Технологическая карта урока родного (ненецкого) языка и литературного чтения в 1б классе по теме «Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Чтение слогов и слов с буквами М, м, сопоставление слогов и слов с буквами С и М»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»
Технологическая карта
урока родного (ненецкого) языка и литературного чтения
в 1б классе
по теме
«Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.
Чтение слогов и слов с буквами М, м,
сопоставление слогов и слов с буквами С и М»
Са Людмила Михайловна,
учитель начальных классов,
учитель родного (ненецкого) языка
МОУ «Школа-интернат среднего
(полного) общего образования с. Ныда»
2014
Тема: Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Чтение слогов и слов с буквами М, м.
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [м], [м’], буквами М, м, развития ненецкой речи.
Тип урока Урок изучения и первичного закрепления знаний
Планируемый результат: Уметь различать твёрдость и мягкость согласных звуков; обозначать твёрдые и мягкие согласные на схеме-модели слова; определять функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге; овладеть способом чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук), слияний согласного с гласным в слогах.
Личностные результаты: Формирование чувства гордости за свою малую родину, ненецкий народ и историю Ямала; осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Универсальные учебные действия
Регулятивные:
совместно формулировать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
осуществлять оценку результатов своей деятельности;
осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах;
применять знания в нестандартной ситуации;
удерживают цель до получения её результата;
осуществляют контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
вносят необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Познавательные:
находят ответы на вопросы в иллюстрациях; моделируют букву;
логические – характеризуют согласные звуки [м], [м’].
Коммуникативные:
составлять небольшие устные высказывания, работать коллективно, в парах;
анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и строить рассуждения;
устанавливать причинно-следственные связи.
Основное содержание темы, понятия и термины Согласные звуки [м], [м’], твёрдые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы М, м.Образовательные ресурсы Интерактивная доска, компьютер, счётные палочки, схемы слияний и отдельных звуков, кассы, перфокарты, лента букв, алфавит, слоги, карточки для нахождения буквы, тетради для печатания;картинки со словами-отгадками; образцы печатных и письменных букв Мм; учебник «Ненэця′ букварь»
Технологическая карта урока.
Этапы урока Длительность этапа Задачи Методы и приёмы работы Формы организации деятельности
учащихся Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Мобилизующий этап
1 мин
Настроить учащихся на работу.
Создать ситуацию
успеха.
Побудить учащихся к активной работе на уроке. Побуждающий метод;
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя Янамбовна ӈамтыда”.
Ӈани торова! Тюку яля классахана’ мядонта” то”. Пыдо’ няна” сырта”, ханзер” маня” манзарава”, ӈамгэм’ теневава”. Савовна инзеледа”, урокхана савовна манзарада”. Приветствие учащихся:
Маня" школахана мэва",
тохолкода' ӈацекэва"
Нянана савов,
ӈули" саць савов.
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных рабочих принадлежностей на парте.
II. Речевая разминка 1 мин Подготовить артикуляционный аппарат к чтению Визуализация
Коллективная. Словесный
Фонетическая зарядка Луца хобцоком’ хода: Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. Тюку ӈамгэ? (хорова) Хорова ханзер” муно”ӈа?
(Предметная картинка: корова)
Слайд 1-2 Му-му-му!
III. Постановка учебной задачи.
1 мин
Сформулировать тему и учебную задачу урока
Технология критическогомышления Фронтальная. Словесный
Слово учителя.
Му’ слогхана нерденя мунда (звукда) ӈамгэ?
Ханзер” тасламбира”, тюку яля урокхана хурка мунм’ намдаӈгува″?
Тикы едэй буквахана слог”, вади″ толабаӈгува″. - [м]
- Тюку яля урокхана едэй мунм’ намдаӈгува″, едэй буквам’ манэтава”.
IV. Актуализация знаний.
1.Повторение изученных букв. 2 мин Актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме;
вызвать интерес к изучаемой теме;
мотивировать учащихся к учебной деятельности. Практический Деятельностный метод
Побуждающий метод
Технология критического мышления
Фронтальная, индивидуальная. Словесный.
Слово учителя. - Тензебтера″, ӈамгэ гласной буква” теневада″? Кассыда нэйда”. Мань буквам’ вадетадм’, пыдара тикы буквам’ карточкахана манэлабтара” (а, о, ы, у) Тикы буква” ӈамгэ: гласной, согласной? Ӈамгэ гласнойӈэ нюмтембива″? Ӈамгэ согласной буквам’ теневада″? (с)
(Лента букв. Кассы букв с изученными буквами: а, о, у, ы, с)
Дети показывают изученные гласные и согласные буквы на ленте букв и в кассе букв под диктовку учителя. Дают характеристику гласным и согласным звукам.
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности
1.Выделение твёрдого и мягкого согласных звуков 3 мин
Осознавать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Практический Деятельностный метод
Фронтальная. Словесный.
Беседа, анализ слов -Картинкахана ӈамгэм’маниеда”? Мальця’.
Тикы вадахана [м] му’ хурка? Нюлак, мэё? (Мэё - твёрдый). Ӈамгэ карточкам’ манэлабтаӈгуда”? (сюнраха)
Мя” [м’] му хурка? Нюлак, мэё? (Нюлак - мягкий). Ӈамгэ карточкам’ манэлабтаӈгуда”? (падяраха)
Ӈамгэ вывод сертаӈгува”?
Слайд 2 Слайд 3 Рассматривают картинки.
Выполняют слого-звуковой анализ слов. В слове мальця звук твёрдый, в слове мя” звук [м’] мягкий. Делают вывод: [м] му’ нюлак, мэё (твёрдый, мягкий) ӈэсеты. Показывают сигнальные карточки (синюю или зелёную).
2.Дидактическая игра «Нюлак, мэё» 3 мин Активизировать познавательную деятельность учащихся. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Игровой Деятельностный
Фронтальная, словесный, дидактическая игра Теда сянакудава”. Сянако нюмда «Нюлак, мэё». Мань вадам’ вадетадм’ пыдара тарана карточкам’ манэлабтаӈгуда”: мальця, мя”, мараӈга, машина, сармик, мат”, мяч, ма.
(Сигнальные карточки: синий, зелёный)
Показ картинок.
Слайды 2, 3, 4, 5, 6,7,8,9, 10 Поднимают синюю карточку, если слышат твёрдый согласный звук [м], зелёную карточку, если слышат мягкий согласный звук [м’]. Определяют твёрдость и мягкость согласных в словах.
3.Знакомство с буквой м3 мин Познакомить с буквой Мм, моделирование буквы из палочек. Деятельностный
Фронтальная. Словесный.
Практический.
Беседа, моделирование буквы. [м] му’ ӈамгэ буквахана падаӈгува”? Слайд 11
М буква ӈамгэ толаха? Слайд 12
М буквам’ пякоцяхад сертаӈгува”.
М буквам’ алфавитхана хода”. (Лента букв. Счётные палочки. Алфавит)Находят букву м на «ленте букв» и в алфавите.
Выкладывают букву м из палочек.
Физкультминутка.
1 мин
Осуществляют профилактику утомления Коллективная
Хув' мерувна ӈацекы"
Школахандо' тоярӈа".
Нём' латавна нэда",
Тохолкованзь това".
(Знак «Физкультминутка») Выполняют движения по тексту под руководством учителя.
4.Дидактическая игра «Мядоманзь миӈа»
4 мин Учатся составлять слоги из букв разрезной азбуки и по перфокартам. Учатся читать слоги. Деятельностный Игровой
Коллективная
индивидуальная практический, фронтальная словесный
дидактическая игра Теда’ сянакодава”. М буква хан’ ни ӈамды. Пыда мядоманзь ханта. Нерденя мякана ӈамгэ буква иле? М буква А букван’ то. Ӈамгэ слог ӈадимда? Пыдара ӈадимдевы слогм’ толара”. (Учитель «садит» букву М на оленью упряжку и «подвозит» её к чумам, в которых живут гласные буквы). Тикы слог таблицавна толэйда”.
(Перфокарты. Буквы: м, а, о, у, ыСлоговая таблица. Слайд 13)Следят за оленьей упряжкой, составляют и читают слоги с буквой М (ученик у доски). Остальные дети составляют слоги на перфокартах. Находят и читают слоги хором по слоговой таблице.
5.Дидактическая игра «Ирикэм’ нядаӈгува”» 3 мин Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Деятельностный
Игровой
Частично-поисковый Коллективная
Словесный, практический
Игра. Чтение Теда’ маня” ирикэн’ мядоманзь’ това”. Ирикэ манив: «Ӈацекые”, си”ми нядада”. Тарана вада’ пелям’ ӈабта тара. Ӈамгэ вада ӈадимта?»
саТарана вада пеля: су, ма (Картинки: чум, дедушка. Схемы слов. Слоги: су, ма. Слайд 14 Находят нужные слоги, подставляют их в схему и читают полученные слова.
6.Развитие связной речи. Работа с учебником.
Составление предложений по схемам. 4 мин Развивать речь, мышление,
Расширять
кругозор.
Обогащать словарный запас.
Деятельностный
Визуализация
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический, наглядный (Учебник с.24) Букварьда нэйда”. Ӈамгэ буквам ̍ маниеда” ̎? Тикы буква ӈамгэ? гласной, согласной?
Хобцоком’ хода″:
Ӈудина’ ӈамгэхэна халтамбива”?
Мы-ло. Сян’ вада пеля? Сян’ гласной? Сян’ слияний? Схемам’ сертада”.
-Тикы вада нерденя мунда ӈамгэ? ([м])
-[М] мунм’ ӈамгэ буквахана нюмтеӈгува”? (Мм) Манэлабтара”.
М буквахад вади” хода”.
Тикы картинкам’ нядмяць предложения″ сертада″. Картинкахана ӈамгэм′ маниеда″? Мама ӈамгэм’ пэрӈа? (Мама сэдора.) Сян вада? Ӈудана сэдора? (Мама машинкахана сэдора.) Схемам’ падада”. Не ӈацекым’ ханзер” нюмдеӈгува”? (Мара) Мара ӈамгэм’ пэрӈа? (Мара сянакурӈа.) Хоска нюмда ӈамгэ? (Мура)
(Учебник с. 24. Тетради для печатания.
Слайд 15,16)Дают характеристику букве Мм: буква М согласной, ӈарка нюдя букваха’ ӈоб’ толас.
Составляют предложения по картинке учебника. Строят схемы на доске и в тетради для печатания. Определяют количество слов в предложении. Говорят правило о правописании предложения. Выделяют звук [м] из слова мыло. Определяют количество слогов в слове, количество гласных, согласных.
Составляют схему слова.
7.Работа по картинкам учебника.
2 мин Учатся читать слоги, знакомятся с правилом написания имён собственных Технология критического мышления Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический Картинка’ ӈылы слог толэйда”, луца вадавна вадеӈара”. Тюку ӈамгэ? (мо). Тюку хибя? (не’ ӈацекы) Нюмда ӈамгэ? (Мара) Ӈамгэ не’ ӈацекы нюм’ ӈарка буквахад пады? Вывод: Ненэць’ нюби ӈарка буквахад падаӈгуна”. Хоска нюмда ӈамгэ? (Мура) Ӈамгэ хоска нюм’ ӈарка буквахад пады? Чтение слогов под картинками и договаривание их до слов. Делают вывод о правописании большой буквы в именах и кличках животных.
Физкультминутка.
1 мин Ориентировать на здоровый образ жизни Коллективная
Теда нылаӈгува”.
Нюдякоця, сэракоцяПэдаравна санарӈа.
Лимбикако сыра' ниняЯдмакуда хаюрӈа.
(Знак «Физкультминутка», зайчик) Выполняют движения по тексту под руководством учителя.
8. Работа в тетради для печатания. Печатание букв «Мм» 2 мин Запомнить букву Деятельностный
Индивидуальная, практический. - Тетрадьда нэйда″. Ручкида нямыда″. Печатной «Мм» буква тетрадкан’ падыда″. (Тетради для печатания)
Печатают буквы Мм в тетради для печатания. Запоминают букву, дают характеристику звуку и букве.
VI. Закрепление знаний и способов действий.
1.Самостоятельная работа.
2 мин Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Организация взаимопроверки Деятельностный
Практический
Частично-поисковый Визуализация
Парная, индивидуальная. Словесный, практический, взаимопроверка. Хобцоком’ хода”:
Нюдякоця, сэракоцяПэдаравна санарӈа.
Лимбикако сыра' ниняЯдмакуда хаюрӈа.
Карточкахана м буквам’ хода”, енахалъяда”. Толэйда”, сян’ м буквам’ хода”?
(Карточки с загадкой)
Слайд 18, 19 Слушают загадку, отгадывают. По карточке распознают букву м в тексте, подчёркивают её, считают количество букв. Проверяют друг друга. Проверка с эталоном.
2.Работа с «лентой букв»
2 мин Определяют место изученной буквы на ленте букв, дают характеристику букве. Словесный Индивидуальная, словесный Лента’ буквахана м буквам’ хода”. Тензебтера”, м буква хурка? (Лента букв) Отвечают, почему буква м находится на синем цвете, какая она: гласная или согласная? Определяют место изученной буквы на ленте букв, дают характеристику букве м.
Рефлексия.
2 мин Рефлексия группового взаимодействия,
оценка уровня своих достижений, сопоставление их с прогнозируемыми.
Соотнести задачу и результаты своей деятельности Словесный
Фронтальная, индивидуальная, словесный, беседа Тюку урокахана ӈамгэ едэй ӈаво” намдцада”? Ӈамгэ буквам’ тасламбацава” ̎? Тикы буква хурка: гласной, согласной? Тикы тохоламбавы буквара сяхари пыдара” илаӈгананда тараӈгу”? Ханяна тараӈгу”? Ӈамгэ едэй вади’ намдцада”? Таславы” серо”на малхандо’ сертэйна”? Пыдара ӈули” сававна манзарадаць”. Хибя ӈули” сававна манзаравы, тикы ванерабтёда сям’манэлабтаӈгу. Отвечают на вопросы учителя. Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают себя на уроке.