Мнемотехника как средство автоматизации звуков речи.
Мнемотехника как средство автоматизации звуков речи.
В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники. Использование красочных опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает учебное занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевыми нарушениями. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
В своей коррекционной работе люблю применять мнемотехнику не только для развития связной речи, но и при автоматизации поставленных звуков. Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. Выработка нового навыка требует длительной систематической тренировки. Нужно последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь. Мнемотаблицы позволяют разнообразить занятия по автоматизации звуков, дают возможность детям с ОНР визуализировать фразу и тем самым способствуют запоминанию.
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности «Автоматизация звука [ш] в словах и предложениях».
Тема: В гостях у Мышиного короля.
Цель: Автоматизация звука Ш в словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
Обучать правильному грамматическому оформлению распространённых предложений.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляторную моторику посредством специальной гимнастики.
Упражнять в правильном произношении звука Ш в словах, предложениях.
Развивать фонематический слух, умение определять позицию звука в слове.
Закреплять умение анализировать предложения.
Воспитательные:
Формировать мотивацию к занятиям.
Предварительная работа: постановка звука, автоматизация в слогах, словах, работа с родителями (рекомендации в индивидуальной тетради).
Оборудование:
Предметные картинки: шоколад, шкаф, машина, кувшин, вишня, душ, ландыш, камыш, мышь, малыш, каша, окошко, шарик; мышиный король.Предметные картинки из серии «Четвертый лишний»: матрешка, погремушка, шахматы, неваляшка; шуба, рубашка, шапка, шорты; кошка, лягушка, мышка, кукушка.Дом-схема для определения позиции звука в слове (начало, середина, конец).
Мнемотаблица к рассказу «Войско мышиного короля»
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед загадывает загадку:
Что за серенький зверёк,Хвостик длинный, как шнурок,Только кошку увидал,Сразу в норку убежал?(Мышка)
Когда ребенок отгадает загадку, логопед показывает Мышиного короля (картинка), который «шипит».
2. Основная часть.
Сообщение темы занятия.
Логопед: «Мышиный король узнал, что мы с тобой сегодня будем произносить его любимый звук [ш], пришел послушать и принес нам много интересных заданий. Давай попробуем их выполнить. Чтобы справится со всеми заданиями, надо сделать упражнения для язычка, которые помогут чётко произносить звук Ш:
«Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Чашечка».
Автоматизация звука [ш] в словах.
а) Игра «Исправь ошибки».
Логопед: «Мышиный король сочинил стихи, но в некоторых словах допустил ошибки. Исправь эти ошибки».
Вместо обуви машины
На колесах носят сыны (шины).
Ртом большим поймала мушку
И заквакала лягуска (лягушка).
Четыре ушка и два брюшка
Имеет мягкая подуска (подушка).
б) Игра «Добавь звук».
Логопед: «Мышиный король придумал новые слова. Добавь в начало каждого слова звук [ш] и ты угадаешь эти слова».
Куры – шкуры, рамы – шрамы, поры – шпоры, лак – шлак, пион – шпион, утки – шутки. в) Игра «Что лишнее».
Логопед: «Мышиный король нарисовал картинки. Назови эти картинки. Что лишнее в каждом ряду? Почему?»
Ребенок: «Матрешка, погремушка, шахматы, неваляшка. Лишние шахматы, потому что это игра для взрослых, а все остальное – детские игрушки.
Шуба, рубашка, шапка, шорты. Лишняя шапка, потому что это головной убор, а все остальное – одежда.
Кошка, лягушка, мышка, кукушка. Лишняя кукушка, потому что это птица, а все остальное – животные».
г) Игра «Раздели картинки».
Логопед: «Мышиный король приготовил тебе новое задание. Назови все картинки. А теперь найди слова, в которых звук [ш] стоит в начале слова, в середине, в конце. «Посели» каждую картинку в свой домик». (Ребенок называет слова, определяет позицию звука [ш] в каждом слове и раскладывает картинки под соответствующими схемами).
Ребенок: «В словах шуба, шахматы, шоколад, шапка, шкаф звук [ш] стоит в начале слова. В словах машина, кувшин, вишня, кошка, кукушка звук [ш] стоит в середине слова. В словах душ, ландыш, камыш, мышь звук [ш] стоит в конце слова».
3. Физкультминутка «Маленькие ножки».
Маленькие ножки
Бежали по дорожке.
Большие ноги
Шагали по дороге.
Игру можно повторить несколько раз.
Автоматизация звука [ш] в тексте .Мышиный король объявил войну мышеловкам. Чтобы победить в этой войне, он ежедневно муштровал своё мышиное войско. Расскажи, что делали мыши (приложение). Разбери свои предложения: посчитай, сколько в нём слов; назови первое слово; второе и так далее. Назови маленькие слова в предложении.
Итог занятия.
Расскажи, какие задания мышиного короля тебе понравились больше всего? Какой звук нам помогал?
Кому бы ты хотел рассказать о мышином короле?
Приложение
Мышиный король объявил войну мышеловкам.2. Каждый день мышиный король муштровал мышей.3. Мыши маршировали.4. Мыши плавали на шлюпках.
5. Мыши дрались на шпагах. 6. Мыши стреляли шишками из пушек.
7.Мыши прыгали с парашютом.
8. Мыши скакали на лошадях.