Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе Школа России (1 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 109»
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Директор ____________________________
учителей начальных классов
Протокол № _____ от _______________ _______________
(дата)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для 1 « Г » класса
на 2015 - 2016 учебный год
Учитель
Трещенко Елена Геннадьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Цели и задачи курса
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Курс «Литературное чтение» в 1 классе рассчитан на 132 ч. (33 учебные недели, по 4 часа в неделю) из них: 92 ч. – блок «Обучение грамоте», предмет «Литературное чтение» (4 ч в нед, 23нед), 40 ч - блок «Литературное чтение», предмет «Литературное чтение»(4 ч в нед, 10 нед).Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение:
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного - и их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способен организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текст; на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстра-тивный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.
Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.-- Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусств-; и музыки.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся начальной школы В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень литературного развития, который характеризуется умениями:
- осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека.
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
- применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;
- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
- полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителе?-! или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания:
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, форм.
3.Планируемые результаты.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к уроку литературного чтения;
- эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
- способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
- первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отражённых в литературных текстах;
- восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении;
- чувство любви к природе родного края;
- основы для развития творческого воображения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к чтению; мотивации обращения к книге;
- основы для эмоционального переживания художественного текста;
- способности выражать свои эмоции в выразительном чтении;
- понимания смысля нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вина;
- умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;
- стремления к взаимопониманию детей и взрослых;
- ориентации на здоровый образ жизни;
- стремление к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать цель и смысл выполняемых заданий;
- понимать важность планирования своей деятельности:
- выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
- участвовать в оценке результатов деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
- понимать фактическое содержание текста;
- выделять события, видеть их последовательность в произведении;
- выделять в тексте основные части;
- выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);
- работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков;
- пользоваться словарными пояснениями учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выделять и формулировать познавательную цель;
- структуировать знания;
- группировать тексты по заданному основанию;
- различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
- работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
- воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
- понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;
- принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
- проявлять интерес к общению на уроке;
- уважать мнение собеседников;
- преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
- входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);
- читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;
- понимать содержание прочитанного;
- пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;
- эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;
- находить и придумывать рифмы;
- определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);
- отличать монолог от диалога;
- уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;
- определять главную мысль литературного произведения;
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
- строить высказывания по образцу;
- формулировать несложные выводы;
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части;
- находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
- понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план.
4.Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 Г классе.
Сроки №
уроков
Тема урока Планируемые результаты
Возможные виды деятельности учащихся/возможные формы контроля/форма урока Примечания
Освоение предметных знаний УУД
(личностные и метапредметные результаты) 1 Знакомство с учебником по литературному чтению. Стр.3-4 Осознание значимости чтения для личного развития; осознанное восприятие и оценка содержания; актуализация правил обращения с книгой. Первичное представление о различии прозы и поэзии, о рифме'. Р: ориентироваться в учебнике.
П: стремиться к приобретению эстетических потребностей и духовных ценностей.
К: задавать вопросы и отвечать на них Ориентироваться в учебнике.
Находить нужную главу в содержании учебника.
Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.
Предполагать на основе названия содержание главы.
Находить в словаре непонятные слова 2 В.Данько «Загадочные буквы».
И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А».
Стр.5-10 научатся владеть понятием «действующие лица», различать разные по жанру произведения, делить текст на части, составлять картинный план, правильно и осознанно читать текст, отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения Р: формулировать учебную задачу и удерживать ее.
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: уметь в решении образовательных задач обращаться за помощью к соседу, учителю Воспринимать на слух произведение, Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.
Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.
Объяснять название произведения.
Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.
Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт 3 С.Чёрный «Живая азбука»
Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет»
Стр.11-13 Научатся анализировать произведение по вопросам, сочинять продолжение, читать по ролям, выразительно читать текст Р: формулировать учебную задачу, применять установленные правила.
П: осуществлять поиск необходимой информации.
К: проявлять интерес к общению и групповой работе Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора, Находить в стихах слова с созвучным окончанием.
Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений. 4 Г.Сапгир «Про медведя»
М.Бородицкая «Разговор с пчелой»
И.Гамазкова «Кто как кричит?»
Стр.14-17 Научатся понимать организацию стихотворной речи, отвечать на вопросы по содержанию, читать целыми словами, выразительно читать текст, передавая различные интонации, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
П: уметь выделить и сформулировать познавательную цель
К: использовать речь для регуляции своего действия Сравнивать роль читателя, слушателя и зрителя.
Воспринимать на слух учебный текст с опорой на иллюстрации. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. 5 И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука»
С.Маршак «Автобус №26»
Стр.18-21 Научатся интонационно оформлять конец предложения, анализировать произведение, читать текст осознанно «про себя», упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, определять главную мысль и соотносить ее с содержанием произведения, находить в стихах слова с созвучными окончаниями Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
П: использовать общие приемы решения задач.
К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Выразительно читать стихотворные тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Сравнивать произведения разных жанров. Находить рифмы, толковать слова, объяснять выбор того или иного слова в зависимости от принадлежности к разным текстам 6 Из старинных книг. Урок обобщения по разделу «Жили-были буквы»
Стр.22-27 Участие в обсуждении учебной проблемы с выдвижением своей идеи. Ориентация во времени создания книги, того или иного литературного произведения. Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
П: уметь выделить и сформулировать познавательную цель
К: использовать речь для регуляции своего действия Сравнивать роль читателя, слушателя и зрителя.
Воспринимать на слух учебный текст с опорой на иллюстрации. Ориентироваться по ленте времени, располагать на ней события. 7 Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок»
Стр.28 8 Русская народная сказка «Теремок»
Стр.30-37 Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики сказочного текста (пересказывание сказки с опорой на картинный план и подписи).Выявление особенностей русских народных сказок о животных: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
П: воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; видеть особенности характера героя в литературном произведении;
работать с информацией
К: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного содержания Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста.Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников.
Читать по ролям. 9 Русская народная сказка «Рукавичка»
Стр.38-41 Расширение представления или знакомство с фольклорными произведениями для детского чтения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Представление о звукописи в авторских и фольклорных произведениях. Восприятие чтения: понимание содержания, определение особенностей поведения и описания героев автором Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
проявлять интерес к общению и групповой работе Сравнивать фольклорные произведения по настроению, тональности, предназначению.
Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания их особенностей.
Сравнивать фольклорные и авторские произведения.
Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. 10 Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.
Стр.42-46 Овладение навыками осознанного, правильного 'и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста; практическое сравнение разных текстов: загадок ; песенок и потешек. Рефлексия, оценка своих знаний Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
П: уметь выделить и сформулировать познавательную цель
К: использовать речь для регуляции своего действия, проявлять интерес к общению и групповой работе Восстанавливать загадки по рифмам и угадывать их.
Выразительно читать песенки, используя интонации, паузы, темп, передавая настроение. Инсценировать потешки.
Сравнивать произведения: проза или поэзия, общее настроение. 11 Рифмы Матушки Гусыни.
Король Пипин.
Дом, который построил Джек.
Стр.47-51 Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера (красота художественного описания, настроение стихотворения).Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Р: осуществлять классификацию по заданным критериям, работать с информацией, искать информацию в учебных текстах
П: устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
К: строить монологичное высказывание Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.
12 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Русская народная сказка «Петух и собака»
Стр.52-57 Познакомятся с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Представление о звукописи в авторских и фольклорных произведениях. Восприятие чтения: понимание содержания, определение особенностей поведения и описания героев автором Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
проявлять интерес к общению и групповой работе Сравнивать фольклорные произведения по настроению, тональности, предназначению.
Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания их особенностей.
Сравнивать фольклорные и авторские произведения.
Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. 13 К.Ушинский «Гусь и Журавль»
Л.Толстой «Зайцы и лягушки».
Стр.58-59 Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики сказочного текста (пересказывание сказки с опорой на картинный план и подписи).Выявление особенностей авторских сказок о животных на примере текстов, представленных в учебнике: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки. Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
П: группировать и классифицировать тексты по разным основаниям; К: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного содержания Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников.
Читать по ролям. 14 Урок обобщения. Разноцветные страницы. Рефлексия, оценка знаний, полученных за период изучения раздела. Расширение представления или знакомство с литературой, рекомендуемой для чтения. Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
К: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий Различать и называть произведения (народные и авторские), соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам. Читать по ролям 15 А.Майков «Ласточка примчалась…»
АПлещеев «Травка зеленеет..»Стр.64-65 Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя стихотворения.
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «поэзия», «автор», «сюжет», «персонажи», «рифма», «ритм». Представление об особенностях поэтического текста. Первичное представление об олицетворении (без использования термина). Р: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
К: адекватно использовать речь: правильно составлять предложения, логично выстраивать сюжет сказки Читать вслух плавно, выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения.. Характеризовать текст, доказывать, что данный текст - художественный. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (используя прием олицетворения). 16 .Майков «Весна»
Т Белозёров «Подснежники»
Стр.66 Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведенияУглубление представления о понятиях: «литература», «поэзия», «автор», «рифма», «ритм», «смысл названия». Представление об особенностях поэтич. текста. Р: использовать установленные правила в контроле способа решения.
П: различать способ и результат действия.
К: формулировать свои затруднения, следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения.
Объяснять выбор слов, используемых в произведении, его название. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Характеризовать текст: находить рифмующиеся слова. 17 С.Маршак «Апрель»
И.Токмакова «Ручей» Л.Ульяницкая Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки».
Стр.67-68 Работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение. Читать наизусть стихотворение (по выбору). Р: осуществлять пошаговый контроль по результату, осуществлять действие по образцу и заданному правилу
П: различать способ и результат действия.
К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор слов, используемых в произведении. 18 Е.Трутнева, И.Токмакова «Когда это бывает?» В.Берестов «Воробушки»
Стр.69-71 Познакомятся с произведениями И. Токмаковой, Е. Трутневой, уяснят ритм и мелодию стихотворной речи, научатся более пристально углубляться в содержание стихотворения и видеть красоту родной природы. Будут работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
П: различать способ и результат действия.
К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия Читать вслух стихи, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор слов, используемых в произведении. Воспринимать стихотворение Е.Трутневой: определять отношение автора к изображаемому.Создавать текст по заданным свойствам 19 Р.Сеф «Чудо» А.Майков «Христос Воскрес». Разноцветные страницы.
Стр.73-77 Познакомятся с некоторыми традициями и обычаями нашего народа. Научатся приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, выразительно и осознанно читать. Р: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.
П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
К: слушать собеседника, общаться друг с другом Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.
Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.
Анализировать текст, определяя его принадлежность (научный или художественный).
Объяснять выбор слов, используемых в произведении. 20 Обобщение по теме.
Проект «Составляем сборник загадок» Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.
П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
К: слушать собеседника, принимать участие в обсуждении прочитанного содержания Характеризовать особенности текста, находить в тексте доказательства и передавать настроение героя стихотворения. Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения (ориентироваться в структуре учебника, в изученной главе, ориентироваться по ленте времени). 21 И.Токмакова «Мы играли в хохотушки».
Я.Тайц «Волк»
Стр.5-7 Познакомятся с особенностями юмористических произведений. Будут читать по ролям, инсценировать, пересказывать по опорным словам, выразительно и осознанно читать целыми словами, составлять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Р: предвидеть уровень усвоения знаний, его временные характеристики.
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения задач.
К: формулировать свои затруднения, следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения.
Объяснять выбор слов, используемых в произведении, его название. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Характеризовать текст: находить рифмующиеся слова. 22 Г.Кружков «Ррры». Н.Артюхова
«Саша-дразнилка»
Стр.8-11 Научатся прогнозировать текст, интонацией передавать настроение и чувства героев, разбивать текст на части, подбирать Р: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.
П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
К: адекватно использовать речь: правильно составлять предложения, логично выстраивать сюжет сказки Читать вслух выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа. Характеризовать текст. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (используя прием олицетворения). 23 К.Чуковский Федотка»
О.Дриз «Привет»
Стр.12-13 Научатся оценивать поведение героев, наблюдать, как сам автор относится к своим героям, вникать в смысл читаемых слов, находить в тексте слова, которые характеризуют героев, выразительное, осознанное чтение целыми словами цепочкой Р: принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей, выполнять учебные действия на основе алгоритма действий
П:. осуществлять смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели, выделения существенных признаков.
К: принимать участие в работе парами: правильно составлять предложения, логично выстраивать сюжет рассказа Участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого общения. Характеризовать особенности произведения, описывать героев (внешность и характер). Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. 24 О.Григорьев «Стук» И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».
Стр.14-16 Научатся читать тексты с различными речевыми задачами: посочувствовать герою, улыбнуться ему, посмеяться вместе с ним, читать по ролям, анализировать произведение. Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.
П: осуществлять поиск нужной информации в учебниках и учебных пособиях.
К: ставить вопросы и обращаться за помощью, использовать в общении правила вежливости Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая прием сравнения, высказывая как можно больше версий, о ком говориться, и проверять каждую, обращаясь к тексту. 25 К.Чуковский «Телефон»
Стр.17-21 Расширение представления или знакомство с произведениями для детского чтения (К. Чуковский). Распознавание особенностей поэтического текста. Первичное представление о рифме, поэзии, персонаже. Р: формулировать учебную задачу, применять установленные правила.
П: осуществлять поиск необходимой информации.
К: проявлять интерес к общению и групповой работе Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Характеризовать текст: определять главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений. 26 М.Пляцковский «Помощник».
Стр.22-23 Научатся оценивать поведение героев, наблюдать, как сам автор относится к своим героям, вникать в смысл читаемых слов, находить в тексте слова, которые характеризуют героев, выразительное, осознанное чтение целыми словами цепочкой Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
П: видеть особенности характера героя в литературном произведении;
работать с информацией
К: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного содержания Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников.
Читать по ролям. 27 К.Ушинский «Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому».
Стр.24-28 Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ используемых автором слов. Расширение читательского опыта. Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. 28 Ю.Ермолаев «Лучший друг»
Е.Благинина «Подарок»
Стр.31-33 Познакомятся с новыми авторами и их произведениями о дружбе, сформулируют правила сохранения дружеских отношений. Будут читать выразительно и с правильной интонацией, выразительно и осознанно читать целыми словами; отрабатывать навык употребления в речи вежливых слов; соотносить содержание произведения с пословицами Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
П: различать предмет и слово, его называющее.
К: использовать речь для регуляции своего действия Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов,
используемых в произведении, для его настроения. Анализировать выбор автором языковых средств для описания предметов, создания образов.
29 В.Орлов «Кто первый?»
С.Михалков «Бараны»
Р.Сеф «Совет» Стр.34-37 Познакомятся с произведениями В. Орлова, С. Михалкова; с разными способами выхода из конфликтной ситуации, читать выразительно по ролям, работать с иллюстрациями, находить главную мысль в произведении, развивать навык самостоятельного чтения, отрабатывать навык употребления в речи вежливых слов Р: применять установленные правила в планировании способа решения.
П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания Воспринимать на слух художественное произведение.
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Понимать общее содержание произведения, описывать особенности поведения героев, анализировать особенности авторских выразительных средств. Инсценировать художественное произведение 30 И.Пивоварова «Вежливый ослик» В.Берестов «В магазине игрушек» В Орлов «Если дружбой…»
Стр.38-40 Познакомятся с новыми авторами и их произведениями о дружбе, сформулируют правила сохранения дружеских отношений. Будут отрабатывать навык употребления в речи вежливых слов; соотносить содержание произведения с пословицами Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
К: задавать вопросы Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения.
Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Декламация стихотворения.
Характеризовать текст, анализируя языковые средства, используемые для создания юмора текста. 31 Я.Аким «Моя родня»
Стр.41 Познакомятся с произведениями Я Акима, научатся употреблять в речи вежливые слова, овладеют элементами речевого этикета, научатся понимать иронический смысл некоторых выражений, осуществлять вежливые взаимоотношения с окружающими. Р: формулировать учебную задачу, применять установленные правила.
П: осуществлять поиск необходимой информации.
К: проявлять интерес к общению и групповой работе Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Характеризовать текст: определять главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Давать характеристику героям. 32 .Маршак «Хороший день»
По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль»
Ю.Энтин «Про дружбу»
Стр.43-49 Познакомятся с произведениями С. Маршака, научатся определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по тексту, характеризовать особенности прослушанного произведения (определять жанр, описывать поведение и характеры героев, и т. д.); формировать вежливые взаимоотношения с окружающими Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
П: уметь выделить и сформулировать познавательную цель
К: использовать речь для регуляции своего действия Сравнивать роль читателя, слушателя и зрителя.
Воспринимать на слух учебный текст с опорой на иллюстрации. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.
Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
33 Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка».
Разноцветные страницы.
Стр.50-53 Познакомятся с произведениями Тихомировой, научатся употреблять в речи вежливые слова, овладеют элементами речевого этикета, научатся понимать иронический смысл некоторых выражений, осуществлять вежливые взаимоотношения с окружающими Р: понимать цель и смысл выполняемых заданий
П: использовать общие приемы решения задач.
К: формулировать свои затруднения, входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Сравнивать произведения разных жанров. Находить рифмы, толковать слова, объяснять выбор того или иного слова в зависимости от принадлежности к разным текстам 34 Обобщающий урок. Оценка своих достижений. Проект «Наш класс - дружная семья»
Стр. 54 Научатся определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по тексту, характеризовать особенности прослушанного произведения (определять жанр, описывать поведение и характеры героев, и т. д.); формировать вежливые взаимоотношения с окружающими Р: принимать учебную задачу урока; рефлексия способов и условий действий.
П: осуществлять поиск необходимой информации.
К: использовать речь для регуляции своего действия Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; договариваться друг с другом; использовать речевой этикет,
представлять найденную информацию группе
35 С.Михалков «Трезор»
Р.Сеф «Кто любит собак…»
Стр.57-59 Познакомятся с произведениями С. Михалкова и Р. Сефа, научатся анализировать события текста, их последовательность, читать целыми словами, с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного, пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, развивать навык самостоятельного чтения Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.
П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
К: строить понятные для партнера высказывания Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (продолжение истории о Трезоре). 36 В.Осеева «Собака яростно лаяла» И.Токмакова «Купите собаку» Стр.60-64 Познакомятся с произведениями Осеевой и Токмаковой, научатся анализировать события текста, их последовательность, читать целыми словами, с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного, пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, развивать навык самостоятельного чтения Р: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ.
К: договариваться, приходить к общему решению Сравнивать и характеризовать тексты, выделять особенности, образные средства. Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений.
Соотносить содержание произведения с пословицами.
Составлять план рассказа.
37 М Пляцковский «Цап Царыпыч» Г.Сапгир «Кошка»
В.Берестов «Лягушата»
Стр.65-69 познакомятся с произведениями М. Пляцковского, Г. Сапгира, научатся отличать художественный текст от научно-популярного, видеть главную мысль произведения, отвечать на вопросы, анализировать тон, настроение произведения, рассказывать о прочитанном, аргументировать своё мнение с привлечением текста произведения или других источников. Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.
П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
К: слушать собеседника, принимать участие в обсуждении прочитанного содержания Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, передавая разное настроение. Характеризовать особенности текста, находить в тексте доказательства и передавать настроение героя стихотворения. Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения. 38 В.Лунин «Никого не обижай»
С.Михалков «Важный совет»
Д.Хармс «Храбрый ёж»
Стр.70-72 Познакомятся с произведениями В. Берестова и В. Лунина, научатся отличить художественный текст от научно-популярного. Осознание сущности поведения героев, особенностей характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанногоР:. осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
К: слушать собеседника, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения.
Объяснять выбор автором заглавия произведения. Объяснять смысл пословиц, соотносить их содержание с главной мыслью прочитанного произведения. 39 Н.Сладков «Лисица и ёж»
Из старинных книг. С.Аскаков «Гнездо» Стр.73-75 Пзнакомятся с произведениями Н. Сладкова, С.Аксакова,
научатся видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, освоят основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, делить текст на части, составлять картинный план, пересказывать по рисунку, выразительно и осознанно читать целыми словами Р: моделировать, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
П: распознавать объекты, выделяя существенные признаки; синтез, сравнение.
К: формулировать собственное мнение и позицию Характеризовать сюжет рассказа: находить завязку, кульминацию и развязку.
Создавать иллюстрацию к тексту. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. 40 Обобщающий урок. Разноцветные страницы.
Оценка своих достижений.
Стр.76-78
Повторить изученный материал
научатся видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, освоят основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, делить текст на части, выразительно и осознанно читать целыми словами Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
К: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий Различать и называть произведения (народные и авторские), соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам. 5. Методическое и материально-техническое сопровождение программы.
Литература для учителя
Начальная школа. Методический журнал;
Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю.Шведовой, -М., Рус. Язык, 2000;
Примерная программа образовательных учреждений «Начальные классы»
Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России»,-М., Просвещение, 2014);
Учебник для 1 класса. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2014 г.
Рабочая тетрадь по литературному чтению. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2014
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования
Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература/ М.Д.Аксёнова, -М., Аванта, 2001.
Литература для учащихся
Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю.Шведовой, -М., Рус. Язык, 2000;
Учебник для 1 класса. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2014;
Рабочая тетрадь по литературному чтению. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2014
Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература/ М.Д.Аксёнова, -М., Аванта, 2001.