Отчет по серии последовательных уроков демонстрирующий изменения в практике
Отчет по серии последовательных уроков демонстрирующий изменения в практике
На первом этапе «Лицом к лицу» мы изучали материалы о том, как происходит обучение и что представляет собой качественное преподавание. Анализировали свои убеждения и знания о процессах преподавания и обучения и подвергали сомнению неоспоримость укоренившихся стереотипов в данной сфере. Принимали участие в активном обучении, моделируя, таким образом способы работы в классе, что предполагает: совместную групповую работу, обсуждения, презентации и индивидуальные исследования. Изучали новые подходы в обучении и преподавании в контексте семи модулей Программы. Разработали план серии последовательных уроков, используя ключевые идеи Программы, подлежащие внедрению в практику преподавания и обучения в классе. С 28.03.2014 г. по 28.04.2014 г. я проходила практику после обучения на первом этапе «Лицом к лицу». На начало практики у меня уже был составлен среднесрочный план серии последовательных уроков, целью которого было использовать идеи семи модулей на каждом уроке, определить цели обучения и преподавания каждого урока с целью достижения ожидаемых результатов, вовлечь всех учащихся в процесс обучения и преподавания.
И так какие изменения произошли в моей педагогической практике? Главной моей целью было то, чтобы у моих учащихся сформировались умения и навыки не только самостоятельной работы, но и работы в группе, в паре. Потому что модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» предполагает, что знания приобретаются учениками, когда они ведут активный диалог. И средний процент удержания информации учениками происходит только при передаче знаний. Таким образом, если раньше план урока составляла только для индивидуальной работы с учениками, то после обучения на курсах я планировала задания для групповой и парной работ. И результатом этого вида работы стало, что мои ученики смело стали аргументировать свои точки зрения, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению своих одноклассников. Класс стал более сплоченным. И самое главное, они почувствовали ответственность за свое обучение. На всех четырех уроках разрабатывала такие стратегии, которые ученики должны были обсудить между собой и потом прийти к единому мнению. Бывало, что иногда у них мнения расходились, но в основном очень много положительных моментов можно перечислить. Для меня самым главным, наверное, было не то, чтобы они обязательно приходили к правильному ответу на заданный вопрос, а то, что они могли вести беседу, обсуждать, размышлять и наконец, высказаться. И поэтому, я считаю, что именно диалог оказал наибольшее влияние на создание коллаборативной среды в классе, благодаря диалогу среди учеников в классе стало больше взаимопонимания, взаимоуважения. После проведенной серии последовательных уроков я поняла, что в моей прошлой педагогической практике ученики были объектами моей работы. Потому что, весь учебный материал я предоставляла в готовом виде, не задумываясь над тем, что именно они хотели бы изучать, каким образом они хотели бы обучаться и каково их мнение по пройденному материалу. А использование идеи программ позволили мне осмыслить процесс обучения и преподавания и понять чего именно хотят ученики и что именно им нужно для дальнейшего развития. До обучения на первом этапе «Лицом к лицу» все уроки у меня проходили в стандартной форме. Если говорить на примере уроков литературы, урок я начинала с проверки домашнего задания, когда ученики должны были пересказать либо биографию, либо содержание произведения. Дети, которые не хотели читать произведения и не читали естественным образом оставались вне поля деятельности. Но все же по плану я дальше проводила уроки, а неуспевающим ученикам давала просто дополнительные задания по тексту или по биографии писателя и т.п. А уже после обучения на первом этапе, я поняла, что использование стандартных методов обучения не позволяет ученикам развиваться. Поэтому серию последовательных уроков я проводила с применением всех семи модулей Программы.
Первым делом на практике я провела консультацию с коллегами о внедрении изменении в процесс обучения и преподавания, обговорила многие моменты своей практики с директором школы, проконсультировалась с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, скорректировала свое расписание, так как в понедельник урок литературы был поставлен шестым уроком, нужно было поменять расписание уроков. И предварительные консультации, которые я провела перед планированием и проведением серии уроков помогли мне решить множество проблем. Так же при планировании серии уроков я консультировалась с коллегой, которая до меня проходила курсы по уровневым программам и по ее рекомендациям я использовала несколько активных методов работ. Для проведения практики я выбрала 8 класс, потому что с начала этого года я являюсь классным руководителем этого класса и мне очень хорошо известны уровень их успеваемости, характер каждого учащегося и их желания. И конечно же, серию уроков я разрабатывала с учетом возрастных особенностей учащихся 13-14 лет. Серию последовательных уроков я проводила по разделу «Неоромантизм в литературе» и главной целью для меня было, чтобы ученики научились анализировать прочитанное, излагали свои мысли по прочитанному произведению, чтобы на примере этих произведении у них сформировалось представление о том, что такое человеческое счастье, в чем смысл человеческой жизни, что значит добро и зло и что означает свобода для человека и многое другое.
И на первом же уроке я организовала групповую форму работы. Распределила группы с учетом их уровня успеваемости и с учетом индивидуальных особенностей характера учащихся. Организовать работу в группе и создать коллаборативную среду у меня получилось легко, так как мой класс очень позитивный, дружный и эмоциональный. Все ученики в группе чувствовали себя комфортно и ощущали себя намного взрослее. В группе появились лидеры, которые чувствовали ответственность не только за свое обучение, но и за обучение детей с менее слабой мотивацией. А ученики, ранее отсиживающие уроки начали проявлять активность и поэтому, для многих работа в группе стала очень интересной и полезной. Благодаря модулю «Новые подходы в обучении и преподавании» я научилась применять активные формы работ, которые способствовали сплочению класса, помогали настроить учащихся на дальнейшую плодотворную работу. И интересным открытием для меня и основательным изменением в практике было применение модуля «Обучение критическому мышлению». Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решения. И для развития критического мышления учащиеся должны были сначала знакомиться с информацией визуального или устного характера, определять ключевые моменты, анализировать, как ключевые компоненты и доказательства интегрируют во взаимосвязи, сравнивать и исследовать сходства и различия между ними, синтезировать данные, оценить важность доказательств, аргументировать свои выводы и обосновать их актуальность и значимость. Поэтому очень важно было применять такие стратегии как «Горячий стул», когда ученики по ключевым словам формулировали вопрос к этому слову, анализируя таким образом весь прочитанный материал. По другому этот прием я бы назвала как взгляд с другой стороны. Прием «Дневник двойной записи», по которому учащиеся полностью могли анализировать главы произведении, комментируя при этом позицию автора, а так же записывая собственные суждения и выводы. Наибольший прогресс в развитии критического мышления учащихся наблюдалось мною при защите постеров, по определенному заданию, когда ученики не только просто выполняли задание по книге, а формулировали собственное понятие того или иного произведения. Очень важным также было применение приема «Ассоциации», благодаря которому, можно было понять, насколько у учеников развито воображение. Также интересным как для меня, так и для учеников было использование приема «Шесть шляп мышления». Мои ученики эти шляпы назвали волшебными, так как считали, что соответствие определенного цвета определенному понятию помогало им формулировать ответы на данное им задание. Инсценирование эпизодов рассказа так же помогли учащимся раскрыть свои способности творческого характера и развитию организованности и распределении ролей в группе.
Так же на всей серии последовательных уроков я применила модуль «Использование информационно-коммуникационных технологии в преподавании и обучении». Именно использование информационно-коммуникационных технологии способствовало интересной подаче материала, активизировалось внимание учащихся, не было необходимости готовить дополнительные наглядные материалы, так как весь материал можно было подать в удобной форме в виде слайдовых презентации. Поэтому, серию последовательных уроков я проводила с широким применением информационно-коммуникационных технологии. На первом уроке из серии последовательных я применила слайдовую презентацию, на котором была информация о новой теме, также задания, которые ученики должны были выполнить. Анимационные физминутки мы также проводили при помощи интерактивной доски. Уроки литературы- это уроки жизни. Поэтому, я считаю, что целесообразно если учитель по мере возможности показывает примеры из жизни, чтобы ученики более глубже понимали и принимали позицию автора. С этой же целью при помощи интерактивного оборудования я представила вниманию учащихся песню в исполнении Дианы Гурцкой. И это помогло моим ученикам по иному растолковать значение слова «счастье» и написать 3-минутное эссе. Так же интерактивная доска пришла ко мне на помощь, когда я проводила устную рефлексию.
На втором уроке, на стадии вызова с использованием интерактивной доски мы просмотрели мультфильм «Песня о Соколе», которая помогла моим учащимся зрительно увидеть, прослушать и понять содержание этого произведения, так как при демонстрации материала процент удержания информации учениками намного больше, чем при обычном чтении. На этом уроке так же использовала слайдовую презентацию на стадии осмысления, аудиозапись для физминутки. И с интерактивного оборудования показала видео с Ником Вуйчичем, чтобы учащиеся смогли сформулировать вывод по уроку и ответить на проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока.
На третьем уроке, на стадии осмысления материала учащиеся должны были инсценировать рассказ и уже сами использовали ПК для выхода в сеть интернет и загрузки с интернета нужной им мелодии. И на этом уроке я подготовила содержательные, запоминающиеся презентации, которые оказывали положительное эмоциональное воздействие на учащихся. С помощью интерактивной доски и компьютера мы провели физминутку «Весна». Учащиеся с особым интересом и желанием повторяли анимированные движения.
На четвертом уроке при помощи мультимедииной презентации Аймекен познакомила учащихся с биографией В.Гаршина. Весь урок так же сопровождался интересной, содержательной презентацией, которая помогала наглядно представить материал ученикам и без дополнительного разъяснения давать задания, поскольку все демонстрировалось на интерактивной доске. Таким образом, использование ИКТ способствовало мне активно вовлекать учащихся в процесс обучения, усилить их мотивацию, давать максимально допустимое количество информации, развивать творческие способности учащихся, качественно подать наглядный материал. На вместе с положительными сторонами использования ИКТ на уроках мною наблюдались и отрицательные стороны такие как:
- при выступлениях ученики больше опирались на информацию на слайдах;
- учащиеся не хотели работать со справочными материалами из книг, потому что могли информацию найти в сети интернет;
- вместо книг читали краткое содержание произведении из интернета, которое не всегда совпадало с содержанием книги. В будущем я планирую, расширять свои знания в области ИКТ и целесообразно применять их на уроке.
С начала этого года я руковожу этим классом, веду у них уроки русского языка и литературы, и несомненно я значительно хорошо знаю уровень каждого своего ученика в классе. Но все же так как серию последовательных уроков не сравнить с теми уроками, которые я проводила до обучения на курсах, когда ученики выполняли «стандартные» задания, я с первого же урока начала наблюдать за своими учениками. И на первом же уроке на начальнем этапе актуализации опорных знаний я применила прием, который до этого времени не был им знаком «Горячий стул». От одного названия этого приема, учеников охватил страх. Все замолкли. И только через двух-трех минут молчания с места поднялась Данна. Было понятно-она в любой ситуации чувствет себя уверенно. И эта ее решительность подействовало на остальных учеников. И они постепенно начали раскрываться. Далее я организовала работу в группах. И когда они начали обсуждать подготовленные мною «толстые и тонкие вопросы», легко было выделить лидеров, которые вели дискуссию. В первой группе это была Аймекен. А во второй группе была Тамилла. Таким образом, благодаря тому, что я организовала такой вид работы, как работа в группах я выявила трех учениц, у которых были выраженные организаторские и творческие способности, коммуникативные навыки и лидерские качества.
И на первом уроке с целью определить возможности и способности учеников я дала им опережающее и индивидуальное домашнее задание.
И на втором уроке (М.Горький «Песня о Соколе») стало ясно, 3 ученика из 12 не могут самостоятельно выполнить опрежающее задание, а Аягоз не интересно работать со словарем литературных терминов, поэтому выполнить индивидуальное домашнее задание на «отлично» у нее не получилось. На стадии осмысления после просмотра мультфильма учащиеся должны были дать характеристики Ужа и Сокола и при защите постера мною было замечено что у Аймекен не только организаторские и лидерские качества, но и хорошая дикция и ораторские способности, которые я раньше не замечала.
На третьем уроке с целью выявить учеников с нестандартным мышлением и творческими способностями я применила групповую форму работу и первой группе я дала задание охарактеризовать главных героев, а второй группе инсценировать рассказ «Тихое утро». Выступление первой группы я оценила удовлетворительным, а вот инсценировка рассказа у второй группы получилась отлично. Задание такого вида не только помогло учащимся глубже понять суть рассказа, но и повысить интерес к литературе.
На протяжений всей практики у меня в классе лидировали эти три ученицы: Аймекен, Данна и Тамилла. И в групповой, и в парной работе брали инициативу в свои руки. У них отличная дикция. Они с радостью и ответственностью выполняют опережающие, творческие, индивидуальные задания. Они побуждают к действию других учеников класса. В любой учебной ситуации чувствуют себя уверенно.
На четвертом уроке из серии последовательных при работе в парах ученикам должны были понадобиться знания в области биологии. При характеристике жителей оранжереи, они сначала должны были угадать растение изображеное в центре листа, а затем описать его по содержанию сказки. С эти заданием справились все. Потому что, в паре они решали задание вместе.
Пронаблюдав в течении 4 уроков за своими учениками, я пришла к выводу, что талантливость и одаренность можно выявить при таких формах работы, когда ученики занимаются независимо, когда учитель не сдерживает инициативы учеников и не делает за них то, что они смогут сделать самостоятельно, когда дети учаться прослеживать межпредметные связи и использовать полученные знания при изучении других предметов. И анализируя проведенные мною уроки, я с уверенностью могу сказать, что у меня получилось организовать формы работы для выявления и поддержки талантливых и одаренных учеников, которые спосбствовали саморазвитию и самореализации учеников. И в будущем я планирую продолжить работу с талантливыми и одаренными учениками и внедрять идеи модуля «Обучение талантливых и одаренных учеников».
Сущность лидерства заключается в том, что учителя должны:
Взять инициативу на себя по совершенствованию практики;
Принимать стратегические решения с коллегами для внесения изменений;
Собирать и использовать факты совместной деятельности;
Вносить вклад в создание и распространение профессиональных знаний. (Руководство для учителя).
Из всего этого я поняла, что лидерство является главным для учителя. Поэтому я строго планировала свои уроки, поэтапно готовила задания, консультировалась с коллегами, внедряла все семь модулей, которые взаимосвязаны между собой.
И на каждом этапе урока для того, чтобы иметь объективную информацию о степени освоения каждым учеником учебного материала, своевременно выявить недостатки и пробелы в знаниях своих учеников я использовала различные виды формативного оценивания. Поскольку ОДО концентрирует внимание на полученных данных о том, на каком этапе в процессе обучения находятся ученики, в частности, характер и причины их сильных и слабых сторон. (Руководство для учителя, стр 163). Наряду с этим из руководства для учителя мне стало известно, что учителя не являются единственными оценивающими лицами. Взаимооценивание и самооценивание являются важнейшими показателями развития личности. И используя эти виды оценивания на своих уроках, я пришла к выводу, что оценивание учащихся за каждую проделанную ими работу (ОдО) дает толчок для дальнейшего их саморазвития и самомотивации.И делая вывод по своей практике, я думаю, что мне еще нужно совершенствовать свою педагогическую работу. Использовать 7 модулей обучения программы для того, чтобы мои ученики могли самореализоваться не только в рамках одного предмета, или предметов, а могли с уверенным шагом идти по дороге жизни, с развитым критическим мышлением, способными творчески развиваться, умеющими оценивать себя и оценивать окружающих, владеющими новыми информационно-коммуникационными технологиями.