Конспект урока по литературному чтению на тему Русская народная сказка Журавль и цапля


Литературное чтение
во 2 классе
«Русская народная сказка «Журавль и цапля»
(УМК "Начальная школа XXI века")
Тема урока: Русская народная сказка «Журавль и цапля»
Тип урока: урок открытия нового знания
Раздел: «О братьях наших меньших». Произведения о животных.
Цель урока:  Полноценно воспринимать литературное произведение, глубоко понимать текст и специфику его литературной формы.
Задачи:
Образовательные: Учить детей слушать и слышать художественное слово, анализировать текст русской народной сказки с присказкой. Совершенствовать навык выразительного чтения.
Развивающие: Развивать способности осуществлять продуктивные речевые действия, расширять кругозор учащихся.
Воспитательные: Воспитывать нравственность и культуру общения через анализ содержания художественного произведения, обогащать нравственный опыт учащихся.
Основные понятия: Сказка, виды сказок, присказка, зачин, концовка (развязка), герой произведения, диалог.
Планируемые результаты:
Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей.
Предметные результаты – познакомятся с русской народной сказкой «Журавль и цапля», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев фольклорного произведения.
Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.
Оборудование: 
Для учителя: карточки с заданиями для групповой работы, мультимедийная презентация, лист бумаги для моделирования обложки.
Для учащихся: Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч. 2/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф), Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч. 2/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф.
Ход урока
I. Организационный момент.
Улыбнемся, детвора!Заниматься нам пора.Прозвенел уже звонок,Начинаем наш урок.
ІІ. Проверка домашнего задания.
Чтение по ролям отрывка К. Ушинского «Плутишка кот».
ІІІ. Актуализация знаний
1) - К какому виду жанров отнесём это произведение?  - Какие бывают сказки? (Сказка народная или авторская?)
- Авторская, написал автор К.Ушинский.
- А кто является автором народных сказок?
IV. Постановка цели и задач урока
Мы сегодня будем знакомиться с новой сказкой.- Ребята, откройте рабочие тетради на стр.18 и найдите задание 3. Прочитайте загадку. Кто это? (Цапля.)
- Какие слова помогли отгадать загадку?
- Запишите отгадку.
- Прочитайте вторую загадку.
(слайды)
- Как вы думаете, о ком будет произведение? (О журавле и цапле)
- Что вы знаете об этих птиц? (Это птицы, живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв)
- Какую цель на уроке себе поставите? (Познакомиться со сказкой, найти в ней мудрые мысли, исследовать построение русской народной сказки, познакомиться с устаревшими словами, уметь договариваться, сотрудничать друг с другом)
(Учитель фиксирует на доске цели урока на ранее заготовленных карточках)
- Итак, сегодня на уроке вы становитесь исследователями русской народной сказкой «Журавль и цапля».
- Откройте учебники и прочитайте ещё раз название сказки.
- Есть у неё автор? Как называются такие сказки?
V. Первичное восприятие произведения (слушание)
Ну вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях.
Да мы и не думаем шум создавать,
А будем тихонько страницы листать.
- Ребята, давайте внимательно прочитаем новое произведение и найдем доказательства, что это народная сказка. (Читает учитель)
- Какой жанр литературы перед нами? (Русская народная сказка)
- Как называется? («Журавль и цапля»)
- Улыбнитесь, если сказка понравилась.
- Какие непонятные слова, выражения встретились в тексте? Определим их значение. 
VI. Словарная работа
СВАТАТЬСЯ – договариваться о свадьбе
НОГИ ДОЛГИ – длинные ноги
ХУДО ЛЕТАТЬ – плохо летать
ДОЛГОВЯЗЫЙ – высокий
ВЕРСТА – старинная русская мера длины (около 1060 м)
РАЗДУМАЛСЯ, РАЗДУМАЛАСЬ – передумал(а)
БОЛОТО МЕСИЛ – тяжело бежал (ноги вязнут)
НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ – остаться ни с чем
СКУЧНО - ску [ШН] о Журавлю стало скучно жить одному…
VII. Чтение и анализ русской народной сказки «Журавль и цапля».
- Ребята, давайте внимательно прочитаем произведение и найдем доказательства, что это народная сказка. (Повторное чтение детьми)
- Сколько героев в этой сказке? Назовите. (Три: Сова, журавль и цапля.)- Кто является главными героями сказки? (Журавль и цапля.)
- А что же сова? Какой вы представляете ее? (Сова – непоседа. Она наблюдала за всем происходящим со стороны. Живет на дереве и поэтому видит все, что происходит на ближайшем болоте.)- Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга? (На болоте. Семь верст – это более 7 км, далеко)- Что построили журавль и цапля? (Они построили себе избушки.)
- В какое время года происходит действие сказки? (В теплое время года, т.к. журавль «месил болото»)
- А еще почему вы так думаете? (Эти птицы перелетные, улетают на зиму в теплые края).
- Ребята, докажите, что это народная сказка. (Ученики вспоминают особенности русских народных сказок, зачитывают примеры из текста.)
- Чем необычно начало сказки? (Начинается с присказки)
- Что такое присказка? Найдите ответ:
Присказка – это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы.
- Зачем нужна присказка? (Чтобы заинтересовать читателя, привлекает его внимание.)
- Прочитайте присказку. Помните, присказка читается по-особому – скороговоркой (быстро, четко, правильно).
- Какие слова повторяются? Как вы думаете, зачем? (Повадки совы)
VIII. Физкультминутка
Ребята «превращаются» в СОВУ из присказки и показывают ее действия в режиме скороговорки. Первый раз медленно, второй и третий раз – с ускорением, по памяти.
Летела сова – весёлая голова.
(Взмахи руками в стороны)
Вот она летела, летела и села, (Приседания)
Да хвостиком повертела,
(Повороты туловища влево-вправо)
Да по сторонам посмотрела
(Круговые вращения головой)
И опять полетела…
(Взмахи руками в стороны)
IX. Анализ сказки. Продолжение
- Как начинается сама сказка? Найдите зачин, прочитайте.
«Жили-были на болоте …»
- Почему журавль решил жениться? Выберите верный ответ, докажите словами из сказки. («Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться»)
- Почему цапля отправилась свататься к журавлю? («Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля»)
- Сколько раз журавль сватался к цапле? А цапля? (2 раза, повторы)
- Почему цапля заплакала после отказа журавля? (Стало стыдно и обидно)
- Исполнилось ли их желание? Почему? (Не могут договориться, отказывают друг другу)
- Есть развязка у сказки? (Нет)
- Как закончилась сказка? Прочитайте. («Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся). 
- Почему же так произошло? Давайте разберемся. (Работа в группах)
X. Работа в группах.Подумайте, какими изображены в сказке журавль и цапля, используя слова-признаки на карточках упрямый(ая) умный(ая)
смешной(ая) несговорчивый(ая)
капризный(ая) придирчивый(ая)
нерешительный(ая) хвастливый(ая)
добрый(ая) четный(ая)
Проверка.Вывод: журавль и цапля очень похожи. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны.
XI. Инсценировка отрывка с диалогами главных героев.
XII. Выполнение модели обложки.
Групповое моделирование обложки: на доске лист бумаги для обложки, наверху листа Ф.И.О. автора, внизу - название произведения, а посередине, с помощью условных знаков и цвета, определяют его жанр и тему. Работают с комментариями.  Выполните модель обложки. Покажите свои модели.Сравните свою модель с моделью на доске. Поднимите руки, у кого такая же модель обложки.
XIII Игра «Собери пословицу» (слайд)
ЕСТЬ СОГЛАСИЕ – ЕСТЬ И СЧАСТЬЕ.
- Подходит ли эта пословица к сказке «Журавль и цапля?» Объясните.
IVX. Итог урока.
Вернемся к цели и задачам, которые мы ставили вначале урока. Достигнуты ли они?
Сегодня я узнал ....Меня взволновало .......Сказка помогла мне понять .....Я для себя сделал вывод …
- Могла ли эта история приключиться с людьми? (Да, могла.Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу).- Чему учит эта сказка? (Сказка даёт возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки).
- Представьте, что к вам пришли журавль и цапля из сказки, что бы вы им сказали?
VX. Домашнее задание.Чтение по ролям сказки c. 23-24
2) Повторное чтение детьми.
3)Работа по содержанию сказки.- Чем необычно начало сказки? (Начинается с присказки)- Вспомните, что такое присказка? Найдите ответ на с.18 учебника.- Зачем нужна присказка? (Привлекает наше внимание)- Прочитайте присказку.- Помните, присказка читается по-особому – скороговоркой.(Быстро, чётко, правильно)- Какие слова повторяются?– Как начинается сказка? Прочитайте. ( Жили-были). Как называется? Зачин- Почему журавль решил жениться? Прочитайте.- Сколько раз сватался журавль к цапле? (2 раза)- Исполнилось ли его желание? Почему? (Не могут договориться, отказывают друг другу)- Есть развязка у сказки? (Нет) Как она называется? (Концовка)- Как закончилась сказка? Прочитайте.
4) Работа в парах (по карточкам) Прочитайте словосочетания и подберите их устойчивое выражение.** ноги долги ** длинные ноги
худо летать плохо летать
долговязый высокий
несолоно хлебавши остаться ни с чем
5) Работа в группах.Подумайте, какими изображены в сказке журавль и цапля, используя слова-признаки на карточках*** упрямый(ая) умный(ая)
смешной(ая) несговорчивый(ая)
капризный(ая) придирчивый(ая)
нерешительный(ая) хвастливый(ая)
добрый(ая) четный(ая)
Проверка.Вывод: журавль и цапля очень похожи. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны.
6) Физминутка.
7). Чтение по ролям диалога журавля и цапли.
Инсценировка отрывка с диалогами главных героев.
Игра «Кто лишний?»
 - Ребята, подумайте и скажите, кто же здесь лишний? (Изображения КОТА, ЖУРАВЛЯ, ЦАПЛИ И СОВЫ)
- Почему? (Лишний – КОТ, это герой сказки К.Д. Ушинского «Плутишка кот», он - зверь, а остальные – птицы, они не являются героями этого произведения.)
- Кто может назвать всех этих птиц? (Сову дети определяют верно, а вот назвать правильно, где ЦАПЛЯ, а где ЖУРАВЛЬ, затрудняются.)
- Как вы думаете, почему так трудно различить этих птиц? (Они похожи внешне: длинные ноги, клювы и шеи, цвет оперения тоже похож.)
- Кто знает что-нибудь о жизни этих птиц? (Дети могут сказать о месте обитания – болоте, и о том, что питаются они лягушками.)
- Этой информации недостаточно, чтобы распознать этих птиц. Где мы еще можем добыть интересующую нас информацию? (Найти в интернете, в энциклопедиях, книгах о птицах, из видеофильмов, можно спросить у взрослых.)