Проект урока по истории на тему Древняя Спарта (5 класс)
Психолого-педагогическая характеристика класса 5 «В»
В классе 23 учащихся, из них 13 мальчиков и 10 девочек.
Ядро класса составляют хорошо успевающие, старательные, с интересом относящиеся к учебе и внеклассной работе ученики. Они не только прилежно учатся, но посещают кружки, активные участники предметных олимпиад, конференций НОУ, районных мероприятий, предметных недель. Ученики инициативны, имеют навыки самостоятельной работы: могут рисовать плакаты, изготавливают поделки, участвуют в постановке сценок, однако всегда требуется направляющая и координирующая роль руководителя. Самостоятельность и настойчивость проявляется при выполнении только не слишком трудных, не требующих длительного напряжения сил и времени дел. В достижении поставленной цели часто не хватает воли и упорства. Может проявлять волю.В классе имеются ученики старающиеся выделиться одеждой и прической, пытаются примыкать к неформальным движениям – это подростки из семей с попустительским стилем воспитания, отлынивающие от учебы или халатно относящиеся к своим учебным обязанностям.
Неформальные лидеров в классе – двое, но они проявляют свое влияние только на узкий круг слабо успевающих учащихся. В основном хорошо успевающие ученики являются в классе выраженными лидерами. Они обладают авторитетом благодаря успешной учебе, активности и инициативности в общественной жизни класса и школы. В целом коллектив, благодаря учащимся с высокой мотивацией к учению, сплоченный. Группировки выделяются среди слабо успевающих учащихся, склонным к выделению с помощью неформальной внешности. Отдельно выделяются в группировку девочки, не проявляющие высоких способностей в учебе. Особой взаимной требовательности и чуткости в отношении друг к другу учащиеся не проявляют. Внутренняя основа и заинтересованность в общих делах высокая благодаря активному ядру класса. Критика и самокритика в коллективе проявляются довольно редко. В целом между мальчиками и девочками отношения дружеские, хотя имеют место проявления первые романтические чувства, которые проявляются по типу, характерному возрасту: задевание, вычурность в одежде, прическе, громкая речь, обзывание и т.п. В классе эмоционально «благополучными» являются подростки из полных, благополучных, проявляющих заинтересованность в жизни ребенка семей. Эмоционально «неблагополучными» являются дети из семей с созависимостями, неполными, с неродными родителями или лицами их заменяющими. Поэтому эту учащиеся составляют объект особого внимания классного руководителя, социального педагога и психолога школы.
Классный руководитель имеет большой стаж педагогической деятельности, опытный педагог, учитель-методист. Хорошо знает психологию подростка, использует различные приемы общения с учащимися, имеет с ними общий язык, является для учеников авторитетом, поддерживает тесную связь с родителями учащихся. Именно благодаря ее работе, учебной, внеучебной, частые выезды с классом, проведение совместных вечеров, кружковой работы сложился коллектив класса, заинтересованность учащихся в жизни школы. Поддерживается высокая успеваемость в классе.
В классе 6 хорошистов, 4 отличника, 3 потенциальных хорошиста. В целом класс способен активно работать, в основном большинство учащихся выполняют домашнее задание и с удовольствием занимаются внеклассной деятельностью по предмету. Качество обученности по истории – 50%. Отрицательными моментами учебной деятельности классе являются самовольная смена места посадки в классе.
Уровень развития класса средний. Общий «эмоциональный» климат класса благополучный, хотя имеют место некоторые срывы, связанные с нарушениями дисциплины неблагополучными учащимися, которые своевременно пресекаются действиями классного руководителя, учителей, профсоветом школы.
Учащихся с высоким уровнем обучености – 8 человек. Учащиеся, у которых процессы возбуждения и торможения сбалансированы. Уровень развития высокий, темп деятельности высокий, хорошее развитие логической памяти, высокий познавательный интерес, уровень трудолюбия выше среднего и высокий. Хорошо справляются с заданиями повышенной сложности владеют навыками работы с дополнительной литературой.
Учащиеся со средним уровнем обученности – 11 человек. Учащиеся со сниженным уровнем мотивации к учебной деятельности. Темп работы у них средний или сниженный в зависимости от проявляемого интереса и характера деятельности. Память в основном механическая, логическая память не развита. Затруднения вызывают задания, связанные с анализом и синтезом изучаемого материала. Лучше дается самостоятельная работа с учебником, но на репродуктивном уровне. Домашнее задание выполняется иногда формально, дополнительные задания, задания по подготовке докладов и сообщений выполняются формально, без проявления интереса и любознательности. В групповой работе активны при выполнении более простых заданий.
Низкий уровень обученности – 3 человека. Учащиеся имеющие педагогическую запущенность, выученную беспомощность. Комфортно себя чувствуют без внимания учителя, способны написать конспект и написать сообщение. Логические операции вызывают сильные затруднения. Требуют особого внимания, поддержки и доброжелательного к себе отношения со стороны учителя.
Хорошие результаты имеют самостоятельная работа с учебником по заданному заданию, групповая работа по заданному заранее алгоритму, приготовление докладов и сообщений, частые смены видов деятельности на уроке, задания проблемного характера, работа в режиме предсказуемой деятельности и при возможности достаточной предварительной подготовки.
По ведущему каналу восприятия: визуалы - 60%, аудиалы – 30%, кинестетики – 10%, поэтому в данном классе целесообразно использовать различные способы визуализации: средства мультимедиа, интерактивную доску, таблицы, плакаты в сочетании с вербальными средствами обучения. Для учащихся с преобладающим кинестетическим каналом восприятия в ход урока включены задания-практикумы.
Сведения об авторе Фамилия, имя, отчество Федоров Александр Евгеньевич.
Место работы МБОУ СОШ № 170 г.Нижнего Новгорода
Должность Учитель Истории и Обществознания.
Общая информация Образовательная область, учебный предмет История Древнего мира.
Класс 5
Авторская программа к учебникам (линии учебника или УМК) (если есть) Программа: А.А. Вигасин.
Программа для общеобразовательных учреждений
М. «Просвещение» 2015 г.
Количество часов в неделю: _2 час__
Учебно-методический комплекс:
А.А. Вигасин.
История Древнего мира.
М. «Просвещение» 2011г.
Вигасин А.А.; Годер Г.И.; Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс . М. Просвещение. 2015.
Тема урока Древняя Спарта.
Место урока в структуре изучаемой темы Древняя Спарта была главным соперником Афин в борьбе за власть над всей Древней Грецией.
Учебная задача Объяснить детям образ жизни спартанцев и устройство спартанского государства.
Учебно-информационное и техническое обеспечение учебного занятия
Учебно-информационное обеспечение Основная литература Дополнительная литература Интернет-ресурсы
Вигасин А.А.; Годер Г.И.; Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс . М. Просвещение. 2015.
HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/."https://ru.wikipedia.org/wiki/.
http://www.polnaja-jenciklopedija.ru
Техническое обеспечение Мультимедийный проектор, компьютер, карта
Обобщенные цели урока – планируемые результаты
Цели / уровень Базовый («обучающийся научится»)
Цель – предмет (предметный результат) Обучающиеся познакомятся с историей спартанского народа, узнают в чем отличая Спарты от других греческих полисов.
Цель – способ (метапредметный результат) Обучающиеся овладеют умениями: работать с информацией, осуществлять логические операции, сопоставлять факты при разрешении проблемной ситуации, решать логические задачи, выполнять задания практического характера, организовывать собственную познавательную деятельность, концентрировать внимание, излагать собственные суждения.) Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития еврейского общества в древности.
Цель – ценность (личностный результат) Обучающиеся разовьют способность к самоанализу, смогут оценить логичность собственных рассуждений. Воспитание уважения к историческому наследию народов античного мира.
Исходное состояние обучающихся: Имеют опыт работы с разными источниками информации;
Владеют начальными навыками работы с учебной литературой;
Имеют знания о египтянах, шумерах и финикийцах, а также знания о государственном устройстве Афин.
Владеют начальными навыками основных логических операций (анализ, синтез, классификация, обобщение, аналогия);
Склонны к самоанализу, самоконтроль зависит от уровня и продолжительности учебной нагрузки.
Формы оценки планируемых результатов Предметный результат. Метапредметный результат. Личностный результат.
Умение использовать ранее полученные знания
Выделение главного среди полученной информации и фиксирование его в своей тетради
.Фронтальная работа в ходе эвристической беседы
.Выполнение заданий практической направленности, направленные на самопознаниеВыполнение практических заданий
Самостоятельное оценивание выполненного задания по определению личностных характерных особенностей
Выполнение ситуационной задачи
Дидактическая структура урока и его психолого-педагогическое обоснование
Этап урока Подэтап урока Организация педагогически целесообразного взаимодействия Психолого-педагогическое обоснование
Мотивационно-ориентировочныйВхождение в контакт. Подготовка учащихся к учебной деятельности. Фасилитационный подход. По источнику передачи и восприятия учебной информации:
Самостоятельное изучение. Методы стимулирования интереса к учению: установка учителя на деятельность. Создание комфортной психологической атмосферы урока.
Актуализация субъективного опыт обучающихся По источнику передачи и восприятию учебной информации: наглядные
По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивные (проблемная задача)
По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Опора на уже имеющиеся знания по теме
Создание проблемной ситуации По источнику передачи и восприятия учебной информации: наглядно-практические.
По степени самостоятельности – продуктивное (решение проблемной задачи)
По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Создание проблемных ситуаций, решение практических задач учащимися основной школы способствуют развитию логического мышления и позволяют стимулировать интерес учащихся к деятельности
Операцион-но испольни-
тельскийЦелеполагание и планирование Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата
Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)
Организационный этап- 2 мин.
Целеполагание – 1 мин.
Актуализация знаний -4 мин.
Введение новых знаний – 23 мин.
Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся – 12 мин.
Определение домашнего задания, инстуктаж по его выполнению – 3 мин. Реализация субъект – субъектных отоношений, совместное участие учителя и обучающихся в решение учебной задачи
Введение новых знаний По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесно-наглядные.
По степени самостоятельности: чередование репродуктивного и продуктивного
По характеру управления учебной работой: под руководством учителя и самостоятельно
Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, занимательности, самопознания.
Метод контроля и самоконтроля: контроль учителя и самоконтроль
В подростковом возрасте продолжают развиваться различные виды мышления:
Теоретическое (использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций)
Наглядно-образное (использование материализированных (рисунки, схемы, таблицы) образов объектовСловесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, словесное обоснование фактов)
Особенности возраста – личностная центрация определяет интерес к собственной личности и ее характеристикам.
Отработка полученных знаний при выполнении практических заданий По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий).
По степени самостоятельности: продуктивные.
По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа
Метод контроля и самоконтроля: самоконтроль.
Методы стимулирования интереса к учению: интерес в области самопознания В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация полученных знаний и включение их в контекст собственного познания мир и самопознания
Рефлексивно-оценочный Ситуация контроля за выполнением учебных действий По источнику передачи и восприятию учебной информации: наглядные (текст учебника, источника)
Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль Ситуация оценки образовательных результатов По источнику передачи и восприятию учебной информации: наглядные.
По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости полученных знаний.
Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся.
Для подростков характерна способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, особое место уделяется аффективной составляющей, сравнению себя со сверстниками.
Сценарий проведенного учебного занятия
Этап урока Подэтап урока Действия учителя Действия обучющихсяМотивационно-ориентировочныйВхождение в контакт 1.взаимное приветствие;
2.проверка отсутствующих;
3.готовность к уроку;
4.организация внимания Учащиеся готовятся к учебной деятельности
Актуализация субъективного опыт обучающихся Сообщение темы и цели урока. Тема урока: Древняя Спарта.
Целью нашего урока сегодня будет. «Изучение истории Древней Спарты» Определение главных черт истории древне греческого общества..Полное включение класса работу, организация внимания всех учащихся
Создание проблемной ситуации Одним из самых известных городов древнего мира была Спарта.
1. Что вы знаете о Спарте ?
Учащиеся совместно обсуждают задачу.
Операционно-испольни-тельскийЦелеполагание и планирование Показать то чем отличался
Жизненный уклад Спартанцев от Афинян .Раскрыть особенности хозяйственного уклада. Продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником новых знаний, выделять главное, использовать раннее приобретенные знания, систематизировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи
Продолжить развитие картографических умений учащихся.
Сегодня на уроке мы постараемся получить ответы на эти вопросы Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности
Введение новых знаний Древняя Спарта — образец аристократического государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII—VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до н. э. сложился так называемый «ликургов строй» (установление илотии, укрепление влияния общины Спарты путем уравнивания их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.
В основу государственного строя Спарты был положен принцип единства полноправных граждан. Для этого государство строго регламентировало жизнь и быт спартанцев, сдерживала их имущественное расслоение. Основы государственного строя были заложены ретро (договором) легендарного царя Ликурга. Спартиаты были обязаны заниматься только военным искусством и спортом. Земледелие, ремесло и торговля стали делом илотов и периэков.
«Строй Ликурга» трансформировал военную демократию спартиатов в олигархическую рабовладельческую республику, которая сохранила черты родоплеменного строя. Во главе государства находились одновременно два царя — архагеты. Их власть была наследственной. Полномочия архагета сводились к военной власти, организации жертвоприношений и участия в совете старейшин.
Герусия (совет старейшин) состояла из двух архагетов и 28 геронтов, которых избирали пожизненно народным собранием из знатных граждан, достигших 60-летнего возраста. Герусия выполняла функции правительственного учреждения — готовила вопросы для обсуждения на народных собраниях, руководила внешней политикой, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях (включая преступления против архагета).
Коллегия эфоров (появилась в VIII веке до н. э) состояла из пяти достойных граждан, которых избирали на один год народным собранием. Сначала полномочия эфоров ограничивались судопроизводством по имущественным спорам. В VI веке до н. эих власть растет, они вытесняют герусии. Эфоры начали созывать герусии и народное собрание, руководить внешней политикой, осуществлять внутреннее управление государством и судопроизводство, контролировать должностных лиц (включая архагета).
Народное собрание (апелла) в Спарте отличались пассивностью. Право на участие в народном собрании имели полноправные граждане-мужчины, достигшие 30-летнего возраста. Сначала народное собрание созывалось архагетом, впоследствии руководство ими перешло к эфором. Апелла не обсуждала выдвинутые вопросы, а лишь принимала или отвергала предложенное решение. Голосование проводилось примитивно — криком или участники расходились по разные стороны и «на глаз» определялось большинство. Народное собрание имело законодательные права, право на избрание должностных лиц, решали также вопросы войны и мира.
Фиксируют полученную информацию в тетрадях.
2.3.Отработка полученных знаний при выполнении практических заданий Ученики отвечают на вопросы в конце урока. Отвечают на вопросы.
Рефлексивно-оценочный Ситуация контроля за выполнением учебных действий. Устный опрос.
1. Какой образ жизни вели спартанцы ?2. Как выглядело спартанское воспитание ?3. Где располагалась Спарта. ?На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность. Обсуждение практических задач.
Ситуация оценки образовательных результатов Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки обучающихся. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Д.З. пересказывать параграф 16. Подведение итогов урока.