Рабочая программа по литературе для 5-9 классов по учебнику под ред. В.Я.Коровиной
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
«Согласовано»
Руководитель МО
___________Л.Н.Евдокимова
« » __________________2016 г.
Обсуждено на заседании методического объединения
Протокол от _______________ г. №
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Октябрьская СОШ»
___________ Т.В.Сибилева.
« » _______________________
Рассмотрено на заседании методического совета
(Протокол от _______________ № ) «Утверждаю»
Директор МБОУ «Октябрьская СОШ»
__________А.В.Тоутова
« » _________________________
Приказ от _____________________ №
Принято на заседании педагогического совета
(Протокол от ___________________ № )
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов
Составила учитель русского языка и литературы
Евдокимова Любовь Николаевна
Рабочая программа разработана на основе содержания основного общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, «Программы основного общего образования по литературе 5-9 классы» в соответствии с ФГОС ООО (второго поколения), автор В.Я. Коровина, 7-е издание, М.: Просвещение, 2012 год. Для реализации программного содержания используется учебник под редакцией В.Я. Коровиной(5,7,8,9 кл.) и В.П. Полухина (6 класс) Учебный предмет «Литература» входит в обязательную часть учебного плана. На изучение учебного предмета на уровне основного общего образования отводится 452 часа, из них в 5классе -105 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель), в 6 классе - 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель), в 7 классе - 70 часов (2 ч в неделю, 35 учебных недель), в 8 классе - 70 часов (2 ч в неделю, 35 учебных недель), в 9 классе - 102 часа (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
Количество сочинений в 5 классе -7, в 6 - 7, в 7 - 5, в 8 - 6, в 9 - 6.
Количество контрольных работ в 5 классе - 2, в 6 - 2, в 7 - 2, в 8 - 2, в 9 -2.
1. Планируемы результаты освоения литературы:
Личностные результаты:
Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). Метапредметные результаты:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.
Регулятивные УУД:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты :
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
Выпускник научится:
- определять наивно-реалистическое восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
- понимать обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей.
- формировать стремление размышлять над прочитанным, уметь выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения,
- аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?», выделять крупные единицы произведения, пытаться определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.
Выпускник получит возможность:
- уметь воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел.
интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?»
Содержание предмета:
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу (то есть произведения всех списков должны быть обязательно представлены в рабочих программах.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например: А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Н.В.Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.
Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений названных в списке В авторов является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано, например: А.Блок. 1 стихотворение; М.Булгаков. 1 повесть. В программы включаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах скрепляется в списке В фигурой автора.
Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество произведений указано, например: Поэзия пушкинской эпохи: К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский (2-3 стихотворения на выбор). В программах указываются произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемно-тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.
Во всех таблицах в скобках указывается класс, в котором обращение к тому или иному произведению, автору, проблемно-тематическому или жанровому блоку представляется наиболее целесообразным.
Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие для изучения произведения, общие, ключевые для культуры, авторы, общие проблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих компетенций. При смене образовательного учреждения обучающийся должен попасть не на урок по тому же произведению, которое он в это время изучал в предыдущей школе, а в ту же систему сформированных умений, на ту же ступень владения базовыми предметными компетенциями.
Дополнительно для своей рабочей программы учитель может также выбрать литературные произведения, входящие в круг актуального чтения обучающихся, при условии освоения необходимого минимума произведений из всех трех обязательных списков. Это может серьезно повысить интерес школьников к предмету и их мотивацию к чтению.
Предложенная структура списка позволит обеспечить единство инвариантной части всех программ и одновременно удовлетворить потребности обучающихся и учителей разных образовательных организаций в самостоятельном выборе произведений.
Контрольно-измерительные материалы в рамках государственной итоговой аттестации разрабатываются с ориентацией на три списка примерной программы. Характер конкретных вопросов итоговой аттестации зависит от того, какая единица представлена в списке (конкретное произведение, автор, литературное явление).
При формировании списков учитывались эстетическая значимость произведения, соответствие его возрастным и психологическим особенностям школьников, а также сложившиеся в образовательной отечественной практике традиции обучения литературе. В таблице представлены списки в кратком виде, чтобы легче было увидеть принцип; более детализированные списки представлены после таблицы.
Структура настоящей Примерной программы не предусматривает включения тематического планирования. Тематическое планирование разрабатывается составителями рабочих программ.
Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ)
А В С
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Слово о полку Игореве» (к. XII в.) (8-9 кл.)
Древнерусская литература– 1-2 произведения на выбор, например:«Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и др.)
(6-8 кл.) Русский фольклор:
сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др. (10 произведений разных жанров, 5-7 кл.)
Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1778 – 1782)
(8-9 кл.)
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (1792) (8-9 кл.) М.В.Ломоносов – 1 стихотворение по выбору, например: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» (1761), «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния» (1743), «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года» и др.(8-9 кл.)
Г.Р.Державин – 1-2 стихотворения по выбору, например: «Фелица» (1782), «Осень во время осады Очакова» (1788), «Снигирь» 1800, «Водопад» (1791-1794), «Памятник» (1795) и др. (8-9 кл.)
И.А. Крылов – 3 басни по выбору, например: «Слон и Моська» (1808), «Квартет» (1811), «Осел и Соловей» (1811), «Лебедь, Щука и Рак» (1814), «Свинья под дубом» (не позднее 1823) и др.
(5-6 кл.)
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821 – 1824) (9 кл.)
В.А. Жуковский - 1-2 баллады по выбору, например: «Светлана» (1812), «Лесной царь» (1818); 1-2 элегии по выбору, например: «Невыразимое» (1819), «Море» (1822) и др.
(7-9 кл.) А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (1823 —1831)(9 кл.), «Дубровский» (1832 — 1833) (6-7 кл), «Капитанская дочка» (1832 —1836)
(7-8 кл.).
Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Зимний вечер» (1825), «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)
(5-9 кл.)
А.С. Пушкин - 10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества – по выбору, входят в программу каждого класса, например: «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Вольность» (1817), «Деревня» (181), «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Погасло дневное светило…» (1820), «Свободы сеятель пустынный…» (1823),
«К морю» (1824), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») (1825), «Зимняя дорога» (1826), «И.И. Пущину» (1826), «Няне» (1826), «Стансы («В надежде славы и добра…») (1826), «Арион» (1827), «Цветок» (1828), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829),
«Кавказ» (1829), «Монастырь на Казбеке» (1829), «Обвал» (1829), «Поэту» (1830), «Бесы» (1830), «В начале жизни школу помню я…» (1830), «Эхо» (1831), «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Пир Петра Первого» (1835), «Туча» (1835), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) и др. (5-9 кл.)
«Маленькие трагедии» (1830) 1-2 по выбору, например: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». (8-9 кл.)
«Повести Белкина» (1830) - 2-3 по выбору, например: «Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел» и др. (7-8 кл.)
Поэмы –1 по выбору, например: «Руслан и Людмила» (1818—1820), «Кавказский пленник» (1820 – 1821), «Цыганы» (1824), «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833) (Вступление) и др.
(7-9 кл.)
Сказки – 1 по выбору, например: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и др.
(5 кл.) Поэзия пушкинской эпохи, например:
К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский(2-3 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (1838 — 1840). (9 кл.)
Стихотворения: «Парус» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Бородино» (1837), «Узник» (1837), «Тучи» (1840), «Утес» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841).
(5-9 кл.)
М.Ю.Лермонтов - 10 стихотворений по выбору, входят в программу каждого класса, например:
«Ангел» (1831), «Дума» (1838), «Три пальмы» (1838), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839), «И скучно и грустно» (1840), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (1840), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1840), «Из Гёте («Горные вершины…») (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Родина» (1841), «Пророк» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1841), «Листок» (1841) и др. (5-9 кл.)
Поэмы
-1-2 по выбору,например: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837), «Мцыри» (1839) и др.
(8-9 кл.) Литературные сказки XIX-ХХ века, например:
А.Погорельский, В.Ф.Одоевский, С.Г.Писахов, Б.В.Шергин, А.М.Ремизов, Ю.К.Олеша, Е.В.Клюев и др.
(1 сказка на выбор, 5 кл.)
Н.В.Гоголь
«Ревизор» (1835) (7-8 кл.), «Мертвые души» (1835 – 1841) (9-10 кл.)
Н.В.Гоголь Повести – 5 из разных циклов, на выбор, входят в программу каждого класса, например:«Ночь перед Рождеством» (1830 – 1831), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834), «Невский проспект» (1833 – 1834), «Тарас Бульба» (1835), «Старосветские помещики» (1835), «Шинель» (1839) и др.
(5-9 кл.) Ф.И. Тютчев – Стихотворения:
«Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х), «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…) (1829, нач. 1830-х), «Умом Россию не понять…» (1866).
(5-8 кл.)
А.А. Фет
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887).
(5-8 кл.)
Н.А.Некрасов.
Стихотворения:«Крестьянские дети» (1861), «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848), «Несжатая полоса» (1854).
(5-8 кл.) Ф.И. Тютчев - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Еще в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830-х), «Цицерон» (1829, нач. 1830-х), «Фонтан» (1836), «Эти бедные селенья…» (1855), «Есть в осени первоначальной…» (1857), «Певучесть есть в морских волнах…» (1865), «Нам не дано предугадать…» (1869), «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (1870) и др.
(5-8 кл.)
А.А. Фет - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Я пришел к тебе с приветом…» (1843), «На стоге сена ночью южной…» (1857), «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» (1877), «Это утро, радость эта…» (1881), «Учись у них – у дуба, у березы…» (1883), «Я тебе ничего не скажу…» (1885) и др.
(5-8 кл.)
Н.А.Некрасов
- 1–2 стихотворения по выбору, например: «Тройка» (1846), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Зеленый Шум» (1862-1863) и др. (5-8 кл.) Поэзия 2-й половины XIX в., например:
А.Н.Майков, А.К.Толстой,
Я.П.Полонский и др.
(1-2 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)
И.С.Тургенев
- 1 рассказ по выбору, например: «Певцы» (1852), «Бежин луг» (1846, 1874) и др.; 1 повесть на выбор, например: «Муму» (1852), «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860) и др.; 1 стихотворение в прозе на выбор, например: «Разговор» (1878), «Воробей» (1878),«Два богача» (1878), «Русский язык» (1882) и др.
(6-8 кл.)
Н.С.Лесков
- 1 повесть по выбору, например: «Несмертельный Голован (Из рассказов о трех праведниках)» (1880), «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887) и др.
(6-8 кл.)
М.Е.Салтыков-Щедрин
- 2 сказки по выбору, например: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Премудрый пискарь» (1883), «Медведь на воеводстве» (1884) и др.
(7-8 кл.)
Л.Н.Толстой
- 1 повесть по выбору, например: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Хаджи-Мурат» (1896—1904) и др.; 1 рассказ на выбор, например: «Три смерти» (1858), «Холстомер» (1863, 1885), «Кавказский пленник» (1872), «После бала» (1903) и др.
(5-8 кл.)
А.П.Чехов
- 3 рассказа по выбору, например: «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» (1884), «Смерть чиновника» (1883), «Лошадиная фамилия» (1885), «Злоумышленник» (1885), «Ванька» (1886), «Спать хочется» (1888) и др.
(6-8 кл.) А.А.Блок
- 2 стихотворения по выбору, например: «Перед грозой» (1899), «После грозы» (1900), «Девушка пела в церковном хоре…» (1905), «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» (1911 – 1914) и др.
(7-9 кл.)
А.А.Ахматова
- 1 стихотворение по выбору, например: «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911), «Перед весной бывают дни такие…» (1915), «Родная земля» (1961) и др.
(7-9 кл.)
Н.С.Гумилев
- 1 стихотворение по выбору, например: «Капитаны» (1912), «Слово» (1921).
(6-8 кл.)
М.И.Цветаева
- 1 стихотворение по выбору, например: «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Идешь, на меня похожий» (1913), «Генералам двенадцатого года» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915), из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») (1916), из цикла «Стихи о Москве» (1916), «Тоска по родине! Давно…» (1934) и др.
(6-8 кл.)
О.Э.Мандельштам
- 1 стихотворение по выбору, например: «Звук осторожный и глухой…» (1908), «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…») (1913), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915) и др.
(6-9 кл.)
В.В.Маяковский
- 1 стихотворение по выбору, например: «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) и др.
(7-8 кл.)
С.А.Есенин
- 1 стихотворение по выбору, например:
«Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Песнь о собаке» (1915), «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917 – 1918), «Письмо к матери» (1924) «Собаке Качалова» (1925) и др.
(5-6 кл.)
М.А.Булгаков
1 повесть по выбору, например: «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925) и др.
(7-8 кл.)
А.П.Платонов
- 1 рассказ по выбору, например: «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1937), «Рассказ о мертвом старике» (1942), «Никита» (1945), «Цветок на земле» (1949) и др.
(6-8 кл.)
М.М.Зощенко
2 рассказа по выбору, например: «Аристократка» (1923), «Баня» (1924) и др.
(5-7 кл.)
А.Т. Твардовский
1 стихотворение по выбору, например: «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957 – 1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958), «Я знаю, никакой моей вины…» (1966) и др.; «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) – главы по выбору.
(7-8 кл.)
А.И. Солженицын
1 рассказ по выбору, например: «Матренин двор» (1959) или из «Крохоток» (1958 – 1960) – «Лиственница», «Дыхание», «Шарик», «Костер и муравьи», «Гроза в горах», «Колокол Углича» и др.
(7-9 кл.)
В.М.Шукшин
1 рассказ по выбору, например: «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971) и др.
(7-9 кл.) Проза конца XIX – начала XX вв., например:
М.Горький, А.И.Куприн,
Л.Н.Андреев, И.А.Бунин,
И.С.Шмелев, А.С. Грин
(2-3 рассказа или повести по выбору, 5-8 кл.)
Поэзия конца XIX – начала XX вв., например:
К.Д.Бальмонт, И.А.Бунин,
М.А.Волошин, В.Хлебников и др.
(2-3 стихотворения по выбору, 5-8 кл.)
Поэзия 20-50-х годов ХХ в., например:
Б.Л.Пастернак, Н.А.Заболоцкий, Д.Хармс,
Н.М.Олейников и др.
(3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)
Проза о Великой Отечественной войне, например:
М.А.Шолохов, В.Л.Кондратьев, В.О. Богомолов, Б.Л.Васильев, В.В.Быков, В.П.Астафьев и др.
(1-2 повести или рассказа – по выбору, 6-9 кл.)
Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях, например:
М.М.Пришвин,
К.Г.Паустовский и др.
(1-2 произведения – по выбору, 5-6 кл.)
Проза о детях, например:
В.Г.Распутин, В.П.Астафьев, Ф.А.Искандер, Ю.И.Коваль,
Ю.П.Казаков, В.В.Голявкин и др.
(3-4 произведения по выбору, 5-8 кл.)
Поэзия 2-й половины ХХ в., например:
Н.И. Глазков, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенский, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов,А.А. Тарковский, Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, Ю.П.Мориц, И.А.Бродский, А.С.Кушнер, О.Е.Григорьев и др.
(3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)
Проза русской эмиграции, например:
И.С.Шмелев, В.В.Набоков,
С.Д.Довлатов и др.
(1 произведение – по выбору, 5-9 кл.)
Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др., например:
Н.Назаркин, А.Гиваргизов, Ю.Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, М.Аромштам, А.Петрова, С.Седов, С.Востоков , Э.Веркин, М.Аромштам, Н.Евдокимова, Н.Абгарян, М.Петросян, А.Жвалевский и Е.Пастернак, Ая Эн, Д.Вильке и др.
(1-2 произведения по выбору, 5-8 кл.)
Литература народов России
Г.Тукай, М.Карим,
К.Кулиев, Р.Гамзатов и др.
(1 произведение по выбору,
5-9 кл.)
Зарубежная литература
Гомер«Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору)
(6-8 кл.)
Данте. «Божественная комедия» (фрагменты по выбору)
(9 кл.)
М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору)
(7-8 кл.) Зарубежный фольклорлегенды, баллады, саги, песни
(2-3 произведения по выбору, 5-7 кл.)
В.Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594 – 1595).
(8-9 кл.)
1–2 сонета по выбору, например:
№ 66 «Измучась всем, я умереть хочу...» (пер. Б. Пастернака), № 68 «Его лицо - одно из отражений…» (пер. С. Маршака), №116 «Мешать соединенью двух сердец…» (пер. С. Маршака), №130 «Ее глаза на звезды не похожи…» (пер. С. Маршака).
(7-8 кл.) А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943)
(6-7 кл.) Д.Дефо «Робинзон Крузо» (главы по выбору)
( 6-7 кл.)
Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору)
(6-7 кл.)
Ж-Б. Мольер Комедии
- 1 по выбору, например: «Тартюф, или Обманщик» (1664),«Мещанин во дворянстве» (1670).
(8-9 кл.)
И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832) (фрагменты по выбору)
( 9-10 кл.)
Г.Х.АндерсенСказки
- 1 по выбору, например: «Стойкий оловянный солдатик» (1838), «Гадкий утенок» (1843).
(5 кл.)
Дж. Г. Байрон
- 1 стихотворение по выбору, например: «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814)(пер. М. Лермонтова), «Прощание Наполеона» (1815) (пер. В. Луговского), Романс («Какая радость заменит былое светлых чар...») (1815) (пер. Вяч.Иванова), «Стансы к Августе» (1816)(пер. А. Плещеева) и др.
- фрагменты одной из поэм по выбору, например: «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика).
(9 кл.)
Зарубежная сказочная и фантастическая проза, например:
Ш.Перро, В.Гауф, Э.Т.А. Гофман, Бр.Гримм,
Л.Кэрролл, Л.Ф.Баум, Д.М. Барри, Д.Родари, М.Энде, Д.Р.Р.Толкиен, К.Льюис и др.
(2-3 произведения по выбору, 5-6 кл.)
Зарубежная новеллистика, например:
П.Мериме, Э. По, О`Генри, О.Уайльд, А.К.Дойл, Джером К. Джером, У.Сароян, и др.
(2-3 произведения по выбору, 7-9 кл.)
Зарубежная романистика XIX– ХХ века, например:
А.Дюма, В.Скотт, В.Гюго, Ч.Диккенс, М.Рид, Ж.Верн, Г.Уэллс, Э.М.Ремарк и др.
(1-2 романа по выбору, 7-9 кл)
Зарубежная проза о детях и подростках, например:
М.Твен, Ф.Х.Бёрнетт, Л.М.Монтгомери, А.де Сент-Экзюпери, А.Линдгрен, Я.Корчак, Харпер Ли, У.Голдинг, Р.Брэдбери, Д.Сэлинджер, П.Гэллико, Э.Портер, К.Патерсон, Б.Кауфман, Ф.Бёрнетт и др.
(2 произведения по выбору,
5-9 кл.)
Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы, например:
Р.Киплинг, Дж.Лондон,
Э.Сетон-Томпсон, Д.Дарелл и др.
(1-2 произведения по выбору, 5-7 кл.)
Современные зарубежная проза, например:
А. Тор, Д. Пеннак, У.Старк, К. ДиКамилло, М.Парр, Г.Шмидт, Д.Гроссман, С.Каста, Э.Файн, Е.Ельчини др.
(1 произведение по выбору,
5-8 кл.)
ІІІ. Учебно-тематическое планирование
5 класс
№п\п Название раздела, темы Количество часов, отводимых на освоение раздела, темы
1 Устное народное творчество
13
2 Древнерусская литература 2
3 Литература 18 века 1
4 Литература 19 века 40
5 Русские поэты 19 века о Родине 1
6 Русская литература 20 века 27
7 Поэты о ВОв (1941 - 1945)
3
8 Писатели и поэты 20 века о Родине 3
9 Писатели улыбаются 2
10 Зарубежная литература
14
Итого 105
6 класс
№п\п Название раздела, темы Количество часов, отводимых на освоение раздела, темы
1 Устное народное творчество 4
2 Древнерусская литература 2
3 Произведения русских писателей XIX века 47
4 Произведения русских писателей и поэтов XX века 32
5 Зарубежная литература 20
Итого 105
7 класс
№п\п Название раздела, темы Количество часов, отводимых на освоение раздела, темы
1 Устное народное творчество
5
2 Древнерусская литература 4
3 Произведения русских писателей 18 века 2
4 Произведения русских писателей XIX века 26
5 Произведения писателей XX века 28
6 Зарубежная литература 5
Итого 70
8 класс
№п\п Название раздела, темы Количество часов, отводимых на освоение раздела, темы
1 Устное народное творчество
3
2 Древнерусская литература 2
3 Из русской литературы XVIII века 4
4 Из русской литературы XIX века 31
5 Из литературы XX века 21
6 Зарубежная литература 9
Итого 70
9 класс
№п\п Название раздела, темы Количество часов, отводимых на освоение раздела, темы
2 Древнерусская литература 3
3 Литература 17 века 10
4 Литература 8-19 века 53
6 Русская литература 20 века 28
10 Зарубежная литература
8
Итого 102
Календарно-тематическое планирование
Дата план. Дата факт. №п.п Наименование разделов и тем Кол-во часов Примечание
Практическая часть Домашнее задание Оборудование
1 Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества 1 Вопросы с.6 Устное народное творчество
12 2. Русский фольклор. Малые жанры фольклора. 1 Пересказ с.7-8
3. Детский фольклор 1 Приготовить загадки, пословицы
4. Сказка как особый жанр фольклора 1 Пересказ с.8-12 5. «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой 1 Читать с. 13-16 6. Народная мораль в характерах и поступках героев. 1 Дочитать сказку
7. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. 1 Вопросы с.25 8. Изобразительный характер формул волшебной сказки. 1 Вопросы с.26, рисунок (И) 9. «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания 1 Читать с.28-32 10. Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. 1 Пересказать сказку
11. Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» 1 Вопрос 3 с.42 12. Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению №1 по русским народным сказкам
1 Сочинение №1 Домашнее сочинение №1 Древнерусская литература 2 ч. 13. Возникновение древнерусской литературы.
«Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» 1 Пересказ с.47-50
14 Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича 1 Вопросы с.51 Литература 18 века 1 15. М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» 1 Рассказ о Ломоносове, пересказ с.56
Литература 19 века 40 ч. 16. Русские басни. Басня как литературный жанр 1 Пересказ с.57 17. И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» 1 Биография писателя, выразительное чтение 18. И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» 1 учить наизусть басню 19. Жанр басни. Повествование и мораль в басне 1 Закончить работу, подготовка к вн. чтению 20. В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова 1 Проект с.69 21. В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» 1 Пересказ с.70-71, дочитать сказку
22. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. 1 Вопросы с.83 23. Баллада В.А.Жуковского «Кубок» 1 Пересказ с.89-90, творческое задание (инд.) 24 Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» 1 Выразительное чтение 25. А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…» 1 Пересказ с.91-92, учить наизусть «У Лукоморья» 26. А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил 1 Читать с.95-104 27. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. 1 Читать с 105-112 28. Помощники царевны. Народная мораль, нравственность 1 Пересказ с.114-116, рисунок (инд.), читать «Руслан и Людмила» 29. Р/р Подготовка к домашнему сочинению №2 «Королевич Елисей. Победа добра над злом». 1 Сочинение №2 Домашнее сочинение 30. В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» 1 Творческое задание с.117 31. Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» 1 Дочитать сказку 32. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание 1 33. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» 1 Учить наизусть стих-е 34. Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» 1 Вопросы с.115 35. Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место» 1 Биография писателя, дочитать быль 36. Реальное и фантастическое в сюжете повести 1 Читать рассказ из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» 37. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1 Подготовка к контрольной работе 38. Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века 1 Контрольная работа №1 Биография Некрасова (инд.) 39. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» 1 Учить наизусть отрывок из поэмы 40. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» 1 Дикторское чтение
41. И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». 1 Биография писателя, дочитать до с.200 42. История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение 1 Читать с.201-210 43. Герасим и Муму. Счастливый год. 1 Дочитать рассказ 44. Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. 1 Вопросы с.224, подготовка к сочинению 45-46 Р/р сочинение №3 «Духовные и нравственные качества Герасима» 2 Сочинение № 3 Пересказ понравившихся страниц рассказа 47. А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворения. 1 Выучить стих-е наизусть 48. Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. 1 Пересказ биографии Толстого, читать I-III гл. 49. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы 1 Читать IV-VI гл. 50. Странная дружба Жилина и Дины. 1 Вопросы с.260 51 Краткость и выразительность языка рассказа. 1 Подготовка к сочинению 52-53 Р/р Сочинение №4 «Жилин и Костылин: разные судьбы» 2 Сочинение №4 Пересказ понравившихся страниц или рисунок 54. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» 1 Пересказ с.261-268 55. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова 1 Пересказ с.269-270 Русские поэты 19 века о Родине 1 ч 56. Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев 1 Выразительное чтение, чтение наизусть (инд.) Русская литература 20 века 27 ч. 57. И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» 1 Описание репродукции с.5 58 В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» 1 Биография Короленко, читать 2-4 главы 59. Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» 1 Читать 6-8главы 60 Путь Васи к правде и добру 1 Пересказ любой главы. 61. Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести 1 Подготовка к сочинению 62-63 Р/р Сочинение №5«Путь Васи к правде и добру». 2 Сочинение №5 Вопросы с. 50 64. С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина 1 Биография поэта, выразительное чтение. С.52-53 65. Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» 1 Проект с.55 66 П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» 1 Пересказ с. 56-57, читать с. 61-68 67 Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. 1 Проект с.71 68. В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова 1 Биография Паустовского 69. К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки 1 Дочитать сказку 70. Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». 1 Пересказ сказки 71. К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» 1 Вопросы с.89 72. Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» 1 Читать «Двенадцать месяцев» 73. С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» 1 Пересказ с 90-91 74. Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки 1 Дочитать пьесу 75. Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. 1 Проект с.107 76-77 Р.Р. Сочинение по пьесе С.Маршака №6 «Двенадцать месяцев» 2 Сочинение №6 Рисунок к сказке 78. А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» 1 Биография с.112-113, дочитать рассказ 79. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». 1 пересказ рассказа 80 В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои 1 Рассказ об Астафьеве, дочитать рассказ 81. Человек и природа в рассказе 1 Дочитать рассказ, подготовка к сочинению 82-83. Р/р Сочинение №7 по произведению В.Астафьева «Васюткино озеро» 2 Сочинение №7 Творческое задание с.153 Поэты о ВОв (1941 - 1945)
3 ч. 84 Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста» 1 Выразительное чтение или наизусть выучить с.156-158 85 Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». 1 Подготовка к сочинению 86. Р/р Сочинение №8 « h Великая Отечественная война в поэзии» 1 Выучить наизусть стих-е с.160-161 Писатели и поэты 20 века о Родине 3 ч. 87 Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» 1 Выразительное чтение с.163-164 88. Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..») 1 Выучить наизусть любое стих-е 89 Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Амина- до. «Города и годы»
1 Выразительное чтение с.167-169, проект с.171 Писатели улыбаются 2 ч. 90 Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор 1 Пересказ любого рассказа 91. Вн. Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». 1 Дикторское чтение Зарубежная литература
14 ч. 92-93. Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» 2 Пересказ с.199-200, пересказ главы 94. Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» 1 Дочитать сказку 95-96 Два мира сказки «Снежная королева» 2 Пересказать сказку зарубежного писателя 97 Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера 1 Вопросы с.268 98. Том Сойер и его друзья 1 Пересказ любой главы 99-100. Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»
2 Дочитать сказание
101 Обобщение изученного материале за курс 5 кл. 1 Подготовка к конт.раб. 102 Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века 1 103-104 Уроки внеклассного чтения 2 переска 105 Подведение итогов года. Рекомендации на лето 2