Изменения в практике преподавания с применением активных методов обучения.


Изменения в практике преподавания с применением активных методов обучения.
Тугарина Г.И.
учитель английского языка
КГУ Майкаинская СОШ № 2
Павлодарская область
«Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы». Элинг Кинг
У каждого учителя есть свой «багаж», устоявшихся представлений и собственных убеждений о практической деятельности, как учителя. И я не исключение. Мне всегда казалось, что я иду в ногу со временем и мои уроки интересны ученикам. Меня всегда интересовало новое, что могло бы кардинально изменить ситуацию. И я старалась сделать урок живым, интересным и полезным. Однако, к сожалению, не всегда получала удовлетворение от своей деятельности.
В ходе обучения по программе II уровня курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, я познакомилась с идеями Программы по внедрению новых подходов в обучении (активных методов обучения). Это позволило мне пересмотреть свои взгляды и убеждения, и открыла новые возможности в моей собственной практической деятельности.
Ознакомившись и получив на курсах теоретическую базу, я поняла, почему я не добилась значительных результатов в своей работе. Все те методы, которые я использовала ранее, были хороши, прежде всего, для включения учащихся в учебный процесс. К сожалению, они не в полной мере способствовали развитию мыслительной деятельности учащихся.
Джон Дьюи, американский педагог-новатор, сказал, что «научить человека мыслить» является главной задачей системы образования. (Халперн Д. 2000).
Современный мир меняется очень быстро, идет большой поток информации и моя задача, как учителя английского языка, научить детей не только владеть информацией, но и критически ее осмысливать, оценивать и применять ее. Я преподаю в старших классах, учащиеся за урок не всегда справляются с большим объемом информации, которую им необходимо обработать и запомнить. Проанализировав, я пришла к выводу, что моим учащимся не хватает навыков критического оценивания информации. Учащиеся в работе с текстом часто совершают следующие мыслительные «ошибки»:
- не следуют принципам логического изложения информации,
- выбирают наиболее знакомый ответ (легкий),
- предпочитают догадки, а не обдумывание,
- не принимают во внимание альтернативные точки зрения.
Инновационное обучение включает активные методы и формы обучения. Активные методы обучения – это методы, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Особенностями активного обучения являются:
- активизация мышления учащихся
- повышенная степень мотивации, творчества
- постоянное взаимодействие учителя и учащихся.
Главной задачей при такой форме обучения становится не передача готовых знаний, а оказание воздействия на образ мышления учащихся.
Поэтому наибольшую заинтересованность у меня вызвал модуль «Обучение критическому мышлению».
Чем привлекателен этот модуль? В чем его преимущество? Основным аргументом считаю то, что критическое мышление  - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Считаю, что обучение критическому мышлению – сложная задача, т.к. нет конкретных алгоритмов, которые ведут к развитию критического мышления. Однако существуют, определённые условия и подходы, которые способствуют формированию критического мышления.
Выбирая тему своего исследования на практике в школе «Как использование приемов критического мышления на уроках английского языка влияют на формирование у учащихся навыков работы с информацией» я планировала найти подходы и способы разрешения трудностей и сложностей, с которыми сталкиваюсь я и мои ученики. Изучив теоретические источники, работы других исследователей в данном направлении, я пришла к следующему выводу, что одним из инструментов развития критического мышления служат умения и навыки построения вопросов. Многое зависит от поставленных целей и задач, а также от правильно поставленных вопросов. Если на своих уроках учитель задает простые вопросы, которые подразумевают повторение и подтверждения за педагогом его мыслей и предположений, то результативность от такой деятельности будет минимальной. Если учитель задает вопросы высокого порядка, которые требуют от учащихся размышления, нахождения творческих способов разрешения проблем, то и результат обученности у учащихся будет более высоким.
Исходя из своего опыта и результатов исследования, я увидела, что для обеспечения условий развития критического мышления, необходимо в первую очередь овладеть Таксономией Блума. Таксономия Блума в классификации целей обучения является одной из наиболее значимых работ для учителей, реализующих развитие критического мышления у учеников в процессе использования активных методов преподавания и обучения.
Таксономия включает в себя шесть этапов продвижения, от более простых мыслительных процессов к сложным (от знания и понимания через применение, анализ и синтез к оцениванию). Для этого надо научиться разрабатывать вопросы и задания, соответствующие уровню мышления каждого этапа. Интересными являются такие методы, как «Пять вопросов», «Тонкие и толстые вопросы», «ЗХУ».
Изучив и опробовав на практике различные приемы критического мышления, я свой выбор сделала также на мыслительной карте Тони Бьюзена.
Во-первых, этот прием помогает развивать креативное и критическое мышление, память и внимание у учащихся, а также позволяет сделать процессы обучения и учения намного интереснее и занимательнее.
Во-вторых, прием позволяет структурировать информацию в визуальной форме, создает условия для быстрого запоминания материала, что является не маловажным аспектом в нашем современном мире связанного с большим потоком информации.
В-третьих, карты многофункциональны, их можно использовать на уроках, как вербальную опору для высказывания, так и при подготовке к экзаменам, зачетам по лексике, грамматике и проведению дискуссий.
В- четвертых, правила создания мыслительных карт очень просты, чем она и привлекла меня.
В- пятых, карты помогают находить неординарные, неожиданные решения задач и стимулируют появление новых идей.
Считаю, что мыслительные карты будут эффективным и интересным методом обучения не только на уроках английского языка, но и на других предметах.
Метод «Шесть умных шляп» также используется в целях активизации различных аспектов мышления. Учащимся необходимо осуществлять мыслительные операции (размышлять, анализировать, критиковать и т.д.) в заданном контексте цвета шляпы.
Полученные результаты в ходе моего проведенного исследования, можно считать положительными. Несмотря на то, что они были получены в течение непродолжительного периода времени (полгода), можно проследить положительную динамику результативности использования приемов критического мышления в процессе обучения. Произошли изменения личностного характера учащихся, повысилась мотивация, учащиеся перестали испытывать трудности при работе с различными источниками информации. Ценность данных методов в том, что они учат детей слушать и слышать, развивают речь, дают возможность общения, побуждают детей к действию, поэтому на уроке работают все.