ШКОЛА И СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ПОИСК ПУТЕЙ ОПТИМАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА


Ю.А. Зверева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» г.Белгорода,
заместитель директора
(г.Белгород)
ШКОЛА И СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
ПОИСК ПУТЕЙ ОПТИМАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Известный писатель Лев Кассиль писал: «Когда случается что - то неладное с ребятами и начинают доискиваться до причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна заботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном все - таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Ребенок – не эстафетная палочка, которую можно передать из рук в руки».
С этим невозможно не согласиться, равно как и с тем, что школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Успешное формирование личности ребенка, его полноценное развитие зависит от многих факторов, но влияние семьи несравнимо по своему значению ни с чем. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками. И наоборот, нарушение детско- родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Если нарушение отношений связано с родительской неграмотностью - школа может помочь родителям и, соответственно, ребенку: зачастую родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Необходимо дать родителям необходимые знания в области психологии, физиологии, педагогики и других направлений, практические советы и рекомендации, ориентиры линий поведения путем педагогического просвещения.
Эта деятельность может быть успешной только в том случае, если семья и школа станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Таким образом, важнейшим условием эффективности процесса обучения, воспитания, развития детей является сотрудничество, взаимодействие, партнерство педагогов и родителей.
Школа должна реагировать на реалии и не оставаться закостенелым институтом, дающим только знания. Она должна создавать условия для общения, досуга, раскрытия способностей учащихся и их дальнейшую реализацию. Ключевой ориентир - детям в школе должно быть интересно.
Все это должно проходить через воспитательную систему школы и иметь отражение в общешкольных мероприятиях и расширении возможностей дополнительного образования, над чем в частности наша школа работала ранее и активизирует работу в этом году с учетом изучения потребностей и интересов учащихся. Но даже большое их количество не обеспечить участие всех учащихся школы. И именно поэтому ведущая роль в социализации современных детей принадлежит, как это было всегда, классному руководителю. Жизнедеятельность детей в школе должна быть системной, нравственно - ориентированной и деятельностной.
Современные реалии таковы, что сегодня взаимоотношения школы и семьи имеют односторонний характер, и их инициатором является школа. Однако важно понимать, что сотрудничество, взаимодействие, партнерство педагогов и родителей есть важнейшее условие эффективного образовательного процесса.
Школой намечены следующие пути оптимального решения проблемы успешного развития личности ребенка, формирования духовно-нравственных ценностей современного школьника:
1. Системно - деятельностный, нравственно - ориентированный подход к организации жизнедеятельности детей в школе.
2. Активное использование ресурсов социального партнерства.
3. Создание комплексной системы мониторинга.
4. Личностно - ориентированная работа с учащимися «группы риска».
5. Налаживание системы двустороннего взаимодействия с родителями.
При этом основными направлениями организации работы образовательного учреждения с семьей будут выступать:
Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
Организация диагностической работы по изучению семей.
Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).
Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).
Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса).
Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»).
Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).
Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
При этом стоит отметить, что наиболее эффективными являются такие формы работы с родителями, как общешкольные, классные родительские собрания, психолого - педагогические семинары, круглые столы, родительские лектории, семинары-практикумы, консультации, родительские рейды и совместные праздники. Однако, каковыми бы ни не были формы работы с родителями, главным их ориентиром должны быть интересы ребенка.
Высокая степень ответственности работников школы, постоянная внутренняя мобилизация, необходимость сопровождения не только вопросов обучения, н и личностных проблем учащихся может стать тяжкой ношей, а может – смыслом жизни. И в том, и в другом случае это зависит от личности педагога и его отношения к своей работе. Мы искренне верим, что в школе нет посторонних людей, а значит, все приложенные нами усилия обязательно дадут положительный результат.
Список использованной литературы:
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — Москва: Просвещение, 2010. 24 с.
2. Катасонова И.В. Годовой анализ воспитательной работы с классом. // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2007. №5. С. 49-50
3. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. – Москва: Центр “Педагогический поиск”, 2002. 160 с.
4. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – Санкт-Петербург.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. 138 с.
5. Щекина О.А. Взаимодействие семьи и школы в условиях современного информационного пространства. // Классный руководитель. 2012. №5. С. 19-26.