Урок-проект по теме: Умножение многозначных чисел. Взаимосвязь умножения с делением. Царство льда в числах.


Урок – проект по математике
Тема : Умножение многозначных чисел. Взаимосвязь умножения с
делением. Царство льда в числах.
Цели урока: - совершенствовать навык письменного умножения на
двузначное, трехзначное числа;
- повторить взаимосвязь действий умножения и деления;
- развивать умение решать задачи;
Проектная задача: - в ходе выполнения заданий сформировать представления о своеобразии и уникальности материка Антарктиды и острова Гренландия;
-способствовать формированию идеи познаваемости мира, развитию умений и навыков обучающихся по работе с различными источниками знаний , умения работать в группах;

Ход урока
Актуализация знаний. Проверка готовности к уроку.
Истинно или ложно мое высказывание? Ответ показываем с помощью сигнальной карточки.
Если число делится на 1000, то оно делится и на 100. (+)
Если число делится на 10 , то оно делится и на 100. (-)
Если число делится на 100, то оно делится и на 10. (+)
Если оба множителя делятся на 2, то и значение произведения делится на 2. (+)
Если хотя бы один множитель делится на на 2, то и значение произведения делится на 2 (+)
Если делимое меньше делителя, то значение частного равно 0, а остаток равен делимому. (+)Если мы делим число на 100, то узнаём сколько в числе десятков. (-)
Если первый множитель умножить на 127, а второй разделить на 127, то значение произведения не изменится. (+)Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы закрепляем навык письменного умножения многозначных чисел, взаимосвязь умножения с делением.
Параллельно совершим небольшое путешествие в ЦАРСТВО ЛЬДА…В ЧИСЛАХ.
- Как вы думаете, много ли на Земле льда?
-Много, очень много.
Если всё количество льда равномерно распределить по её поверхности, то земной шар оказался бы покрыт ледяным панцирем толщиной около 50 м (это высота примерно двадцатиэтажного дома!)
Лёд на Земле распределён очень неравномерно.
Если бы весь лед можно было собрать и разделить на 20 равных частей, то 16 таких частей было бы взято с гигантского , покрытого льдом материка Антарктида, 3 части – с острова Гренландия, а одна часть - с остальной поверхности Земли.
3.Постановка проектной задачи.
Материал, который вы и я подготовили для нашего урока по этим двум объектам, я записала на информационные листы, в которые вы будете вносить необходимые числовые данные по мере выполнения наших заданий. В ходе выполнения заданий вы познакомитесь с уникальным материком Антарктидой и островом Гренландия.
4.Этапы решения проектной задачи.
1 этап (1 задание).
-Назовите 1 неполное произведение. (4 330)
- В своих листах информационных только 1 группа записывает это число в 1 задание.
- Уменьшите это число – 4330 на 113 десятков. Все выполняют вычисления письменно в тетрадях.
-Какое число получили? (3200)
-Это число вписывает 2 группа.
-Данное число -3200 уменьшите в 4 раза. Это устно. (800)
-Записывает 3 группа.
Теперь вы готовы поделиться первой информацией.
ОТЧЕТ ДЕТЕЙ ПО ГРУППАМ
2 этап (2 задание).
АЙСБЕРГИ – это отклонившиеся части ледников, пустившиеся в морское плавание. Большинство из них образуется у берегов Гренландии и Антарктиды.
Слово «айсберг» переводится как «ледяная гора» . В этом нет преувеличения, так как айсберги действительно имеют огромные размеры.
- Какие именно, сейчас вычислим.
:470 = 819 (ост.70)
:847 = 53 (ост.109)
: 580 = 172 (ост.240)
-Какой компонент неизвестен в выражениях?
- Как вычислить?
- Будьте внимательны, как удобнее умножать, значение частного на делитель или наоборот.
-Выполняем самостоятельно: 1 выражение для первой группы, 2 – для второй, 3 – для третьей.
-Кому нужна будет помощь, обращайтесь к своим консультантам или ко мне.
Проверка.
-Первая группа, какое у вас получилось делимое? (385 000)
- Записывайте это число в лист 2 задания.
-Вторая группа, ваше делимое? (45 000) Впишите это число.
-Третья группа? (100 000)
ОТЧЕТ ДЕТЕЙ
А вот остров Гренландия «поставляет» в Мировой океан только 15 000 айсбергов в год.
3 этап.
При подготовке к уроку вы принесли много интересной информации об айсбергах. Эти факты записаны на ваших листах. Ими просто нельзя не поделиться. Зачитайте их в 3 пункте.
ОТЧЕТ ДЕТЕЙ
4 этап (4 задание).
83944:912 = 92 (ост. ____)
29568: 353 = 83 (ост. ____)
27014:428 = 63 (ост. _____)
- Что неизвестно в выражениях? Как найти?
(Значение частного умножить на делитель, а потом из данного делимого вычесть то делимое , что мы вычислим.)
Работаем самостоятельно. Для каждой группы своё выражение.
Проверка.
- Первая группа, у вас получился остаток? (40)
-Увеличьте остаток в 1000 раз и результат запишите в 4 пункт. Какое число будете записывать? (40 000)
- Вторая группа, у вас получился остаток? (269)
- Увеличьте это число в 10 раз и впишите в информационный лист.
- Третья группа, у вас какой получился остаток? (50)
- Увеличьте 50 в 10000 раз. Какое число получается? (500 000) Можно вписывать.
ОТЧЕТ ДЕТЕЙ
5 этап (5 задание)
Один ученый сказал:
- На Антарктиде коренных жителей достаточно много.
- Нет, возразил другой, коренных жителей на материке не так уж и много.
- Один-то коренной житель есть наверняка, сказал третий.
Если истинно только одно утверждение, то сколько же коренных жителей на Антарктиде? (ни одного)
АНТАРКТИДА – единственный материк, не имеющий коренного населения. Летом численность временных жителей составляет около 4 тысяч человек, зимой – около 1000. В основном это ученые – сотрудники исследовательских станций. Но никто ещё не жил на Антарктиде больше 18 месяцев.
О ком идет речь?
Они самые крупные, самые громкие, самые длинные, самые выносливые, самые прожорливые млекопитающие, которые к тому же умеют петь. (КИТЫ)
Задача про кита.
Масса кашалота в 4 раза меньше массы синего кита. Сколько весит синий кит, если он тяжелее кашалота на 90 тонн?
(схема)
- Какое данное возьмем за единичный отрезок? Почему?
( Массу кашалота, потому что он меньше весит. Следовательно кит весит в 4 раза больше, т.е. 4 таких отрезка. )- Что ещё известно? (Значит 3 одинаковых части- это 90 тонн.)
Записать решение самостоятельно.
Проверка.
90:3 =30(т) –масса кашалота.
30×4=120 (т) – масса синего кита.
Ответ: 120 тонн весит синий кит.
120 тонн весит самец синего кита, самка весит еще больше.
Последние вычисления и последние сведения о самом большом млекопитающем на Земле.
На сколько значение второго произведения в каждой паре больше значения первого произведения?
1200×82
1200×85 ( на 3600)
240×39
240×42 ( на 720)
950×54
950×56 ( на 1900)
- Запишите последние числовые данные в 5 пункты на листах по группам.
ОТЧЕТ ДЕТЕЙ
КИТЫ могут не спать3 месяца, не есть 8, не дышать до 2 часов и при этом преодолевать гигантские расстояния до несколько тысяч километров.
Иногда про синего кита говорят, что он огромен, как айсберг.
Справедливо ли это сравнение?
Конечно, это взяты средние числовые данные. Встречаются киты и гораздо меньше, а есть и больше. Так же и айсберги.
Вы можете повесить ваши информационные листы на плакат. Завтра мы продолжим наш проект.
СПАСИБО!


8 6 6 8 6 6 × 5 0 = 9 0 5 4 3 3 0 7 8 3 7 3 0 : 8 6 6 = 7 7 9 4 7 8 3 7 3 0 7 8 3 7 3 0 - 8 6 6 × 9 0 0 = 7 7 9 4 0 0 + 4 3 3 0 = 7 8 3 7 3 0 - 4 3 3 0 = 8 6 6 0 × 9 0 5 0 = 385000
386000
45000
44900
100000
100100
269 50
259 60
270 40
190 45
260 59
Тест
Верно ли равенство:
504×(80+6)=(50+4)×86
и) да с) нет
Какое число пропущено в записи:
4315×237=4000×237+… ×237+15×237
о) 3000 п) 300 р) 315
На сколько меньше значение выражения 328×641, чем значение выражения 1328×641?
а) на 641000 б) на 1000 в) на 1641
Выбери число, пропущенное в записи:
… :12=30 (ост.1)
р) 371 с) 361 т) 360
Верно ли равенство:
7245×638000=7245×638×1000
и) да й) нет
Выбери знак, пропущенный в записи:
80+4×13… (8+4)×13
б) < в)> г)=
Каким числом будет значение произведения 222×99
м) трёхзначным
н) четырёхзначным
о) пятизначным