Классный час «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Классный час
«Сказка ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок»
Методическая разработка классного часа: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».
Цель: ранняя профилактика вредных привычек.
Задачи: - учить различать добро и зло;
-воспитывать положительные качества;
формировать правильный образ жизни;
дифференцировать понятия плохих и хороших поступков;
продолжать знакомить с профессиями.
Пояснительная записка.
«От сумы да от тюрьмы не зарекайся!» . Это суровое предупреждение пришло в нашу жизнь из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы.
Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал», «Не думал», «Не хотел».
Поэтому одна из задач профилактической работы в школе – предупредить учащихся об опасностях в игре с законом.
Существует много форм и методов в этом направлении, одно из них – Сказка, которая во все времена была и есть путеводителем для нас – людей.
Предлагаемый классный час можно проводить с детьми, начиная с дошкольного возраста, включая начальную школу.
В детском саду на роли судьи, адвоката, прокурора привлекать взрослых, - в начальной школе дети сами могут распределять и исполнять роли, делать выводы. Этот материал поможет ребятам-волонтерам вести профилактическую работу в классах по предупреждению правонарушений.
Формы работы – беседа с элементами драматизации.
Подготовка:
Беседы о законе, правонарушениях.
Рассказывание, чтение, драматизация сказок.
Изготовление ролевых костюмов.
Материалы:
Иллюстрации к сказкам, ролевые шапочки.
Словарь: покушение, закон, частная собственность, присяжные, судья, адвокат, прокурор.
Методические приемы: беседа, драматизация.
Ход занятия.
Учитель (У): - ребята, посмотрите на доску, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?
Дети (Д): о сказках.
У - послушайте пословицу: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».
У - как вы понимаете эту пословицу?
Д - В сказках выдумка, неправда, небылица, ложь, сказка учит как надо и не надо поступать
У-Чему именно учит сказка?
Д-правильному поведению, добру, трудолюбию, правдивости доброте и т.д.
У-Что высмеивается в сказках?
Д- Жадность, предательсьаа, воровство, лень, ложь.
У - Ребята, вы забыли сказать, что в сказках осуждаются страшные поступки: покушение на жизнь и имущество
Фрагмент сказки (без слов). Катиться Колобок, навстречу лиса и нет Колобка.
У - Что сделала Лиса?
Д - Съела Колобка.
У - Имела ли она право распоряжаться чужой жизнью?
Д - Нет! Не имеда права!
У - Почему так произошло?
Д- Колобок сам напрашивался! Он хвастун! Показывал свае бесстрашие, ушел без разрешения у Дедушки и Бабушки да еще хвастался!
У-Ау вас в классе есть дети которые рискуют своим здоровьем?
Д-Нет!..?
Фрагмент сказки. Идет Зайка и плачет.
У-Вы догадались, что случились с З?
Д-Лиса выгнала его из избушки, обманом захватила его жилище!
У-Почему Лисе так легко удалось завладеть домом З?
Д-З слишком добрый, немного глупый, трусливый и очень доверчивый!
У- Если к вам, когда никого не будет дома придут незнакомые люди и попросят открыть дверь вы откроете?
Д - Нет!
У-Почему?
Л-Мама не разрешила, есть плохие люди, которые могут обмануть, обидеть, обворовать.
Фрагмент: Идет Волк весь побитый, а рядом красавица Лиса.У - Что вы думаете, глядя на эту пару?
Д-Л предала своего друга, посмеялись над. В послала ловить рыбу хвостом в проруби, подставила его. Люди избили. В
У - Кто сильнее. В или Л?
Д-Волк!
У-Кто глупее?
Д-В!
У - А вы ребята знаете таких Лис, которые заведомо подвергают опасности своих друзей?
Сказку «Кот, Лиса и Петух» можно инсценировать, можно представить фрагментарно, рассмотреть иллюстрацию, зачитать отрывок.
У._ Какой плохой поступок совершила Л. на этот раз?
Д – Обманом выманила Петушка из дома и унесла в лес, хотела его съесть, покушалась на жизнь П.
У – Что говорил Котик Петушку?
Д – Не высовывайся в окошко!
У – Какая Л. в этой сказке?
Д – Хитрая, умная, лживая, кровожадная!
У – А П. Какой?
Д – Непослушный, жадный до чужого добра.
У – какие права нарушались во всех сказках?
Д - Право на жизнь, собственность, дружбу и даже было совершено преступление.
Нарушать права людей, совершать плохие поступки этот правильно?
Д – Неет!
У – Как называются правила, которые нельзя нарушать?
Д – Закон.
У – Кто из героев сказок чаще всех является нарушителем закона?
Д – Лиса!
У – Что делают с теми, кто нарушает закон?
Д – Их наказывают, судят.
У – Назовите профессию человека, который произносит приговор,
Д – Судья (выбираем судью).
У – А как называется профессия человека, который выносит обвинительное заключение?
Д – Обвинитель, прокурор (выбираем прокурора).
У – Кто защищает обвиняемого?
Д – Защитник, адвокат (выбираем адвоката).
У – Если подрались двое ребят, все будут на стороне пострадавшего?
Д – Нет!
У – Почему?
Д – Потому, что нападавший может быть моим другом.
У – Правильно, но есть люди, которые не знают никого из драчунов и они будут судить безпристрасно. В суде таких людей называют присяжными.
У – Кто из героев сказок заслуживает наказания?
Д – Лиса.
У. За что можно судить Лису?
Д – Воровка, предательница, покушалась на жизнь.
У – Лиса имеет право на защиту?
Д – Да.
У – Давайте разделимся на две команды – защитников и обвинителей или адвокатов и прокуроров.
Прокуроры
Адвокаты
Надежда Васильевна и дети
Светлана Ивановна и дети
Начинают взрослые
Начинают взрослые
Я считаю, что Лиса Д.Б. наказана за то, что она съела Колобка, лишила его жизни.
Дети – она кровожадная, бессовестная, преступница!
Лиса не виновата, Колобок спровоцировал ее.
Дети - он сам нарывался, обманул дедушку и бабушку, хвастался. Лиса обхитрила Колобка, он ей в награду!
Д – Лиса обманом завладела жилищем Зайца. На добро ответила злом, хитростью взяла простодушного Зайца.
Д – Лиса не виновата, он сам впустил ее в свой дом, Заяц трусливый, постоять за себя не может, ничего не сделал, чтоб самому прогнать Лису, Лиса смелая не побоялась Волка, Медведя, собаку! Все знают, что Лиса хитрая, нельзя быть таким доверчивым.
Д – Лису надо судить, она покушалась на жизнь Петушка, своровала его из дома. Она воровка, обманщица
Д – Лиса не виновата. Петушок не послушный. Лиса его 3 раза воровала, а Котик спасал. А Петух попался на сладкие речи проказницы Лисы. Петушок оказался жадным на чужое добро, вот и выглянул из окошка.
Д – Предателей надо судить! Подставила своего лучшего друга Волка, да еще прокатилась на нем! Волк получил увечья послушав Лису и поверив ей.
Д – Нечего слушать всякие глупости! Он плохо учился и поэтому не знал, что хвостом можно поймать только рака, да и то больно! А рыбу ловят удочкой, сетью.
Судья говорит: Лиса виновна и не виновна, как быть? Дадим слово Лисе.
Лиса: Я признаю себя виноватой в обмане хитрости. Я совершила много плохих поступков. Ребята грамотно указали на мои плохие поступки, простите меня, мне очень стыдно. Спасибо им.
Спасибо всем, кто меня защищал. Я не знала, что у меня столько достоинств.
Помогите мне. Прошу сочинить сказку, где я честная и добрая Лиса
Судья: поможем Лисе исправиться?
Все: ДА
Фрагмент новой сказки.
Автор: Жили были Старик со Старухой. И не было у них детей. Им было очень тоскливо. Дед попросил Бабку испечь Колобка. Он получился кругленьким, румяненьким, красивеньким. А самое главное живым и здоровеньким. Дед и Баба души не чаяли в Колобке. Как- то раз пошел Колобок в лес за ягодами и заблудился, испугался. И тут встретил он Лису. Она ему очень понравилась. И он запел свою песенку:
Я Колобок, Колобок, у меня румяный бок. Я у Бабушки один, я Дедушки один очень важный господин. Заблудился я в лесу, встретил рыжую Лису, а она красавица, добротою славиться
Лиса поет:
Колобку я помогу к Деду, Бабке отведу!
У- Ребята, вам известны случаи совершения плохих поступков людьми?
Д- Да (выслушиваются ответы детей).
У- А вы знаете примеры когда люди нарушали Закон?
Д – Да.
У- За нарушение Закона и совершение плохих поступков полагается, что?
Д –Наказание.
Вывод:
1. Совершать плохие поступки- нельзя!
2. Нарушать Закон – нельзя!
13PAGE 15
13PAGE 14115
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 115