Конспект урока по русской литературе «Не для того дан вам ум, чтобы вы во зло его употребляли» (по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Тема: «Не для того дан вам ум, чтобы вы во зло его употребляли» (по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Цели: 1. Познакомить уч - ся с биографией писателя;
2. Помочь ученикам постичь мудрость сказки;
3. Составить кодекс чести;
4. Способствовать развитию творческих способностей учащихся;
5. Создать условия для повышения интереса к литературной сказке.
Оборудование: портрет писателя, рисунки ребят к сказке, сигнал настроения.

Ход урока:


1. Слово учителя. Целеполагание.
- Посмотрите на доску, с каким произведением мы сегодня будем работать?
- Вчитайтесь и вдумайтесь в слова, написанные на доске, как вы понимаете смысл этих слов?
- Кто из героев произносит эти слова и кому они адресованы?
- Так о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Об Алеше и Черной курице. Мы пройдем вместе с героем по его трудному пути - пути становления настоящего человека).
2. Знакомство с биографией писателя.
Посмотрите на портрет Юдина «Антоний Погорельский с племянником Алешей Толстым».
- Алеша Толстой - кем стал в будущем? (известный писатель, поэт, драматург Алексей Константинович Толстой)
- Представьте себе, что этот симпатичный, синеглазый, со светлыми, чуть вьющимися волосами, печальным, но по - мальчишески отважным лицом войдет к вам в класс.
- Какие вопросы вы задали бы ему?
( Где и когда родился писатель? Кто его родители? Настоящая ли у него фамилия или псевдоним? Какое образование он получил? Какие произведения он написал? )
Настоящее его имя - Алексей Алексеевич Перовский.
Родился в 1787 г. Побочный сын екатерининского вельможи - А. К. Разумовского и девицы М. М. Соболевской. Мальчику дана была фамилия по названию имения - Перово. Он был одним из образованнейших людей своего времени, закончил в1807 г Московский университет, общался с Рылеевым, Бестужевым, Глинкой, Пушкин знал и ценил Погорельского.
Он написал сборник повестей «Мои вечера в Малороссии»(1828 г), роман «Монастырка»(1830), сказку «Черная курица» опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши.
- При ходьбе писатель прихрамывал. И я хотела бы у него спросить: почему?
(будем уверены , что этот вопрос его не обидит).
- Известно, что во время Отечественной войны 1812 г был боевым офицером - штаб - ротмистром, участвовал во многих сражениях. К началу войны он уже хромал, так что близкие и друзья не были уверены, возьмут ли его в армию. Оказывается, что его отец, хотя и очень любил сына, но порой порывы неудержимого гнева обрушивались на чувствовавшего себя обреченным мальчика. В очередной раз он сослал Алешу с глаз долой в закрытый пансион. Семейное предание утверждает, что Алеша бежал из пансиона. Может быть , он забрался на забор и упал, может быть О побеге напоминала ему всю жизнь его хромота.
Самой большой любовью - не угасшей до смерти - была любовь к племяннику, тезке - Алеше. Тот тоже жил в детстве в пансионе на окраине Петербурга.
Сказка возникла единственно, чтобы рассеять одиночество племянника. Алеша Толстой, находясь в пансионе, любил читать книги. Но детской литературы еще не было. Еще не написали свои сказки Пушкин, Одоевский, Ершов. Получается, что сказка Погорельского не только обрадовала Алешу, но до сих пор приходит ко всем нам, рассеивая и наше одиночество. Она осталась навсегда памятником любви к детям.
(Обращение к рисункам)
- Можно ли ваши рисунки использовать в качестве обложки?
3. Работа со сказкой.
- Сказка не существует без волшебства. Но поскольку волшебство может совершаться только по законом сказки, мы попытаемся постичь эти законы, осуществив свой путь по трем маршрутам.
Первый маршрут - «Приобретающий взамен».
- Отправляясь в путешествие, нам необходимо вооружиться компасом внимательного читателя ( карандашом).
- Вы, наверно, знаете, что имя Антоний Погорельский является вымышленным. Каждое имя свое значение. Выбирая псевдоним, писатель подобрал имя, обозначающее в переводе с греческого - Антоний - «приобретающий в замен». Откуда же взялась фамилия? Дело в том, что управляющий имением Перовского Погорелец(отсюда и фамилия) был ненасытным обжорой. Больше всего на свете он любил особые котлеты, подающиеся в красивых бумажных кружевцах - папильотках, которые он вырезал из дневников, писем, черновиков Перовского. Таким образом были уничтожены все бумаги домашнего архива. Другая версия - фамилия выбрана в связи с названием имения в селе Погорельцы.
- Вернемся к имени - «приобретающий взамен» - распространите данное словосочетание, какие вопросы вы поставите от каждого слова? - Приобретающий (что?) - взамен(чего?)
- Что и взамен чего приобрел он в жизни?
- Взамен одиночеству автор сказки приобрел искреннюю привязанность племянника, славу сказочника, читательскую признательность на долгие и долгие годы.
Второй маршрут - «Право на звание внимательного читателя».
На доске записаны пословицы. Отметьте пять пословиц, которые подходят к содержанию сказки. Какую из них вы предложите в качестве эпиграфа к уроку?
1)Трудно найти, легко потерять. 2)Только ума на деньги не купить. 3)Вранье не введет в добро. 4)Как прожил, так и прослыл. 5)Сам погибай, а товарища выручай. 6)Не имя красит человека, а человек имя. 7)Дал слово - сдержи его. 8)Поделом тебе, поделом! 9)Что посеешь, то и пожнешь. 10)Речи как мед, а дела как полынь.11)Учись на добро отвечать добром. 12)Добро век не забудется.

Эпиграф урока: Учись на добро отвечать добром.
- Вы доказали, что умеете определять идею произведения, его главную мысль. Но поскольку язык сказочной повести своебразен, читателю встречаются непонятные слова - устаревшие слова.
- Посмотрим, как вы внимательны к слову.
- Что обозначают данные слова?
Дортуар(спальные комнаты); вакации(зимние каникулы); букли(кольца завитых волос, локоны); салоп(широкое женское пальто, с прорезями для рук или короткими рукавами); шаркнуть ногой(ударить слегка каблук о каблук, знак приветствия); бергамот( сорт сладкой сливы).

Учитель.
- Вы доказали, что вы талантливые читатели, чуткие к слову, значит, нам можно отправляться по третьему маршруту «Путешествие в сказку».

- Кто главный герой повести?
- Чем он любил заниматься и почему?

Работа в группах
1 гр. Алеша и Чернушка
- Почему Алеша любил Чернушку больше всех курочек?
-Почему Алеша не помог кухарке поймать курицу?
- Как Алеша спасает Чернушку?(найти в тексте)

2 гр. Алеша в подземном царстве.
- Почему Алеша не попал в подземное царство в первую ночь?

- Как король отблагодарил Алешу за спасение главного министра?
- Какой волшебной силой обладало конопляное семечко?
- Какие условия должен был выполнить Алеша при этом? (найти в тексте)

Работа с классом
- Почему именно семя, а не что - то другое? Это не случайно.
Семя - (по словарю В. И. Даля) 1)вещество, содержащее в себе зародыш; 2)корень, начало, основание, причина нравственная, духовная; Именно таково его употребление в библейском значении. Конопля - нечто предшествующее важному событию (у Даля: на конопляном поле после урожая родится хорошая рожь). Можно развернуть толкование этого слова - «требующий развития, обработки». Это значение соотносится с характеристикой главного героя: он благороден, добр, но непослушен, порой своеволен и не думает о последствиях своих поступков. Прежде чем он станет достойным человеком, ему придется пережить серьезный жизненный урок(обработку).Таким образом, мотив конопляного семечка связан с идеей перерождения и нравственного самосовершенствования героя. Этот образ символизирует также лекарство, использовали его как снотворное, успокаивающее средство. Коноплю сажали в огороде, чтобы она своим неприятным запахом отгоняла от полезных растений вредных насекомых.

3 гр. Каким был Алеша до того, как получил конопляное зернышко?
- Покажите, как его изображает автор в начале сказки?(найти в тексте)
- Как к нему относились окружающие его люди?

4 гр. Каким стал Алеша, когда получил конопляное семечко?
- Как сначала чувствует себя Алеша, получив конопляное зернышко?
- Каким потом становится он? Как повлияла на него слава?(найти в тексте)
(Алеша был миленьким прилежным мальчиком, а стал дурным, гордым и непослушным.
Сначала учился хорошо, а потом вовсе не учился. Сначала его любили, а потом никто к нему не подходил. Он становился день ото дня все хуже и хуже, внутренний голос предупреждал его «что его любить никто не будет» и он будет «самое несчастное дите».
Сначала автор пишет о том, что у Алеши развито воображение, а потом пишет о том, что он лучше и умнее всех, «внутренне смеялся угрозам учителя» - и все это, будучи уверен, что конопляное семечко поможет ему.
Вспомните, когда Алеша потерял семечко в первый( в тексте) раз?

Работа с классом.
- Кто приходит на помощь мальчику?
- Какие наставления она дает Алеше?
- Почему Черная Курица становится другом Алеши?
Этот образ взят из Библии, где он символизирует «доброту и сердечность Всемогущего, изливающего свои блага даже бездуховным и безнравственным людям». Этот образ в Библии обозначает Учителя. В сказке Чернушка, министр сказочного королевства, пытается поделится своей мудростью с Алешей.

- Почему Алеша не сдержал тайну?
- Какое чувство им овладело, взяло вверх, когда принесли розги?
- И таким образом спасся от наказания?
- По - вашему, сколько раз был наказан Алеша? (1 - его высекли розгами, 2 -Чернушка оказалась в золотых оковах, 3 - подземные жители ушли)

Одно условие, сберегающее силы волшебства, есть в каждой сказке: не лги ни маленькой, ни большой ложью, не предавай.
- Какие пословицы, выбранные вами, подтверждают эту мысль?

Второе условие сказки - счастливый конец.
- Имеет ли эта сказка счастливый финал?
- Каковы последние наставления Чернушки - министра? По законам каких пословиц он жил? (Сам погибай, а друга выручай. Долг платежом красен. Добро век не забудется.)

- С чего началось духовное возрождение мальчика? (Мальчик переболел злом, попавшим в его душу. Переболев, он стал духовно здоровым.)
- Близок ли он вам? Что ты взял для себя из этой сказки?
Вывод: - В чем же мудрость сказки? (Это только на первый взгляд заманчиво иметь такое конопляное семечко, которое освободит тебя от учебы, от труда. На самом деле, все, что достается собственным трудом, только и ценится, приносит радость и счастье.)
Учитль: Автор любит своего героя, озабочен его судьбою, ему хочется , чтобы из Алеши вырос хороший человек.
Писатель ненавязчиво решает вопросы, которые волнуют нас, тем нам и близок. Качества, которые формируют в Алеше выпавшие на его долю испытания, необходимы каждому из нас: трудолюбие, честность, доброта, умение отвечать за свои поступки.
Рр Составьте правила вашей жизни.

1. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь.
2. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие.
2. Будь прилежным, сохраняй чувство долга, уважение к людям.
3. Будь добрым, радуйся успехам других.
4. Будь строгим к себе.

Д/З Рр ответ на вопрос: какой самый главный и мудрый урок получил Алеша? (письменно)
- Назовите произведения, которые по сюжету похожи на сказку Погорельского. ( Гофман «Щелкунчик» Л. Тик «Эльфы» )

















13PAGE 15


13PAGE 14115




15