Коррекция семейных отношений Установление телесного-эмоционального контакта


Цикл коррекционно-развивающих занятий с родителями
«Планета солнечного детства»
Участниками данного коррекционно – развивающего занятия являются семьи, которые по результатам диагностики показали неблагоприятный морально – психологический климат
Цель Повышение психологической компетентности родителей в вопросах развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
развитие способности родителей к пониманию эмоционального мира своего ребенка через совместную деятельность
осознание родителей своей роли влияния на эмоциональную сферу ребенка
изменение неадекватных родительских позиций
Занятие 4
«Установление телесно - эмоционального контакта»
1. Упражнение-разминка «Дрозд» Пары встают напротив друг друга и повторяют фразы и движения под стихотворение:
Я дрозд- ты дрозд.
У меня есть нос – у тебя есть нос.
У меня щечки гладки - у тебя щечки гладки.
У меня губки сладки – у тебя губки сладки.
Мы два друга, мы любим друг друга.
Давай обнимемся.
2. Этюд “Семейный”
Цель: телесно-эмоциональное сближение участников, выражение положительных эмоций. Психолог обращается к детям: “Ребята, каждый из вас знает, как приятно чувствовать любовь и заботу родителей. Сейчас мы поиграем в такую игру: мы представим, что вы и ваши мамы (папы) поменялись местами. Пожалуйста, пожалейте взрослых, приласкайте их. Вспомните, как мамы вас успокаивают, когда вы расстроены. Может быть, их обидел кто-то на работе или в магазине. Давайте покажем, как мы их любим и ценим”. Дети и родители работают в парах. В конце упражнения стоит спросить детей, трудно ли было “жалеть” взрослых. Родители рассказывают, приятна ли им была детская ласка. Важно, чтобы дети услышали положительную реакцию взрослых. Время 4-5 минут.
3. Упражнения для телесного контакта «Караван»
Это комплекс для телесного контакта. Участникам необходимо
встать в круг друг за другом и выполнять действия,
которые зачитывает ведущий.
— Шел по пустыне караван (складываем пальцыобеих рук в кулаки и имитируем ими шаги вдоль спи-
ны впередистоящего).— На одном верблюде ехал падишах АХ (сильнопоглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая
каждое движение глубоким вздохом «АХ»).
— На другом верблюде ехала красавица ОХ (легкопоглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая
каждое движение вздохом «ОХ»).
— А за ними бежала любимая собачка красавицы —
ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и бы-стрые шаги, сопровождая их звуками «ИХ-ИХ»).— Вдруг в пустыне подул ветер: сначала сверху
вниз и снизу вверх, а затем слева направо и справа
налево (гладим спину кистями рук в указанных на-правлениях).
— Ветер стал таким сильным (движения стано-вятся быстрее и интенсивнее), что в глаза всадни-кам начал попадать песок (выполняем пальцами то-чечные нажимы на спину).37— И караван пошел быстрее, а потом и вовсе по-
бежал: сначала падишах АХ (кулаками обеих рукимитируем быстрые шаги вдоль спины), потом кра-
савица ОХ (выполняем те же движения, но легче),
затем собачка красавицы ИХ-ИХ (имитируем двумяпальцами руки легкие и быстрые шаги).
— Иногда из-за сильного ветра путники сталки-
вались друг с другом (кулаками обеих рук имитиру-ем столкновения).
— Ветер постепенно стих (мягко и плавно по-глаживаем спину ладонями слева направо и справа
налево), но как же все устали… (мягко и плавно по-
глаживаем спину ладонями сверху вниз).— Остановился караван, и начали путники жа-
леть друг друга (поглаживаем ладонями плечи, а за-тем сверху вниз спину).
— После отдыха все развеселились, стали шутить
(щекочем) и улыбаться (улыбаемся).
4. Игра "Пузырь".
Цель: стимулирование положительных эмоций, поднятие мышечного тонуса, регуляция двигательной активности.
Участники встают в круг, держась за руки. Со словами "Раздувайся пузырь, раздувайся большой, раздувайся большой да не лопайся" расширяют круг, пока пузырь не лопнет. Участники разбегаются в разные стороны. Первый раз дети ловят взрослых. При повторном проигрывании взрослые ловят детей.
5. Живой диалог «Вопрос-ответ». Родители и дети в диалоге обсуждают пройденные занятия, задают интересующие вопросы, получают рекомендации психолога.
14
6. Релаксация “Свеча”. Цель: закрепление положительной эмоциональной атмосферы, сплочение участников. Участники занятия встают в круг. Психолог зажигает свечу и предлагает присутствующим высказать пожелания всем участникам занятия. Можно приглушить свет и использовать музыкальное сопровождение. Продолжительность — 3-4 минуты.