Дополнительная общеразвивающая программа кружка Веселая мозаика педагога дополнительного образования МКУ ДОД Лямбирский РДДТ Республики Мордовия
Муниципальное казенное учреждение
Дополнительного образования детей
«Лямбирский районный Дом детского творчества»
«Утверждаю»
Директор
МКУ ДОД «Лямбирский РДДТ»
___________Г.Ш.Алукаева
«_____» __________2014 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
кружка «Веселая мозаика»
Направленность программы –
художественно-эстетическое
Возраст обучающихся – 10 -12 лет
Общее количество часов –
Педагог дополнительного образования
Курмакаева Л.К.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Направленность: Народная мудрость гласит, что мир не един и время преходяще. Действительно, меняется все: вкусы, нравы, настроения. Люди увлекаются то резьбой, то чеканкой, то вязанием, то плетением, потом забывают, теряют истоки, снова находят. И так бесконечно. Но одно остается неизменным – вечное стремление к творчеству.
Одна из актуальных задач современного дополнительного образования и воспитания – есть обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Включение учащегося в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания учащегося и развития его художественно-творческих способностей. Посещая кружок, дети начинают более активно осмысливать окружающий мир, творчески воплощая его в формах декоративно – прикладного творчества.
Актуальность: Кружок «Веселая мозаика» привлекает детей возможностью сделать своими руками поделки – игрушки.
Разве не приятно самому смастерить подарок, картинку, сувенир и получить удовольствие от удачно воплощенного замысла и от радости, доставленной близким и друзьям.
Большое значение придается работе каждого кружковца. Ребята участвуют в оформление праздников, изготовлении корновальных костюмов, масок, поделок
Желательно, чтобы отдельные работы кружковцы выполняли коллективно. Коллективный труд приносит ребятам большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. Здесь особенно важно, чтобы дети понимали результативность такого вида труда, осознавали его преимущества. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у детей дружеских, доброжелательных отношений и взаимопомощи.
Оборудование и инструменты, необходимые для занятий кружка: столы рабочие, стулья, полки для готовых изделий, ножницы, карандаши простые, краски, кисти, шкаф для хранения инструментов.
Материалы, необходимые для работы кружка: бумага разная по фактуре и плотности, цветные лоскутки клей ПВА и д.р.
Важно на первом занятий показать детям, как правильно работать с различными инструментами и как их правильно хранить. Ножницы на занятиях должны лежать справа, кольцами к себе, с сомкнутыми лезвиями. Передавать ножницы можно только кольцами вперед. Нужно следить, чтобы острые инструменты не падали на пол, так как в падении они могут поранить кого – нибудь.
Образовательный процесс в кружке рассчитан на 2 года, так как предусматривает решение комплекса задач обучения и подготовку ребенка к взрослой жизни. Занятия в первый год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа). Второй год – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа). Программа включает в себя: историю возникновения и многообразие игрушки; приемы выполнения ручными и машинными способами, правила ухода за вышитыми изделиями; цветоведение; организацию труда.
Овладение школьниками содержанием программы не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способствовать поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт.
Целью программы является овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно – эстетического вкуса.
1. Задачи обучающие:
Обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;
Формировать интерес к декоративно – прикладному творчеству;
Развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.
2.Задачи воспитательные; способствовать воспитанию творческой активности: формировать чувство самоконтроля.
3.Задачи развивающие: способствовать развитию у обучающихся логического мышления: содействовать формированию всесторонне развитой личности.
4.Задачи мотивационные: создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Развивать активную деятельность.
5.Задачи социально – педагогические: формирование общественной активности, реализация в социуме.
Программа дополнительного образования «Веселая мозаика по целевой направленности является прикладной, по срокам реализации рассчитана на 2 года. По содержательной направленности программа относится к художественно – эстетическим. Возраст обучающихся – 11-14 лет. Занятия проходят в группах по 10 – 12 человек.
Приступая к работе, составляется тематический план занятий с учетом контингента кружковцев условий режима и материальной базы кружка. Для того чтобы в каждой выставке былпредоставлен более разнообразный ассортимент изделий, учащимся даются разные задания.
Большое внимание уделяется коллективным работам. Такая форма работы позволяет ускорить выполнение задания способствует общению, добрым отношениям.
Итоги работу кружка подводятся после каждой смены на выставке детского творчества, где представляют лучшие работы. К ее подготовке привлекаются все кружковцы.
Требования к уровню подготовки учащихся
(для двух лет обучения)
Учащиеся должны знать:
Эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для вышивки:
Способы влажно – тепловой обработки вышитого изделия;
Способы перевода рисунка на ткань; способы закрепления нитей;
Правила безопасности труда:
Учащиеся должны иметь представление о понятиях: эскиз, рисунок, орнамент, мотивы, ритм, раппорт, композиция, основные и составные цвета, контраст.
Учащиеся должны уметь;
Организовать трудовой процесс, технический правильно выполнять приемы ручной работы.
Переводить рисунок на ткань; Составлять цветовое решение по данной композиции; раскроить изделие.
Осуществлять влажно – тепловую обработку вышитого изделия; соблюдать правила техники безопасности.
Выполнять работу качественно и в срок.
Результатом образовательного процесса первого года обучения является; интерес к декоративно – прикладному творчеству;
желание творить, радовать близких людей подарками, сделанными своими руками;
желание самостоятельно выполнять понравившуюся работу из пособий по рукоделию, используя полученные знания и умения;
желание детей видеть друг друга, радоваться общению и успеху других, стремится помогать друг другу;
заинтересованность родителей в продолжении занятий ребенка в кружке.
Результативность образовательного процесса второго года обучения складывается из;
творчества, создания художественных вариантов в выполнении и оформлении изделии;
качества работы;
интереса к совместной работе в изготовлении коллективных работ;
заинтересованности родителей в занятиях ребенка, его понимания и поддержки.
Работы, предлагаемые для изготовления на втором году обучения, более сложные и объемные, требующие большего внимания от каждого учащегося, поэтому результативность будет выше, если в группе будут заниматься не 12-15 человек, а 8-9.
Условно в программе можно выделить следующие этапы:
1 – й этап. Введение: даются общие сведения о творческих объединениях, об организации работы коллектива.
2 - й этап. Вязание бисером - обучающиеся узнают о старинном виде рукоделия, изготовлении самодельных бус, о способах нанизывания бисера на нить, декорировании цветочными мотивами, вязании и сборке квадратов, использовании одновременно нескольких цветов, изготовлении подвесок, вязании сетки с бусами.
3 – й этап. Декоративная вышивка – один из самых распространенных видов художественно – прикладного искусства. Программа включает в себя историю возникновения и многообразие вышивки, приемы выполнения ручным способом, применение вышивки, при оформлении интерьера и в отделке швейных изделий, основы композиции, цветоведение.
4 – й этап. Игрушечный мир – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения мягкой игрушки в домашних условиях, изготовления веревочных кукол, игрушек с каркасом, узнают историю возникновения игрушки.
5 – й этап. Массовые мероприятия – организовываются экскурсии в музеи и на выставки, участие в конкурсах.
Все это способствует формированию интереса к декоративно – прикладному творчеству.
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используют различные формы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используют разновидность рассказа – объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
Тема занятия
Кол – во часов
В том числе
теория
практика
1.
Вводное занятие
4
2
2
2.
Вязание с бисером
4
1
3
- основы бисероплетения
8
2
6
- декоративные бусы
10
2
8
- пасхальное яичко
8
2
6
- очечник
10
2
8
- вязание цветочных букетов
10
2
8
- вазочка «Паутинка»
10
2
8
ИТОГО:
3
Игрушечный мир
- основы изготовления каркасного материала
4
1
3
- подбор материала и техника кроя игрушек
5
1
4
- изготовление мягкой игрушки «Петушок»
5
1
4
- изготовление мягкой игрушки «Клоун»
7
1
6
- изготовление мягкой игрушки «Бычок»
5
1
4
- изготовление мягкой игрушки «Собачка»
7
1
6
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЕРЕВОЧНЫХ ИГРУШЕК
- заяц
8
2
6
- бычок
7
1
6
- обезьянка
7
1
6
- изготовление плоских игрушек
10
2
8
- медвежонок – карандашница
7
1
6
4.
Итоговое занятие
4
2
2
5.
Экскурсии, выставки
4
2
2
ИТОГО:
144
30
114
ВСЕГО:
144
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№
Тема занятия
Кол-во
часов
В том числе
теория
практика
1.
Вводное занятие
4
2
2
2.
Вязание с бисером
4
2
2
- основы бисероплетения
8
2
6
- декоративные бусы
8
2
6
- пасхальное яичко
8
2
6
- очечник
10
2
8
- вязание цветочных букетов
7
1
6
- вазочка «Паутинка»
8
2
6
3.
Декоративная вышивка
- способы перевода рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка
6
2
4
- односторонняя, двусторонняя, счетная и цветная глади
6
2
4
- шов роспись, тамбурный шов, стебельчатый шов.
6
2
4
- накладная сетка, крест простой и двойной
6
2
4
- отделка края вышитого изделия
6
2
4
Выполнение творческих работ
-закладка
8
2
6
-носовой платок
6
1
5
-салфетка
4
1
3
- прихватка
8
2
6
-полотенце
8
2
6
- передник
8
2
6
4
Игрушечный мир
- основы изготовления каркасного материала
4
1
3
- подбор материала и техника кроя игрушек
5
2
3
- изготовление мягкой игрушки «Петушок»
5
1
4
- изготовление мягкой игрушки «Клоун»
7
1
6
- изготовление мягкой игрушки «Бычок»
7
1
6
- изготовление мягкой игрушки «Собачка»
7
2
5
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЕРЕВОЧНЫХ ИГРУШЕК:
- заяц
8
2
6
- бычок
7
2
5
- обезьянка
7
2
5
- изготовление плоских игрушек
10
2
8
- медвежонок – карандашница
7
2
5
5.
Итоговое занятие
4
1
3
6.
Экскурсии, выставки
4
1
3
ИТОГО:
216
57
159
ВСЕГО:
216
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема занятия
Кол-во
часов
1.
Вводное занятие. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда.
4
2.
Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Народная вышивка.
4
3.
Краткие сведения о нитках, тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске.
4
4.
Знакомство с журналами, разработка и зарисовка собственных орнаментов, цветовые сочетания.
3,5
ВЫШИВКА БИСЕРОМ
5.
Родословная стеклянной бусинки. Венецкие бусы и бисер, Наследие индейских племен. Развитие бисерного искусства в России. «Золотой век» русского бисера.
3,5
6.
Технология выполнения простых приемов бисероплетения. Приемы работы и правила выполнения.
2,5
7.
Приемы и способы выполнения простых «фенечек».
3
8.
Практическая работа, украшение пасхального яичка(небольшой мотив)
4
9.
Вышивка очечника. Приемы вышивки (одной иглой, двумя иглами)
4
10.
Практическая работа, вышивка очечника
3,5
11.
Приемы вязания цветочных букетов. Оформлений изделий, правила их выполнения.
2,5
12.
Практическая работа цветочные букеты.
2,5
13.
Оформление вазочки «Паутинка»
3
14.
Практическая работа по выполнению элементов оформления края изделия бисером и стеклярусом.
3
ДЕКОРАТИВНАЯ ВЫШИВКА
15.
Зарисовка простейших швов: «вперед иголку», «строчка», стебельчатый, тамбурный, петельный.
8
16.
Расчет ткани для салфетки. Подготовка ткани к вышивке.
Определение центра ткани. Разметка контрольных линий на ткани. Перевод рисунка на ткань.
6
6
17.
Правила закрепления нитки. Замена нитей в середине работы. Использование пялец
8
18.
Выполнение узора вышивки.
4
19.
Обработка и заделка краев салфетки. Стирка и утюжка вышитой салфетки.
6
20.
Выполнение счетных швов: крест, полукрест, двойной крест. Счетные швы в истории вышивки и в современных изделиях.
6
21.
Выполнение творческих работ.
8
22.
Практическая часть. Выполнение творческих работ.
4
23.
Выполнение творческой работы «Закладка», Разработка и зарисовка собственных орнаментов. Цветовые сочетания.
6
24.
Выполнение творческой работы «Носовой платок» Обработка краев с использованием петельного шва.
6
25.
Выполнение творческой работы «Салфетка»
8
26.
Выполнение творческой работы «Прихватка». Нанесение узора, цветовое сочетание.
7
27.
Выполнение творческой работы «Полотенце» Нанесение узора, цветовое сочетание.
8
28.
Выполнение творческого проекта «Передник»
8
ИГРУШЕЧНЫЙ МИР
29.
Ознакомление и изготовление трафаретов для кроя тканевых игрушек.
6
30.
Подбор материала и техника кроя игрушек
6
31.
Использование мехового материала для изготовления игрушек
6
32.
Изготовление мягкой игрушки «Петушок», подбор цвета, использование различной фурнитуры для оформления.
5
33.
Изготовление мягкой игрушки «Клоун», подбор цвета, использование различной фурнитуры для оформления.
6
34.
Изготовление мягкой игрушки «Бычок», подбор цвета, использование различной фурнитуры для оформления.
6
35.
Ознакомление и изготовление веревочных игрушек (приспособления к данным игрушкам: клей, надувной шарик, цветные нити, бумага, кусочки ткани)
6
36.
Изготовление мягкой игрушки «Заяц», подбор цвета, использование различной фурнитуры для оформления.
6
37.
Изготовление мягкой игрушки «Бычок», подбор цвета, использование различной фурнитуры для оформления.
4
38.
Изготовление мягкой игрушки «Обезьянка», подбор цвета, использование различной фурнитуры для оформления.
4
39.
Выполнение творческого проекта «Медвежонок - карандашница»
4
40.
Итоговое занятие
2
41
Выставка проделанных работ.
2
Итого:
216
Инструменты, приборы и материалы,
необходимые для работы
Иголки (большой ассортимент).
Наперстки.
Ножницы разных видов: большие, маленькие и закругленными концами.
Выколка
Измерительные инструменты: ленточный метр, линейки (разные)
Английские булавки.
Подушечка для игл
Нитковдеватель
Вязальные крючки разных диаметров.
Лупа.
Шило.
Пяльца.
Разные виды бумаги; калька ватман, копировальная и др.
Разные виды тканей; тонкие, плотные, и специальные.
Разные виды ниток: шелк, мулине, акрил, ирис.
Отделочные материалы: сутаж, тесьма, атласные ленты.
Прикладные материалы: бисер, бусы, стеклярус, стразы, кусочки тканей и кожи
Список литературы.
«Мир игрушек и поделок» сост. О.В. Парулина – Смоленск, 2000 - 336 с – Азбука быта.
Новикова И.В. Базулина Л.В. – 100 поделок из природных материалов – Ярославль: Академия развития – 2002 – 160 с. (Умелые руки)
Уткин П.И., Королева Н.С., Народные художественные промыслы. – М., 1992.
Литвинец Э.Н. Сделай сам М – 1991 г.
15