Применение различных форм и методов работы на уроке математики как средство повышения качества образования
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово»
Применение различных форм и методов работы на уроке математики
как средство повышения качества образования
87249093345
Учитель математики
Казюкина Елена Владимировна
с. Елизарово, 2014г.
«Настоящий учитель не может быть равнодушным исполнителем,
который безразличен к судьбам своих учеников.
Он должен стремиться к тому, чтобы процесс обучения для учащихся стал желанным,
чтобы умственные усилия приносили им не раздражение, а радость».
Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели образования личности?”
Я тоже задавала себе эти вопросы, пока не прочитала одну китайскую притчу. Она гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму”.
Для меня стало совершенно очевидно, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся.
Огромную роль в раскрытии творческого потенциала личности ребенка играют методы, формы и средства обучения. Это та "волшебная палочка", одного прикосновения которой порой бывает достаточно, чтобы пробудить дремлющие в коконе детства интересы, способности и таланты, чтобы на небосклоне науки и прогресса загорелась в будущем новая звезда.
Педагогические разработки базируются на принципе "больше впечатлений, хороших и разных".
Приоритетным является формирование мотивации учения, компетентностей, развитие познавательных интересов и готовности к обучению. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей способности человека - потребности в самообразовании.
Социализация, развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.
Как же заинтересовать обучающихся? Как привлечь их внимание?
В последнее время все меньше и меньше внимания уделяется мотивировке изучения математики в школе и развитию интереса к ней, что не приводит к повышению качества образования.
Моя главная цель: Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе посредством развития интереса учащихся на уроках математики.
Достижение планируемых результатов предполагается решением следующих задач:
1) создание положительной мотивации школьников к изучению математики с целью качественной подготовки к ГИА;
2) организация системно-деятельностного подхода на всех этапах урока и внеурочной деятельности;
3) обеспечение развития у обучающихся умений работы с различными типами тестовых заданий;
4) организация систематического повторения базовых элементов курса на протяжении всех лет изучения математики с использованием тематического контроля;
5) создание педагогических условий для формирования устойчивого навыка;
6) выявить факторы влияющие на качество знаний учащихся (психологическое тестирование);
Необходимостью создания системы мер по повышению качества знания по математике стал ряд причин:
1 категория: низкий уровень предшествующей подготовки ученика, неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, отсутствие заботы родителей), недостатки воспитанности, слабое умственное развитие.
2 категория: недоработка в предыдущих классах, недостаточный интерес к предмету, слабая воля к преодолению трудностей.
3 категория: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль, пропуски уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашнего задания.
Началом работы по повышению качества знаний по математике должно стать проведение диагностики по определению исходного уровня мотивации (используются методики: Социометрия, Методика «Наши отношения») учебной деятельности. По результатам диагностики можно увидеть, кто из учащихся имеет высокий уровень мотивации, средний уровень, а кто - сниженный уровень.
Для успешного осуществления образовательного процесса всё актуальнее становится аналитический контроль его текущего состояния и результативности учебного процесса. Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса является мониторинг:
а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;
б) учащихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.
Система мониторинга состоит из двух основных компонентов: базового и тематического.
Базовый мониторинг состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ. В обучении математике важным звеном является целенаправленная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, для этой работы используется тематический мониторинг. Тематический контроль представляется в виде диагностических карт по темам, изучаемым в курсе математики. Диагностическая карта ученика-это отражение его степени обучаемости. По данным, отраженным в диагностической карте учитель может отслеживать умения приобретенные учащимися и если по какой-то из позиций у учащегося стойкое не выполнение заданий, то такому ученику необходимо оказывать индивидуальную помощь именно по этой теме. Ученик должен быть ознакомлен со своей картой, тогда у него может появиться целенаправленное желание постепенно приобрести все необходимые знания и навыки. А также использование различных педагогических технологий, применяемые не только на различных этапах урока, но и применение нетрадиционных форм урока являются составляющими алгоритмами учебно-познавательной деятельности обучающихся, как средства повышения качества.
Этапы урока Используемые техники
(приемы) Описание
Проверка
домашнего
задания «Графический диктант» На вопросы учителя учащиеся выполняют рисунок. Ответ «да»
соответствует -_ , ответ «нет» - ^
Подготовка к активнойучебно-познавательной
деятельности «Устный счет»
Учащиеся разгадывают
кроссворды, решают
нестандартные задачи и т.д. наусмотрение учителя. Главное
«захватить» внимание учащихся.
Изучение
новых знаний и
способов
действий «Презентация
учебного материала»
На стене прикреплен лист ватмана,
в его центре указано название
темы. Остальное пространство
листа разделено на секторы,
пронумерованные. Учитель
вписывает в сектор1 название
раздела темы, о котором он сейчас
начнет говорить в ходе сообщения.
Обучающимся предлагается
обдумать, о каких аспектах темы,
возможно, далее пойдет речь вдокладе. Затем учитель раскрывает
тему, а в сектор вписываются
наиболее существенные моменты
первого раздела. Они вносятся наплакат по ходу сообщения и т.д.
Первичная проверка
понимания изученного «Живая модель» На уроках геометрии поможет
конструкция из подручных
средств (карандаш-прямая, тетрадь – плоскость).
Применение
знаний и способов
действий «Работа в группах» Учащиеся получают задания,
направленные на достижение
обязательных результатов
обучения. Коллективными
усилиями находят верное решение, самостоятельно применяя знания и
приёмы деятельности в новой
ситуации.
К различным формам уроков относятся: уроки-лекции, диспуты, уроки -практикумы, консультации, игровые уроки и др., благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. На уроках можно использовать разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов, доклады и сообщения и др.
Урок – соревнование.
Рекомендуемые темы: «Решение линейных уравнений и неравенств», «Решение квадратных уравнений и неравенств», «Действия с положительными и отрицательными числами». Могут быть разными по содержанию, по организации и структуре. Наиболее часто проводятся с целью повторения или обобщения изученного материала. Виды: поединок, бой, эстафета, путешествие, соревнования и др.
Уроки-лекции.
Урок-лекция предполагает совместное размышление, а также деятельность учителя и учащихся. Лекцию нужно подготовить и провести так, чтобы вся тема была рассмотрена крупным блоком, и при этом обеспечен высокий научный уровень изучаемого материала, доступность изложения, а также изящество формулировок и решения. И именно в ходе лекции пробуждается интерес к математике в наибольшей степени.
На протяжении лекции учитель задает вопросы классу, приглашает к сотрудничеству и размышлениям. Важно чтобы учитель побуждал детей к тому, чтобы они открыто говорили, в чем и где испытывают трудности при усвоении учебного материала.
Сложность уроков-лекций определяется также тем, что в ходе занятий нужно решить целый комплекс взаимосвязанных задач:
Заинтересовать учеников материалом лекции.
Добиться в процессе объяснения понимания сути изучаемого вопроса.
Познакомить учащихся с методами математических исследований, используемых при разработке этой темы.
Заложить основы учащимся не только для решения задач, но также и для исследовательской деятельности.
Уроки решения ключевых задач.
Обучать математике значит, прежде всего, обучать решению задач. Но учитель не должен все же настаивать на решении из учебника как можно большего числа задач, так как в основном они однотипные.
Использование систем ключевых задач позволит дифференцировать работу учеников, потому что овладение умениями решать ключевые задачи гарантирует им выполнение программных требований к знаниям и умениям.
Такие задачи дают возможность ликвидировать в обучении не только перегрузку учащихся, так как решается меньше задач и меньше задается их на дом, но также и облегчает труд учителя по проверке знаний учащихся, планированию уроков.
ПРИМЕР:
Тема: Прямая и правильная призмы.
Тип урока: урок решения ключевых задач.
Учебные задачи:
1. формировать умения применять полученные знания при решении задач;
2. закрепить знания учащихся о прямой и правильной призме;
3. формировать приемы решения задач на прямую и правильную призмы.
Диагностируемые цели:
- умеет применять полученные знания по теме при решении задач;
- умеет изображать призму;
- умеет применять приемы решений.
Ход урока.
1. Мотивационно-ориентировочная часть
- Ребята, какую тему мы изучаем?
- Какие виды многогранников вы знаете?
- Хорошо. На доске изображены призмы, опишите их.
- Многогранники.
- Молодцы. А сейчас проведем небольшой математический диктант с элементами конструктивного диктанта. Алена выполняет его на обратной стороне доски, а все остальные в тетрадях. (Учитель задает вопросы, где нужно просит оставить место)
- Теперь проверим, что у вас получилось. Алена, разверни доску. Я буду заново читать вопросы, а ты будешь давать на них ответы.
- Изобразите куб. Введите обозначения.
- Изобразите сечение, проходящее через два противолежащих ребра.
-Сколько диагоналей можно изобразить?
- Изобразите диагональ, лежащую в плоскости сечения.
Уроки-консультации.
Цель проведения урока консультации - научить школьников задумываться над проблемой, уяснить какие возникли у них затруднения при знакомстве с изучаемой темой, а также сформулировать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы. Сначала учащиеся не понимают сути урока-консультации, не умеют сразу задавать вопросы, и поэтому нужно помогать им на первых порах их формулировать.
Что же дают уроки-консультации учителю.
Можно восполнить пробел, если разобраны не все ключевые задачи;
Учитель должен просмотреть по данной теме большое количество задачников.
Вопросы учеников учитель использует для обобщения материала;
В ходе занятия можно проследить динамику развития мышления учеников;
Интересные вопросы, дают возможность учителю провести урок на высоком научном и эмоциональном уровне стимулируют его творчество.
А что дают такие уроки ученикам:
Они позволяют увидеть пример работы над незнакомой задачей, и осознать, что они могут научиться также, работать.
Подготовка учеников к уроку-консультации стимулирует их к работе с различной научной и учебной литературой.
Они также сформирует у учащихся привычку задавать вопросы и на других уроках. И ведь любой урок только выиграет от интересных вопросов.
Кроссворд.
Помимо игры, а кроссворды, отчасти, такими и являются, дети вспоминают пройденный материал, а также учатся грамотной записи математических терминов. Работа проводится индивидуально, таким образом, проверка знаний проходит у всех учащихся одновременно, но можно также провести парную работу.
Кроссворды могут использоваться на уроке не только с целью актуализации знаний, но и при повторении темы, на контрольно-проверочном уроке.
В качестве домашнего задания можно дать учащимся возможность самим попробовать составить кроссворд по заданной теме. И лучше такое задание дать не индивидуально каждому, а попросить их выполнить эту работу в паре. Благодаря такому виду парной работы можно научить ребят взаимовыручке, поддержке, избежать большого числа грамматических ошибок.
При составлении кроссвордов учащиеся прочитывают большой объем как нового, так и уже изученного материала, стараясь найти интересные и трудные вопросы.
Математический диктант.
Математический диктант — это один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Система математических диктантов должна, с одной стороны, обеспечивать усвоение необходимых знаний и умений, а с другой стороны, их проверку.
Математические диктанты можно разделить на проверочные, обзорные, итоговые. Проверочные диктанты предназначены для контроля усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения определенной темы. При их выполнении учитель получает информацию о том, как усваивается тема, что позволяет вовремя выявить ошибки, обнаружить плохо усвоивших материал и в зависимости от этого строить работу по изучению данной темы. Учащиеся получают дополнительную практику в самостоятельном решении задач и тем самым готовятся к контрольной работе по данной теме. Основа проверочных диктантов — задания реконструктивного характера, в то же время в них не следует включать задания сложнее тех, которые выполнялись учащимися на уроках и дома.
Можно также провести обзорный диктант, который позволит ученикам повторить материал, систематизировать знания, установить связи между изученными вопросами. Для этого нужно определить, какие основные понятия должен усвоить ученик при изучении темы, какие умения и навыки должен приобрести, какие задания уметь выполнять и каков уровень сложности этих заданий. Задания должны быть четкими, конкретными, понятными, сюда входят вопросы по проверке изученных определений, теорем, правил, задания на решение несложных задач и упражнений. Такой диктант дает возможность учителю проверить усвоение узловых вопросов изученной темы.
ПРИМЕР:
Смежные и вертикальные углы
Угол меньше 90°.
Угол равный 90°.
Градусная мера развернутого угла.
Чему равна треть прямого угла?
Прямой угол разделен на два угла, один из которых равен 40°? Чему равен второй угол?
Развернутый угол разделен на два угла, один из которых равен 100°? Чему равен второй угол?
На какой угол поворачивается солдат по команде “кругом”?
Развернутый угол разделен на два угла, один из которых равен 50°? Чему равен второй угол?
Два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются дополнительными лучами.
Если стороны одного угла являются дополнительными лучами сторон другого угла, то такие углы называются …
Угол больше 90°, но меньше 180°.
Свойство смежных углов.
Свойство вертикальных углов.
Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла.
Обозначение перпендикулярности прямых.
Умножение одночлена на многочлен.
1. Выполните умножение:
а) 3Х(Х2-7Х+5) (5Х(Х2-2Х+7)
б)-Х2У(ХУ+5Х-3) (-ХУ2(Х2У+3У-8)
2. Упростите выражение:
3(2Х-1)-5(3-Х) (2(3Х+7)-4(5Х+1)).
3. Решите уравнение:
5Х+3(Х-1)=6Х+11 (3Х-5(2-Х)=54).
Так же для достижения максимальной эффективности обучения математике использую ИКТ. Сейчас всем понятно, что компьютер не может заменить живое слово учителя, зато поможет облегчить труд учителя, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета, видеоуроки и интерактивные доски позволяют нам использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания.
Компьютерные технологии позволяют:
выиграть время для более интенсивного обучения;
сделать урок интересным, разнообразным и наглядным;
вовлечь всех детей в учебный процесс;
эффективно преподносить новый материал;
развивать творчество и самостоятельность школьников.
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Оно выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта.
Учитель, использующий интерактивные технологии, выступает в нескольких основных ролях:
в роли информатора-эксперта, излагающего текстовый материал, демонстрирующего числовой предметный ряд, отвечающего на вопросы учащихся, отслеживающего результаты процесса и т.д.;
в роли организатора, координирующего взаимодействие учащихся (разбить на подгруппы, побуждать их самостоятельно собирать данные, координировать выполнение заданий, подготовку минипрезентаций и т.д.);
в роли консультанта (обращаясь к опыту учеников, помогать искать решение уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые).
Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное – совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.
Однако следует заметить, что в выборе форм проведения уроков нужна мера, потому что учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес и успеваемость заметно понижается. В общей системе место нетрадиционных уроков должно определяться самим учителем в зависимости от условий содержания материала, конкретной ситуации и индивидуальных особенностей самого учителя.
Все предыдущие рассуждения приводят к следующему: все, что касается обучения учащихся, с активизацией их познавательной деятельности, работе с информацией должно быть взято на вооружение при осуществлении на уроке нестандартных методов и форм работы.
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.