Внеклассное чтение «Сказка — ложь, да в ней намек- добрым молодцам»


Внеклассное чтение
«Сказка - ложь, да в ней намек- добрым молодцам»


Цели:
- Способствовать приобщению учащихся к чтению;
- Обобщить знания учащихся по русскому языку и литературе;
- Обогащение новыми знаниями о языке;
- Выявить их грамотность;
- Развивать навыки логического мышления; творческие способности;
- Воспитывать чувство коллективизма, дружеских взаимоотношений.

«Сказка урок».(- ложь, да в ней намек- добрым молодцам Эпиграф)

1.Сообщение о сказках.
Никто из нас не вырос без сказок. Сказки- это первое, что рассказывают детям. Это первые книжки, которые им читают. Сказки любят все, потому что они учат добру, учат тому, что хорошо и что плохо, что красиво и некрасиво, что справедливо и умно, а что несправедливо и глупо.
Сказки развивают фантазию. А без фантазии человек не может жить. Без фантазии он не придумал бы столько хороших вещей, которые нас окружают, и никогда бы не полетел в космос. Придумал сказку о летающем ковре- и появился самолет, придумал шагающий и плавучий дом- и появился поезди пароход; придумал голос, который слышат на другом краю земли- и появился телефон.
Сказки учат быть храбрыми, справедливыми и помогать слабым. Так поступают все добрые герои- добры молодцы, принцы, чудо-богатыри или просто честные и хорошие люди, взрослые и дети.
Сказки бывают народные и литературные. Народные сказки слагают устно, передаются из поколения в поколение рассказами старших. Они были и есть у всех народов, больших и маленьких. Например, сказки «Теремок» и «Репка», «Волк и семеро козлят» и многие другие- золотой фонд России. Они переведены на многие языки и теперь знакомы детям многих стран.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок. Вы вспомните своих любимых сказочных героев, примете участие в веселых конкурсах. Очень многие сказки наполняют всякие чудеса. То злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку, то гуси-лебеди крадут братика у сестры, то непослушный Иванушка, испив водицы из копытца, превращается в козленочка, то яблонька награждает девочку серебряными и золотыми яблоками.

2. Игра «Счастливый случай».
Мы с вами находимся в игре «Счастливый случай». Именно счастливый случай свел нас сегодня вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как общение с художественными произведениями. У нас в школе проходит неделя русского языка. Русский язык и литература неразделимы, поэтому, некоторые вопросы будут и по русскому языку. Этой теме мы посвящаем и нашу игру. Главными действующими лицами будут две команды. Приглашаем команды на сцену.
- Представьтесь, пожалуйста.
1 команда- «Почемучки». Девиз: «Хотим все знать».
2 команда- «Эрудиты». Девиз: «Книга- наш лучший друг, без нее, как без рук».

Представление жюри.

Игра «Счастливый случай». Правила игры:
Игра начинается с разминки и заканчивается вопросами сектора «Гонка за лидером».
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Подсчет ведут члены жюри.
В «Игре со зрителями» болельщики получают жетоны.


Гейм 1.
Каждой команде дается 15 вопросов. Нужно ответить как можно больше количество вопросов.
За каждый правильный ответ- 1 балл.
Вопросы для 1 команды.
Жилище Бабы- Яги? (избушка на курьих ножках).
Бедный поп подставил лоб. Кому? (Балде).
Маленькая девочка, перехитрившая медведя? (Маша).
Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
Прозвище дяди Степы? (Каланча).
Как звали обладателя удивительной волшебной лампы? (Алладин).
Лиса- спутница кота Базилио? (Алиса).
Содержимое Страшилы? (солома).
Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полет? (ступа).
Что попало Каю в глаз? (осколок зеркала).
Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет).
Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? (три).
Самое любимое мужское имя в русских сказках? (Иван).
Кто напал на Муху-цокотуху? (паук).
На какой вопрос отвечает слово в Родительном падеже? (кого? чего?)

Вопросы для 2 команды.
Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля).
Шарманщик, смастеривший Буратино? (Папа Карло).
Крыса старухи Шапокляк? (Лариска).
Почтальон деревни Простоквашино? (Печкин).
Кем стал гадкий утенок? (лебедем).
Сколько падежей в русском языке? (6).
На чем совершили необыкновенное путешествие вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс? (на яхте «Беда»).
Кто спас Муху-цокотуху? (комар).
Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф).
Самый главный умывальников начальник? (Мойдодыр).
Слова: не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно).
Главный помощник Ивана-царевича? (волк).
Дом, где живет царевна русских сказок? (терем).
Кто поймал необыкновенную щуку? (Емеля).
Что стоит в слове после корня? (суффикс).


Гейм 2. «Заморочки из бочки».
Каждый участник достает из бочки бочонок с номером вопроса, слушает вопрос и отвечает. Один из 1-й команды, один из 2-й команды.

На какой птице летала Дюймовочка?
А)воробей в)ласточка
Б)стриж г)сова

После каких слов Али-Бабы волшебные ворота открывались?
А)сам-сам в)бим-бим
Б)сим-сим г)вах-вах

Как звали волшебницу, которая 500 лет не умывалась и не чистила зубы?
А)Шапокляк в)Бастинда
Б)Бзби г)

Кто торговал пиявками в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?
А)Карабас в)папа Карло
Б)кот Базилио г)Дуремар

Какого персонажа не было среди бременских музыкантов?
А)осел в)гусь
Б)кот г)собака

Какой титул присвоил Кот в сапогах своему хозяину?
А)барон в)виконт
Б)маркиз г)граф

Кто посватался к Дюймовочке?
А)кот в)носорог
Б)комод г)крот

На какой вопрос отвечает слово в Творительном падеже?
А)Кто?Что? в)Кем?Чем?
Б)Кому?Чему? г)О ком? О чем?

Сколько гласных букв в алфавите?
А)7 в)9
Б)8 г)10

Продолжите: Баба-Яга.
А)чумовая карга в) орлиный нос
Б)костяная нога г)оловянный глаз


- А пока команды отдыхают, а жюри подводит итоги двух геймов, игра со зрителями. Каждому отгадавшему- жетон.

Девочка с необыкновенными голубыми волосами? (Мальвина)
Из чего фея сделала карету для Золушки? (из тыквы)
Какой писатель родился 31 февраля 1940 г.? (никакой)
Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)
Чем заканчивается день и ночь? (ь)
В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? ( «Морозко»)
«Печь»- это глагол или существительное? (и то и другое)
Пес из сказки А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»? (Артемон)



Слово жюри.

Гейм 3. «Ты мне, я тебе».
Команды задают друг другу вопросы, подготовленные дома.

Героиня многих русских сказок, к имени которой обычно прибавляют слово «Прекрасная» (Елена).
Что за «красный цветок» принес Маугли в джунгли? (огонь).
В какой сказке подснежники зацвели в феврале? («Двенадцать месяцев»).
Что держала в клюве Ворона в басне «Ворона и лисица»? (сыр)
Тощий старик, который прятал секрет своего бессмертия в сундуке? (Кащей Бессмертный)
Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (банка варенья)
Что купила на базаре Муха-цокотуха? (самовар)
Из какой сказки выражение: «Остаться у разбитого корыта»? ( «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Из чего солдат варил кашу? (из топора)
Девушка необычной красоты, но с хвостом, которая живет в озере? (русалка).


- Жюри подводит итоги 3-го гейма. Игра со зрителями.
- Ну что, ребята, поиграем?
Я начну, а вы кончайте,
Только в рифму отвечайте!

В сказке- лошадь непростая:
Чудо- грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок-
Удивительный конек.
По прозванью(Горбунок).

Его хозяин- мальчик Робин,
Его приятель- Пятачок.
Он раз был облаку подобен;
Он прост, но не дурачок.
Для него прогулка- праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок.( Вини Пух).

На лесной опушке
Сидит она в избушке.
Спокойно жить не хочет,
Царевичей морочит.
Ступа с метелкой ей дорога,
Это зловредная.(Баба-Яга).

Человек немолодой,
С некороткой бородой.
Он отъявленный злодей-
Одноглазый (Бармалей).

В детстве был утенок гадкий,
А как вырос- стал царь- птицей.
Ну, о ком здесь говорится?
Кто герой моей загадки? (Гадкий утенок).


Оперением горя,
Вся сверкает,как заря,
А Иван-дурак ночами ее ловит
Для царя.
Он ей в хвост сумел вцепиться,
А зовут ее ..(Жар-птица).


Слово жюри.

Гейм 4. «Гонка за лидером».
Команды соревнуются, кто быстрее даст ответ на вопрос. Первой начинает проигрывающая команда.

Вредная старушка, мешавшая крокодилу Гене делать добрые дела? (Шапокляк).
В кого превратились 11 братьев- принцев из сказки Г.Х.Андерсена? (в лебедей).
На чем летела на юг лягушка? (на прутике, который держали утки).
Кто из литературных героев был обманут в стране дураков? (Буратино).
Кто из литературных героев был другом маркиза де Карабаса из сказки Ш.Перро? (кот в сапогах).
Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик? (черепаха Тортила).
Способ передвижения Бабы-Яги? (ступа и метла).
Маленький дружок крокодила Гены? (Чебурашка).
Что делали «три девицы под окном поздно вечерком»? (пряли).
Героиня сказки Андерсена, получившая свое имя из-за очень маленького роста. (Дюймовочка).
Что разбудило Спящую красавицу? (поцелуй принца).
Подруга семи гномов? (Белоснежка).
Умный малыш из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки»? (Знайка).
В какой сказке подснежники зацвели в феврале? ( «12 месяцев»).
Царевна плачет день и ночь,
Никто не может ей помочь. (Несмеяна).
Кто снесла золотые яйца? (курочка ряба).
Слова, которые Буратино шептал на Поле Чудес? (прекс- фекс- пекс).
От кого спас князь Гвидон Царевну-лебедь? (от коршуна).
Сколько лет прожили старик со старухой в своей землянке? (ровно 30 лет и 3 года).
Кто такой Вини-пух: поросенок, зайчонок, медвежонок? (медвежонок).
Самый знаменитый звериный доктор? (Айболит).
Самый печальный приятель Мальвины? (Пьеро).
Самая преданная подруга Кая? (Герда).
Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»? (6, один остался в живых).
Какой герой с помощью своей бороды делал всякие чудеса? (старик Хоттабыч).
Али-Баба перехитрил 36 или 40 разбойников? (40).
Из какого инструмента солдат сварил суп в русской сказке? (топор).
Грозный разбойник сказок Чуковского? (Бармалей).
Самое большое животное из сказки братьев Гримм «Бременские музыканты»? (осел).
То, что в сказках всегда побеждает?(добро).
Грамматическая арифметика:

КАБАН-АН+ЛУК=? (каблук)

КВА+РАК-АК+ТИРА=? (квартира).

КЕДР-ДР+РОСИНКА=? (керосинка).
КАР+согл.П=? (карп).

- Пока жюри подводит итоги, игра со зрителями.
Конкурс «Алфавит». На каждую букву алфавита назовите сказочного героя. Например, «А»- Айболит, Аладин; «Б»- Белоснежка, Бармалей; «В»- Вини-Пух; «Д»- Дюймовочка и тд.

Подведение итогов игры со зрителями. Награждение.
Подведение итогов игры с командами. Награждение победителей.
- Ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие в мир сказок. Мы вспомнили своих любимых сказочных героев, приняли участие в веселых конкурсах. Очень надеюсь, что наша игра понравилась вам. Читайте книги! Любите книги! Ведь они –наши лучшие друзья! (прочитать цитаты).

Мы подрастем, другими станем,
И может быть, среди забот
Мы сказке верить перестанем,
Но сказка снова к нам придет!
И мы ее улыбкой встретим:
Пускай опять живет у нас!
И эту сказку нашим детям,
Мы вновь расскажем в добрый час.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!


- До свидания! До новых встреч!
15