ВЛИЯНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ РИТМОВ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ВЛИЯНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ РИТМОВ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ВВЕДЕНИЕ«Поэзия – это первое, самое простое и вместе с тем замечательное средство, дарованное человеку, дабы от мог выразить высокие чувства , высшее сознание. Благодаря поэзии родня речь не только мила и дорога нам, но она становится также изящной и приятной на слух, на нее нисходит аромат духовности» писали братья Вильгельм и Якоб Гримм. Еще в 1919 году основатель первой Свободной Вальдорфской школы в Штутгарте Рудольф Штейнер говорил о том, что художественно оформленная речь человека играет важную роль и указывал на необходимость использовать ее в воспитании. «Хороши те мысли, которые будучи прекрасно сформулированы в нашей речи, высекают в нас ответную мысль, столь же прекрасно сформулированную. Нам сегодня надо внедрить в речь музыкальные и пластически живописные элементы. Мы не имеем права утратить это, ибо уже начали говорить небрежно, неряшливо, засорять свою речь грубыми словами и матами, она должна приобретать черты художественности» [6; 23].Наш праязык был чудом. Помимо того, что человек изначально ощущал побуждение соблюдать в речи ритм, говорить в такт, в нем было нечто, позволяющее человеку чувствовать и мыслить в форме речи, существовала постоянная потребность непосредственного выражения чувства в речи. Иначе, какой бы бедной наша речь стала. Стоит заметить, что все художественное порождает жажду правильных движений тела. Человек живет на Земле в малом ритме – в ритме человеческой речи. Речь, например, древних греков состояла из чередования длинных и кратких гласных звуков. Отражением этого является сохранившееся во многих европейских языках разделение гласных на длинные и короткие. Так в системе английского языка гласные имеют 2-3 степени долготы. Ритму речи современного человека соответствует чередование ударных и безударных слогов.И, конечно же, ритм человеческой речи очень тесно связан с ритмом дыхания. Мы произносим речь, выдыхая, на ударный слог приходится самое большое количество выдыхаемого воздуха. Наше ухо приучается слышать творческие движущие силы звуков, и мы переживаем в речи возможность образного воплощения. И тогда в человеке, раскрывается способность вдохновляться красотой языка пробуждая при этом художественное чувство, познание через звучащее слово себя самого и целого мира. И, тогда поэзия, становится откровением нашего высшего « Я», которое живёт в восходящих (ямб), нисходящих (хорей), качающихся (спондей) ритмах. Работа над художественным чтением, является одним из видов искусства, над которым мало кто работает. Навык работы над поэтическим или прозаическим произведениями, не говоря о хоровой декламации, у детей, как правило, отсутствует, либо выражен в простом заучивании текста. Очень громкое, или чрезмерно эмоциональное, пафосное чтение часто именуется «выразительным» чтением и считается эталоном правильной подачи текста. Но тогда у ребенка неосознанно формируется неправильное отношение к работе над стихами или прозой, и часто их собственное восприятие материала остается равнодушным. Дети просто повторяют чужие слова и формулировки, считая, что делают это искренне и убежденно. И конечно видимость этого разрушается сразу же, как только чтец начинает читать свое произведение перед зрителем. Отличительной особенностью настоящего художественного произведения является чувственное (эмоциональное) впечатление от его восприятия. А эмоциональная окраска возникает тогда, когда человек сам воспринимает текст, как он его трактует, потому что трактовка текста дает возможность уйти от утрированно-эмоционального или равнодушного декламаторства. Вместо этого идет работа над построением каждой фразы: не рвется ли она на несколько частей, нет ли в ней равновеликих ударений и правильно ли они расставлены, просматриваются несколько вариантов рабочих проб, чтобы выбрать именно то, что делает подачу текста более зримым и эмоционально выразительным. И чтобы добиться хорошего результата в прочтении стихов на помощь приходит ритм, который присутствует в поэзии, в музыке в танце, движении крови, в биении сердца, ритм дня и ночи, ритм недели, месяца. Смена времени года, дня и ночи, расцвет и увядание, приливы и отливы говорят о том, что вся наша жизнь организована ритмом.Космосу присущ великий мировой ритм. На волнах этого космического ритма живет Мировое Слово. Поэтому целью своей работы мы ставим формирование у школьников способности вдохновляться красотой языка, пробуждая в них художественное чувство. Можно выдвинуть следующую гипотезу: если изучить влияние поэтических ритмов, на детей школьного возраста, и определить, как эти ритмы влияют на их эмоциональное и физическое развитие, начиная с семилетнего возраста, то можно увидеть, как этот процесс способствует:- развитию навыков выразительного чтения;- развитию идеального чувства слуха и голоса; - приобретению возможности прожить образное воплощение того, о чем или о ком говорится в произведении; - приводит в гармоничное состояние все жизненно важные процессы, которые присутствуют в физическом теле человека;Для достижения поставленной цели в процессе работы нужно решить следующие задачи:- изучить литературу по данному вопросу и определить последовательность работы, с поэтическими ритмами исходя из возрастных особенностей учащихся;- опробовать в действии программу работы с поэтическими ритмами в школьном возрасте;- приобрести навыки в овладении приемами поэтического слова;-раскрыть творческий потенциал школьника через работу с поэтическими ритмами;-составить рекомендации по работе с поэтическими ритмами для школьника;-принимать участие в поэтических конкурсах любого уровня;Объектом исследования нашей работы является поэтические ритмы, влияющие на развитие навыков выразительного чтения в школьном возрасте.
Предмет исследования – применение поэтических ритмов в процессе работы над навыками выразительного чтения Методы исследования:- анализ литературы;- участие в репетиционной деятельности-наблюдение;-анализ полученных результатов;
Глава 1. Поэтические ритмы и их влияние на развитие навыков выразительного чтения в школьном возрасте
В настоящее время вопросу изучения влияния поэтических ритмов на развитие навыков выразительного чтения в школьном возрасте посвящено не очень много работ. В нашем исследовании мы опирались на материалы Слезак – Шиндлер, Э. Искусство звучащей речи в школьном возрасте. – М.: Парсифаль, 1996., Полачек, А. « Ритмическая часть урока в вальдорфской школе», занимаясь ими на занятиях в театральной студии, где в качестве текстов использовалась поэзия русских поэтов (А. Пушкин, К. Бальмонт, А. Фет и др.), из скандинавской мифологии «Калевала» из греческой поэзии «Илиада и Одиссея», скороговорки, былины и сказания.
1.1. Что такое ритм?
Ритм – греческое слово, и означает оно размерность, такт, стройность, но точного определения о нем все-таки не существует в виду того, что ритмы музыки, танца, сердца, Космоса все разные…..Встреча человека с ритмами начинается еще в чреве матери, когда ребенок живет ее ритмом дыхания, сердцебиения, собственно ритмом ее жизни. И только тогда, когда он рождается, проявляется его личный ритм, соединенный с ритмом Земли, Космоса. Практическая же работа с поэтическими ритмами начинается с того момента, когда ребенок идет в школу, то есть в период его обучения.
1.2.Поэтический ритмы: ямб, хорей, спондейПервый год обучения. Дети, как правило, уже владеют обычным шагом, на который легко ложится двухсложная поэтическая стопа ямба и хорея. Соприкасаясь с этими ритмами, ребенок осуществляет тактирование через «прошагивание» стихов, соотнося сильную долю с длинным шагом, слабую с коротким. Это приводит к первичной устойчивой ритмизации. В процессе работы он знакомится с рифмой, переживая ее внутренние законы и красоту. Как правило, в этот период обучения развитие чувства ритма и развития речи связаны воедино. Эта работа помогает ритмизации физиологических процессов, так как у ребенка этого возраста считается нормой, что один вдох соответствует трем ударам пульса. Таким образом, через поэтические ритмы ямба и хорея уравновешиваются удары пульса с движением крови. В возрасте 7 лет в работу с ритмами берется двухсложная поэтическая стопа, которая связана с движением крови в теле.К ритму добавляется такт, звук, рифма, с участием рук и ног.Шаг - оживляет речь, помогает артикуляции. Через движение ног ребенок учится правильно строить предложения.Вовлечение в работу кистей рук поясняет внутренний жест речи, ее течение, наполняет речь гармонией. Если нет гармонии в движении рук, речь становится каркающей и неблагозвучной.Работа с пальцами содействует восприятию речи и развитию способности говорить. Если нет жизни в пальцах, то и не возникнет чувства того, как следует модулировать голосом при говорении.Глава 1.3.Работа с Поэтический ритмами Дактиль, Анапест, АмфибрахийНа втором году обучения работа над развитием чувства ритма и речи усложняется. Основой для работы с ритмической системой ребенка является трехсложная поэтическая стопа (дактиль и анапест), которая помогает частоте пульса и дыханию уравновеситься. Работа с этим ритмом трудна для ребенка, т.к. руки и ноги, фиксирующие слог в движении, а также его длину постоянно меняются. Для точности обозначения ударного слога вводится предмет (мяч, палка, газовый платок и т.д.) Упражнения с ритмами и речью усложняются хлопками в соединении с ускорением шага, попеременного шага на пятках, на цыпочках, длинного и коротких шагов.Для художественного познания и восприятия звука своего голоса берутся считалки, хороводные игры, произведения связанные с миром растений и животных в том числе, басни. Таким образом, в течение двух лет обучения осуществляется главная задача – инстинктивное проживание ритма через рифмы и такт. Результатом освоения поэтических ритмов дактиль, анапест, амфибрахий является гармоничное воссоединение дыхания ( движения легких) с биением сердца и циркуляцией крови. Движения, сопровождающиеся стихами, должны быть осмыслены, а ритм должен точно восприниматься через хлопки и шаги.Анапест связан с культом Дионисия и ритмический танец воины исполняли перед уходом на войну и назывался он «Танец войны», затем по приходу с войны они снова в этом же ритме танцевали танец, но уже «Танец мира» ( танец энергий). Этот танец помогает самых сварливых и неспокойных делать спокойными и мирными. Повышает тонус, активизирует.
Глава1 4. Поэтический ритм четырехсложной стопы Пеон.На третьем году обучения работа над развитием речи имеет первоначальное значение. К этому времени уже приобретено достаточное понятие о ритме и такте, и теперь начинает пробуждаться способность осмыслить все то, что ранее было пережито музыкально и ритмически. Благодаря языковым упражнениям ребенок начинает ощущать динамику языка и формообразующие основы речи, так как гласный звук несет нечто музыкальное, согласный - пластичное, а речь человека объединяет в себе и то и другое. Ребенок учится говорить в замедленной манере речи, чтобы непосредственно обращаться к мысли. На смену освоенным формообразующим основам гласного и согласного звуков приходит работа над динамикой речи, над освоением ударного слога (былинный эпос, пословицы, поговорки, скороговорки). Работа над развитием речи опирается на ритм четырехсложной стопы пеон (падающий, впередстремящийся, волнующийся, повышающийся, хориямб, йоникус). Этот стихотворный ритм способен дать разнообразие форм движения, их динамику. После трех лет обучения дети в основном овладевают поэтическими ритмами: двухсложная, трехсложная стопа, которые помогают им скоординировать свое тело в пространстве через работу с соответствующими поэтическими ритмами. Работа над развитием речи, и ритмом в третьем классе приводит в надлежащий порядок систему обмена веществ. В возрасте 9 лет человек начинает отделять мир от себя и в работу берутся стихи пейзажной лирики, рифмовки, очень удачна в работе «Калевала». Дети начинают понимать внутреннюю красоту языка. В работе с согласными идет подражание внешнему миру и действию, в работе с гласными выражаются свои чувства. Рассказываемое и читаемое привлекает внимание и интерес ребенка, и когда этот интерес есть, то в душе пробуждается своего рода тихое удовольствие, а физически оно проявляется в тонкой секреции желез, которая рассасывает отложение солей, возникающее при чтении, рассказывании и зазубривании неинтересного материала. Нельзя допускать, чтобы дети скучали иначе в организме будут вырабатываться и распределяться нерастворимые соли, тем самым способствуя заболеваниям, связанным с обменом веществ. Особенно это важно для девочек, зубрежка и невозможность облечь материал в форму душевных рассказов, которые вызывают удовольствие, дают в результате мигренеподобные состояния и начинение организма мелкими шпорами, которые не рассасываются.
Хориямб в переводе «хор ямбов», но может, имеет место быть слияние ямба и хорея, двух противоритмов. И когда эти два ритма уравновешиваются, то возникает завершенный и очень приятный ритм, дающий радость, пищу для фантазии, и мы будто качаемся на волнах этого ритма.
Глава 1.5. Жезловый ритм –Аллитерация. Переход к четвертому году обучения совпадает с выходом из возрастного кризиса, когда человек пережил свой разрыв с миром. В этом возрасте зарождается способность к самостоятельному мышлению с одной стороны, и воли с другой. Поэтому важно дать возможность ощутить некую силу внутри себя, приводящую к гармонии через аллитерацию ( жезловый ритм в котором живет осознанное пульсирование) и специальные речевые упражнения для развития четкой дикции, переживания плавности и красоты речевого потока, на закругление звуков и на членение речи. Благодаря этим пяти компонентам у ребенка устанавливается правильное соотношение между циркуляцией крови и дыханием.Аллитерация. Этот поэтический ритм построен на жезловой рифме, которая способна увлечь волю, устремив ее в речь и дыхание. Этот поэтический ритм придает речи вместо громкого ударения, часто идущего от головы, благозвучное наполнение. Иногда аллитерация звучит как хоровое чтение группы, что достаточно сложно для исполнения детьми в данном возрасте.
Речевые упражнения на четыре закономерных процесса говорения, носящие характер аллитерации В виду того, что немецкий язык несет импульс, связанный с формированием воли, упражнение дается именно на этом языке, английский, в свою очередь, развивает интеллектуальные способности, а русский язык является основой развития чувств в человеке. Делая эти упражнения, в которых смысл не играет роли, становится заметным то, как чудесно силы звуков модулируют и развивают детские голоса, и внешний облик речи становится яснее, энергичнее и красочнее.
Глава 2. Влияние поэтических ритмов на развитие навыков выразительного чтения в школьном возрасте.
2.1. Анализ исходного уровня развитости навыков художественного чтения у школьников
Входящая диагностика учащихся 5-6 классов по программе « Театр»( 2010- 2011 уч. г. первый год обучения, школа № 4)
Фамилия, имя Развитие чувства ритма Динамика речи, владение голосом Координация движения Актерское мастерство, этюдная работа Участие в Праздниках Года, спектаклях Социальные взаимоотношения
сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Мамонтова Ира дс нддддс днс
Ермачков Андрей нднддддс днс
Ткачева Маша ндндддднс ддТрясцын Андрей дс нддддс ддс
Архиповская Настя ндндс с с нс с с
Условные обозначения:
н - низкий уровеньд – достаточный уровеньс – средний уровень N – высокий уровень
2.2. Практическая работа по развитию навыков выразительного чтения
Чтобы развить умения: работать с поэтическим текстом, выразительно читать, интонировать мы занимались в студии…..
Хорей - падающий ритм, живет в согласных звуках, выражен через идеи, которые живут в нас, и ответственен за развитие интеллекта ( - длинный звук, v – короткий звук.)( -v-v-v-v) Листья солнцем наливалисьЛистья солнцем напитались,Налились, отяжелели,Потекли и полетели,Зашуршали по кустам,Поскакали по сучкам,Ветер золото кружитЗолотым дождем шумит. (М. Лисовая)
Ямб – повышающийся ритм, живет в гласных звуках, выражен через развитие чувств.(v-v-v-v-) Кипит вода, шумит ручьем,На мельнице и шум и громКолеса то в воде шумят,А брызги вверх огнем летятОт пены-то бугор стоит,Что мост живой весь пол дрожит.(И. Никитина)
Спондей – спокойный ритм, который уравновешивает интеллект и чувства через развитие воли.(- - - - - -) Взмах крыл. Рвусь ввысь.Я есмь. То бысть.Сто солнц ткут жизнь.Пью свет. Свет – цвет,В дне глаз – плеск брызг,Семь врат – вход в рай,Да в ад – раз врал.Двух волн встал вал,Три дня Бог ждал. (А. Наттери)
Ноги - на коротких звуках дети работают на цыпочках, на длинных звуках опускаются на всю стопу.Руки – на коротких звуках хлопок очень тихий, на длинных звуках сильный удар ладонями. Ребенок должен слышать звук, и художественный аспект речи, идущий из глубины души, поэтому кричать и громко читать стихи не рекомендуется. Дактиль – падающий ритм, помогает развивать чувство мышления (-vv-vv-vv-)Дума за думой, волна за волной,Два проявленья стихии одной;В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,Здесь в заключении, там, на просторе,Тот же все вечный прибой и отбой,Тот же все призрак тревожно пустой. (Ф. Тютчев)Анапест – повышающийся ритм, формирует чувство ( vv-vv-vv-) Сколько их расцветало недавно,Словно белое море в лесуТеплый вечер качал их так плавно,И берег молодую красу. (В Соловьев) Амфибрахий - качающийся ритм, формирует волю (v-vv-vv-vv-)Сижу за решеткой в темнице сырой,Вскормленный в неволе орел молодой.Мой грустный товарищ, махая крыломКровавую пищу клюет под окном. (А. Пушкин)
Падающий пеон -(-vvv-v)Белый снег пушистый,В воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится. (А. Суриков)Впередстремящийся пеон -(v-vvv-vv)Люблю березу русскую,То светлую, то грустную,В беленом сарафанчике,С платочками в карманчике.С красивыми застежками,С зелеными сережками.Люблю её заречнуюС нарядными оплечьями,ТО ясную, кипучую,То грустную, колючую. (А. Афанасьев)Волнующийся пеон - ( vv-vvv-v)Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печальный свет она.По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит. ( А. Пушкин)
Повышающийся пеон - (vvv-vvv-v) Гонимы вешними лучами,С окрестных гор уже снегаСбежали мутными ручьямиНа потопленные луга.Улыбкой ясною природаСквозь сон встречает утро года;Хориямб - (-vv-)Сад весь в цвету, Вечер в огне, Так освежительно-радостно мне! Вот я стою, Вот я иду, Словно таинственной речи я жду. (А. Фет)
Челн томленья (аллитерационное хоровое чтение)Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн.Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог,Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог.Мчится взморьем, мчится морем, Отдаваясь воле волн. Месяц матовый взирает, Месяц горькой грусти полн.Умер вечер. Ночь чернеет. Ропщет море. Мрак растет. Челн томленья тьмой охвачен. Буря воет в бездне вод. ( К. Бальмонт)Речевые упражнения на четыре закономерных процесса говорения, носящие характер аллитерации 1. Упражнение для развития четкой дикции (упражнение делается с мячом, который перехватывается рукой при аллитерационном звуке).
Mёuse messen mein essen/ ( в этом словосочетании происходит переживание отдельных звуков и созвучий, произношение должно быть отчетливым, не должен теряться ни один звук).2. Упражнение для переживания плавности и красоты речевого потока.Lёmmer leisten leises Lёuten. ( образная картинка: сверху струится вода, а руки как бы следуют за потоком, пока он внизу не вольется волнами в реку; вода снова движется вверх, затем вниз и так четыре раза подряд повторить эту фразу)Ты волна моя, волна,Ты гульлива и вольна.Плещешь ты куда захочешь,Ты морские камни точишь... ( А. Пушкин)(важно не терять ни звука и сохранять текучее и плавное движение и следить, чтобы речь просто дышала бессознательно, т.к. в этом возрасте еще нельзя процесс дыхания пронизывать сознанием).
3. Упражнение на закругленность речи (обволакивание). (Изображаем руками, как мы формируем красивые серебряные шары, начиная от маленького шарика, до самого большого)Bei bidern Bauern bleib brav.
Будут в башне бить набат,И разбудят всех ребят.(в этих упражнениях очень важно не терять ни одного звука, и в самом деле их закруглять).4. Упражнение на членение речи(в основном работает нёбный звук, который делает речь пластичной, к работе с текстом подключаются ноги- на каждом звуке К пяточка приподнимается и уверенно ставится на пол, затем это можно перенести на шаг) Komm kurzer kraftiger Kerl.(русский вариант)Кузнец подкуй коня,Коса коси колосья.
Для того, чтобы хорошо представить свои произведения на поэтическом конкурсе, мы в пятом классе пришли заниматься школьную театральную студию «Пилигримы», где стали обучаться азам актерского мастерства, развитию речи, сценическому движению по программе, которая опиралась на вышеуказанные материалы. С самого начала мы прошли все поэтические ритмы, которые следовало изучать раньше. Параллельно мы брали в работу любые стихи и прозу, выступая на открытых школьных мероприятиях и конкурсах. Поначалу было очень трудно читать, потому что слова звучали фальшиво, голос дрожал, язык лгал, а ухо слышало всю нашу фальшь. Еще влияло неправильное зазубривание стихов на оценку на уроках литературы. И как бы мы ни старались, все было не так, как хотелось бы. Но шаг за шагом, постепенно, голос становился всё уверенней, слова звучали всё убедительнее, а на сценическую площадку к зрителю выходить было уже не страшно. Аплодисменты, которые звучали в наш адрес, тишина в зале во время чтения наших стихов были подтверждением того, что мы работали лучше, качественнее. Два года мы принимали участие в поэтических конкурсах, и не задавались целью взять призовые места, мы просто учились. И только в этом году были готовы представить свои работы и стали Победителями конкурса заняв Первое, Второе, Третье место и Приз зрительских симпатий.
Глава 2.3. Анализ полученных результатовДля того чтобы провести эксперимент и определить степень развитости навыков выразительного чтения, мы остановили свой выбор на поэтических произведениях поэта современника Е. Евтушенко с которыми работали на протяжении двух месяцев. С этими произведениями вышли на районный конкурс поэзии. Используя метод наблюдения на самом конкурсе, мы сделали вывод: навык работы над поэтическим или прозаическим произведениями, у участников отсутствует, либо выражен в простом заучивании текста. Очень громкое, или чрезмерно эмоциональное, пафосное чтение, которое часто именуется «выразительным» чтением было эталоном правильной подачи текста, что делало выступление многих конкурсантов не вдохновенным и не интересным. Редко кто включал в работу свои руки. А жест всегда укрепляет слово, фразу, (мы обязательно это делаем на занятиях и в работе над стихами), кто-то украшал свои стихи музыкой, декорациями, реквизитом, но это способствовало тому, чтобы стихи доносились до зрителя. И вот наш результат.
Результаты диагностического исследования учащихся 5-6 классов по программе « Театр»( 2012- 2013 уч. г. второй год обучения, школа № 4)
Фамилия, имя Развитие чувства ритма Динамика речи, владение голосом Координация движения Актерское мастерство, этюдная работа Участие в Праздниках Года, спектаклях Социальные взаимоотношения
сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Мамонтова Ира с N дN c N c N с N с N
Ермачков Андрей c N c N c N c N C N с N
Ткачева Маша c с c с дС дс с N с N
Трясцын Андрей с N с N с N с N c N с c
Архиповская Настя дс дс с с с с с N N N
Условные обозначения:
н - низкий уровеньд – достаточный уровеньс – средний уровень N – высокий уровень
Таким образом, начиная с 5 класса, за 2 года обучения мы в группе из 5 человек пришли к таким результатам:- развитие чувства ритма: уровень высокий -3 ч., уровень средний – 2 ч., низкий и допустимый уровень – 0;- динамика речи, развитие голосовых данных: уровень высокий – 3ч., уровень средний –2 ч., низкий и допустимый – 0;- координация движения: уровень высокий – 3ч.,уровень средний –2 ч., низкий и допустимый – 0;- актерское мастерство: уровень высокий – 3ч.,уровень средний –2 ч., низкий и допустимый – 0;- участие в праздниках, спектаклях, конкурсах: уровень высокий – 5ч., уровень средний –0 ч., низкий и допустимый – 0;
Список литературы
Вюнш, В.Формирование человека посредством музыки. Перевод с немецкого Григорьевой Н. – М.: Парсифаль, 1997.221 с.
2.Дыкман Л. Гармоничный ребенок. – СПб.: Петро риф, 1998. – 176 с.
3.Захава, Б. Мастерство актера и режиссера –М., «Просвещение» 1978.334
4. Ленц, Ф. Образный язык народных сказок. – М.: Парсифаль, 1995.336 с.
5. Программы общеобразовательных учреждений ТЕАТР 1-11 классы М. «Просвещение» 1995. 156 с.-
6.Кох, И. Основы сценического движения. – М.: Просвещение, 1976.
Слезак - Шиндлер, Э. Искусство звучащей речи в школьном возрасте. – М.: Парсифаль, 1996.288 с.
Штейнер, Р. Искусство воспитания. Методика и дидактика. – М.: Парсифаль, 1995.234 с.
Поэтическая литература
Полачек, А. Ритмическая часть урока в вальдорфской школе. 124 с.
Ярмарка скороговорок. – Пермь: Красная звезда.12 с.
Круглова, Ю. Былины. – М.: Художественная литература, 1985.185 с.
Калевала. – М.: Художественная литература, 1977.481с.
Бальмонт, К. Собрание сочинений. – ТОО Можайск-Терра, 1994.375 с.
Пушкин, А. Сказки. – М.: Правда, 1982.318 с.
Брюсов, В. Стихи. – М.: Молодая гвардия, 1989.123с Интернет –сайт «Литературный портал «Золотая Поэзия» , «Русская поэзия».