Методическая разработка для выступления на педагогическом совете «Условия развития личности подростка, через призму духовно – нравственных ценностей в учреждении дополнительного образования».
Методическая разработка
для выступления на педагогическом совете
«Условия развития личности подростка, через призму духовно – нравственных ценностей в учреждении дополнительного образования».
Автор: Казакова Ольга Николаевна
Заведующая Центром организационно-массовой работы
МБОУ ДОД «Дом детского творчества №4»
О, сколько нам открытий чудных
Приносит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных
И гений парадоксов друг.
А.С. Пушкин
Социализация личности ребёнка происходит под влиянием всего миропорядка начиная с космоса, Земли, государства, через общественные институты, экономику, политику, СМИ, семью, среду молодёжного общения. Всё это и есть воспитание, оно – то и призвано помочь личности не быть поглощённой этим морем, найти в нём своё лицо, свои отношения с миром, людьми и самим собой. Но есть ещё и «волшебный» закон саморазвития. Поощряя его, педагог должен создавать такие условия, чтобы воспитанник сделал свой выбор в пользу духовного, интеллектуального развития, нравственных ценностей. Эти условия можно создать, исходя из удовлетворений потребностей ребёнка. Отсюда возникает сложнейшая задача – сделать так, чтобы, развиваясь, личность подростка приобретала более сложные и высокие потребности, ориентированные на общечеловеческие ценности: доброта, любовь, гуманизм, самосовершенствование мировидения, мироощущения, мирооценки. Там, где специально не формируют этот необходимый развитой личности набор качеств и жизненных ценностей, на их месте автоматически развиваются противоположные качества и жизненные ориентиры – лень, цинизм, безнравственность, грубость, хамство, бесчеловечность и жестокость.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Основным содержанием духовно- нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Традиционными источниками нравственности являются:
- Россия;
- Многонациональный народ Российской Федерации;
- Гражданское общество;
- Семья;
- Искусство;
- Наука;
- Религия;
- Природа;
- Человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа, человечество. Для успешного формирования у детей всех вышеперечисленных ценностей и выступают на арену учреждения дополнительного образования. Досуг подростков в системе учреждений дополнительного образования предоставляет возможность реализовывать не только образовательные цели, но и формировать мотивации к познанию и творчеству, основываясь на саморазвитии. Именно обстановка клубного пространства эффективно способствует развитию таких важных качеств как активность, самостоятельность, коммуникабельность.
Исходя из вышесказанного, в Доме детского творчества №4, был создан клуб интеллектуального развития «Эрудит», в состав которого входят обучающиеся из образовательных учреждений Заводского района в возрасте 14- 17 лет. Для успешной и интересной деятельности клуба была создана программа «Мир знаний, увлечений и открытий», социально-педагогической направленности, в которой предполагается создание условий эмоционального досуга школьников, удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации и социализации.
Основная цель программы:
социализация растущей личности – гармоничная интеграция подростков в современное общество.
Задачи программы:
создавать условия для объединения подростков на основе общих интересов;
содействовать процесс становления творческой, самостоятельной и активной личности, эстетически и нравственно богатой, впитывающей духовные ценности русской культуры;
формировать у подростков положительную мотивацию к изучению школьных предметов;
способствовать расширению кругозора и развитию интеллекта;
воспитывать у детей экологическую, валеологическую культуру и культуру поведения через формирование нравственных, духовных и волевых качеств;
развивать творческие способности учащихся;
создавать условия для самовыражения каждого члена клуба, через участие в коллективных делах;
воспитывать высокие духовно- нравственные качества – доброту, милосердие, толерантность, отзывчивость.
Работа в клубе интеллектуального развития «Эрудит», организована так, чтобы раскрыть потенциальные интеллектуальные и творческие возможности каждого ребёнка, научить испытывать чувство удовлетворения от хорошо проделанной работы. Каждое заседание клуба решает не только практические задачи, но и воспитательно- образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.
Основные направления деятельности клуба интеллектуального развития «Эрудит»:
«Интересные дела» - организация содержательного досуга, массовых мероприятий для различных возрастных категорий детей;
«Труд и экология» - экологическое воспитание и профессиональная ориентация;
«Гражданско-патриотическое» - формирование у подростков национального самосознания, чувства патриотизма и любви к Родине, через участие в различных мероприятиях;
«Интеллектуально - творческое» - развитие умственных способностей подростков, совершенствование и тренировка их памяти, мышления, внимания, через участие в интеллектуальных играх, научно- практических конференциях, творческих лабораториях.Для успешной реализации программы и формированию базовых национальных ценностей воспитанников клуба предусмотрены следующие формы работы:
Интеллектуально-творческие конкурсы: «Самый классный класс»;
Районные интеллектуальные игры на развитие логики, памяти, мышления, внимания: «Дорога к знаниям», «Знатоки», «Сильное звено», «Фортуна», учитывая возрастные особенности учащихся;
Тематические литературно-музыкальные гостиные;
Диспуты, заседания, круглые столы, беседы, встречи с интересными людьми;
Районные акции милосердия, благотворительные акции, трудовые десанты;
Информационные теоретические и практические занятия;
Концертные, игровые, театрализованные праздники, творческие конкурсы4Встречи со специалистами по вопросам этики и здоровья;
Слёты – старты, слёты – смотры, слёты интеллектуалов.
Одним из условий моей деятельности в клубе интеллектуального развития «Эрудит», является то, что на заседаниях не даются конкретные догмы нравственности, а путём сотрудничества ищутся пути решения проблем. Личность подростка уже имеет свой образ мира со своими законами, и какими бы они ни были, надо признать право им быть! Во время групповой работы ребята, бывает сами, приходят к осознанию несостоятельности своей точки зрения, начинают рассматривать её через призму нравственных ценностей, расширяя свой образ мира, приближая его к реальному. То есть приходят к осознанию того, что за происходящее в собственной жизни, а через неё и в обществе необходимо брать ответственность на себя.
Ну, а главной заповедью в своей деятельности я ставлю для себя: идти вместе с детьми по дороге открытий прекрасного, учить не навязывая, слушать, рассказывая, быть соавтором в творчестве и не мешая развивать.