Календарно-тематическое планирование уроков музыки по программе Е.Д.Критской УМК Школа России для 3-4 классов


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
3 класс (34 ч.)
Темы, входящие в разделы Примерной программы
Тематическое планирование в соответствии с образовательной системой «Школа России»
Количество часов
Широка страна моя родная
Раздел 1:
«Россия — Родина моя» 5 ч
Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосияМелодия – душа музыки. Песенность музыки русских композиторов.
Примерный музыкальный материал
Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский: Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
1
Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучание национальных инструментов. Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей. Игры-драматизации. Разыгрывание народных песен по ролям. Театрализация небольших инструментальных пьес разных народов России. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа. Природа и музыка. Звучащие картины. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки.
Примерный музыкальный материал
Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого: Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков. стихи А. Толстого.
Из Музыкальных иллюстраций к повести Л. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
1
Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо.
Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.
Примерный музыкальный материал
Радуйся, Русской земле; Орле Российский. Виватные кантаты. Неизвестные авторы XVIII в.: Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни. 1
Исполнение песен народов России различных жанров колыбельные, хороводные, плясовые и др.) в сопровождении народных инструментов. Пение acapella, канонов, включение элементов двухголосия. Разучивание песен по нотам. Кантата Прокофьева «Александр Невский».Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.
Примерный музыкальный материал
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
1
Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение на народных инструментах (свирели, жалейки, гусли, балалайки, свистульки, ложки, трещотки, народные инструменты региона и др.) ритмических партитур и аккомпанементов к музыкальным произведениям, а также простейших наигрышей. Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.
Примерный музыкальный материал
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. 1
Хоровая планета Раздел 2:
«День, полный событий» 4 часа
Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские). Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры. Образы природы в музыке. Утро. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера».
Примерный музыкальный материал
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ, . Пьесы. П. Чайковский. 1
Форма рондо и вариации в музыкально-ритмических играх с инструментами (чередование ритмического тутти и ритмического соло на различных элементарных инструментах (бубен, тамбурин и др.).Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Примерный музыкальный материал
Болтунья. С. Прокофьев, слова Л. Барто; Золушка Балет (фрагменты). С. Прокофьев; Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта".
1
Совершенствование хорового исполнения: развитие основных хоровых навыков, эмоционально-выразительное исполнение хоровых произведений. Накопление хорового репертуара. Исполнение хоровых произведений классической и современной музыки с элементами двухголосия. «В детской». Игры и игрушки.
Примерный музыкальный материал
С. Прокофьев С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского, Прогулка; Детский альбом, Колыбельная. П. Чайковский, 1
Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских коллективов. Узнавание основных оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра. Примеры М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи» и другие. Прослушивание фрагментов концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра. На прогулке. Вечер.
Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов. Примерный музыкальный материал
Заход солнца. Э. Григ, слова Л. Мунка, пер. С. Свириденко; Вечерняя песня. М. Мусоргский, слона А. Плещеева; слова Л. Майкова. Тюильрийcкий сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский;
1
Мир оркестра Раздел 3:
«О России петь – что стремиться в храм»
4 часа.
Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.
Разучивание песен к праздникам (праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ. Исполнение песен в сопровождении оркестра элементарного музицирования. Начальные навыки пения под фонограмму. Древнейшая песнь материнства. «Радуйся, Мария!...» Образы Богородицы, Девы Марин, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Примерный музыкальный материал
Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения»
1
Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских коллективов. Узнавание основных оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра. Примеры М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи» и другие. Прослушивание фрагментов концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования, в том числе музыку народов России. Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО. Образы Богородицы, Девы Марин, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси.
Примерный музыкальный материал
С. Рахманинов: Тропарь иконе Владимирской Божией матери.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. Л. Плещеева; Прелюдия №1 до мажор. Из I тома "Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
1
Разучивание песен к праздникам (праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.
Музыкальная викторина «Угадай инструмент». Викторина-соревнование на определение тембра различных инструментов и оркестровых групп.
Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение инструментальных миниатюр «соло-тутти» оркестром элементарных инструментов. Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим. Крещение Руси (988 г.).
Примерный музыкальный материал
Осанна. Хор из рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда». Э.-Л. Уэббер. Вербочки. А. Гречанинов, стихи Л. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.
1
Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хора п/у А.В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др. Определение вида хора по составу голосов: детский, женский, мужской, смешанный. Определение типа хора по характеру исполнения: академический, народный.
Святые земли русской Княгиня Ольга, Князь Владимир. Святые земли коми – Стефан Пермский. Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир.
Примерный музыкальный материал
Песнопения (тропарь, величание) и молитвы 8 церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.
Этнокультурная составляющая (ЭКС):Святые земли Коми - Стефан Пермский 1
Музыкальная грамота Раздел 4:
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
4 часа
Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучание национальных инструментов. Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей.
Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Импровизация с использованием пройденных интервалов и трезвучий. Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении к пройденным песням, в партии синтезатора. Настрою гусли на старинный лад… Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин).
Примерный музыкальный материал
Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н. Римского- Корсакова; 1
Чтение нот хоровых и оркестровых партий.
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Былина о Садко и Морском царе. Образы былинных сказителей (Садко, Баян). Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина); Песни Баяна.
Примерный музыкальный материал
Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко; хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». 1
Освоение новых элементов музыкальной грамоты: интервалы в пределах октавы, мажорные и минорные трезвучия. Пение мелодических интервалов и трезвучий с использованием ручных знаков.
Исполнение на народных инструментах (свирели, жалейки, гусли, балалайки, свистульки, ложки, трещотки, народные инструменты региона и др.) ритмических партитур и аккомпанементов к музыкальным произведениям, а также простейших наигрышей. Певцы русской старины. «Лель мой, Лель…» Образы былинных певцов-музыкантов (Лель).
Примерный музыкальный материал
Н. Римский- Корсаков; Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков;
1
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен на металлофоне, ксилофоне, синтезаторе.
Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучание национальных инструментов. Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей.
Разыгрывание народных песен по ролям. Театрализация небольших инструментальных пьес разных народов России. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.
Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.
Примерный музыкальный материал
Веснянки. Русские, украинские народные песни.
1
Музыкальная грамота.
Музыкальный проект «Сочиняем сказку».
Раздел 5:
«В музыкальном театре».
6 часов
Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д. Музыкальный проект «Сочиняем сказку».
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.
Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц. сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.)
Примерный музыкальный материал
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
1
Музыкально-игровая деятельность: двигательные, ритмические и мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании.
Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального склада, узнавание пройденных интервалов и трезвучий.
Разработка плана организации музыкального проекта «Сочиняем сказку» с участием обучающихся, педагогов, родителей. Обсуждение его содержания: сюжет, распределение функций участников, действующие лица, подбор музыкального материала. Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика». Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц. сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.)
Примерный музыкальный материал
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк. 1
Сочинение ритмических рисунков в форме рондо (с повторяющимся рефреном), в простой двухчастной и трехчастной формах. Сочинение простых аккомпанементов с использованием интервалов и трезвучий.
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Опера Римского-Корсакова «Снегурочка» Волшебное дитя природы. Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц. сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.)
Примерный музыкальный материал
Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
1
Создание информационного сопровождения проекта (афиша, презентация, пригласительные билеты и т. д.).
Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и хорового материала как части проекта. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения в процессе работы над целостным музыкально-театральным проектом.
Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Разучивание оркестровых партий по ритмическим партитурам. Пение хоровых партий по нотам. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом. Опера Римского-Корсакова «Садко».Океан-море синее Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц. сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.)
Примерный музыкальный материал
Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.
1
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование игры в детском инструментальном ансамбле (оркестре): исполнение оркестровых партитур для различных составов (группы ударных инструментов различных тембров, включение в оркестр партии синтезатора).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Импровизация с использованием пройденных интервалов и трезвучий. Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении к пройденным песням, в партии синтезатора.
Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам; исполнение по нотам оркестровых партитур различных составов.
Ритмическое остинато и ритмические каноны в сопровождении музыкального проекта. Усложнение метроритмических структур с использованием пройденных длительностей и пауз в размерах 2/4, 3/4, 4/4; сочинение ритмоформул для ритмического остинато. Балет Чайковского «Спящая красавица». Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц. сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.)
Примерный музыкальный материал
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Этнокультурная составляющая (ЭКС):
Опера и балет «Куратов», «Яг-морт», поставленные в нашем театре оперы и балета.
1
Музыкальная викторина «Угадай инструмент». Викторина-соревнование на определение тембра различных инструментов и оркестровых групп.
Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение инструментальных миниатюр «соло-тутти» оркестром элементарных инструментов. Соревнование на лучший музыкальный проект «Сочиняем сказку». В современных ритмах (мюзикл).Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс. А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения. Звуки музыки.
Примерный музыкальный материал
Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной: Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. Л. Рыбников, сценарий Ю. Энтина. 1
Формы и жанры в музыке Раздел 6:
«В концертном зале». 4 часа
Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо.
Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра. Музыкальное состязание (концерт). Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский).Примерный музыкальный материал
Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3- я часть (фрагмент). П. Чайковский; Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра.
1
Слушание музыкальных произведений, написанных в разных формах и жанрах. Определение соединений формы рондо и различных жанров. Примеры: Д.Б. Кабалевский «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондо-песня»; Л. Бетховен «Ярость по поводу потерянного гроша». Прослушивание оркестровых произведений, написанных в форме вариаций. Примеры: М. И. Глинка «Арагонская хота»; М. Равель «Болеро». Активное слушание с элементами пластического интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в простой двухчастной и простой трехчастной формах и др.
Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских коллективов. Узнавание основных оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра. Примеры М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи» и другие. Прослушивание фрагментов концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра.
Музыкальные инструменты (флейта, скрипка). Музыкальные инструменты: флейта, фортепиано, гитара, скрипка — их выразительные возможности (И.-С.Бах. К.-В. Глюк. Н. Паганини. П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Примерный музыкальный материал
И. -С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика". К. -В. Глюк; Мелодия. П. Чайковский; Каприс № 24. Н. Паганини;
Этнокультурная составляющая (ЭКС):
Музыкальный народный инструмент сигудэк – родина Коми. Мастера- изготовители музыкального инструмента. Музыкальное звучание на сигудке.
1
Чтение нот хоровых и оркестровых партий.
Освоение новых элементов музыкальной грамоты: интервалы в пределах октавы, мажорные и минорные трезвучия. Пение мелодических интервалов и трезвучий с использованием ручных знаков.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен на металлофоне, ксилофоне, синтезаторе. Форма рондо и вариации в музыкально-ритмических играх с инструментами (чередование ритмического тутти и ритмического соло на различных элементарных инструментах (бубен, тамбурин и др.).Исполнение хоровых произведений в форме рондо. Инструментальный аккомпанемент с применением ритмического остинато, интервалов и трезвучий. Звучащие картины. Сюита Э.Грига «Пер Гюнт». Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, вариационная). Примерный музыкальный материал
Пер Гюнт. Сюита №1 (фрагменты). Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.
Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты).
Волшебный смычок. Норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.
1
Сочинение и исполнение на элементарных инструментах пьес в различных формах и жанрах с применением пройденных мелодико-ритмических формул, интервалов, трезвучий, ладов. Героическая (симфония). Мир Бетховена. Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.
Примерный музыкальный материал
Л. Бетховен; Соната 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен. Контрабас; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен; Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского; 1
Я – артист
Раздел 7:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».
7 часов
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.
Развитие основных хоровых навыков, эмоционально-выразительное исполнение хоровых произведений. Накопление хорового репертуара. Исполнение хоровых произведений классической и современной музыки с элементами двухголосия.
Чудо – музыка. Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Примерный музыкальный материал
Мы дружим с музыкой. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского: Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой; Всюду музыка живет. Я. Дубравин. слова В. Суслова; Музыканты, немецкая народная песня; Камертон, норвежская народная песня
1
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования, в том числе музыку народов России. Острый ритм - джаза звуки. Джаз - искусство
XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.
Примерный музыкальный материал
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова Л. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин 1
Импровизация с использованием пройденных интервалов и трезвучий. Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении к пройденным песням, в партии синтезатора. «Люблю я грусть твоих просторов» Мир Прокофьева. Мир музыки С. Прокофьева.
Примерный музыкальный материал
Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.
1
Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам; исполнение по нотам оркестровых партитур различных составов.
Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального склада, узнавание пройденных интервалов и трезвучий.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул. Певцы родной природы. (Э.Григ, П. Чайковский) Певцы родной природы: П. Чайковский и Э. Григ.
Примерный музыкальный материал
Мелодия. П. Чайковский: Утро из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.
Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт; Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.
Симфония № 9. Финал Л. Бетховен.
1
Двигательные, ритмические и мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании.
Сочинение ритмических рисунков в форме рондо (с повторяющимся рефреном), в простой двухчастной и трехчастной формах. Сочинение простых аккомпанементов с использованием интервалов и трезвучий Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна..Примерный музыкальный материал
Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
. 1
Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солиста и оркестра – исполнение «концертных» форм.
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе. Обобщающий урок - концерт.
1
Исполнение песен в сопровождении оркестра элементарного музицирования. Начальные навыки пения под фонограмму.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул. Промежуточная аттестация: тестовая работа.
1
4 класс (34 ч.)
Темы, входящие в разделы Примерной программы Тематическое планирование в соответствии с образовательной системой «Школа России» Количество часов
Песни народов мира Раздел 1:
«Россия – Родина моя
4 часа
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.
Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». »
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества.
Примерный музыкальный материал
Концерт 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов;; Песня о России. В. Локтев, слова 0. Высотской: Родные места. Ю. Антонов, слова М. ПлянковскогоТы, река ль моя, реченька, русская народная песня; 1
Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, контраст).
Чего не выразишь словами. Как сложили песню.
Тайна рождения песни.
Примерный музыкальный материал
Вокализ.С. Рахманинов. Колыбельная в обраб. Д. Лялом: У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), 1
Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения (постепенное, по звукам аккорда, скачками).
Ты откуда русская, зародилась, музыка?. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций. ритмов, композиционного строения, манеры исполнения.
Примерный музыкальный материал
Милый мой хоровод; А мы просо сеяли, русские народные песни в обраб. М. Балакирева. Н. Римского- Корсакова
1
Исполнение оркестровых партитур с относительно самостоятельными по ритмическому рисунку партиями (например, ритмическое остинато / партия, дублирующая ритм мелодии; пульсация равными длительностями / две партии – ритмическое эхо и др.). Исполнение простых ансамблевых дуэтов, трио; соревнование малых исполнительских групп.
Патриотическая тема в русской песне. «Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь»
патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).
Этнокультурная составляющая (ЭКС):Гимн РК.
Примерный музыкальный материал
Александр Невский Кантата (фрагменты). С. Прокофьев; Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. Солдатушки, бравы ребятушки;
1
Музыкальная грамота Раздел 2:
«О России петь – что стремиться в храм»
4 часов
Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.
Святые земли русской. Илья Муромец.
Нравственные подвиги святых земли Русской (равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир. Илья Муромский и др.). Их почитание и восхваление.
Этнокультурная составляющая (ЭКС):
Образ Перы-богатыря в разных видах искусства: былина (литературная, музыкальная), картина.
Примерный музыкальный материал
Земле Русская. стихира; Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых; Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин; Богатырские ворота. Из сюиты "Картинки с выставки». М. Мусоргский;
Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, слова Л. Толстого;
1
Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков). Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам с тактированием, с применением ручных знаков. Исполнение простейших мелодических канонов по нотам.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.
Кирилл и Мефодий.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения.Примерный музыкальный материал
Величание святым Кириллу и Мефодию. обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков. слова С. Михайловски; ; Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, слова Л. Толстого;
1
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Сочинение ритмических рисунков в форме рондо, в простой двухчастной и простой трехчастной формах, исполнение их на музыкальных инструментах. Праздников праздник, торжество из торжеств
Праздники Русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
Примерный музыкальный материал
Тропарь праздника Пасхи; Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков; Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощной».
1
Ритмические каноны на основе освоенных ритмоформул. Применение простых интервалов и мажорного и минорного трезвучий в аккомпанементе к пройденным хоровым произведениям (в партиях металлофона, ксилофона, синтезатора). Инструментальная и вокальная импровизация с использованием простых интервалов, мажорного и минорного трезвучий.
Родной обычай старины. Светлый праздник.
Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии №1 для двух фортепиано. С. Рахманинов.
Примерный музыкальный материал
С. Рахманинов; «Не шум шумит» русская народная песня. 1
Оркестровая музыка Раздел 3:
«День, полный событий»
Примерный музыкальный материал
5 часа
Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура. Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. И. Римский-Корсаков. Г. Свиридов и др.).Примерный музыкальный материал
Осень. Осенняя песнь (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский; Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов;
1
Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др. Зимнее утро, зимний вечер
Зимнее утро. Зимний вечер.
Примерный музыкальный материал
В деревне. М. Мусоргский Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский; У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни. Зимняя дорога. В. Шебалин, стихи Л. Пушкина; Зимняя дорога. Ц. Кюи. стихи А. Пушкина; Зимний вечер М. Яковлев, стихи Л. Пушкина.
1
Игра оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп. Подбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.
«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.
Музыкально-литературные вечера в Тригорском; романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт)
Примерный музыкальный материал
Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». И. Римский-Корсаков. Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку. хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. Вступление. 1
Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения; песни военных лет в исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др.
«Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь».
Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны.
Примерный музыкальный материал
Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. 1
Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др.
«Приют, сияньем муз одетый…»
Понятия: романс, дуэт, ансамбль. Музыкальность поэзии А. Пушкина. Приют, сияньем муз одетый.
Примерный музыкальный материал
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. 1
Оркестровая музыка Раздел 4:
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
4 часа
Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров.
Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп. Композитор – имя ему народ.
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность. импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.
Примерный музыкальный материал
Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни; Солнце, в дом войди; Светлячок; Сулико. грузинские народные песни; Аисты, узбекская народная песня; Колыбельная, английская народная песня; Колыбельная, неаполитанская народная песня; Санта Лючия. итальянская народная песня; Вишня, японская народная песня. Игра оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп. Подбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.
Музыкальные инструменты России
Оркестр русских народных инструментов.
Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов.
Примерный музыкальный материал
Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский; Камаринская; Мужик на гармонике играет. П. Чайковский; Ты воспой, воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни". Г. Свиридов; Светит месяц, русская народная песня-пляска. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков;
Этнокультурная составляющая (ЭКС):
Песни коми народа в исполнении народных музыкальных инструментов. Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета. «Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ. Народные праздники. «Троица»
Церковные и народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица» А. Рублева.
Примерный музыкальный материал
Троицкие песни.
Музыкально-сценические жанры
Раздел 5:
«В концертном зале».
5 часов
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, оркестре. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование: «солист –солист», «солист –оркестр». Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.
Примерный музыкальный материал
Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин. 1
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением всего разнообразия пройденных ритмоформул. Вариации на тему рококо. «Старый замок». «Счастье в сирени живет…»
Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Примерный музыкальный материал
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой; Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. 1
Лучшее исполнение произведений хорового, инструментального, музыкально-театрального репертуара, пройденных за весь период обучения.
Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…
Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии),
Примерный музыкальный материал
Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко; Полонез ля мажор; Вальс си минор; Мазурки ля минор, фа мажор, си- бемоль мажор. Ф. Шопен; Желание, Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского; 1 1
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.
Патетическая соната Л. Бетховена. Годы странствий Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С. Рахманинова. Л. Бетховена).М. Глинки (баркарола, хота).
Примерный музыкальный материал
Соната № 8 («Патетическая») (фрагменты). Л. Бетховен. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова; Арагонская хота. М. Глинка. Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский 1
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. Исполнение песен в сопровождении двигательно-пластической, инструментально-ритмической импровизации. Царит гармония оркестра.
Различные жанры: симфонический (симфония, симфоническая увертюра) музыки.
Примерный музыкальный материал.
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова; Арагонская хота. М. Глинка. Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский 1
Музыкально-сценические жанры Раздел 6:
«В музыкальном театре». 6 часов
Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.
Опера «Иван Сусанин»: «Бал в замке польского короля».
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.
Примерный музыкальный материал
Интродукция, танцы из IIдействия, сцена и хор из III действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка; 1
Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский К. Хачатурян», Н.А. Римский-Корсаков
«За Русь мы все стеной стоим».
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.
Примерный музыкальный материал
Интродукция, танцы из IIдействия, сцена и хор из III действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка; 1
Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. «Исходила младёшенька»
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.
Примерный музыкальный материал
Песня Марфы ("Исходила младёшенька»); Пляска персидок из оперы «Хованщина». М. Мусоргский 1
Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. «Русский восток»
Балет. События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева.Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы втворчестве русских композиторов.
Примерный музыкальный материал
Пляска персидок из оперы «Хованщина». М. Мусоргский; Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила»; Колыбельная; Танец с саблями из балета «Гаянэ». Д. Хачатурян. 1
Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. Балет Стравинского «Петрушка»
Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.
Примерный музыкальный материал
Танец с саблями из балета «Гаянэ». Д. Хачатурян.
Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.
1
Драматизация отдельных фрагментов музыкально-сценических произведений. Драматизация песен. Примеры: р. н. п. «Здравствуй, гостья зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).Театр музыкальной комедии
Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Примерный музыкальный материал
Вальс из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Песня Элизы («Я танцевать хочу»). Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
Звездная река. Слова и музыка В. Семенова; Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Острый ритм Дж. Гершвин, слова Л. Гершвина.
1
Музыка кино Раздел 7:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». 6 часов
Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
Примерный музыкальный материал
Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. 1
Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игры-соревнования на правильное определение на слух и в нотах элементов музыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных моделей, подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме командного соревнования. Мастерство исполнителя. В каждой интонации спрятан человек
Примерный музыкальный материал
Мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). 1
Учимся, играя
Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы.
Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д. В каждой интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты
Примерный музыкальный материал
Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные обриты гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. 1
Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ функций и эмоционально-образного содержания музыкального сопровождения:
характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды действия;
создание эмоционального фона;
выражение общего смыслового контекста фильма.
Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием.
Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов. Музыкальный сказочник.
Примерный музыкальный материал
Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. 1
Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.
Я – артист. Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д. Рассвет на Москве-реке.
Примерный музыкальный материал
Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
1
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты Обобщающий урок-концерт.
Итоговое оценивание (промежуточная аттестация):тестовая работа.
1