Изучение и сохранение традиций русского народа как одно из направлений работы классного руководителя
ИЗУЧЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА
КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Гарифуллина В.В.МБОУ «Гимназия №93» г. Казани, Россия
«Только корнями живы ветви»
(Араратская мифология)
Важным направлением деятельности классного руководителя на современном этапе является формирование у учащихся чувства национального самосознания.
Отказ от прежних советских идеалов, отсутствие четко определенных нравственных ценностей вызвали нежелательные последствия в нравственном развитии подрастающего поколения.
И как следствие – проявление скептицизма среди подростков, забвение национальных чувств, иждивенчество. Подростку и в самом деле трудно сориентироваться в меняющемся мире, трудно ответить на многочисленные вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Именно классный руководитель должен указать ему верные ориентиры в мире, где перемены происходят ежедневно и ежечасно. Ведь как бы ни был изменчив мир – многие нормы и правила поведения людей, выработанные человечеством, дошли до нашего времени и стали общепринятыми, интернациональными.
Так, отношение к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа - непреходящая ценность для любого народа, любой нации.
Задачи воспитания у подрастающего поколения патриотизма, любви к родине, её языку и культуре важны для всех стран. Но в нашей стране они имеют особое значение.
Россия – родина для многих. Как сказал выдающийся академик Д. С. Лихачев «русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…
К сожалению, современные школьники почти не знают своей национальной культуры. Именно поэтому, изучение и сохранение традиций русского народа становится первостепенной задачей в деятельности классного руководителя.
Традиции – это исторически сложившиеся устойчивые формы концентрации и передачи опыта общественных отношений от старших к подрастающим поколениям. На протяжении веков традиции русского народа были и остаются одним из действенных способов приобщения новых поколений к жизни общества, формирования определенного типа личности. Традиции, моральные нормы, усвоенные в школьном возрасте, выступают своего рода эталоном, с которым соизмеряются его дальнейшее поведение, отношение к обществу, к Родине, ко всему человечеству.
Классный руководитель, организовывая, сплачивая и совершенствуя детский коллектив, должен направлять его деятельность на трансформацию традиций русского народа в традиции этого коллектива, что позволит в будущем развивать нравственные качества воспитанников в соответствии с идеалами русского народа.
Формы привития школьникам духовно-нравственных ценностей русского народа – это система тематических классных часов, викторин, конкурсов проектов, презентаций, сочинений и рисунков, диспуты, творческие фестивали и акции, читательские конференции, экскурсии, беседы и коллективно-творческие дела (КТД). Среди них: «Люблю Отчизну я», «Традиции моего народа», «Я – гражданин земли Российской», «Россия – Родина моя!», «Жить – Родине служить!». «Мой край родной в истории России», «Ими гордится русский народ», «Берёза – символ России», «Сохраним Россию для будущего».
Кроме того классный руководитель ведёт работу по приобщению школьников к русской праздничной культуре, способствуя постижению исторического смысла государственных праздников, праздников народного календаря. Таких, как День России (12 июня), День народного единства (4 ноября), Рождество, Пасха и других.
Опыт работы показывает, что знакомство с русскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала. Например, отправляясь на каникулы, школьники обязательно получают «домашнее задание»: послушать песни, которые поют их старенькие бабушки, полистать альбомы со старинными фотографиями, расспросить старожилов о том, как раньше отмечали праздники их прадеды. А затем поделиться своими находками с одноклассниками.
Наиболее удачно приобщение школьников к истории и быту русского народа проходит в игровой форме «погружения в культуру», где дети проживают определенную историческую ситуацию, изучают быт, образ жизни, ремесла, народное искусство. Например, готовясь к празднику Масленицы, мастерят костюмы, учатся печь блины, разучивают соответствующие стихи и песни, запоминают ход празднества, длящегося целую неделю и завершающегося Прощеным воскресеньем. Это красивый, гуманный русский обычай. Перед строгими днями Великого поста необходимо очистить душу, повиниться, попросить у всех прощения. А главное – простить всех самим.
Это учит добру, нравственности, идеалам народной мудрости, воспитывает, формирует добрые чувства и поступки.
У русского народа обширное культурное, воспитательное и образовательное наследие, которое необходимо сохранять и бережно передавать последующим поколениям. Не подвергается сомнению, как велика роль народных традиций в нравственном воспитании подрастающего поколения. Известно, что нравственные качества человека начинают вырабатываться с младенческих лет и в основном процесс их формирования завершается в школьные годы. Классный руководитель – это человек, от деятельности которого зависит и сохранение народного наследия, и воспитание человека, готового принять это наследие. Вся его деятельность должна быть направлена, в первую очередь, не на передачу знаний, а на воспитание души. Души истинного русского гражданина, патриота своей Родины, соблюдающего обряды и почитающего традиции Руси православной.