Конспект урока по истории на тему Древняя Спарта


Древняя Спарта


Независимое расследование
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Тема урока: «Древняя Спарта».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: независимое расследование.
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты;
развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими документами, текстом учебника.
Воспитывать чувство уважения к истории других стран.
Основные понятия и термины: илоты, спартанцы, лаконичная речь, народное собрание, Совет старейшин.
Оборудование: карта Древней Греции, учебник, рабочая тетрадь, исторические документы, кластер.
Ход урока
Этап урока
Содержание
Методы, формы работы

Орг. Момент.

Основная часть
-отсутствующие
-готовность к уроку
У нас на уроке оказался уникальный документ – “древний свиток”, к сожалению, он находится в очень плохом состоянии, края документа обгорели. На нем надпись: «Наша родина Эллада как бы стоит на двух ногах в Афинах и Спарте». Далее текст непонятен
Сегодня на уроке, который называется «Древняя Спарта», (слайд№1) мы попытаемся восстановить текст древнего свитка. И выяснить, что из себя представляли главные полисы Древней Греции.
Я вам предлагаю в ходе независимого расследования изучить историю этих государств и восстановить испорченный свиток. Но! Прежде чем мы начнем работу нам необходимо проверить свою смекалку и эрудицию, для получения звания «Юный детектив». Перед вами игровое табло. Вам необходимо в ходе исторической игры пятнашки создать образ древнегреческого полиса Афины.
(показываю на вопросы, читаю. Правильные ответы креплю на доску )
(после каждого ответа задаю вопрос каждой группе: «Вы согласны с таким ответом?)
Молодцы! За проявленную эрудицию и находчивость вам присваивается звание «Юный детектив».
(на каждый стол ставится табличка «Юные детективы»)
Учитель: Вы готовы к началу независимого расследования? (да , готовы )
Итак, мы начинаем. Ребята, давайте с вами вспомним, на какие части делилась Древняя Греция? (отвечают и показывают) Мы с вами познакомились с одним из городов – государств, Афинами, которые сыграли в истории Древней Греции выдающуюся роль, но есть еще и другие города, которые значили для Греции не меньше, чем Афины. Из Афин нам необходимо попасть в Древнюю Спарту для проведения дальнейшего расследования.(слайд №2) Откройте дело о «Древнем свитке» на стр.1. Используя разные источники: карту Древней Греции, и материал учебника на стр. 140 аб.1. опишите географическое положение Спарты.
(Дети рассказывают о положении Спарты, учитель крепит на свиток текст)
Учитель:
Благодаря активности следственных групп и наше независимое расследование проходит достаточно успешно.
Перед вами вещественные доказательства (лежат на столе) найденные археологами на территории Древней Спарты. Ваша задача определить, кому принадлежали эти вещи. (ребята подходят, смотрят и делают выводы)-(меч – воинам, орудия земледелия – крестьянам, гончарные предметы - гончары)
Занятиями жителей древней Спарты было военное дело, земледелие, ремесло. Но, основное занятие спартанцев было военное дело, к остальным видам деятельности они относились с пренебрежением.
(приклеила занятия спартанцев) слайд№3
Расправьте плечи, сядьте удобно, следите за осанкой, будьте внимательны к каждой детали.
Спартанское общество было похоже на общество Древней Индии. Здесь было две главные касты: свободных воинов – спартанцев и земледельцев, которые в свою очередь делились на илотов и периэков. (слайд 4)
(Крепит на доску категории населения)
Учитель:
Продолжаем наше расследование. Работая с архивными документами, был найдено описание Спарты современником «Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями». Подтвердите или опровергните данное описание, используя материал учебника на стр. 141-142.
(беседа по учебнику)(ребята говорят, что крепостных стен Спарта не имела. они считали,что надежной защитой города являются не стены, а храбрые воины. Чужеземцы не приезжали в Спарту. Здесь ничего не продавали и нечем было любоваться: в городе не строили красивых зданий, не ставили статуй. Самим жителям Спарты не разрешалось ездить за границу из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни.) слайд №7
Откройте материалы дела на стр. 3 .:. Это описание государственного устройства Спарты. Вам необходимо восстановить логический ряд управления спартанским государством.
(учебник стр.142-143
cоставление схемы)
(спартанцы, Народное Собрание ,Совет Старейшин, цари)
А теперь посмотрите на слайд и исправьте неточности в ваших схемах. (слайд8)
В современном обществе часто употребляется выражение «Спартанское воспитание». Как вы понимаете это выражение?
(ответы детей)
А теперь обратимся к историческому словарю.
(работа со словарем) В чем суть спартанского воспитания?
Слайды №9,10,11 -- рассказ учителя о воспитании
В работе греческого писателя и философа Плутарха « Воспитание спартиатов» сказано: «Кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали, растили их неприхотливыми и неразборчивыми к еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плач. Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком и без одежды, грязные, запущенные; бани были им незнакомы – за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по илам и отрядам, на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота.»

Вопросы: 1.Нравится ли вам такое воспитание?
2.Можно ли применять такие методы воспитания сейчас?
(ответы детей)
3. Ребята, как вы думаете, можно ли считать правила воспитания, применяемые в Спарте приемлемыми в современном обществе?
(может возникнуть проблема)
Учитель:
Параллельно с вами расследование проводили ученики другого класса. По итогам расследования они составили отчет. Просмотрите его и исправьте ошибки и неточности. (в «Деле о древнем свитке»)
(исторический диктант с ошибками)
РАБОТА С КЛАСТЕРОМ
Наше независимое расследование подошло к концу. Что вы можете сказать по сути дела? Материал о каком древнем государстве был нами восстановлен в древнем свитке?
Как вы думаете мы справились с поставленной задачей? (Ответы детей)
Ребята, давайте оценим нашу работу с помощью голосования. В древней Спарте оно проводилось при помощи крика и получило название детский способ голосования. Мы не будем устраивать шума. А проголосуем как в Древних Афинах - при помощи камешков. Светлый камень означает, что вы работали активно и довольны своей работой. Темный - наоборот.
Тесты (если останется время)












Проверка д/з (ист. пятнашки)


















Работа с учебником и картой
Составление кластера















1наклейка




Работа с вещ. источ.









2 наклейка






Рассказ учителя

Работа с кластером



3 наклейка





Работа с учебником














Работа с документом
Модели-рование








Работа с ист. словарем





Рассказ учителя


дискуссия






























исторический диктант














13PAGE 15


13PAGE 14515




15