Интегрированный урок по информатике и ПДД на тему Кодирование информации и ПДД
«Кодирование информации и ПДД»5 класс
Цели урока:
Обучающая:
Показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;
Отметить роль кодирования информации;
Ознакомить с кодированием и декодированием информации.
Развивающая:
Развитие интереса учащихся к предмету «Информатика»;
Развивать умение учащихся логически мыслить.
Воспитывающая:
Воспитывать культуру общения, усидчивость;
Воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других.
Задачи, решаемые на уроке
Образовательные:
– закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Кодирования информации» и «Правилам дорожного движения»;
- развивать умения анализировать, видеть и формулировать проблемы, предлагать пути их решения (формирование УУД),
- продолжение формирования навыков решения задач на кодирование информации;
- стимулирование интереса к изучаемой теме через решение задач занимательного характера;
- решать практические задачи по кодированию информации.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, творческие способности, интуицию,
- повышать мотивацию учащихся к дальнейшему изучению предмета;
- . развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
- развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать познавательную активность, желание выполнять задания с элементами исследования;
- воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу;
- воспитание чувства коллективизма, умения работать в группе, уважительного отношения к мнению другого, достойного восприятия критики в свой адрес;
- создание условий для реальной самооценки учащихся;
Тип урока: урок изучения нового материала. Основные понятия: код, кодирование информации, декодирование информацииСредства обучения: мультимедийная презентация, компьютеры, программа Paint, Рабочие листы для учащихся (приложение № 2).Форма проведения урока:
Структура урока Основные методы обучения Формы организации познавательной деятельности
Проверка теоретических знаний учащихся: - информация- виды информации частично-поисковый, словесный Фронтальная
Постановка целей урока и мотивация учебной деятельности учащихся частично-поисковый, словесный Фронтальная
Проверка умений учащихся применять полученные знания на практике. ПрактическийНаглядный Индивидуальная
Подведение итогов урока Словесный Фронтальная
Ход урока
№ п/п Вид работы Время (мин) Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организация начала урока 1 Приветствует учащихся. Проверяет отсутствующих. Приветствуют учителя.
2 Проверка знаний учащихся 4 Учитель проводит опрос:
Что такое информация?
При помощи чего человек получает информацию?
Как можно классифицировать информацию по форме представления?
А это изображение является информацией?
А какой же вид информации представлен на экране.
Учитель: Мы с вами расшифровали слово. Учащиеся отвечают на вопросы.
Информация - это сведение об окружающем нас мире.
Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
По форме представления информации различают числовую, текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.
Ученик: графическая информация.Дети разгадывают ребус.
Кодирование.
Ученик: Кодировать или шифровать информацию….
3 Постановка учебной задачи 3 Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? Слайд
А какая цель нашего урока?
Тема нашего урока - кодирование информации. Чем же мы с вами будем заниматься на уроке?
Кроме кодирования мы еще научимся, и декодировать информацию.
На столе перед вами рабочий лист, который вы заполняете по ходу урока. Ученик: Кодирование информации
Научиться кодировать.
Рассмотрим многообразие окружающих нас кодов и научимся сами кодировать информацию.
Учащиеся проверяют наличие листа
4 Решение учебной задачи 8 Ребята, скажите, а что вы знаете о кодировании?
Что такое код?
Запишите в листах определения. Код – это система условных знаков для представления информации.
Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. Слайд
А встречались ли вы с кодом (системой условных сигналов) в жизни? Множество кодов прочно вошли в нашу жизнь.
Давайте рассмотрим, каким образом мы кодируем разные виды информации.
Какая информация закодирована на этом слайде? Какие способы кодирования числовой информации вы знаете? слайд
Есть ли закодированная информация на этом слайде? Какая?
Каким способом закодирована информация? слайд
Какие способы кодирования текстовой информации вы еще знаете?
Какая информация закодирована на этом слайде? С помощью чего? слайд
Что закодировано на этом слайде? По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
Всем хорошо известны следующие дорожные знаки С помощью чего? слайд
Как кодируются ваши знания, полученные в школе? Слайд.
Оказывается, и в повседневной жизни нас окружает закодированная информация.
Как кодируется информация, находящаяся в компьютере. Слайд.
В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Как вы думаете, почему?
Зачем люди кодируют информацию?
Код – это шифр.
Закодировать – значит зашифровать.
Может быть ответят.
Числовая.
Арабские числа, римские числа
Да.
Текстовая информация
Буквами русского, английского алфавита.
Звуковая информация
С помощью нот
Правила дорожного движения. С помощью дорожных знаков (рисунков)
С помощью оценки.
Возможно, не ответят
С помощью 0 и 1.
Кодирование информации необходимо для:
- скрыть от других (шифры);
- записать короче (аббревиатура);
- для удобства передачи и обработки
5 Закрепление материала 6 Учитель: закодируем слово светофор. 19 3 6 20 16 22 16 18
Учитель: а теперь по исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами.
10 15 19 17 6 12 20 16 18
Учитель: что же мы с вами сделали?
Декодировали информацию. Попробуйте сами сформулировать определение декодированию.
Задание выполняется в карточке, после выполнения учащиеся сдают карточку.
1. Расшифруйте следующие аббревиатуры
ГИБДД, ПДД
2. Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие сообщения:
17-18-1-3-10-13-1 5-16-18-16-8-15-16-4-16 5-3-10-8-6-15-10-33
(Ответ: правила дорожного движения)
Учитель: Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данного слова:
а) постель, столовая, войлок; б) размер, мебель, ткачи; в) пейзаж, шелест, ходжа;
г) паста, сажа, жирник;
д) тропик, турист, арка Учащиеся заполняют таблицу в карточке.
Ученик: по исходному коду восстановили информацию
Ученик: Декодирование – процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.
Самостоятельно выполняют задания в карточке
Отвечают на вопросы учителя
Постовой
Разметка
Пешеход
Пассажир
Тротуар
Физкультминутка. 2 Давайте посмотрим небольшой ролик о правилах ПДД.
Отдохнули, а теперь мы с вами выполним практические задания для закрепления, но для этого нам нужно вспомнить правила поведения на рабочем месте. Смотрят ролик про ПДД.
6 Инструктаж по технике безопасности 2 Учитель спрашивает у учащихся о ТБ в кабинете информатике и на рабочем месте, одновременно высвечивается слайд и, если учащиеся назвали не все правила, то учитель акцентирует на этом внимание Отвечают на вопросы учителя.
7 Практическое занятие 8 Ребята вам необходимо выполнить следующие задания:
1) Вам надо выбрать одну из картинок по ПДД и объяснить, что правильно, а что нет. (устно)
2) открыть документ Paint и нарисовать дорожный знак и объяснить его значение Отвечают устно
Выполняют практическое задание на компьютере
8 Подведение итогов. 7 Учитель выставляет оценки за урок.
Учитель: Давайте посмотрим еще один не большой ролик о ПДД Учащиеся садятся за парты.
Смотрят ролик о ПДД
9 Домашнее задание. 2 Объясняет домашнее задание.
Решить кроссворд на тему по ПДД 10 Рефлексия 2 Сегодня на уроке вы все хорошо работали. Молодцы! Получили новые знания? Вы узнали больше об информации, теперь я хочу получить от вас информацию: было ли вам интересно, хорошо ли вы усвоили урок. Закодируйте свой ответ с помощью нуля и единицы, как это принято в информатике. Если да, то оставьте карточку с цифрой «1», если нет, то «0» Учащиеся, отвечая на вопросы учителя, высказывают свое мнение об уроке, высказывают свои пожелания. Оставляют карточки с соответствующей цифрой.
Используемые источники:1. Босова Л. Л. «Информатика-5»,М: Бином. Лаборатория знаний, 2013.2. Босова Л.Л. Босова А.Л. «Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие», М: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
Приложение № 1 (Раздаточный материал)
Русский алфавит.
1. А 8. Ж 15. Н 22. Ф 29. Ы
2. Б 9. З 16. О 23. Х 30. Ь
3. В 10. И 17. П 24. Ц 31. Э
4. Г 11. Й 18. Р 25. Ч 32. Ю
5. Д 12. К 19. С 26. Ш 33. Я
6. Е 13. Л 20. Т 27. Щ 7. Ё 14. М 21. У 28. Ъ Азбука Морзе
____________________________________________________________________________________
Русский алфавит.
1. А 8. Ж 15. Н 22. Ф 29. Ы
2. Б 9. З 16. О 23. Х 30. Ь
3. В 10. И 17. П 24. Ц 31. Э
4. Г 11. Й 18. Р 25. Ч 32. Ю
5. Д 12. К 19. С 26. Ш 33. Я
6. Е 13. Л 20. Т 27. Щ 7. Ё 14. М 21. У 28. Ъ Азбука Морзе
Тема урока «______________________________________»дата __ _______ 2016г.
ФИО ____________________________________________________________________________
Класс _______________________
Код - _______________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________
Кодирование - _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________
СПОСОБЫ КОДИРОВАНИЯ
Замена буквы её порядковым номером в алфавите:
Закодируйте слово светофор, заменив каждую букву ее порядковым номером. По исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами:
10 15 19 17 6 12 20 16 18
Расшифруйте следующие аббревиатуры
ГИБДД________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПДД__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие сообщения:
17-18-1-3-10-13-1 5-16-18-16-8-15-16-4-16 5-3-10-8-6-15-10-33
Кодирование информации - ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________
Декодирование информации - __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________
Практическая работа
Ребята вам необходимо выполнить следующие задания:
1) Вам надо выбрать одну из картинок по ПДД и объяснить что правильно, а что нет? (устно)
2) открыть документ Paint и нарисовать дорожный знак и объяснить его значение
3) Показать результат учителю
Дополнительные задания
Закодировать слова ОБОЧИНА с помощью Азбуки Морзе.
2. Участник дорожного движения
3. Разгадайте ребус:
Ребус Отгадка Ребус Отгадка
Закодируйте пословицу «Бит килобайт бережет» _______________________________________________________
_______________________________________________________ Ваша оценка
себе ____________
-4318038101 -4572038101 29210514350
2349531751 -4572038101 29210381000
23495-31751 -4572031751 -46990958850
2349501 87630-6350 29210641350
234951371601 -45720419100 -2285365-469900
2349501 87630673100 -2285365-15709900