Статья о сетевом взаимодействии


Организация сетевого взаимодействия сельских школ в процессе реализации ФГОС.
Модернизация системы образования, происходящая сегодня, способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с учащимися, новую модель взаимодействия, позволяющую обеспечить высокое качество образовательных услуг на протяжении всей образовательной деятельности и выполнить требования ФГОС. Взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться.
Что значит термин «сетевое взаимодействие»? Обратимся к некоторым его толкованиям, выберем то, которое наиболее подходит нам.
Сетевое взаимодействие – это совместная деятельность нескольких образовательных организаций, созданная для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования. Сетевое взаимодействие – это горизонтальное взаимодействие между образовательными организациями по распространению функционала и ресурсов.
Иные трактовки данного понятия звучат следующим образом.
1. Сетевым взаимодействием между образовательными организациями именуется любое происходящее между ними взаимодействие (например, конференции, педагогические совещания и любые совместные мероприятия).
При такой трактовке происходит максимальное размывание представления о том, что есть сетевое взаимодействие.
2. Сетевым взаимодействием между образовательными организациями именуется всякое взаимодействие между образовательными организациями, использующее интернет. 
3. Сетевым взаимодействием именуется такое взаимодействие, в котором образовательные организации информационно обмениваются друг с другом какими-то ресурсами (находками, идеями, способами деятельности), то есть обмениваются именно тем, что составляет школьную уникальность.
4. Сетевым взаимодействием именуется такое взаимодействие, в котором школы осуществляют какую-то совместную деятельность, создают и реализуют какие-то совместные проекты, т. е. когда между школами происходит не чисто информационный, но деятельностный контакт, в результате которого формируется некое новое системное качество.
Это такой контакт, в котором каждый участник взаимодействия предъявляет некий индивидуальный субъектный ресурс, и из взаимодействия этих ресурсов рождается некоторое новое системное качество, которого в принципе не существовало до момента этого взаимодействия.
И именно такой тип взаимодействия может быть назван сетевым в наиболее точном и строгом смысле этого слова. В таком взаимодействии нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети образовательных организаций, основываясь на реалиях деятельности каждого участника сети.
В нашем районе такая форма деятельности становится актуальной, поскольку требования к современному качеству образования возрастают, а недостаточное материальное оснащение, постоянная нехватка высококвалифицированных педагогических кадров и специалистов социально-психологической службы в сельских школах не могут дать достаточного уровня качества обученности. Школы в сельской местности не всегда соответствуют тем требованиям, что изложены в стандарте, не все образовательные организации могут обеспечить такое важное положение стандарта, как осуществление внеурочной деятельности. А профильное обучение на уровне среднего образования согласно ФГОС становится для наших школ чуть ли не утопией. Совместная же продуктивная деятельность может дать хорошие результаты, привлечь внимание не только педагогов и учащихся, но и родителей, общественность.
Считаю необходимым для успешного развития системы образования в нашем районе создания такой деятельностной модели сетевого взаимодействия школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, которая могла бы работать в двух направлениях: дистанционно и очно. К дистанционному направлению можно отнести следующие виды работ: дистанционная учебная деятельность, общие уроки, виртуальные уроки, дистанционная внеурочная деятельность, работа по ИУП, дистанционные консультации, обобщение педагогического опыта, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность учащихся, привлечение родителей в образовательную деятельность. К очным формам взаимодействия относятся творческие лаборатории учителей, школьные и другие мастерские, конференции, методические объединения, семинары творческих педагогов, школу молодого педагога и др.
Целями создания и развития модели сетевого взаимодействия вижу:
Создание равных возможностей образовательных организаций для использования ресурсов сети;
Обеспечение доступности образовательных услуг для обучающихся через сетевое взаимодействие организаций средствами ИКТ.
Задачи:
рационально использовать расходы на образовательную деятельность малокомплектных школ;
разработать и систематизировать научно-методическое сопровождение сетевого взаимодействия;
привлечь общественность в управление деятельностью сетевого взаимодействия.
Ожидаемые результаты:
Обеспечение доступности качественных образовательных услуг во всех образовательных организациях района на основе сетевого взаимодействия.
Создание банка образовательных услуг.
Организация научно-методического сопровождения педагогов.
Решение проблемы дефицита высококвалифицированных педагогических кадров в сельских школах района.
Предоставление возможности получения недоступных иным способом образовательных услуг.
Повышение результативности участия в олимпиадах различного уровня.
Развитие творческой инициативы и организация интеллектуального досуга учащихся.
Формирование набора ключевых компетенций у учащихся в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной и информационных сферах.
Повышение качества подготовки молодых специалистов.
Проблемы, решаемые в ходе сетевого взаимодействия:
отсутствие равных возможностей к получению качественного образования;
невозможность расширенного изучения отдельных предметов увлеченными учащимися;
вынужденная приостановка учебного процесса из-за экстремальных погодных условий, эпидемий, болезней учащихся и педагогов;
недостаточность информации об уникальных/эффективных методиках преподавания;
невозможность создания узкопрофильных методических объединений;
несформированность педагогических компетенций у молодых специалистов;
недостаточный набор образовательных услуг, в том числе и внеурочной деятельности;
дефицит кадровых и материальных ресурсов, предопределяющих успешность самореализации участников образовательной деятельности;
отсутствие систематизации работы с компьютерными ресурсами.
Естественно, при реализации модели сетевого взаимодействия, возникает ряд проблем, связанных с отсутствием единого представления о целях и задачах, ясного понимания стратегии действий. Но здесь это и не есть главное, главное и самое сложное в сетевом взаимодействии – это при наличий одной проблемы найти различные рациональные пути её решения из разных точек сети. Причем автор идеи решения той или иной проблемы должен сам ее и осуществить, либо выстроить конкретные предложения о сотрудничестве. Динамичные процессы в сети запускает тот, кто в большей мере понимает общее положение, чего-то хочет и готов брать на себя ответственность. Поэтому главным сегодня остается то, что без инициативы не будет ничего положительного. Все требования стандарта можно реализовать только на основе полномасштабного взаимодействия всех имеющихся образовательных организаций и организаций дополнительного образования. Причем каждый, входящий в сеть, должен обладать высокой степенью ответственности за все происходящее внутри взаимодействия.