Конспект урока по изо Линия и ее выразительные возможности


Тема урока: Линия и ее выразительные возможности
Класс: 6
Предмет: Изобразительное искусство
Цель урока: познакомить с выразительными свойствами линии, видами и характером линии.
Задачи урока:
Личностные: - активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;
- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;
- продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять
полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
Метапредметные: -развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;
-совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности
-формировать коммуникативные компетенции.
Предметные: -сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике;
-развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в разных эмоциональных состояниях, умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Оснащение урока: Зрительный ряд: Линейные рисунки художников: А Рембрандт, В.Серова, А.Дюрера и др.
Музыкальный ряд: Чайковский "Времена года”, "Сентиментальный вальс”, Шопен "Ноктюрны”.
Литературные произведения:, В .Рождественский. « Деревья»
Компьютер, мультимедийный проектор, экран. альбом, карандаш, резинка, цветные карандаши
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход урока:
№ Этап урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Методический комментарий
1. Организационный момент
Цель: Создать условия для эмоционального настроя учащихся. Приветствие учителя. учащиеся
настраиваются на работу.
Здравствуйте, ребята!
Регулятивные действия :Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
2. Этап мотивации и актуализации знаний
Цель:Создание условия внешней и внутренней психологической готовности к уроку с помощью высказываний художников о роли линии в изобразительном искусстве.
-Художник Анри Матисс говорил: «Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью» (эпиграф записан на доске). Слайд№1
-Как вы понимаете смысл данных слов?
3. Определение темы и постановка цели урока
Цель: Создание позитивной мотивации работы на уроке и подведению учащихся к определению темы урока «Открытие» обучающимися нового знания
- Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке ?- Что вам предстоит узнать о линии?
-Действительно, сегодня мы будем говорить о линии.
Тема нашего урока - «Линия и её выразительные возможности». Слайд№2
На сегодняшнем уроке вы узнаете –
Выразительные свойства линии, виды и характер линии.
Привлечение учащихся к процессу постановки целей и задач урока помогает формировать регулятивные УУД.
4. Изучение нового учебного материала.
Цель:Сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике. -Для графики
-Вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами выражения замысла являются линия, штрих, пятно)-Набросок, зарисовка, эскиз
-Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке
-Первая линия проведена быстро у нее тонкий летящий хвостик, она очень ровная - рука на скорости не успевает дрогнуть.
Вторая линия светлее остальных. Это значит, что сила нажима на нее была меньше.
А третья - самая медленная, с нажимом. Это видно и по неровности линии.
-Длинные короткие, прямые, кривые, волнистые
- Отрывистые, тонкие, толстые .
- Линия может быть уверенной, лихой, смелой или строгой, обстоятельной, мягкой, жёсткой, нежной, грубой-Линия – это средство создания образа;
-Чтобы образ был выразительнее
- Для какого вида изобразительного искусства линия является основным выразительным средством?
- Что такое графика?
Слайд№3
- Какие виды рисунка вы знаете? Слайд№4
Рисунок структурная основа любого изображения в изобразительном искусстве. Рисунок – это средство познания и изучения действительности.
А знаете ли вы, с чего начинается любой рисунок?
Линия сама по себе может рассказать внимательному зрителю о многом. О характере, настроении, состоянии человека, который ее нарисовал.
Каждая линия - отпечаток нашей личности! Ведь даже по нашему почерку графолог может достоверно описать любого из нас. Так же и любая другая линия.
Я провела три линии одним карандашом с разной скоростью и силой нажима. Слайд№5
-Определите, какая медленная, какая быстрая, какая проведена легко, а какая - с нажимом?
- Какие линии знаете вы?
-Какими могут быть линии по начертанию
Слайд№6
- Как вы думаете ,может быть у линии характер?
- Какой характер может быть у линии?
Предлагаю вам наделить линию теми же чертами характера, что и у человека. Придумайте лирические эпитеты, чтобы обозначить её характер.( работа с презентацией) Слайд№7
-Линия может звучать как струна: случайно задетая, выразительно звучащая или надрывно кричащая.
- Что мы обозначаем линией?
- Зачем художнику столько разных линий?
- Для чего он их использует?
-Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии выражает эмоции, чувства художника.
Используемый метод – беседа, позволяет формировать коммуникативное учебное действие: умение выражать свои мысли, при этом слышать других
Проблемные вопросы формируют умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения
Критериями достижения целей и задач данного являются активное участие в обсуждении темы, полные развернутые ответы учащихся, умение оценить ответы товарищей, самостоятельность мышления, аргументированность.
5. Рассматривание иллюстраций (зрительный ряд)
Цель: Создать условия для развития умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в разных эмоциональных состояниях. Рассматривание изображений.
предполагаемые ответы учащихся: нежная, загадочная, задумчивая, добрая молодая женщина.
- Мы хорошо видим различия в стиле их рисунка, темперамент автора и характер.
Магия творческого акта – явления линии – безукоризненно передана в работах многих художников.
-Посмотрите несколько графических листов разных художников!
-Это Рембрандт. Какая динамичная линия! Какое множество штрихов! Уверенно и быстро они "лепят" объемную форму. Слайд№8
-Это портрет матери работы Альбрехта Дюрера. Он прославился своими гравюрами. Не правда ли, очень спокойная, отточенная линия? Работа гравера и требует усидчивости - линию, нанесенную резцом на металл, не исправишь. Здесь нужно быть уверенным в каждом движении! Слайд№9
Еще один портрет. Это Николай Фешин, великолепный живописец, портретист начала 20 века. Его линия какая-то невесомая, утонченная, очень романтичная. Слайд№10
И еще один художник, которого не могу обойти своим вниманием. Потому что линия у него просто виртуозная! Динамичная, одним движением формирующая силуэт и образ.Это рисунки Валентина Серова. Слайд№11
-Посмотрите внимательно на картину.
«Женщина с распущенными волосами» А.Матисс. Слайд№12
- Какие впечатления у вас от этого женского образа?
- Сам А.Матисс сказал: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнять от неё».
-Сравните картины: чем они похожи. отличается?
Слайд№13
- Думаю теперь вы иначе взглянете не только на графические работы художников, но и на те рисунки , которые делаете сами, которые видите у своих близких.
Метод погружения в работы художников помогает сформировать зрительные образы
Интерактивные технологии применяю для определения глубины знаний материала .6. Динамическая пауза
Нарисовать в воздухе руками линии различного характера. Показать, какими линиями можно нарисовать добро, зло. Представить себя тонкой берёзкой; могучим дубом; плакучей ивой над рекой; деревом со сломанной веткой.
Смена видов деятельности нужна для снятия утомляемости, улучшения осанки, профилактики искривления позвоночника
7. Закрепление изученного материала.
Творческая работа учащихся
Цель:Выявить художественные средства в поэзии и изобразительном искусстве.
Творческая работа учащихся
Цель : Организация самостоятельной работы учащихся Учащиеся слушают, анализируют, сравнивают, определяют :
имеют ли свой характер деревья
-Ветки дуба – толстые, корявые, березы – тонкие, гибкие, нежные, боярышника – колючие, жесткие, ивы – гибкие, плавные, длинные и т.д. Учащимся даётся исследовательское задание .Вы знаете, что у человека бывает злой и добрый характер, нежный и жесткий. Слушая стихотворение Роберта Рождественского (под чтение стихотворения идет показ слайдов с фотографиями различных деревьев и произведения художников), определите:
имеют ли свой характер разные деревья
какими художественными средствами изображает это поэт. Слайд№14-21
- А как вы считаете, бывает ли характер у веток? Рассмотрите ветки, сравните.
Практическая работа: -
-Любым удобным графическим материалом изобразите линиями различного характера добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, передадим эти качества через образ дерева.
8. Выставка работ
Учащиеся показывают получившиеся работы. Выбирают понравившиеся работы, объясняют свой выбор. -Какой характер вы постарались передать в своём рисунке?
-Какие трудности возникли при выполнении задания?

Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии).9. Рефлексивный анализ
деятельности
Цель :Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
-Ответы учеников были созвучны с поставленной целью урока и его задачами. -Думаю, что сегодня на уроке было трудно, но и интересно, вы узнали новое. Предлагаю оценить свою работу на уроке, закончив предложенные мною фразы.
Закончить фразу:
-Я знаю…
-Я понимаю…
-Для меня было открытием…
-У меня получилось…
-Мне понравилось… Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: что дал урок? Нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.
10. Итог урока.
Цель:
Сопоставить полученный результат с прогнозируемым.
Осуществить самооценку творческой деятельности.
Определение домашнего задания Сегодня вы узнали, что главное выразительное средство рисунка – линия. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной.
Вернёмся к эпиграфу: «В рисунке художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью».
-Как теперь вы понимаете смысл слов художника
Анри Матисс? Слайд№22
Домашнее задание: Предлагаю ученикам выбрать для себя домашнее задание из трех предложенных вариантов:
Выполнить рисунок домашнего животного
(выполнение данного задания соответствует отметке «3»).
Создать серию рисунков домашних животных (выполнение данного задания соответствует отметке «4»).
Ребятам, имеющим дома выход в сеть Интернет, предлагаю создать презентацию о художниках- графиках (выполнение данного задания соответствует отметке«5»).
Всем учащимся: подготовить графические материалы