Внедрение новых форм и методов обучения и воспитания как стимул повышения интереса учащихся
Внедрение новых форм и методов обучения и воспитания как стимул повышения интереса учащихся
Сегодня стоять на месте не позволительно. В настоящее время каждый педагог пересматривает свое отношение к образовательному процессу. Каждый новый день вносит свои изменения и заставляет искать новые формы и методы работы с детьми. Использование методов активного обучения позволяет решать проблемы активизации учебной деятельности. Большинство из них направлено на преодоление таких проблем, как: необходимость развития мышления, познавательной активности, познавательного интереса, раскрытие творческого потенциала ребенка. Мы обращаем большое внимание на введение в обучение эмоционально-личностного контекста, индивидуального подхода к ребенку, развитие сотрудничества педагога и воспитанника, которое предполагает практическое осознание необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагога, развитие уважения, доверия к воспитаннику, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности и инициативы. А для этого на занятиях создается атмосфера эмоционального благополучия и доверия всеми возможными способами. Одним из таких является метод позитивных утверждений.
Позитивные утверждения короткие простые фразы, которые мы повторяем про себя или вслух, которые помогают эффективно направлять мысли к определенной цели.
Например, если ребенок боится предстоящего испытания, участия в соревнованиях или у него существует любой другой страх, мы учимся преодолевать его, повторяя про себя: «У меня все получается... у меня все получается у меня все получается». При многократном повторении этой позитивной установки в течение нескольких минут мозг настраивается на «положительный результат», переключаясь с тревоги на уверенность. Утверждения воздействуют и на поступки. Что самое главное, ребенок начинает думать о том, чтобы « все получилось» и ожидать самого лучшего от себя.
Когда дети ощущают подавленность, тревогу или страх, как это случается с каждым, очевидно, что эти чувства обычно задаются соответствующими мыслями. Негативные мысли вроде «никто меня не любит» или «я хуже всех» всегда приходят к детям не как зрительный образ, а как послания, звучащие в ушах.
Воздействие грусти положительно лишь тогда, когда вызывает в душе человека сочувствие к другим людям либо способствует самодисциплине. Хуже всего, если грусть превращается в жалость по отношению к самому себе. Наполеон Хилл
«Мысли представляют собой самые
могущественные силы во вселенной ребенка»
Джон Кехо.
Педагоги, воспитатели и родители - мы все желаем нашим детям иметь позитивные установки, уметь правильно выбирать, быть довольными своей жизнью. Это так, но как достичь этого? В школе нет такого предмета.
На занятиях нашего кружка мы стараемся уделять большое внимание технике тренировки ума.
Общеизвестный факт, что многие спортивные звезды дополняют свои физические тренировки психологической работой и достигают при этом выдающихся результатов.
Как и все в этом мире, наши мысли созданы из энергии и уже вследствие этого являются мощной силой.
Создавая мыслительный образ, я предлагаю детям сравнить наши мысли с искрами от костра: полетела искорка, упала и погасла, полетела, упала и погаслаИ ничего не произошло, так и наши мысли, если они единичны и разрозненны, то не дают желаемых результатов. Но если эта искра сотни раз упадет на одно и то же место, то может разгореться новое пламя. Заключая в себе силу пламени, мысли проявляются, как быстро исчезающие мелкие вспышки. Они длятся какую-то долю секунды. Из-за этого может показаться, что одинокая мысль не может иметь большой мощи. Но повторяясь, наши мысли многократно умножаются и становятся – сконцентрированной и направленной силой. Чем чаще мысль повторяется, тем больше силы и энергии она порождает.
В словах отображается состояние ума,
характер и нрав говорящего.
Плутарх
Педагогам и детским психологам давно уже известно, что самооценка, самовосприятие и черты характера формируются на ранней стадии развития ребенка.
Правильно выбирая слова, мы помогаем детям направлять мысли в нужную сторону. Слова порождают в уме ребенка зрительный образ, от которого он будет отталкиваться в своих действиях.
Запомните одно полезное правило: мысленный образ создается последними услышанными ребенком словами, и именно на основе этого образа он будет действовать.
Образы гораздо важнее самих слов.
Воображение важнее знания.
Альберт Энштейн
Правильный выбор фраз, которые мы используем, когда разговариваем с детьми, очень важен потому, что определенные слова вызывают определенные реакции. Понимание природы мышления ребенка позволяет повысить эффективность учебы. Любой метод, помогающий направлять мысли ребенка на достижение положительного результата, является ценным инструментом воспитания.
Пока ребенок растет, в каком возрасте бы он ни находился, у нас всегда есть возможность привить ему высокую самооценку и позитивные установки, помочь ему осознать и оценить, не только собственную уникальность, но и уникальность самого чуда жизни, раскрыть свой внутренний потенциал. Пока дети растут и развиваются, на каждом шагу жизненного пути, их нужно хвалить, любить и поощрять.
Оказывая ребенку такого рода поддержку, мы делаем величайшее из дел помогаем ему вырасти в счастливого взрослого, который полностью сможет реализовать свой потенциал.
Я стараюсь превращать занятия в легкую и веселую игру, для этого использую позитивные утверждения.
При работе с очень маленькими детьми эти утверждения могут произноситься и родителями и педагогами, ведь наш мозг, подобно компьютеру, обрабатывает всю информацию, которую мы вносим в него.
Мы можем помочь своим детям преодолеть страхи и сомнения, используя ту же силу слов. Главное показать им, как они могут изменить негативные мысли, поселившиеся у них в голове, на позитивные установки. Именно эту цель имеют утверждения.
Мозг с помощью утверждений учится регистрировать позитивные ожидания, мы постепенно затираем старые записи негативных мыслей позитивными. Ребенку будет интересно и приятно узнать, что он обладает силой менять свои собственные мысли с помощью слов, и вы можете побудить его стараться делать это в самых разных ситуациях.
Дополнительной пользой от утверждений является то, что само повторение этих воодушевляющих слов вызывает радостное настроение. Дети начинают лучше себя чувствовать, произнося эти слова. Утверждения можно использовать практически в любой ситуации, и зачастую они обеспечивают отличное настроение, воодушевление и, соответственно, полет фантазии и творчество.
Если вы приучите своего ребенка верить, что он способен достичь любой цели, которую поставит перед собой, решить любую задачу, вы преуспеете на своем родительском поприще и окажете ребенку неоценимую услугу.
Брайан Трейси
Техника утверждений обеспечивает ребенка простым, но сильнодействующим инструментом, который останется при нем на всю жизнь. При постоянной практике использование утверждений в различных жизненных ситуациях войдет в привычку, вырабатывая позитивную жизненную установку, питая надежду и уверенность.
Для детей естественно фантазировать, мечтать, мысленно переноситься в незнакомые ситуации. Ребенок, рассказывающий придуманную историю, раздвигает границы реальности, что ведет его к самым фантастическим образам и сюжетам. Воображение у детей развито очень сильно, и они радуются каждой возможности использовать его, поэтому легко принимают идею визуализации, которую мы так же учимся использовать на своих занятиях. Детей не нужно даже учить этому, достаточно лишь направлять их и без того живое воображение на позитивные образы взамен негативных. Вы легко можете продемонстрировать ребенку, насколько эффективно мозг принимает те зрительные образы, которые мы внушаем ему. Сядьте рядышком и попрактикуйтесь в создании «мысленных картин». Вы оба можете закрыть глаза и превратить занятие в забавную игру.
Техника визуализации это просто создание зрительных образов желательных ситуаций. Вы представляете, что уже имеете то, что хотели бы иметь, или занимаетесь тем, чем заниматься. Визуализация очень подходит детям, потому что она использует их и без того активное воображение.
Что ребенок регулярно воображает и о чем твердит, то обычно и случается.
Все, что вы можете увидеть, вы можете сделать.
Уолт Дисней.
Визуализация образа успеха является мощным инструментом, помогающим раскрыть внутренний потенциал ребенка.
Занятия нашего туристического кружка мы стараемся организовать таким образом, что бы исключить возможность неучастия в познавательном процессе, что и предполагает технология активного обучения.
Каждое занятие либо педагог, либо воспитанник заканчивает какой-нибудь цитатой или изречением, с разъяснения которой начинаем следующее занятие, одно из них я предлагаю на обсуждение вам, уважаемые коллеги:
«Само большое открытие моего поколения – это факт, что человек может изменить свою жизнь, изменив свое умственное отношение к ней».
Ульям Джеймс.
Литература:
Даг Вид.Система успеха: ДТО «Европа»,2001.
Келлер Д. Отношение определяет все: Издано в США,INTI Publishing, 2007.
Хилл н. Вы сами способны творить чудеса./ Пер. с англ.- 2-е изд.- Мн.: ООО «Попурри», 2004.
Приложение к журналу «Методист», 2010 № 2, №3
15