Духовно-нравственное развитие детей через изучение традиций хакасского народа.
Шалгынова Наталья Петровна
Воспитатель ГБОУ РХ
«Хакасская национальная
гимназия – интернат им.Н.Ф.Катанова
Духовно-нравственное развитие детей через изучение традиций хакасского народа.
Нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой настоящего времени. Однако в практике современного школьного образования нравственное воспитание занимает далеко не первое место. Важным средством нравственного воспитания является приобщение детей к культуре хакасского народа.
Педагогика хакасского народа особое внимание уделяла на формированию нравственных качеств у детей.
Приобщение к культуре в школьном возрасте через хакасского народного этикета, узнают культуру, быт, традиции хакасского народа. Работая по этой теме, мы поставили следующие задачи:
- воспитание уважительного отношения к сверстникам взрослым разных национальностей, национальным традициям и обычаям хакасского народа:
- воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю;
- приобщать к культуре и традициям хакасского народа;
- развитие интереса к устному народному творчеству.
С раннего детства родители воспитывали лучшие качества: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, гостеприимство. Она начиналась с приучения детей заботе о домашнем очаге. Детей всегда привлекали к участию в традиционной трудовой помощи людям.
На сегодняшний день трудовому воспитанию в школе уделяется большое внимание. Практически все дети обладают навыками самообслуживания. Все это соблюдается графиком дежурств, контролируется со стороны воспитателя, чтобы избежать физического напряжения детей.
В хакасских семьях родители приучали их следующим правилам этикета: Уважать старших, женщин и детей, всегда уступать место, не перебивая, слушать рассказы старших. В результате у детей вырабатывались и закреплялись нравственные привычки и понятия. Все эти правила находят отражение в хакасском народном этикете.
Широко известные пословицы, пожелания об уважения к старшим:
1.УлуCны чооCын иссеz, узада кЎннi к—рерзiz
(Будешь старших слушать, жизнь будет долгой).
2.УлуCны улуCла, кiчiгнi кiстетпе.
( Старших уважай, младших не обижай)
Распространенными являются пословицы о воспитании у детей культуры поведения в обществе. Чахсы ат хулунда к—рiнче, чахсы кiзi кiчiгде пiлдiрче.
(Доброго коня видно с жеребенка, хорошего человека заметно с детства).
Вежливости, уважительности в обращении к старшим приучали с раннего детства. Оценка «изеннiг пала» из уст взрослых звучала как одобрение не только в адрес самого ребенка, но и его родителей, сумевших воспитать своих детей в духе народных традиций. Соответственно «изенi чох кiзi» означало осуждение поведения человека, не приученного уважать старших, приветствовать их.
Самообладанию в словах и поступках, другому правилу, этикету- также посвящены пословицы хакасского народа.
1.Килiспеске тарыхпаgаz, чарабасха чолабаgаz.
(Не злись по пустякам, не печалься по мелочам).
2.Тарынап чоохтазаz, алgаазарзыz.
(Если будешь говорить, гневаясь, ошибешься).
Соблюдение основных правил этикета требует выработки определенных качеств характера, прежде всего вежливости, скромности.
Изучают дети культуру хакасского народа через устное народное творчество, художественную литературу, музыкальное народное творчество, этнические - мини- музеи. В педагогический процесс были включены разнообразные формы работы с детьми: игры- занятия, беседы, викторины, праздники, спортивные состязания, и др.
Занятия проводятся в форме увлекательной игры, беседы. Праздники Чыл- пазы (Новый год), Чир – Ине (День Матери-земли), Хуртуях- (День почитания пожилых людей) заканчиваются традиционными, национальными блюдами.
Атмосфера игры и праздника воспринимаются детьми как увлекательное детство. В процессе такой работы дети становятся дружнее, а их разговоры содержательнее: развивается их любознательность, удовлетворяется потребность в приобщении к миру взрослых. Дети больше узнают о Родине, традициях и обычаях хакасского народа. При этом работа построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.
Понимание идеала настоящего человека находит отражение в героических сказаниях, сказках, легендах, пословицах и поговорках и кончая героическим эпосом, содержит духовно-нравственный потенциал этноса.
Список литературы
1. Ежегодник института саяно-алтайской тюркологии ХГУ им. Н.Ф.Катанова. Выпуск 2.-Абакан: Изд-во хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова, 1998 -218 с.
2. Этнопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии в современном социокультурном пространстве (4 Волковское чтения): материалы всероссийской науч. Ред. С.В.Калмыков.-Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2011.-290 с.ISBN978-5-9793-0371-0
Заголовок 115