулятивные универсальные учебные действия (УУД): умение ставить цель, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность своих действий, осуществлять контроль и оценку своей деятельности. Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные УУД: младшие школьники учатся ставить вопросы при выполнении задания, аргументировать верность или неверность выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Приобретённые на уроках математики умения способствуют успешному усвоению содержания других предметов, учёбе в основной школе, широко используются в дальнейшей жизни.
Основные задачи данного курса:
1) обеспечение естественного введения детей в новую для них предметную область «Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (счёт, вычисления, решение задач, измерения, моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений, распознавание и изображение фигур и т. д.);
2) формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на практике;
3) развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;
4) формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования.
В результате обучения математике реализуются следующие цели:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения.
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Г.В.Дорофеева, Т.Н.Мираковой из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучения являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задач, геометрических фигурах; умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач; умения использовать знаково-символические свойства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Основные содержательные линии.
Арифметический материал. Этот блок содержания включает нумерацию целых неотрицательных чисел и арифметические действия над ними, сведения о величинах (длина, масса, периметр), их измерении и действиях над ними, решение простых и составных задач.
Основу арифметического материала составляет понятие числа. Понятие натурального числа формируется на основе понятия множества. Оно раскрывается в результате практического оперирования с предметными множествами и величинами.
Измерение величин рассматривается как операция установления соответствия между реальными предметами и множеством чисел. Тем самым устанавливается связь между натуральными числами и величинами: результат измерения величины выражается числом.
Действия сложение и вычитание, умножение и деление изучаются совместно. Вычислительные приемы формируются на основе поэтапной методики. Сначала выполняются подготовительные упражнения, потом идет ознакомление с приемом и, наконец, его закрепление с помощью заданий как тренировочного плана, так и творческого.
Геометрический материал. Введение геометрического материала в курс направлено на решение следующих задач:
а) развитие пространственных представлений учащихся;
б) развитие образного мышления на основе четких представлений о некоторых геометрических фигурах и их свойствах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, кривая, ломаная, треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник,круг, окружность);
в) формирование элементарных графических умений: изображение простейших геометрических фигур (отрезок, квадрат, прямоугольник и др.) от руки и с помощью чертежных инструментов.
Геометрический материал изучается в тесной связи с арифметическим и логико-языковым материалом.
Числа и действия над ними (90 ч)
Десяток как новая счетная единица. Счет десятками. Сложение и вычитание круглых чисел в пределах сотни. Счет десятками и единицами в пределах 100. Последовательность двузначных чисел. Разрядный состав двузначного числа. Сравнение двузначных чисел. Приемы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд, основанные на знании нумерации и способов образования числа. Прибавление числа к сумме, суммы к числу. Вычитание числа из суммы, суммы из числа. Использование свойств сложения и вычитания для рационализации вычислений. Выражения. Чтение, запись и нахождение значения числового выражения, содержащего одно-два действия, без скобок. Сравнение выражений. Выражения со скобками. Чтение и запись числового выражения в два действия со скобками. Нахождение значения числового выражения в два действия со скобками. Сравнение выражений. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Проверка сложения и вычитания. Умножение и деление чисел в пределах 20 (решение задач с помощью наглядности и действий с предметными множествами на понимание смысла действий умножения и деления). Знаки «·» и «:». Названия компонентов и результатов действия умножения, действия деления. Решение текстовых задач в одно действие на нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого, произведения, на деление по содержанию, на деление на равные части. Умножение и деление круглых десятков. Взаимосвязь между умножением и делением. Переместительное свойство умножения. Особые случаи умножения и деления (умножение и деление на 1, умножение на нуль, деление нуля, невозможность деления на нуль). Отношения «увеличить в ... раз», «уменьшить в ... раз». Сравнение чисел (отношения «больше в ... раз», «меньше в ... раз»). Устные приемы внетабличного умножения и деления. Проверка умножения и деления. Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащих действия первой и второй ступени. Решение задач в одно действие на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Решение составных задач в два действия, цепочек простых задач.
Фигуры и их свойства (20 ч)
Луч. Направление. Имя луча. Ломаная. Замкнутые и незамкнутые ломаные. Имя ломаной. Длина ломаной. Многоугольник. Периметр многоугольника. Угол. Имя угла. Прямой угол. Прямоугольник. Квадрат. Обозначение геометрических фигур: луча, угла, прямоугольника. Изображения на клетчатой бумаге (копирование рисунков, линейные орнаменты, бордюры, восстановление фигур, построение равной фигуры и др.).
Величины и их измерение (26 ч)
Оценка расстояния на глаз, прикидка результатов измерения расстояния шагами. Единицы длины: метр. Соотношения мер длины: сантиметр, дециметр, метр. Время. Измерение времени. Единица времени: минута. Соотношения мер времени: час, минута. Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
- постановка учебной задачи;
- выполнение действий в соответствии с планом;
- проверка и оценка работы;
- формировать умения организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания;
- развитие числовой грамотности учащихся путем постепенного перехода от непосредственного восприятия количества к «культурной арифметике», т. е.арифметике, опосредствованной символами и знаками;
- формирование прочных вычислительных навыков на основе освоения рациональных способов действий и повышения интеллектуальной емкости арифметического материала;
- развитие умений измерять величины (длину, время) и проводить вычисления, связанные с величинами (длина, время, масса);
- знакомство с начальными геометрическими фигурами и их свойствами (на основе широкого круга геометрических представлений и развития пространственного мышления);
- математическое развитие учащихся, включая способность наблюдать, сравнивать, отличать главное от второстепенного, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование умений переводить текст задач, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и отношений;
- развитие речевой культуры учащихся как важнейшего компонента мыслительной деятельности и средства развития личности учащихся;
-расширение и уточнение представлений об окружающем мире средствами учебного предмета «Математика», развитие умений применять математические знания в повседневной практике.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
— названия и последовательность чисел до 100;
— наизусть таблицу умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
— названия компонентов и результатов действий умножения, деления;
— особые случаи умножения и деления с 0 и 1;
— правила порядка действий в выражениях со скобками и без них, содержащих действия первой и второй ступени;
— единицы измерения длины: сантиметр, дециметр, метр;
— единицы измерения времени: час, минута.
Учащиеся должны уметь:
— выполнять устно сложение и вычитание в пределах 100, умножение и деление в
пределах 20;
— применять правила порядка действий в выражениях со скобками и без них;
— находить периметр многоугольника;
— проверять умножение и деление;
— применять знание особых случаев вычислений с 0 и 1;
— решать задачи в два действия;
— решать задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз;
— изображать на клетчатой бумаге угол, прямоугольник, квадрат;
— сравнивать, складывать, вычитать именованные числа.
Учащиеся должны различать:
— прямую, луч, отрезок, ломаную;
— стороны, вершины, углы многоугольника.
Учащиеся должны понимать:
— взаимосвязь сложения и вычитания, умножения и деления;
— отношения «больше в ... раз», «меньше в ... раз»;
— смысл действий умножения и деления.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
переводить условие реальной задачи на математический язык;
решать простейшие расчетные задачи с использованием полученных знаний;
оценивать величину предметов «на глаз».
Планируемые результаты
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
— элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
— основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;
— интерес к освоению новых знаний и способов действий; положительное отношение к предмету математики;
— стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
—элементарные умения общения (знание правил общения и их применение);
— понимание необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;
—правила безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами;
— понимание необходимости бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и пр.
Учащийся получит возможность для формирования:
— потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности;
— интереса к творческим, исследовательским заданиям на уроках математики;
— умения вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;
— уважительного отношение к мнению собеседника;
— восприятия особой эстетики моделей, схем, таблиц, геометрических фигур, диаграмм, математических символов и рассуждений;
— умения отстаивать собственную точку зрения, проводить простейшие доказательные рассуждения;
— понимания причин своего успеха или неуспеха в учёбе.
Метапредметные результаты
Регулятивные.
Учащийся научится:
— понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
— составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
— соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
— сравнивать различные варианты решения учебной задачи; под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения учебной задачи;
— выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
— в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Учащийся получит возможность научиться:
— определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
— предлагать возможные способы решения учебной задачи, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
— выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
— осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
— самостоятельно или в сотрудничестве с учителем вычленять проблему: что узнать и чему научиться на уроке;
— подводить итог урока, делать выводы и фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
— контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищам в случаях затруднений;
— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
— оценивать задания по следующим критериям: «Легкое задание», «Возникли трудности при выполнении», «Сложное задание».
Познавательные
Учащийся научится:
— осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых;
— использовать различные способы кодирования условий текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);
— понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме;
— кодировать учебную информацию с помощью схем, рисунков, кратких записей, математических выражений;
—моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек, пучков палочек, числового луча;
— проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
— выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);
— выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, при ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.;
— проводить аналогию и на её основе строить выводы;
— проводить классификацию изучаемых объектов;
— строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения;
— приводить примеры различных объектов, или процессов, для описания которых используются межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
— пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи); составлять простой план;
— выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на уроках математики.
Учащийся получит возможность научиться:
— ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
— определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
— находить необходимую информацию как в учебнике, так и в справочной или научно-популярной литературе;
— понимать значимость эвристических приёмов (перебора, подбора, рассуждения по аналогии, классификации, перегруппировки и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.
Коммуникативные
Учащийся научится:
— использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;
— строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
— участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
—участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
—взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на уроках математики;
— принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;
Учащийся получит возможность научиться:
— вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;
— корректно формулировать свою точку зрения;
— строить понятные для собеседника высказывания и аргументировать свою позицию;
— излагать свои мысли в устной и письменной речи с учётом различных речевых ситуаций;
— контролировать свои действия в коллективной работе;
— наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности;
— конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
— моделировать ситуации, требующие умения считать десятками;
— выполнять счёт десятками в пределах 100 как прямой, так и обратный;
— образовывать круглые десятки в пределах 100 на основе принципа умножения (30 это 3 раза по 10) и все другие числа от 20 до 100 из десятков и нескольких единиц(67 – это 6 десятков и 7 единиц);
— сравнивать числа в пределах 100, опираясь на порядок их следования при счёте;
— читать и записывать числа первой сотни, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;
— упорядочивать натуральные числа от 0 до 100 в соответствии с заданным порядком;
— выполнять измерение длин предметов в метрах;
— выражать длину, используя различные единицы измерения: сантиметр, дециметр, метр;
— применять изученные соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
— сравнивать величины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах;
— заменять крупные единицы длины мелкими (5м = 50 дм) и наоборот (100 см = 1дм);
— сравнивать промежутки времени, выраженные в часах и минутах;
— использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений времени в часах и минутах;
— использовать основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час — минута, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр), выполнять арифметические действия с этими величинами.
Учащийся получит возможность научиться:
— устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью;
— составлять числовую последовательность по указанному правилу;
— группировать числа по заданному или самостоятельно выявленному правилу.
Арифметические действия
Учащийся научится:
— составлять числовые выражения на нахождение суммы одинаковых слагаемых и записывать их с помощью знака умножения и наоборот;
— понимать и использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;
— складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик;
— выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;
— устанавливать порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней;
— выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к знанию таблицы сложения и таблицы умножения в пределах 20 (в том числе с нулем и единицей);
— выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
— вычислять значения выражений, содержащих два–три действия со скобками и без скобок;
— понимать и использовать термины выражение и значение выражения, находить значения выражений в одно–два действия.
Учащийся получит возможность научиться:
— моделировать ситуации, иллюстрирующие действия умножения и деления;
— использовать изученные свойства арифметических действий для рационализации вычислений;
— выполнять проверку действий с помощью вычислений.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
— выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое;
— выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на нахождение неизвестного компонента действия;
— решать простые и составные (в два действия) задачи на выполнение четырёх арифметических действий.
Учащийся получит возможность научиться:
— дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи;
— выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;
— составлять задачу, обратную данной;
— составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению;
— выбирать выражение, соответствующее решению задачи, из ряда предложенных (для задач в одно-два действия);
— проверять правильность решения задачи и исправлять ошибки;
— сравнивать и проверять правильность предложенных решений или ответов задачи (для задач в два действия).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
— распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (луч, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат);
— обозначать буквами русского алфавита знакомые геометрические фигуры: луч, угол, ломаная, многоугольник;
— чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки;
— чертить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с заданными сторонами.
Учащийся получит возможность научиться:
— описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
— соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами;
— распознавать куб, пирамиду, различные виды пирамид: треугольную, четырёхугольную и т. д.;
— находить на модели куба, пирамиды их элементы: вершины, грани, ребра;
— находить в окружающей обстановке предметы в форме куба, пирамиды.
Геометрические величины
Учащийся научится:
— определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
— находить длину ломаной;
— находить периметр многоугольника, в том числе треугольника, прямоугольника и квадрата;
— применять единицу измерения длины – метр (м) и соотношения: 10 см = 1 дм, 10дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м;
Учащийся получит возможность научиться:
— выбирать удобные единицы длины для измерения длины отрезка, длины ломаной; периметра многоугольника;
— оценивать длину отрезка приближённо (на глаз).
Работа с информацией
Учащийся научится:
— читать несложные готовые таблицы;
— заполнять таблицы с пропусками на нахождение неизвестного компонента действия;
— составлять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы;
— понимать информацию, представленную с помощью диаграммы.
Учащийся получит возможность научиться:
— строить простейшие высказывания с использованием логических связок «если…, то…», «верно/неверно, что...»;
— составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса к данным;
— находить и использовать нужную информацию, пользуясь данными диаграммы.
Тематическое планирование с указанием видов деятельности учащихся
№
урока Тема урока
Количество часов Дата проведения урока Примечание
планируемая фактическая Раздел. Числа от 1 до 20. Число 0. (61 час)
Личностные: Положительная мотивация учебной деятельности, осознание «количественности» мира. Проявлять
интерес к изучению темы; Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей
Регулятивные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; освоение способов установления количественных взаимосвязей между объектами; уметь осознано отвечать на поставленные вопросы; соотносить изображение и название геометрической фигуры; выполнять учебное задание по заданному правилу; выполнять учебное задание, используя алгоритм; выполнять взаимопроверку
учебного задания
Познавательные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осмысление математических понятий на предметно - конкретном уровне; осмысление математических действий; отличать луч от других геометрических фигур; обозначать луч буквами; отличать угол от других геометрических фигур и обосновывать свое мнение; читать название угла; определять выражения с одинаковыми слагаемыми; соотносить в арифметическом выражении действие сложения с действием и обосновывать своё суждение; определять компоненты и результат действия умножения; использовать приобретённые умения при решении арифметического выражения и задач на умножение.
Коммуникативные: формулировать свои затруднения; формирование умения отвечать на поставленный вопрос; использовать действие деления при решении простой задачи и объяснять его конкретный смысл.
обращаться за помощью; вступать в учебный диалог; комментировать собственные учебные действия; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога; формулировать понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога; выполнять учебные задания в паре;
1. Повторение.
Сложение и вычитание. 1 01.09 2. Повторение. Сложение и вычитание. 1 02.09
. 3. Повторение. Сложение и вычитание. 1 03.09.
4. Направления и лучи. 1 07.09 5. Направления и лучи.
. 1 08.09 6. Числовой луч.. 1 .09.09 7. Числовой луч.
1 10.09 8. Числовой луч.
1 14.09 9. Числовой луч.
1 15.09 10. Имя луча. 1 16.09 11. Контрольная работа №1 1 17.09 12. Угол.
1 21.09 13. Имя угла.
1 22.09 14. Сумма одинаковых слагаемых.
1 23.09 15. Умножение.
1 28.09 16. Умножение.
1 29.09 17. Умножение числа 2
1 30.09 18. Умножение числа 2.
1 01.10 19. Ломаная линия. Имя ломаной.
1 06.10 20. Многоугольник.
1 07.10 21. Умножение числа 3. 1 08.10 22. Умножение числа 3.
1 09.10 23. Умножение числа 3.
1 13.10 24. Куб.
1 14.10 25. Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа №2. 1 15.10 26. Умножение числа 4.
1 16.10 27. Умножение числа 4.
1 20.10 28. Множители. Произведение.
1 21.10 29. Множители. Произведение.
1 22.10 30. Умножение числа 5.
1 23.10 31 Умножение числа 5.
1 27.10 32. Умножение числа 6.
1 28.10 33. Умножение числа 6. 1 29.10 34. Умножение чисел 0 и 1.
1 30.10 35. Умножение чисел 7, 8, 9, и 10. 1 05.11 36. Умножение чисел 7, 8, 9, и 10.
1 06.11 37. Таблица умножения в пределах 20.
1 10.11 38. Таблица умножения в пределах 20.
1 11.11 39. Урок повторения и самоконтроля.
1 12.11 40. Урок повторения и самоконтроля.
Контрольная работа №3 1 13.11 41. Задачи на деление.
1 17.11 42. Деление.
1 18.11 43. Деление на 2.
1 19.11 44. Деление на 2.
1 20.11 45. Пирамида.
1 24.11 46. Деление на 3.
1 25.11 47. Деление на 3.
1 26.11 48. Деление на 3.
1 27.11 49. Урок повторения
и самоконтроля.
Контрольная работа № 4. 1 01.12 50. Делимое. Делитель. Частное.
1 02.12 51. Делимое. Делитель. Частное.
1 03.12 52. Деление на 4.
1 04.12 53. Деление на 4.
1 08.12 54. Деление на 5.
1 09.12 55. Деление на 5.
1 10.12 56. Порядок выполнения действий.
1 11.12 57. Порядок выполнения действий.
1 15.12 58. Деление на 6.
1 16.12 59. Деление на 7, 8, 9 и 10.
1 17.12 60. Урок повторения и самоконтроля.
1 18.12 61. Урок повторения и самоконтроля.
Контрольная работа №5. 1 22.12 Раздел Числа от 0 до 100 (71 час)
Личностные:
проявлять интерес к изучению темы.
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
уважительное отношение к иному мнению.
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные:
выполнять учебное задание в соответствии с правилом; проверять результат выполненного задания;
Познавательные:
-различать приёмы вычисления единиц и десятков и обосновывать своё мнение.
- определять круглые числа и обосновывать своё мнение;
- определять количество десятков и единиц в числах от 21 до 100 и обосновывать своё мнение.
- читать и записывать числа от 21 до 100;.
- определять старинные меры длины для измерения предмета и обосновывать своё мнение;
- соотносить значение разных единиц измерения длины и обосновывать своё мнение;
- выполнять вычисления с именованными числами;
- определять рациональный способ умножения двузначного круглого числа на однозначное и обосновывать своё мнение;
- определять приём деления двузначного круглого числа на однозначное и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретённые знания при расшифровке известного выражения;
определять порядок письменного сложения двузначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд и обосновывать своё мнение;
- определять удобную форму записи сложения чисел в пределах 100 столбиком без перехода через разряд.
- определять отличие выражений со скобками и без скобок и обосновывать своё мнение;
- определять устные и письменные приемы вычислений.
- использовать новую терминологию при чтении и записи числового выражения;
- определять ломаную линию среди геометрических фигур;
- определять взаимно обратные задачи и обосновывать своё мнение;
- определять геометрическую фигуру (квадрат, прямоугольник) и обосновывать своё мнение;
- определять значение и смысл термина «периметр многоугольника».
- определять арифметическое выражение, для которого используется переместительное свойство умножения, и обосновывать своё суждение.
- по данным задачи составлять диаграммы
- определять значение выражения с множителем 1 или 0 и обосновывать своё мнение.
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом умножения числа на 0 и на 1.
- определять время по часам и обосновывать своё мнение
- определять различие между задачами на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и обосновывать своё мнение;
Коммуникативные: формулировать понятные высказывания, используя математические термины.
строить монологическое высказывание, используя математические термины.
62. Счет десятками.
1 23.12 63. Круглые числа.
1 24.12 64. Круглые числа.
1 25.12 65. Образование чисел, которые больше 20.
1 29.12 66. Образование чисел, которые больше 20.
1 14.01 67. Образование чисел, которые больше 20.
1 15.01 68. Образование чисел, которые больше 20.
1 19.01 69. Образование чисел, которые больше 20.
1 20.01 70. Старинные меры длины.
1 21.01 71. Старинные меры длины.
1 22.01 72. Метр.
1 26.01 73. Метр.
1 27.01 74. Метр.
1 28.01 75. Знакомство с диаграммами.
1 29.01 76. Знакомство с диаграммами.
1 02.02 77. Умножение круглых чисел.
1 03.02 78. Умножение круглых чисел.
1 04.02 79. Деление круглых чисел.
1 05.02 80. Деление круглых чисел.
1 09.02 81. Урок повторения.
1 10.02 82. Урок самоконтроля. Контрольная работа № 6. 1 11.02 83. Сложение и вычитание без перехода через десяток. 1 12.02 84. Сложение и вычитание без перехода через десяток. 1 16.02 85. Сложение и вычитание без перехода через десяток 1 17.02 86. Сложение и вычитание без перехода через десяток.
1 18.02 87. Сложение и вычитание без перехода через десяток.
1 19.02 88. Сложение и вычитание без перехода через десяток.
1 24.02 89. Сложение и вычитание без перехода через десяток.
1 25.02 90. Сложение и вычитание без перехода через десяток.
1 26.02 91. Сложение и вычитание без перехода через десяток.
1 01.03 92. Сложение с переходом через десяток.
1 02.03 93. Сложение с переходом через десяток.
1 03.03 94. Сложение с переходом через десяток.
1 04.03 95. Скобки.
1 09.03 96. Скобки.
1 10.03 97. Устные и письменные приемы вычислений вида 35-15, 30-4.
1 11.03 98. Устные и письменные приемы вычислений вида 35-15, 30-4.
(уч. с. 46-48, тетр. с. 62-63)
1 15.03 99. Числовые выражения.
1 16.03 100. Числовые выражения.
1 17.03 101. Устные и письменные приемы вычислений вида 60-17, 38+14.
1 18.03 102. Устные и письменные приемы вычислений вида 60-17, 38+14.
1 22.03 103. Урок повторения. 1 23.03 104. Урок самоконтроля. Контрольная работа №7. 1 24.03 105. Длина ломаной.
1 05.04 106. Устные и письменные приемы вычислений вида 32-5, 51-27.
1 06.04 107. Устные и письменные приемы вычислений вида 32-5, 51-27. 1 07.07 108. Устные и письменные приемы вычислений вида 32-5, 51-27. 1 08.04 109. Устные и письменные приемы вычислений вида 32-5, 51-27. 1 12.04 110. Устные и письменные приемы вычислений вида 32-5, 51-27.
1 13.04 111. Взаимно-обратные задачи. 1 14.04 112. Рисуем диаграммы.
1 15.04 113. Прямой угол.
1 19.04 114. Прямоугольник. Квадрат.
1 20.04 115. Прямоугольник. Квадрат. 1 21.04 116. Периметр прямоугольника.
1 22.04 117. Периметр прямоугольника.
1 26.04 118. Периметр прямоугольника.
1 27.04 119. Периметр прямоугольника.
1 28.04 120. Урок повторения и самоконтроля.
Контрольная работа № 8. 1 29.04 121. Переместительное свойство умножения. 1 04.05 122. Умножение чисел на 0 и на 1.
1 05.05 123. Час. Минута.
1 06.05 124. Час. Минута.
1 10.05 125. Час. Минута.
1 11.05 126. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. 1 12.05 127. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
1 13.05 128. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. 1 17.05 129. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. 1 18.05 130. Уроки повторения и самоконтроля.
1 19.05 131. Уроки повторения и самоконтроля.
Контрольная работа №9. 1 20.05 132. Уроки повторения и самоконтроля.
Практическая работа. 1 24.05 133. Итоговое повторение.
1 25.05 134. Итоговое повторение.
1 26.05 135. Итоговое повторение.
1 27.05 136. Итоговое повторение.
1 31.05 Педагогические условия и средства реализации стандарта:
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
-комбинированный урок;
-урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
урок – сообщение новых знаний
урок-закрепление знаний
урок-повторение знаний
урок – игра
проверка знаний
Учебное оборудование:
а) техические средства ( проектор, компьютер, магнитофон)
б) учебные (столы, доска)
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические.
2. Индуктивные, дедуктивные.
3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
4. Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
2. Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
1. Устного контроля и самоконтроля.
Принципы обучения:
Принцип научности обучения
Связи теории с практикой
Системности
Принцип сознательности и активности в обучении
Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
Принцип наглядности
Доступность обучения
Принцип прочности усвоения знаний
Формы подведения итогов:
Индивидуальный и фронтальный опрос
Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
Работа в паре, в группе
Контрольные работы
Срезовые работы (тесты)
Учебно-методическое обеспечение
для педагога:
1. Варианты контрольных работ. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Методическое
пособие к учебнику «Математика», М., «Просвещение», 2012 год.
2.Дорофеев Г.В, Миракова Т.Н. Методическое пособие к учебнику «Математика»,
М., «Просвещение», 2012 год.
3.«Перспектива»: Программы для начальной школы. — М., Просвещение, 2012 год.
для учащихся:
1. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. учебник «Математика» часть 1. М., «Просвещение»,
2012год.
2. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. учебник «Математика» часть 2. М., «Просвещение»,
2012 год.
3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. «Рабочая тетрадь» часть 1. М., «Просвещение» 2013
год.
4. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. «Рабочая тетрадь» часть 2. М., «Просвещение» 2013
год.
5. Наглядные пособия (таблицы, учебные картины, схемы ,плакаты , таблички с
терминами).