Урок по рассказу Ю.П. Казакова Тихое утро




Урок по рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро».
Герои рассказа и их поступки.


« Линия, разделяющая добро и зло, проходит
не между государствами, не между классами,
не между партиями. Она проходит через каждое
человеческое сердце. Линия эта подвижна,
она колеблется в нас с годами. Даже в сердце,
объятом злом, она удерживает маленький плацдарм добра Даже в наидобрейшем сердце – неискоренённый уголок зла».

А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ».



Тип урока – комбинированный.
Дидактическая цель – формирование знаний, умений, контроль.

Образовательные цели: сформировать представление о личности писателя; помочь в осмыслении сюжета рассказа; проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя рассказа Казакова «Тихое утро» Яшки, найдя «точки» его нравственных «взлётов» и «падений»;
обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира Яшки и Володи;

Развивающие цели: 1) формировать умения, необходимые для создания монологического высказывания, а именно: определять тему и главную мысль, соблюдать последовательность, аргументировать собственное мнение, определять авторскую позицию; 2) развивать общеучебные умения: выделять главное, составлять план, доказывать.

Воспитательная цель – воспитывать гуманность и ответственность за свои поступки.

Приёмы взаимодействия учителя и ученика в процессе формирования читательской деятельности

Учитель
Ученик

- слово учителя;
- установка на чтение;
- выразительное чтение;
- беседа по актуализации изученного;
- комментированное чтение;
- постановка проблемных вопросов и заданий;
- оценка и анализ результатов деятельности школьников.
- участие в беседах;
- чтение по ролям;
- выразительное чтение;
- выборочные и сжатые пересказы;
- сочинения;
- словесное рисование



Ход урока


Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Орг. момент



Проверка домашнего задания
Заочная викторина по содержанию рассказа

«Философская школа» (эпиграф)
- Что такое добро?
- Что такое зло?
- Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека?
- Существует ли критерий разграничения добра и зла?
- Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой?









В рассказе «Тихое утро» Юрий Павлович Казаков предстаёт как тонкий психолог, раскрывающий самые потаённые уголки души своих героев
Выводы:
- Добро – это поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой.
- Зло – это поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей.
- Добро и зло существуют не извне, а в душе человека.
- Всё, что мы бескорыстно совершаем во благо других, является добром. Всё, что мы совершаем во вред другим людям, является злом.
- Человека нельзя однозначно оценивать, добрый он или злой. В душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлёты» и нравственные «падения».

Беседа.
Весёлое утро
- Видеоролик «Утренняя гармония»;
- картины художников: И.И. Левитана, И.И. Шишкина, В. Д. Поленова;


Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, -
Любовь и радость бытия.
И. Бунин.








- Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение?








- Найдите описание деревни. Для чего оно дано?






«Рано»
- Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?







- Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки.



- Какие чувства испытывает в этот момент Яшка?



- Как Володя реагировал на раздражительное отношение к себе Яшки?





- Как вы объясните оживлённое состояние Володи?











- Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу?








- Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?


У колодца
- Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?














- А почему Володя признался упавшим голосом и робко взглянул на Яшку?


- Когда Яшка совсем подобрел?






- Каким стало настроение Володи после этого заманчивого предложения Яшки?




- Итак, между мальчишками наступили мир и согласие, а беседа по дороге к реке стала приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком, а счастливый Володя благодарным слушателем. Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?





- Каким показан в этом диалоге Яшка?



- И вот наконец река. Найдите описание природы и определите роль пейзажа в этом отрывке.











- Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт?









- Почему каждый раз, когда шумно всплёскивала рыба, лицо Яшки принимало напряжённо-страдальческое выражение?

Рыба ушла.
- Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Давайте проследим за этими изменениями.







Лещ.
- Когда Яшка поймал леща, лицо у него стало счастливое, слово «ле-ещ»он выговорил с упоением.

Ком земли.










- Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет?






«Убежать никак нельзя».
- Почему, не пробежав и десяти шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что «убежать никак нельзя»?

- Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно.




Небывалый ужас.
Когда Яшка понял, что Володя утопит его, что пришла его смерть, дикий небывалый ужас охватил его. Он ударил Володю ногой в живот, вынырнул, сбросил с себя Володю и в ужасе поплыл к берегу.
- Почему после этой сцены даётся описание тихого утра? Перечитаем его.



- Найдите слова, передающие это сверкание утра.




Всё дышало покоем и тишиной. Но не было этого покоя в душе у Яшки. Его мучают чувства страшной вины, раскаяния, сожаления. «Случилось небывалое – только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его»

Спасение Володи.
- Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?



Любовь истинная.
- Володя спасён. Перечитаем отрывок, помогающий понять чувства спасителя.


- Перечитаем описание природы в конце рассказа. Какие мысли и чувства оно вызывает?

Рассказ со счастливым концом. Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувства злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла любовь истинная, которая и должна царить в душе человека.

Чтение наизусть стихотворения
И. Никитин «Утро».
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, - воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.

- Яшка проснулся очень рано, до света, и настроение у него было добрым, радостным, весёлым оттого, что он сумел перебороть себя, преодолев сладкий предрассветный сон, оттого, что предстояла рыбалка и встреча с новым приятелем – москвичом Володей, которому Яшка обещал показать рыбные места, оттого, что утро показалось ему прелестным. Слова «весело затрусил к риге» передают приподнятое настроение Яшки.

- Деревня в предрассветный час необычна. Она, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. «В тумане рыба берёт – успевай таскать!» - скажет позднее Яшка Володе. Природа вызывает у Яшки радостное настроение.



- Вместо благодарности и восхищения он услышал от разбуженного им Володи: «А не рано?». Яшка считался лучшим рыболовом в колхозе, все мальчишки посчитали бы за особую честь пойти с ним на рыбалку. Он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил – и не получил ожидаемого признания.

- «Яшка разозлился», «зло ответил», «с пренебрежением осмотрел Володю с головы до ног», «презрительно спросил», «широкое насмешливо-злое лицо Яшки», «съязвил».

- Злость, раздражение, презрение, пренебрежение, досаду, чувство превосходства, стремление чем-нибудь уколоть, обидеть, унизить.

- На первый злой ответ Яшки и его пренебрежительный взгляд только что проснувшийся Володя никак не отреагировал. Он «выглянул на улицу, лицо его оживилось, глаза заблестели, он начал торопливо зашнуровывать ботинки».

- Он увидел прелесть утра. Ему захотелось побыстрее отправиться на рыбалку. На презрительный вопрос Яшки: «Ты что, в ботинках пойдёшь?» - Володя ничего не ответил, ему не хотелось ссориться с Яшкой, согласившимся взять его с собой; он покраснел – ему стало стыдно и неловко оттого, что он не может ходить босиком. На злую насмешку и издевку Яшки: « Забежи домой – пальто возьми», Володя отвечает сквозь зубы, дерзко, с вызовом и ещё больше краснеет – уже от обиды.

- «Володя жестоко страдал. Он сердился на себя за грубые ответы, сердился на Яшку и казался сам себе в эту минуту неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкостион думал, ожесточаясь: «Они меня ещё узнают». Володю мучило чувство своей никчемности. И в нём возникло стремление самоутвердиться и показать деревенским мальчишкам, на что он способен.

- Яшкиному виду бывалого рыбака, Яшкиному загару и его особенной походке.



- Яшка считал, что лучше воды, чем в том колодце, нигде нет, и заставил Володю выпить колодезной воды.
Володе не хотелось пить, «но, чтобы ещё больше не рассердить Яшку, он послушно припал к бадье». На самодовольный вопрос Яшки: «Ну, как водичка?» - Володя ответил: «Законная». Яшка ждал этой похвалы и в глубине души был доволен, ног всё же ядовито спросил: «Небось в Москве такой нету?» Володя не стал спорить, примиряющее улыбнулся. А когда Володя упавшим голосом признался, что никогда не ловил рыбу, и робко взглянул на Яшку, опытный деревенский рыболов смягчился.

- Володя боялся, что Яшка снова будет над ними смеяться или, чего доброго, передумает рыбачить с ним.

- Когда Володя восторженно отнёсся к Яшкиному сообщению о том, что завклубом видел сома. Яшке захотелось стать добрым, благородным, сделать приятное этому неловкому москвичу, и он пригласил Володю на сома и головлей «на две зари».

- Володе стало необыкновенно весело, ему захотелось помчаться по мягкой дороге во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга! Ему показалось, что это ощущение восторга и счастья знакомо ему, было когда-то с ним.

- Услышав громкий треск в поле, Володя подумал, что это мотоцикл, и вопросительно посмотрел на Яшку. Яшка важно сообщил, что это трактор Феди Костылева, который всю ночь пахал с фарами, чуток поспал и опять пошёл». Яшка охотно рассказал Володе, что у них водится всякая рыба: караси на плёсах, щука, окунь, плотва, лещ, линь, «толстый, как поросёнок». Яшка хорошо знал голоса птиц и определил, что «ути летятчирочки», «дрозды звенят» - «на рябину прилетели к тёте насте в огород», рассказал, как можно поймать дрозда.

- Мальчик хорошо знает деревенскую жизнь, знает природу, рыб, птиц. Он внимательный и наблюдательный.

- Между мальчиками возникли добрые отношения, и красота тихого утра их радует. Они слышат, как тонко заржала в лугах лошадь; замечают седую росу на ёлках и кустах, движение тумана, неохотно открывающего стога сена.
Взошло солнце, и всё вокруг как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело, стало светло и спокойно и на душе мальчишек: злость, раздражение, обида прошли, как туман на лугах. Природа здесь созвучна настроению героев, гармонирует с их чувствами.

- В омуте царила мрачность, пахло сыростью, глиной, тиной, вода была чёрная, «ветлы в буйном росте почти закрыли всё небо», «у воды было сыро, угрюмо и холодно». Ому таит в себе опасность. Его описание создаёт тревожное настроение.
Яшка, округлив глаза, сообщает Володе, что в этом омуте дна нет и никто в нём не купается – «засасывает», но самое страшное – «там осьминоги на дне лежат».

- Яшка – заядлый рыбак. Ему не терпелось поскорей поймать рыбу, и он боялся, что рыба уйдёт в другой бочаг.


- Когда Яшка упустил рыбу, он «задрожал от ярости». На вопрос Володи, может ли рыба в другой бочаг уйти, ответил злобно. Яшке стыдно перед Володей, что он упустил рыбу, и в то же время он чувствует раздражение по отношению к Володе, приписывая свою вину ему: «Тоже мне рыбак! – думает он. – Сидит раскорякой Один ловишь или с настоящим рыбаком – только успевай таскать»






- У Володи стала клевать рыба, но он не удержал удочку и, потеряв равновесие, упал в омут. В эту минуту Яшка не думает о том, что омут может засосать Володю, не думает о смертельной опасности, грозящей товарищу. Яшка приходит в ярость оттого, что Володя рыбу распугал.«Он вскочил, схватил ком земли, готовясь швырнуть в лицо Володе, как только он вынырнет».


- Вначале у него появилось то томительное чувство, которое испытывает человек во сне, когда вялое тело не подчиняется сознанию. Яшке стало холодно от ужаса, на ум ему сразу пришёл рассказ Мишки о громадных осьминогах.



- поблизости никого не было, и некому было крикнуть о помощи. Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него.

- Яшка бледный стал подкрадываться к бочагу. Заглядывая с обрыва в омут, он ожидал увидеть страшное и в то же время надеялся, что всё обошлось. Яшка сумел преодолеть свой страх и прыгнул в воду.







- Природа контрастна по отношению к внутреннему состоянию Яшки. Яшка увидел всё то же тихое утро, прекрасное, полное свежести и сверкающей красоты.

- Ярко светило солнце, листья кустов и ветлы блестели, радужно светилась паутина между цветами; трясогузка блестящим глазом смотрела на Яшку.










- Жить с таким грузом не поправимой вины невозможно. Стремление исправить свою ошибку, надежда на спасение Володи сильнее страха за свою жизнь.


- «Никого сейчас не любилсмотрел на Володю»
Яшка испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли о том, что Володя мог утонуть, жалел его. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.


- стр. 195 (конец)






Вывод по теме урока
Природа - это источник характеров, а сам человек - это часть природы, осмысляющий через нее самое себя. В произведениях Ю. Казакова природа является отголоском души человека. Автор ярко и образно рисует картину утра, подмечает то, на что порой мы не обращаем внимания.





.
-Какие поговорки о дружбе и взаимопомощи вы знаете?

Теперь наступила гармония во взаимоотношениях природы и человека. И мы понимаем, что теперь, действительно, тихое утро. Спокойно кругом, и спокойно стало на душе у Яшки, потому что, пересилив свой страх, он спас жизнь товарищу. Володя ему теперь казался самым дорогим человеком, на которого он смотрел с “любовью и нежностью”.
Яшка повзрослел благодаря этому случаю, он проявил лучшие свои качества характера, придя на помощь другу, не думая о себе



“Друзья познаются в беде”,
“Сам погибай, а товарища выручай”,
“Одному не под силу - зови товарища”


Домашнее задание
- Дополнительное чтение: Ю. Казаков «Дочечка», «Во сне ты горько плакал», «Арктур – гончий пёс», «По дороге», «Голубое и зелёное», «Двое в декабре», В. Мирнев «Ночью».

- Отзывы на прочитанные произведения, или сочинения по проблеме, или рассказы учащихся по личным впечатлениям.




Викторина по содержанию рассказа «Тихое утро»

Описание утра.
“Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта...”

-Что окутывает деревню? _______________________

-Какое еще сравнение встречается, когда мы читаем про туман?
_________________________________________________________________

Яшка проснулся рано. Но ... _____________________________________

- Кто проснулся раньше Яшки? ____________________________

-Откуда раздавались первые звуки в спящем еще селе? ________________________
По дороге на рыбалку
-Какие еще постройки находились в селе? _________________________________

-Что пришлось преодолеть Яшке, когда он шел за Володей, чтобы отправиться с ним на рыбалку? _____________________________

-Что больше всего привлекает внимание ребят? ___________________________

-Какой синоним находит автор для слова колодец? “Старый, поросший зеленью ...” Что? ____________________________
-Почему пьет воду Яшка, хотя и не хочется ему пить? _______________________

-Какое определение находит ей Володя? _____________________________
Любовь к родному краю.
-Кто из односельчан первым увидел сома? _____________________________
- Назовите место, где он увидел сома? ___________________________
-Как называют омут по-другому? ____________________________________
- Какое слово использовал в своей речи Яшка, приглашая Володю с собой? _______
-Как понимаете это слово? ________________________
-Какие еще вы помните интересные слова (разговорные или диалектные)? _________________ ____________________________________________
-Какая еще рыба ловится в омуте? _____________________________
-А кроме этого? __________________________ _________________________
Наблюдательность Яшки.
Яшка замечает, что рыба хорошо ловится и в тумане, она ловится и в сентябре, когда “вдарит...” Что? ____________________________

- В чем еще проявляется наблюдательность Яшки? ___________________________ _______________________________________________________________________
- О каких птицах рассказывает Яшка? ___________________________

- Что рассказывает он об этих птицах? _____________________________________ ________________________________________________________________________

-Что означает слово “куга”? ________________________________

-Место, где она растет? __________________________


“Володя готов хоть сейчас начать ловить, но Яшка шел все дальше берегом реки...” Наконец он сказал: “ ...” Что? _________________________________
Художественно-выразительные средства языка.
- Это место было мрачное. Что пахнет? ___________________________

- Какие слова автор находит для описания мрачности картины? ________________ _________________________ _____________________________________________ _

-А теперь найдите в тексте те места, где Ю. Казаков рисует красоту природы, ее светлые тона. ____________________________________________________ ____________________________________________________________________

-Какие художественные средства использует автор в своем рассказе? __________ ________________________________________________________________________

-Какой прием (принцип) использует Ю. Казаков в произведении “Тихое утро”? _ _____________________________________________________________________

-Кто рассказал Яшке, что в бочаге (омуте) водятся осьминоги? _________________

- Как обзывает Яшка Володю? _______________________

-За что он обозлился на своего друга? ___________________________________ ______________________________________________________________________

-Как развивается сюжет дальше? __________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________

-Что разозлило в этот момент Яшку? ___________________________________

-Что схватил он, чтобы кинуть в лицо приятелю, когда тот покажется из воды? ___
Внутренняя борьба героя.
- Яшка испугался, когда увидел, что Володя тонет. Он сразу подумал, что друга тянет на дно ... ____________________________

-С помощью каких слов и выражений автор дает нам понять, как было страшно Яшке и Володе? _____________________________________________________

- Природа в этот страшный для ребят момент была яркая и красивая.
Какой был глаз у трясогузки? ________________________________
-Как выглядел Володя под водой, когда Яшка прыгнул за ним во второй раз? __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
-“Шевеля левой рукой, словно пробуя воду на ...” ______________________
- Расскажите, как “откачивает” Яшка своего друга. Вы знаете, как правильно оказать первую медицинскую помощь утопающему? _________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Подобрать слово для фразы: “В это тихое утро кругом царил ...” _____________
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915