Урок по литературному чтению на тему В.М.Гаршин Сказка о жабе и розе 4 класс


Тема урока: В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе».
( второй урок)
Цели:
Познавательные:
Продолжить работу над « Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина.
Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
Учить видеть прекрасное , сделать прекрасное частицей своей жизни.
Развивающие:
Развитие логического мышления на основе отработки логических операций: анализа (при характеристики главных героев), синтеза, обобщения ( что собой олицетворяет каждый главный герой в этом произведении), сопоставления ( чем похожи жизни розы и мальчика), установление причинно- следственных связей.
Развивать навыки правильного выразительного чтения.
Развитие самостоятельности ( Работа с текстом произведения. Когда надо найти заданный отрывок.). Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, к природе.
Воспитывать умение анализировать поступки других людей.
Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей.
Оборудование:
Компьютер и проектор.
Презентация к уроку.
Рисунки учащихся.
Учебник «Литературное чтение» 4 класс, Горецкий В.Г.

Ход урока
Организационный момент.
-Посмотрите на экран, прочитайте эпиграф к уроку( Слайд 1).
Самый лучший день - сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая лучшая работа та, которую ты любишь.
Самая большая потребность – общение.
Самое большое богатство – здоровье.
Самый большой дар - любовь .( шепотом, спокойно, с вопросительной интонацией, с восклицательной интонацией).
Актуализация имеющихся у детей представлений.
- Ребята, с творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?
- Что вы можете сказать о о жизни и творчестве?
- Детство у него было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!
Вот и вам предстоит быть на уроке наблюдательными, внимательными, чтобы понять произведение Гаршина, увидеть главную мысль сказки. Научиться сострадать, сопереживать героям.
Рассказ на фоне музыки Рубинштейна. 
Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играл Рубинштейн. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка.
- Как же называется его произведение?( Слайд 2)
3. Постановка проблемного вопроса.
- Как думаете о чем эта сказка? (О жабе и розе) Это только на первый взгляд. Давайте в конце урока вернемся к этому вопросу.
4. Проверка домашнего задания. Выставка рисунков.
- Дома вам надо было изобразить главных героев.
- Какими вы их себе представляете?
- Давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием.
( Слайд 3) - Что вы можете сказать о розе? Какая она? ( Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени) - ( Учитель обращается к рисункам детей).
- Почему вы изобразили розу именно такой? (она красивая, добрая, нежная, прекрасная)
- Какие краски вы использовали для своих рисунков? (Розовую, алую, жёлтую).
- То есть вы брали светлые тона.
( Слайд 4) - Что вы скажете о жабе? ( Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная)
- Почему вы изобразили её такой? (Она страшная, гадкая, безобразная).
- Какие краски использовали? (Чёрную, серую, тёмно- зелёную, коричневую) . - То есть для своих рисунков вы брали тёмные тона. Молодцы!
- Сегодня на уроке нам с вами предстоит выяснить, что собой олицетворяет роза в этом произведении, а что жаба. Какие отношения сложились между героями в этом произведении.
( Слайд 5) читаем хором
Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть
А роза, милое создание,
Она сотворена любить
Задача нашего урока-
Добро и зло разоблачить.
Работа по пройденному материалу. Беседа. Выборочное чтение. (Слайд 6)
- Найдите в тексте и прочитайте, где жила роза. ( С. 169).
- Какие условия необходимы для жизни розы?
( Свет, тепло, солнце, яркое небо, бабочки летают, соловей поёт).
- Каким был этот цветник? (Цветник запущен - по нему разрослись сорные травы - дорожки не чищены - деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась - обстановка вокруг розы убогая)
- Что хотел показать этим автор? (Среди убогости можно встретить, увидеть прекрасное)
- А так ли некрасив был этот цветник? (Читает ученик- 2 абзац стр. 169)
- Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами? ( Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность) - Как среди такой красоты выглядела роза? (Нежным, роскошным бледным цветком).
- Когда она распустилась? ( стр.170)
Учитель читает: Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой.
- Оживает природа, казалось бы, все хорошо, тогда почему же плачет роза? (Роза растет среди запустения, поэтому и плачет)
- А разве цветок может плакать? (Нет. Автор подразумевает человека. Только человеку присущи душевные переживания. - Слезы – это капельки росы, которые искрятся на листочках розы) - А теперь найдите и прочитайте, где жила жаба.( с. 170)
- Какие места для своей жизни выбирала она?
( Тёмные, сырые, жила внизу, между корнями куста).
- Молодцы!
- А теперь давайте определим что олицетворяет в этом произведении роза ? (Добро).
- А жаба? (Зло).
- Ребята, но ведь в этом произведении помимо жабы и розы есть ещё один главный герой.
Кто это? (Мальчик).( Слайд 7)
- Каким вы себе его представляете? (он худой, бледный) Прочитайте. ( стр.171)
- Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом.
Прочитайте этот отрывок шёпотом. ( с.172)
- Как описывает Гаршин этого мальчика?( Бледный, кроткий, худой, его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали, что он не сделает им ничего плохого).- А как вы думаете, к кому из наших героев ближе мальчик?( К розе).
- Почему?
Физминутка. ( Слайд 8) Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.

Разминка для глаз ( Слайд 9)
Изучение нового материала
- Прослушивание продолжения сказки в аудиозаписи.
8. Обмен впечатлениями.
- Каков конец сказки?
- Каким настроением проникнуто произведение?
- В какой момент вам было больше всего грустно?
Закрепление изученного ( Слайд 10)
- Расскажите как произошла первая встреча жабы и розы.
- Какая у жабы была цель? (Она хотела уничтожить розу).
- Как жаба добивалась поставленной цели?
(Она всё лезла и лезла вверх, цепляясь за ветки куста. Ей было трудно это делать, т.к. она могла ползать и прыгать только по ровному месту. Она делала усилие над собой, он всё равно ползла, при этом злобное животное постоянно смотрело на цветок).- Какие чувства испытывала роза в этот момент? ( Страх, ужас, беспокойство).
- А какие чувства испытывала жаба? ( Злость, ненависть).
- Как встретились они во второй раз. Что в этот момент почувствовала роза?
(Страх, ужас, шок испытала, она пожалела о том, что не может сорваться и улететь как птицы, насекомые. Она поняла, что погибает).- А как вела себя жаба?(Она храбро лезла вверх, не жалея ни лапок, ни брюха).
- Что её двигало?(Злоба).
- Кто же спас розу?(Сестра мальчика).
- Почему автор не позволил жабе погубить розу? Что олицетворяет в этом произведении роза? А жаба? Что происходит в сказках между добром и злом?
- Итак, какая же цель у розы была в жизни? (Она хотела радовать других и приносить счастье всем).
- А как относилась к жизни жаба?( Она жила только для себя).
- Какое у неё было желание? (Поесть).
- То есть для кого она жила?
Итак, ребята мы с вами выяснили, что роза – это олицетворение добра, а жаба- зла.
- Встретились ли мальчик и роза?( Да).
- Расскажите как произошла эта встреча.
- Какие слова мальчик сказал, умирая?( « Ах, как хорошо!»)
- А почему мальчик так сказал?
( Роза принесла ему радость в последний момент его жизни, спокойствие, умиротворение).
(Слайд 11)
- А как роза закончила свою жизнь?
( Её поставили в отдельном бокале к гробу мальчика, потом сестра переставила её на стол и поцеловала, когда ставила)
Учитель: « Маленькая слезинка упала с её щеки- на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы».
- Почему же эта слезинка оказалась самым лучшим происшествием в жизни розы?
( Роза поняла, что не зря распустилась, т.к. она в последние минуты жизни принесла мальчику радость).
Итог урока.
- В начале урока вы сказали, что эта сказка о жабе и розе? Вы ещё согласны со своим ответом?
- Задача нашего урока какая была?
- Разоблачили мы с вами добро и зло?
- Урок я хочу закончить словами Сергея Острового.
(Слайд 12)
« В жизни по- разному можно жить
В горе можно, и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать, и не помышляя о чуде
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям.»Домашнее задание. (Слайд 13)
Подготовить краткий пересказ 1 ряд- от имени розы; 2 ряд- от имени жабы; 3- ряд от имени мальчика
Выставление оценок. Прощание. (Слайд 14)