Конспект урока литературы в 5 классе по теме Уроки жизни по сказке А. Погорельского Черная курица, или Подземные жители
"Уроки жизни" в сказке А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". 5-й класс
«Сказка – ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок»
А.С.Пушкин.
Цели урока:
Образовательные:
- раскрытие идейного содержания сказки через анализ текста, углубление знаний о литературной сказке и развитие мыслительной деятельности обучающихся через умение анализировать, синтезировать, обобщать;
Развивающие:
- развитие речи, навыков выразительного чтения и расширение словарного запаса обучающихся;
Воспитательные:
- способствование формированию нравственных ориентаций на распознавание истинных и ложных ценностей.
Оборудование:
-презентация, ксерокопии словарных статей, фрагмент мультфильма “Чёрная курица”, зернышки, стаканчики, макет черной курицы.
Ход урока
1. Орг. момент.
Добрый день, ребята! Урок литературы проведу у вас я. Меня зовут
Лидия Гаптрашитовна. Ребята, сегодня хороший день, настройтесь на активную работу, улыбнитесь друг другу и садитесь!
2. Основная часть.
1. Актуализация знаний.
- Посмотрите на экран. Из какой сказки эти иллюстрации? (слайд 1)
- Правильно, сегодня мы проанализируем на уроке сказку А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
- А.С.Пушкин писал: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
(Слайд 2). - Попробуйте определить главную мысль этих строчек Пушкина. ( В каждой сказке содержится мораль или нравоучение). Значит, все сказки воспитывают читателей.
- Ребята, обратите внимание на интересный факт: Антоний Погорельский, автор сказки (настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский) (слайд 3), написал эту сказку для своего племянника, его тоже зовут Алеша.(слайд 4)
- Мальчик стал в будущем замечательным и знаменитым писателем.- это Алексей Константинович Толстой (слайд 5).
-_Как вы думаете, с какой целью Погорельский писал свою сказку для племянника? (с целью научить чему-то хорошему, дать уроки добра, уроки жизни). Обобщая ваши мнения, можем назвать одним словом «уроки жизни»
2. Определение темы и целей урока.
«Уроки жизни» в сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». (пишу тему урока на доске)
- Значит, что вы должны понять или усвоить в течение этого урока?
Понять, какие уроки жизни преподает нам А. Погорельский в сказке «Черная курица, или Подземные жители».(Слайд 6)
А каким образом мы это сможем понять? (изучить поступки героев, их поведения в сказке, т.е. одним словом, мы должны анализировать сказку). А уроки эти поймем, если проанализируем поступки героев.
- Ребята, в этой сказке мальчик получает волшебное зёрнышко. Я вам тоже предлагаю собрать зёрнышки-фасолинки за ваши ответы на уроке. На парте стоит чаша с зёрнами, за каждый ответ вы берите по одному зёрнышку и кладите к себе в стаканчики.
3. Анализ текста и образа главного героя.
Давайте обратимся к нашему герою .1. Кто главный герой? (Алеша).
2. Где он жил и учился? (Жил в Петербурге в пансионе, там же и учился).(Слайд 7) Вы знакомы со словом пансион? (с. 121)
Пансион - закрытое учебное заведение, куда своих детей родители привозили на обучение и воспитание и оставляли на месяцы и даже больше. (Слайд 8)
3. Сколько ему было лет? (не более 9-10 лет) Значит, он ваш ровесник. (с 121.).
4. Как он чувствовал себя в пансионе? (ему было одиноко , родители его не забирали. Найдите в тексте. (с. 121)
5. Представьте себя на его месте? Какие чувства у вас возникли к герою? (Т.е вы сочувствуете ему ,сопереживаете).
6.Что стало утешением для Алеши в такие трудные минуты? (чтение книг.).
7. Какие книги любил читать мальчик? Найдите в тексте, прочитайте. Книги рыцарские, волшебные. Какие они, рыцари?(отважные, храбрые благородные). Значит, рыцари - идеалы для Алёши.
8. Давайте выпишем из текста характеристику Алеши и напишем в тетради в виде таблицы. Начертите таблицу. В левую колонку напишем характеристику мальчика. (Работа на доске и в тетрадях).
Характеристика Алеши.
Умненький
Миленький
Учился хорошо
Все любили и ласкали
Остро чувствовал одиночество
Начитанный, любил читать
Мечтатель
Верит в волшебство С. 121
С. 123-125
Умеет жалеть, сострадать
Щедрый, отдает последнюю монету ради спасения курицы
Спаситель, защитник
Благородный 9.Вспомните , с кем любил проводить время Алеша во дворе? (с Чернушкой). Как он к ней относился?
10 . Что он сделал для нее? Найдите ответ в тексте.(с. 125)
( Он спас её от смерти, когда кухарка Тринушка хотела её погубить. Алеша отдал кухарке самое единственное и дорогое, что у него было –империал- подарок бабушки.(Слайд 9,10) .
Империа́л (от лат. imperialis — императорский, имперский) — российская золотая монета (10 рублей)
10. Какие качества главного героя проявились в этом эпизоде?
( щедрый, благородный ).
Давайте дополним этими качествами характеристику героя.
11. Как Чернушка его отблагодарила?
(повела в подземное царство, где жил её народ.)
4. Физкультминутка.
Ребята, а давайте вместе с нашими героями направимся в Подземное царство.
На носочки встанем,
Друг за другом тихо,
И пойдем легонько.
Молча и бесшумно.
Тише, тише, не шумите
Вы нагнувшись проходите,
Рыцарей лишь не будите!
Молодцы, ребята! Вы прошли очень тихо, а помните в сказке, что с ним случилось, когда он пошел в Подземное царство? (разбудил рыцарей, чуть не поплатился жизнью своей и Чернушки).
12. С кем познакомился в королевстве Алеша? (с королем).
12. Давайте найдем этот эпизод встречи и прочитаем по ролям. (с. 135- 137)(слайд 11)
13. Что попросил в награду Алеша? Почему? (Чтобы труда не знать, ищет лёгкой жизни)
Не удивила вас просьба героя?(не учась получать хорошие отметки. ) А вы бы не хотели исполнения такого желания? Наверное, у некоторых из вас есть такие мечты. А как же король оценил его просьбу? (не думал, что такой ленивец). Я тоже соглашусь с героем. Мне Алеша в начале сказки казался старательным, трудолюбивым мальчиком.
- Итак, у Алёши оказалось волшебное зёрнышко. Но, как обычно бывает в сказках, есть одно условие, при котором волшебство перестаёт действовать. Какое это условие?
Найдите в тексте.(с. 136)
(Алёша не должен быть нескромным, не проявлять нескромность, т. е. быть скромным).
(выслушиваем ответы учащихся). А как вы понимаете это слово?
5. Словарная работа. Работа со словарями.
Перед вами лежат копии словарных статей, найдите слово скромность и прочитайте толкование слова.
С.И.Ожегов.
Скромный
1.Не выставляющий напоказ своих достоинств заслуг, сдержанный в обращении, поведении.
2. Обычный, простой, без претензий. (слайд 12)
6. Раскрытие идеи произведения
14.Итак, ребята, Алеша получил волшебное зернышко. Каким он стал теперь?
Найдите в тексте новые качества характера Алеши в паре и напишите в правую колонку таблицы.
С. 142 Сделался гордым и непослушным
Самолюбивым
Товарищи перестали его любить
“страшный шалун”
Дурной нрав
Самолюбивый
Гордый
Непослушный
высокомерный
Не умеет держать слово
Испугался, стал трусом
Предатель
неблагодарный
Ребята, кто хочет прочитать?
15. Алеша выполнил условие быть скромным?
Итак, какой урок мы сформулируем отсюда? Каким качеством должен обладать каждый? 1.Быть скромным.
16. О чем попросила Чернушка Алешу во второй раз? Найдите ответ. (с. 146)
Как вы понимаете значение слова «неблагодарность»?
Неблагодарность — отрицательное духовно нравственное качество личности, проявляющееся как непризнание добра, сделанного человеку кем-либо. (Слайд 13)
17. Значит, какой 2 урок дает Чернушка. Сформулируем совет Чернушки, ее урок для Алеши. Каким просит быть героя?
2. Быть благодарным.
Все отрицательные качества характера человека называют пороками. (слайд )
18. Что говорит Чернушка про пороки? Найдите ответ в тексте.
17. Чернушка сказала Алешу: “Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”? Как вы понимаете ее слова? (с. 146) Объясните своими словами. Можете посоветоваться в паре. Еще какой урок жизни преподает Черная курица Алеше? От чего предостерегает? А для этого каким надо быть? (не поддаваться дурным порокам, значит)
3. Быть сильным, волевым.
Но если человек впустил пороки в душу, то что нужно сделать?
4. Работать над собой.
Ребята, в конце сказки в сцене в школе с учителем в конце сказки какое испытание не смог пройти Алеща? (не сдержал своего слова, тем самым подвел своего друга) .18. Каким был главный порок Алеши? (это лень)
(лень). Одно его желание не учившись, знать все уроки, т.е ленность потянула за собой все остальные пороки. А какие конкретно? (ленность, неблагодарность, непослушность трусость и предательство).
22. Чем заканчивается сказка?
трагично
предательство Алеши,
жители подземного королёвства ушли.
Кого потерял Алеша? (друга, советчика, помощника)
3. Итог урока.
23. Какие уроки жизни А. Погорельского вы усвоили сегодня??
( нужно сдержать данное слово, уметь хранить тайну;
не предавать друзей, родных, близких людей, несмотря ни на что;
быть добрыми, отзывчивыми, скромными;
не зазнаваться, не быть высокомерными, тщеславными;
быть трудолюбивыми, не искать легких путей в жизни, не впускать лень и другие пороки в души, тренировать силу воли).
-Пройдут года, и если трудолюбие, скромность, доброта к другим людям и строгость к себе останутся вашими верными друзьями, значит, вы не забыли волшебную историю, которая случилась много лет назад в Петербурге.
Домашнее задание. Сделайте рисунки к сказке. ( пишу на доске)
Рефлексия.
Вы тоже собрали за урок свои зернышки. Я надеюсь, что это были зернышки полезных мыслей. Посчитайте ,сколько у вас зернышек? У кого 7 и больше зернышек, запишите в тетради количество зернышек и поставьте 5, у кого от 4 до 7 зернышек, тоже напишите количество зернышек и поставьте 4.
Теперь я хочу попросить каждый ряд выйти со своими зернышками на первую парту, где лежит пластилиновое полотно, составить одно слово, выражающее основные мысли , которые хотел передать А. Погорельский своим читателям. (дружба, скромность, труд, доброта).
Мне было приятно с вами работать на уроке, спасибо вам! До свидания.