Разработка урока литературного чтения 3 класс Береза в поэтических произведениях

Литературное чтение 3 класс. В.А.Лазаревой

Тема урока .

« Береза в поэтических произведениях»

Цели урока:
1) учить детей сопоставлять поэтические тексты;  2) способствовать формированию умения пользоваться выразительными средствами языка для создания художественного образа; 3) воспитывать любовь к природе, к родному краю, родине.
I.Оргомомент.
Ну-ка, всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
За урок оценку «пять»?
Сообщение темы.
(Игра «Собери слово.»)
-Посмотрите на доску.
-Что здесь?(Буквы) Придумайте задание к этим буквам.
ЕАКБРЗЕ(Составить слово)
- какое слово получилось?(Березка)
- А почему я именно это слово загадала?(Это тема урока)
- Да, мы будем говорить о березке, береза прекрасное дерево, и нет ее прелестнее.
Береза- самое любимое , самое родное для каждого русского человека дерево. И сегодня наше занятие мы посвящаем этому чудному дереву.
- но прежде я хотела бы у вас спросить, что вы уже знаете о березе?
- какую информацию подготовили вы самостоятельно? мы хотели бы её послушать

III. Актуализация знаний.
Что мы знаем о березе?
- Откуда пришло слово? Что обозначает?
( лиственное дерево с белой корой, Слово “береза” произошло от старославянского слова “брезньнъ”, что означало “апрель”. Общеславянское berza возникло на базе индоевропейского корня в значении “что-то блестящее, белеющее”. )
2.Расскажите о березе – как символе.
(а) Берёзу не зря называют символом России. Далёкие предки славян ласково называли её «весёлкой». От этой белоствольной красавицы словно исходила радость жизни, веселее становилось на душе.
б). Но берёза не только радовала глаз. Она была ещё и доброй помощницей крестьян. В длинные, зимние вечера, когда не было электричества, избу освещала лучина, она была берёзовая. Она горела ярко и не коптила.
в). Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой берёзовой коры – берёсты. Она не пропускала в избу влагу, если даже крыша прохудилась. Часто из бересты мастерили вёдра, в которых хорошо хранились молоко и вода. Посуда из бересты очень легкая, удобная в применении, не пропускает влаг)
3. А вы знаете загадки о березе? Пословицы, поговорки?
1.Стоит Алена, Платок зеленый, Тонкий стан, Белый сарафан. 
2 Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане
3. Клейкие почки, Зеленые листочки. С белой корой Стоит под горой. 
4. В белом сарафане Стала на поляне. Летели синицы, Сели на косицы
5. Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки, Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки
Пословицы о берёзе
Бела береста – да дёготь чёрен. Берёза не угроза – где стоит, там и шумит. Берёза ума даёт (о розгах). Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких. Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь. Берёзой обогреешься, а не оденешься. Где дубняк, там и березняк. Для врага и берёза – угроза. И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут. Каковы берёзки, таковы и отростки. Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
4. Какие поэты воспевали Березу?
- Чтение отрывков из стих.
5. А какие песни вы слышали о березе?
----------
О чем они? (О любви к родному краю, березке России)
- Послушайте песню- вальс Берёзка. Слова А. Безыменского, музыка Е. Дрезина в исполнении великой русской певицы.
- Понравилась песня? Чем? А кто исполнил её?
- И так вы много уже знаете о березе, какой вывод можете сделать?
(Берёза – дерево необыкновенной красоты и доброты, она олицетворяет русскую душу.
Это образ Родины, русской женщины , образ русской природы.)
ФИЗМИНУТКА.
IV.Работа над новыми поэтическими произведениями.
Нет больше такого дерева, которое бы природа создала специально для человека, и нет такого дерева, которое отдавало бы все себя до капельки именно человеку. Шелест ее листвы под легким ветерком ласков и нежен, тень от широкой кудрявой кроны в летнюю жару приятна и спасительна, белизна бересты, как венчальное платье невесты, прекрасна и неповторима. Ни в каком другом дереве так весело не щебечут птицы, радуясь солнцу летнего утра, и нигде больше так упоительно не стрекочет кузнечик свою длинную двухколенную трель теплыми ночами. И уж едва ли найдется растение, которое выглядело бы так светло и жизнерадостно среди закутанного сугробами спящего зимнего леса.
Сегодня на уроке мы будем работать над исследованием двух текстов. Это стихотворение С.Есенина “Береза” и А.Фета “Печальная береза”
(Слайд портреты)
Наша задача – выяснить, какие языковые средства используют поэты для создания художественного образа и выражения своих чувств;
Сопоставив их, найти, что общего в данных стихотворениях и в чем их различие.


Работа по учебнику.
- откройте уч. стр. 84. Я предлагаю вам послушать эти стих.
А вы подумайте : почему стихи разных поэтов поместили рядом?
а) - чтение стих А. Фета
(СЛАЙД береза)
- словарная работа:
Прихотью
Траурный
Денница

б) Чтение стих С. Есенина
- словарная работа
Кайма
Бахрома
-- Почему же стихи поместили рядом?
Дети:
Много общих деталей описания природы
- у обоих береза стоит у окна
- зима,
- заснеженное дерево,
- у обоих есть образ зари,
- И Фет и Есенин рисуют образы зимней березы красивыми художественными словами.
2.Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.
3.Выразительное чтение стихов.
Молодцы ребята!
- А вот теперь подумайте какое стих вам бы хотелось спеть?
- в России много песен на стихи Есенина. На стих «Березка» тоже написана музыка. Я предлагаю вам послушать эту песенку и представить удивительную картину зимнего пейзажа.
(Слайды и песня)
- Понравилась песня? Чем?

V.Итог урока.
- Ребята, чему мы сегодня учились на уроке? Что вам особенно понравилось, запомнилось?  Берёза – дерево необыкновенной красоты и доброты . В поэзии это образ Родины, Женщины, образ русской природы. Берегите берёзу, символ Родины нашей.

VI.Рефлексия.


Заголовок 215