«Изменения в практике преподавания и обучения»
«Изменения в практике преподавания и обучения»
(Рефлективный отчет о процессе внедрения и управления
изменениями в практике преподавания и обучения)
Мною были проведены четыре последовательных урока геометрии в 7 классе по темам главы «Треугольники». При разработке серии последовательных уроков геометрии я ставила перед собой цель: включить в учебную деятельность всех учащихся, развивать организаторские способности, способности оценить себя и одноклассников, способность самостоятельно добывать информацию и презентовать ее.
Ключевая идея последовательных уроков - апробирование и эффективное использование модулей программы в серии последовательных уроков для повышения мотивации учащихся к обучению и создания атмосферы сотрудничества.
Чтобы аргументированно изложить использование приобретённых мною знаний, на первом этапе обучения при проведении уроков, надо наверно критически оценить работу «До и после», тогда можно обосновать внедрение модулей Программы или конкретных стратегий преподавания и обучения, сделать анализ причин их эффективности.
Работая традиционно, на уроке большую часть времени говорила я, много писала на доске или демонстрировала материал, ученики слушали, затем вместе мы отрабатывали навык решения задач, что в принципе является приоритетным на уроках математики, начиная со среднего звена. Дети чаще всего работали по шаблону, я им разъясняла материал, с последующей отработкой навыка решения. Т.е. более активной на уроке была я. Учащиеся предпочитали отвечать на простые вопросы, так как затруднялись отвечать на вопросы более высокого порядка. Я обратила внимание, что у многих детей плохо развита речь и критическое мышление. Дети с трудом могли аргументировать свои ответы, при решении, рассуждать при доказательстве теорем или решении задач на доказательство, делать выводы, оценивать, и тем более подходить к работе творчески. Я хотела повысить качество усвоения детьми материала, превратить свой прежде пассивный класс, в класс активный, критически мыслящий, но не знала, как сделать это более продуктивно.
Пройдя первый этап обучения, я действительно увидела то, что те подходы к обучению, которые мы рассматривали в совокупности и могут дать такой положительный результат. А самое главное это то, что такая Программа позволяет учителю не разрываться между выбором технологий, так как в семи модулях просматриваются элементы самых эффективных технологий, которые применяются в комбинированном виде. Во время прохождения первого этапа, знакомясь с модулями, что-то было для меня уже знакомо ранее и применялось на практике, что-то было знакомо, но я не знала, как это применять (например, критическое мышление), а что-то не знала совсем. Но все модули были для меня одинаково интересны.
Изучив на курсах идею внедрения семи модулей Программы на уроке, я поняла, чтобы изменить отношение учеников к знаниям, надо изменить условия приобретения этих знаний, поняла, что в центре внимания на уроке должны находиться мои ученики, а не я как учитель, который давит своим авторитетом на учеников. Я не должна давать информацию детям в готовом виде, а должна давать им возможность получать знания самостоятельно, я должна развивать в детях саморегуляцию и самомотивацию. Теперь на уроках должна говорить не я, а мои ученики, я должна давать детям возможность говорить, рассуждать, искать и находить, доказывать и оценивать. Я должна вселить в каждого ребенка уверенность в своих силах, должна быть лидером учебного процесса и построить учебный процесс так, чтобы развить возможности каждого ребёнка, учесть его талант или одарённость.
Было понятно, что учащиеся на уроке должны выступать как активные обучающиеся, которые на основе своего жизненного опыта и базы, имеющихся у них знаний строят своё понимание на основе собственных исследований. Я осознала, как важно на уроке выбрать правильно отправную точку. Т.к. на уроке обучение происходит через взаимодействие, то важно создать в классе коллаборативную среду, в которой учащиеся будут чувствовать себя свободно и непринуждённо для более продуктивной работы. Раньше я не отводила время на уроке для различных тренингов по сплочению детского коллектива, хотя уделяла внимания на отношение отдельных учащихся друг к другу. Теперь на уроках я стала использовать различные тренинги, для создания в классе доверительных отношений, улучшения взаимоотношений между учениками. Проведение тренингов помогло мне лучше увидеть взаимоотношения между учениками класса, я стала по-другому относиться к каждому ученику в классе, я стала представлять для себя, что в дальнейшем мне нужно сделать для сплочения коллектива. После проведения тренингов на уроке у детей улучшалось настроение, дети становились более открытыми, у замкнутых в себе детей появлялось желание работать, общаться с другими детьми, происходил настрой на доверительные отношения, улучшались взаимоотношения между детьми. На уроках я проводила тренинги, которые подбирала с учётом возрастных особенностей школьников.
Раньше в начале урока я сама сообщала детям тему и цель урока, критерии успеха в принципе мы не определяли. Теперь, взглянув по-новому на урок, я осознала важность определения темы, цели урока и критериев успеха именно детьми, потому что это способствует развитию навыков саморегуляции. Я поняла, что движущей силой «Обучения обучению» является «метопознание», осознала важность строительства «моста», соединяющего учебный материал с учеником. Так на уроках мною был применен нестандартный вход в урок посредством анаграмм, приема «Исключи лишнее», слайд шоу «Треугольники вокруг нас». Я считаю, что такой нестандартный вход в урок активизирует мыслительную деятельность, а яркий демонстративный ряд создаёт у детей бодрое, рабочее настроение и привлекает интерес к теме урока.
Если раньше на уроках я использовала диалог только между учителем и учеником в форме «вопрос-ответ», т.к. специфика предмета не предполагает активное использование диалога на уроке, то теперь я стараюсь больше использовать «диалогическое обучение» на уроке не только в процессе взаимодействия «учитель-ученик», но и в парной исследовательской и практической работе. Так на уроках по темам «Сумма внутренних углов треугольника» и «Внешний угол треугольника» учащиеся взаимодействовали в паре, выявляли причинно-следственные связи объектов исследования, делали выводы. Так же мне удалось организовать диалог между парой учащихся при актуализации знаний с использованием ИКТ, где ученики задают друг другу вопросы по модели треугольника. В выполнении данной работы яркий зрительный ряд помогает достичь эффекта быстрой обратной связи «вопрос-ответ», так же ученики учатся задавать вопросы высокого порядка.
Удалось диалоговое обучение и в групповой работе. Ведь, именно, в процессе общения со сверстниками происходит обмен опытом, информацией, развиваются интеллектуальные способности ученика, развиваются навыки говорения, аргументации, дети осознают то, что есть другие идеи, учатся поддерживать беседу и задавать вопросы. «Л.Выготский утверждает, что когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития» (ЗБР). ЗБР определяет навыки и способности, которые развивает ученик; диапазон заданий, которые он пока не может выполнить самостоятельно. Для выполнения таких заданий ученикам нужна помощь взрослых или более компетентных лиц, которые могли бы поддержать их в обучении новому». ( с.144)
Изучив модуль «Обучение критическому мышлению», я поняла важность применения на уроке вопросов высокого порядка, на которых прежде я не акцентировала своё внимание. Прежде на вопросы высокого порядка могли ответить только сильные ученики, я на уроке не отводила время для обсуждения ответа на такой вопрос детьми с меньшим «багажом» знаний. Я также прежде не отводила достаточно времени для обдумывания ответа учеником, из-за дефицита времени на уроке, теперь я увидела свою ошибку и считаю важным дать время ребёнку сосредоточиться на вопросе и подумать, что способствует более качественному усвоению материала, хотя времени на это уходит больше, но надо расставлять приоритеты. На курсах я более углубленно изучила различные стратегии развития критического мышления, которые я стала применять в своей работе. Раньше я интересовалась приемами критического мышления и некоторые из них применяла, такие как кластер, синквейн, «Да-Нет». Теперь на стадии вызова урока я использовала прием «Исключи лишнее», задания на соотнесения, коллективные и групповые кластеры, «Поймай вопрос». Я стала задавать детям вопросы более высокого порядка и учить детей задавать такие вопросы, которые побуждают к анализу, синтезу и оценке, что возможно на уроках геометрии. На стадии осмысления дети работали в группах по методу «Зигзаг», работали с кубиком Блума, создавали классификационные таблицы. Проводя рефлексию, ученики писали синквейны, проводили рефлексию своей деятельности и настроения на уроке. Я считаю, что данный модуль тесно связан с «Новыми подходами в преподавании и обучении», т.к. между детьми в группах состоялся диалог, дети в группах обсуждали, дискутировали, искали пути решения, обменивались своими мнениями, происходило углубление знаний, дети самостоятельно «добывали» знания, что способствовало развитию навыков самообучения, развивались коммуникативные навыки.
Прежде я выставляла учащимся суммативную оценку за урок, не принимая во внимание оценивание для обучения. Теперь изменив свой взгляд на процесс оценивания, считаю важным моментом на уроке формативное оценивание учащихся. На уроках я стала использовать устное и письменное комментирование ответов учащихся, что способствовало созданию обратной связи.
Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» я использовала на каждом этапе урока, т.к. считаю важным использование этого модуля. «Оценивание в классе не является лишь техническим приёмом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия (Александер, 2001)» (с.161).
Моя внешняя мотивация на уроке способствовала выработке внутренней мотивации у ребёнка. Я использовала и суммативное оценивание в серии последовательных уроков, когда предлагала учащимся выполнить тест для того, чтобы определить уровень достижения усвоения материла учеником, наметить для себя пути для дальнейшей работы и здесь же я давала ученикам формативное оценивание выполнения их работы для того чтобы показать им пути совершенствования своих знаний. Если раньше в работе, я не отводила время на уроке, для того, чтобы акцентировать внимание ученика на его достижениях, то теперь я стала соотносить достижения ученика не достижениями одноклассников, а с его собственными достижениями. В конце урока, на стадии рефлексии я просила детей оценить самостоятельно свою работу на уроке и поставить себе оценку в соответствии с критериями оценивания, а также через взаимооценивание учащиеся оценивали работу своих одноклассников.
Большое внимание на уроке я стала уделять обучению талантливых и одарённых детей. Я стараюсь развивать талант и одарённость своих учащихся и использовать их на уроке, давать одарённым детям домашнее задание опережающего характера или использовать их на уроке в качестве консультантов в группах, а также давала задания повышенной сложности или задания, требующие творческого подхода. Углубив свои знания о том, как работать с талантливыми и одарёнными учениками, и с помощью наблюдений за учениками я запланировала выявить способных учеников, в которых может быть скрытая одарённость.
Модуль «Управление и лидерство в обучении» прослеживается не только в направляющей деятельности учителя на уроке, но и в парной или групповой работе определяются лидеры, которые руководят процессом работы, показывают своё ораторское искусство при защите проектов.
Использование ИКТ на уроке позволяет сделать процессе обучения интересным, активизировать школьников, даёт для учеников дополнительные возможности в самостоятельном получении информации. Я всегда прежде использовала ИКТ на уроке в виде демонстрации материала или работы в программе «Activ studio», теперь я увидела новые возможности использования ИКТ для самостоятельного получения информации школьниками. Бесконечную борьбу с сотовыми телефонами я теперь обратила в процесс «добывания» дополнительной информации, хотя это требует дополнительного времени на уроке, но материал «добытый» таким образом запоминается надолго.
Внедрение в урок модулей Программы помогло мне активизировать класс, вовлечь в работу всех учащихся, творчески подойти к работе. Я понимаю, что мне нужно оттачивать свои педагогические умения, стремиться к совершенствованию, обучать детей по-новому, ведь я теперь не смогу работать традиционно. Мне нужно в дальнейшем проводить тренинги для сплочения детского коллектива, для развития чувства коллективизма, способствовать развитию критического мышления детей, продумывать задания так, чтобы активизировать весь класс, учитывая одарённых детей, формировать умения самообучения, развивать у детей способность к саморегуляции, учить детей рационально использовать время урока. И при всем этом, отточить у них навык приобретения новых знаний, и навык решения задач по теме.
Анализируя второй этап «Практика в школе», могу сказать, что все модули взаимосвязаны между собой и их применение прослеживается на всех проведенных уроках. Могу сказать точно, что произошло переосмысление моей прежней работы. Так же за короткий промежуток времени я увидела, как изменились мои ученики, насколько повысилась их мотивация и организованность на уроке. Мои взгляды на процесс обучения изменились. Использование идеи Программы по внедрению семи модулей Программы на уроке, действительно даёт положительные результаты, но, конечно же, возникают некоторые трудности, которые я теперь знаю, как преодолеть. Теперь у меня есть группа единомышленников, обмен опытом с которыми поможет мне в дальнейшей работе.
В дальнейшем я планирую использовать в своей работе идеи модулей Программы, вопросы низкого и высокого порядка, буду способствовать развитию у детей умения задавать «толстые» и «тонкие» вопросы, развивать мышление через диалог, развивать навыки говорения и аргументации, навыки самостоятельного обучения, а также коммуникативные навыки.
Я буду стремиться к тому, чтобы если не улучшить качество знаний учеников, то повысить их мотивацию к обучению, воспитать их критически мыслящих, способных к самообучению и саморегуляции, чтобы они могли легко адаптироваться и реализовать себя в современном обществе. Поэтому на моих уроках центральной фигурой, конечно, будет всегда ученик, которому я буду отводить достаточно времени на уроке, для того, чтобы он смог высказать своё мнение и видение.