Рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику под ред. В.Я.Коровиной


КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ г. ПОДОЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Н.В. Фролова
«01» сентября 2015 г.
 
Рабочая программа
по литературе
для7класса «А», «Б»
(уровень: базовый, расширенный, профильный)
 
  
Учитель Митрофанская Анжела Петровна
Квалификационная категория – первая
2015 - 2016 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной,- Москва, «Просвещение», 2007 и Учебного плана МБОУ СОШ №30 г.Подольска Московской области на 2015-2016 учебный год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;
обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель» (С. Я. Маршак. «Воспитание словом»).Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла
и деталей текста художественного произведения.
Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5—9 и 10—11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5—6, 7—8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая — владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках спервой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй — активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления
с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса вцелом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.
Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе — литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. В 10 и 11 классах — линейный курс на историко-литературной основе (русская литература XIX и XX веков).
Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5—9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10—11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы — это живое поступательное движение. Решению этих задач будет способствовать и внимание к вопросам традиций и новаторства в русской литературе (особенно в программе курсов 10—11 классов), к истории создания отдельных произведений, к литературным и фольклорным истокам художественных образов, к вопросам теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем).
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению (в классе, школе, районе, городе). Именно поэтому в учебники-хрестоматии включены рубрики о художественном чтении, содержащие рекомендации известных актеров (Яков Смоленский, Всеволод Аксенов, Василий Лановой) и воспоминания о чтении произведений русскими писателями-классиками XIX—XX веков(А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Горький, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, А. Т. Твардовский и др.).
В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и пр.). Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.
Программа первого концентра (5—8 классы) рассчитана на 2 часа в неделю – 34 рабочие недели.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание Кол-во часов
Введение. 1
Устное народное творчество. 5
Из древнерусской литературы. 3
Из русской литературы XVIII века 2
Из русской литературы XIX века. 30
Из русской литературы первой половины XX века. 12
Из литературы второй половины XX века. 15
Всего часов 68
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). Киевский цикл былин.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения. Новгородский цикл былин.
«Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Предание (развитие пред-ставлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы . Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн
любви и верности.
Теория л и т е р а т у р ы . Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория л и т е р а т у р ы . Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о
нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма обисторическом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и
Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение кизображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в по-
вести.
Теория л и т е р а т у р ы . Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство визображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин,
отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория л и т е р а т у р ы . Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о роднойприроде. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и вы-
ражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы XX века
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос
произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А.Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Т е о р и я литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Т е о р и я литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко. М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле». Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России.
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанскомпоэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы.
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория л и т е р а т у р ы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы
7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Раздел V. Описание научно-методического комплекта
Настоящая программа представляет собой курс литературы, предназначенный для изучения в 7 классе, и основывается на следующих программно-методических материалах:
1.Программа    по    литературе    под    редакцией    В.Я.    Коровинойиздательство «Просвещение», Москва, 2007.
2.Примерная программа основного общего образования по учебномупредмету,     составлена     на     основе     федерального     компонента государственного    стандарта   основного    общего    образования   и предложена Министерством образования РФ.
Учебники, рекомендуемые Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год:
1. Учебник. Автор: Коровина В.Я. др. Литература 7 класс (в 2-х частях).Москва, «Просвещение», 2013.
2. Литература: 7 класс: Методические советы/ Под ред В.Я. Коровиной.Москва. «Просвещение»,2005.
Раздел VI. Контроль уровня обученностиТекущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме сочинений (характеристика героя, отзыв о книге, герое), зачетов, тестов, оценки выразительного чтения.
Основные виды устных и письменных работ
5—9 классы
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.П и с ь м е н н о : развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.
Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные издания.
Для учащихся:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013.
Литература:7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
Для учителя:
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 7 класс.
Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ г. ПОДОЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2015-2016 учебный год
Митрофанская Анжела Петровна
Литература
предмет
7 класс/ 2 часа в неделю/ 68 ч. в год
класс/количество часов в неделю класс/количество часов в год
«Литература» (под ред. В.Я.Коровиной)
название программы
Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. (В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин); под ред. В.Я.Коровиной. - М. : Просвещение , 2013
название учебника
№ п/пТема урока Дата проведения Скорректиро-ванные сроки Примечание
Введение (1 час) 1. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы 01 – 04.09 Устное народное творчество
(5 часов) 2. Предания как поэтическая автобиография народа 01 – 04.09 3. Понятие о былине. Нравственные идеалы русского народа в былине. 07 – 11.09 4. Урок внеклассного чтения. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» 07 – 11.09 5. Урок внеклассного чтения. Новгородский цикл былин. Своеобразие былины «Садко» 14 – 18.09 6. Пословицы и поговорки, особенности их смысла и языка 14 – 18.09 Из древнерусской литературы
(3 часа) 7. Нравственные заветы Древней Руси в «Поучении» Владимира Мономаха 21 – 25.09 8. Нравственные идеалы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских» 21 – 25.09 9. Урок развития речи. Подготовка к письменной работе по древнерусской литературе 28.09–02.10 Из русской литературы
XVIII века (2 часа) 10. Слово о М.В.Ломоносове. Размышления автора о Родине, русской науке, призыв к миру. 28.09-02.10 11. Философские размышления о смысле жизни в стихотворениях Г.Р.Державина. 05 – 09.10 Из русской литературы XIX века (30 часов) 12. Слово об А.С.Пушкине. Интерес поэта к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы 05 – 09.10 13. Выражение чувства любви к Родине, образ автора во вступлении к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» 12 – 16.10 14. «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и ее летописный источник. 12 – 16.10 15. Урок развития речи. Сцена в Чудовом монастыре из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» 19 – 23.10 16. Изображение «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» 19 – 23.10 17. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского» 26 – 30.10 18. Слово о М.Ю.Лермонтове. Картины быта XVI века в поэме «Песня про …купца Калашникова» 26 – 30.10 19. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным 09 – 13.11 20. Проблема гармонии человека и природы в стихотворениях М.Ю.Лермонтова 09 – 13.11 21. Урок контроля. Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. 16 – 20.11 22. Слово о Н.В.Гоголе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба» 16 – 20.11 23. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести 23 – 27.11 24. Урок развития речи. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» 23 – 27.11 25. Слово об И.С.Тургеневе. Нравственные проблемы, художественные достоинства и герои рассказа «Бирюк» 30.11- 04.12 26. Урок развития речи. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе И.С.Тургенева 30.11-04.12 27. Слово о Н.А.Некрасове. Историческая основа поэмы «Русские женщины» 07 – 11.12 28. Урок внеклассного чтения. «Размышления у парадного подъезда» Н.А.Некрасова 07 – 11.12 29. Урок внеклассного чтения. Слово об А.К.Толстом. Правда и вымысел в исторических балладах «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» 14 – 18.12 30. Слово о писателе М.Е.Салтыкове-Щедрине и его «Сказках для детей изрядного возраста» 14 – 18.12 31. Урок контроля. Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина 21 – 25.12 32. Урок развития речи. Смысл названия сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» 21 – 25.12 33. Слово о Л.Н.Толстом. Автобиографический характер повести «Детство» 11 – 15.01 34. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство»; его чувства, поступки и духовный мир 11 – 15.01 35. Слово о писателе И.А.Бунине. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания между детьми и взрослыми 18 – 22.01 36. Урок развития речи. Нравственный и философский смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти» 18 – 22.01 37. Слово об А.П.Чехове. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон» 25 – 29.01 38. Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» 25 – 29.01 39. Урок внеклассного чтения. Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» 01 – 05.02 40. Урок внеклассного чтения. Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска» и «Размазня» 01 – 05.02 41. Урок развития речи. Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Обучение анализу лирического текста. 08 – 12.02 Из русской литературы первой половины XX века (12 часов) 42. Слово о Максиме Горьком. Автобиографический характер повести «Детство» 08 – 12.02 43. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка, Алёша, Цыганок, Хорошее Дело15 – 19.02 44. Анализ эпизода из повести М.Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя 15 – 19.02 45. Урок внеклассного чтения. Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» 22 – 26.02 46. Слово о В.В.Маяковском. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества 22 – 26.02 47. Лирический герой стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» 29.02-04.03 48. Слово о Л.Н.Андрееве. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе «Кусака» 29.02-04.03 49. Слово об А.П.Платонове. Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе «Юшка» 07 – 11.03 50. Урок внеклассного чтения. Труд как основа нравственных ценностей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире» 07 – 11.03 51. Урок развития речи. Сочинение по произведениям писателей XX века «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» 14 – 18.03 52. Слово о поэте Б.Л.Пастернаке. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. 14 – 18.03 53. Урок внеклассного чтения. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов 28.03-01.04 Из литературы второй половины XX века (15 часов) 54. Урок контроля. Контрольная работа по творчеству писателей первой половины XX века 04 – 08.04 55. Слово о Ф.А.Абрамове. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа «О чем плачут лошади» 04 – 08.04 56. Слово о Е.И.Носове. Нравственные проблемы рассказа «Кукла» 11 – 15.04 57. Слово о Ю.П.Казакове. Герои рассказа «Тихое утро» 11 – 15.04 58. Урок внеклассного чтения. Стихи поэтов XX века о Родине и родной природе. 18 – 22.04 59. Слово об А.Т.Твардовском. Философские проблемы в творчестве поэта 18 – 22.04 60. Урок внеклассного чтения. Слово о писателе, ученом, гражданине Д.С.Лихачеве 25 – 29.04 61. Слово о М.М.Зощенко. Смешное и грустное в рассказе «Беда» 25 – 29.04 62. Песни на слова русских поэтов XX века. Лирические размышления о жизни, времени и вечности 02 – 06.05 63. Рассказ о дагестанском поэте Расуле Гамзатове. Размышления об истоках и основах жизни 02 – 06.05 64. Слово о шотландском поэте Р.Бёрнсе. Народно-поэтическая основа и своеобразие его лирики 09 – 13.05 65. Слово об английском поэте Дж.Г.Байроне. Особенности поэтических интонаций 09 – 13.05 66. Особенности жанра японских хокку16 – 20.05 67. Слово об американском писателе О.Генри. Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе «Дары волхвов» 16 – 20.05 68. Слово об американском писателе-фантасте Р.Д.Брэдбери. Рассказ «Каникулы», мечта о победе добра 23 – 25.05